А где находился зловещий треугольник дракона. Море дьявола – самые страшные и таинственные места планеты

К юго-востоку от Японии в Тихом океане располагается район, конкурирующий с Бермудским треугольником, называемый море Дьявола — так японские рыбаки окрестили тихоокеанские воды вокруг острова Миякедзима, расположенные в северной части Филиппинского моря.

Море дьявола в Тихом океане

Писатель JI. Почивалов в статье «Есть ли тайны в Бермудском треугольнике?», напечатанной в одном из номеров «Литературной газеты» за 1983 г., писал: «Я вспоминаю свой двенадцатилетней давности рейс па «Витязе» «…»Там тоже есть свой «треугольник» — Филиппинский,- проклятое моряками место. Я читал, что он будто бы является повторением Бермудского. Только в Атлантике его называют «Дьявольским треугольником», а в Тихом — «Море дьявола «.
Расположено оно между Японией, о-вом Гуам и северной частью Филиппинских островов. Здесь впезапно начинаются бури и мертвые зыби, которые поглотили немало жертв. Море это зовется «кладбищем» Тихого океана. За несколько дней до нашего появления в этом районе отправился на дно как раз на трассе «Витязя» большой японский сухогруз…»

Море дьявола и гибель судов

На стыке 1970-х — 1980-х в акватории Моря дьявола погибло 24 судна. Наиболее трагичной оказалась зима 1980-1981 гг., когда в течение только 8 дней затонуло 6 кораблей. После этих катастроф японское правительство разрешило создать специальную комиссию и выделило 2,5 млн долларов на исследования. По рекомендации комиссии в «Море дьявола» установили метеорологические буи для сбора информации о погодных условиях и состоянии океана.

Анализ обстоятельств гибели 24 судов, о которых только что упоминалось, не дает практически никакой пищи, чтобы объяснить катастрофы таинственными причинами. Во всяком случае, причины гибели 21 судна, из которых большинство балкеры, известны достаточно точно. Двенадцать из них переломились, не выдержав штормовых волн, девять затонули из-за смещения груза во время жестоких штормов, и только три пропали бесследно.


Как видим, главный виновник гибели судов — штормы. Особенно опасны сильные тропические циклоны — тайфуны, зарождающиеся в различных районах западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, у Марианских и Филиппинских островов. Траектории большинства из них проходят через «Море дьявола».

Еще известный английский мореплаватель Уильям Д ампир в своей книге «Путешествие вокруг света» (1697 г.) 2, дав подробное описание тропических ураганов и тайфунов, правильно подметил, что разница между ураганом Вест-Индии и тихоокеанским тайфуном вод заключается только в названии. Однако в связи с тем, что теплая вода в западной части Тихого океана, где рождаются тайфуны, занимает более обширные пространства, чем в Атлантике, тайфуны, как правило, крупнее и интенсивнее ураганов.
Развитый тайфун представляет собой область пониженного давления с исключительно большими горизонтальными градиентами, вызывающими внутри тайфуна очень сильный ветер. Кстати, по-китайски тайфун и означает «большой ветер». Огромные скорости ветра в тайфунах представляют серьезную опасность для мореплавания и авиации. Атмосферное давление в центре тайфунов в отдельных случаях понижается до 880- 890 мбар.

Так, в тайфуне «Нэнси», зарегистрированном в сентябре 1961 г., давление в центре составляло 885 мбар. Скорость ветра в этом тайфуне была равна 83 м/с. Впрочем, предельную скорость ветра в тайфунах определить не удается, поскольку приборы для измерения скорости ветра — анемометры — выходят из строя.

Надо сказать, что характер волнения в центре тайфуна наиболее опасен для судов, хотя внешние признаки — отсутствие ветра, почти безоблачное небо с легкой дымкой перистых облаков — действуют успокаивающе. В «глазе бури», расположенном вблизи берегов, мореплаватели нередко наблюдали тучи насекомых и множество птиц, занесенных в ловушку сильными ветрами.


В областях тайфуна, граничащих с пространством хорошей погоды, особенно в его передней половине, где ветер может быть и слабым и свежим, наблюдается моросящий дождь. С усилением ветра он переходит в сплошной ливень. Сила ветров увеличивается от периферии тайфуна по направлению к «глазу бури» в соответствии с увеличивающейся крутизной градиента давления

Часто, как показывают исследования, центр тайфуна не совпадает с центром ветровой циркуляции, смещаясь относительно его до 20 миль.

Волнение в зоне тайфуна, впрочем, как и любого тропического циклопа, переносится судами значительно тяжелее, чем волнение при штормах умеренных широт. Дело в том, что ветер в высоких и умеренных широтах обычно сохраняет свое направление на значительной акватории, тогда как в движущемся тайфуне он непрерывно меняет свое направление. Поэтому в умеренных и высоких широтах создаются сравнительно правильные волны, идущие с ветром, и судно может к ним приспособиться, а в тропических циклонах одновременно образуются волны, не совпадающие в данный момент с направлением ветра.

Северо-западная часть Тихого океана, в которую входит «Море дьявола», стоит на первом месте по количеству ежегодно проходящих по ней тайфунов. В отдельные годы наблюдалось до 38 тайфунов. Максимум тайфунной деятельности падает на июль-октябрь.
Тайфуны из области своего зарождения сначала перемещаются на запад, но большинство из них затем направляется па север, а после — на северо-восток, образуя параболу с вершиной, обращенной к западу. Средняя скорость перемещения тайфунов составляет 26 км/ч, однако она изменяется в широких пределах — от И до 50 км/ч. Эта сравнительно небольшая скорость движения тайфунов дает возможность судам с налаженной синоптической службой уклоняться от встречи с ними.

Встреча с тайфуном — всегда испытание для мореплавателей. Капитан теплохода «Леалотт», следовавшего из японского порта Кобе в Гонконг и встретившего 11 ноября 1959 г. в «Море дьявола» тайфун «Эмма», записал в отчете: «С вечера до 03.00 шторм достиг высшей силы. Поверхность моря с мостика уже не была видна из-за густой пелены брызг и пены, несущейся на уровне топов мачт. Приходилось управлять судном, наблюдая струи несомой ветром водяной пыли в слабом свете тоновых огней и стараясь иметь ветер на 2-3 румба позади правого траверса. Следуя за изменением ветра, изменяли постепенно курс по 10° влево…

… Судно описало дугу от запада через юго-запад до юго-востока за несколько часов…»

Надо сказать, что тайфун «Эмма» был обычной силы, а умелые действия капитана и экипажа предотвратили даже малейшие неприятности. Однако бывают тайфуны разрушительной силы, ломающие даже большие суда, такие, как современные балкеры.
Есть в пределах акватории «Моря дьявола» еще природная опасность, хотя и редко, но способная быть причиной катастроф.

Поблизости от о-ва Микура 24 сентября 1952 г. были обнаружены обломки судна «Кайо-мару». Выяснилось, что судно затонуло несколько дней назад не менее чем в 150 милях к югу от этого острова. Причина гибели — извержение подводного вулкана, вблизи которого находилось «Кайо-мару». Гибнущее судно видели с сухогрузного судна, но не сумели подойти близко к месту катастрофы. Таким образом, причиной гибели судна в «Море дьявола» может быть также извержение подводного вулкана. Таких вулканов довольно много в пределах «Моря дьявола». Но, конечно, главной причиной катастроф являются тайфуны.

Акватория «Моря дьявола» огромна — на ее востоке протягивается гирлянда вулканических островов Нампо и Марианских, а с запада ее ограничивают более крупные острова Рюкю и Филиппины.
Около Японских островов часто проходят суда, направляющиеся в порты Юго-Восточной Азии или в местные порты. Южнее океан пустынен, лишь иногда встречается японское рыболовное судно или суперлайнер, совершающий кругосветное плавание с обязательным посещением экзотических атоллов Полинезии. Вокруг — синяя однообразная океанская пустыня без оживляющих картину островков саргассовых водорослей.
Конечно же, радостно видеть на горизонте землю. Но приближаясь к островам Нампо, невольно испытываешь тревогу — в большинстве своем это скалистые неприступные утесы с белой иеной прибоя у подножия.

У многих из островов Нампо на подводных скалах разбилось немало судов и в прошлом и в нашем веке. Нередко эти суда, вернее их искореженные остовы, застрявшие в подводных скалах, служат ориентиром и упоминаются в лоции. Некоторые из них потерпели крушение в шторм, налетев на прибрежные рифы, а другие, ничего не подозревая,- в хорошую спокойную погоду. Дело в том, что у островов Нампо немало действующих вулканов.

Их извержение — явление грозное и впечатляющее: сопровождаясь глухими раскатами, над водой вздымается фонтан черного пепла и грунта. В воздухе за десять миль от фонтана разносится резкий насыщенный запах серы. Замечали, что если извержение происходило ночью, то на горизонте мог быть виден над океаном огненный столб. В результате извержений подводных вулканов на больших площадях до неузнаваемости меняется рельеф дна.

Сейчас такие районы объявляются опасными для плавания. Среди опасных для плавания — район скал Байоннез, где сравнительно недавно был о-в Урания, исчезнувший после очередного извержения. Исчезла также приметная гора из черного базальта. Зато вместо них появились хаотически разбросанные, скрытые под водой скалы. Понятно, что здесь могли потерпеть крушение какие-нибудь суда вскоре после извержения, когда еще не вышли в свет соответствующие дополнения к лоции островов Нампо.

Таким образом, к причинам кораблекрушений в «Море дьявола» следует добавить и навигационные опасности вблизи вулканических островов этой акватории.

Острова оживляют «Море дьявола » не только сами по себе, но и из-за того, что на них расположены гнездовья морских птиц, в частности странствующего альбатроса. Имеются и птичьи базары. На островах Огасавара, входящих в состав архипелага Нампо, выводит потомство морская зеленая черепаха.

Так что потерпевший кораблекрушение, оказавшийся даже на необитаемых островах архипелага Нампо, не погибнет с голоду. Тем более, на многих из них имеется растительность, правда далеко не щедрая. Чаще всего встречаются панданусы с характерными воздушными корнями-подпорками да некоторые виды пальмы. Впрочем, на южных островах архипелага имеется и травянистая растительность.

Хуже другое — далеко не на всех островах имеются источники пресной воды. Как правило, островитяне собирают дождевую воду.

Интересно, что некоторые из островов архипелага Нампо носят русские имена. Имеется о-в Панафидина, открытый в 1820 г. лейтенантом русского флота Панафидиным и названный первооткрывателем о-вом Трех Холмов. С 1965 г. на о-ве Панафидина регулярно происходят землетрясения, заставившие жителей покинуть остров.

Известен также о-в Сарычева. В 2,5 милях от острова располагается действующий подводный вулкан Функа, угадывающийся по постоянно всплывающим на поверхность моря пузырькам сернистого газа.


Замыкающая восточную границу «Моря дьявола» дуга Марианских островов тоже вулканического происхождения. Из некоторых островах — действующие вулканы. Марианские острова были открыты экспедицией Магеллана. 6 марта 1521 г. Магеллан высадился на главный остров архипелага — Гуам, на котором в наши дни находится знаменитый аэропорт. Польский журналист Я. Вольневич, побывавший на острове, пишет: «Впрочем, Гуам представляет собой не совсем обычный пункт мировой авиационной сети, в котором гражданские самолеты пользуются стартовыми полосами военной базы, самыми длинными из всех, которые мне приходилось когда-либо видеть; это отсюда в самом конце второй мировой взлетали знаменитые «летающие крепости»; с него и сейчас стартуют «геркулесы», а также нашпигованные электронной аппаратурой патрульные самолеты дальнего действия» .

Легенда о Море дьявола, фото которой проиллюстирована ниже, утверждает, что немало самолетов, взлетевших с Гуама, как в годы второй мировой войны, так и в наши дни бесследно исчезли в воздушном пространстве над «Морем дьявола». Действительно, имелись сообщения об аварии военных самолетов, базирующихся на Гуаме, а также о нескольких авиакатастрофах гражданских самолетов, направлявшихся в Северную Америку и в Австралию, случившихся над Тихим океаном. Достоверных сведений об исчезновении гражданских самолетов в воздушном пространстве над «Морем дьявола» нет.
Однако продолжим обзор островов в «Море дьявола». С запада акваторию от Восточно-Китайского моря отделяет цепь островов Рюкю. Острова гористы и покрыты щедрой субтропической растительностью. Многие из островов окаймлены коралловыми рифами, покрытыми к тому же водорослями, поэтому при плавании у островов соблюдаются предосторожности, особенно при неблагоприятном солнечном освещении. Тем не менее кораблекрушения у берегов Рюкю не редкость. Во времена расцвета Древнего Китая острова Рюкю были монетным двором империи. Около них добывались каури5, имевшие функцию денег.

В районе островов Рюкю наблюдается активная вулканическая и сейсмическая деятельность. Здесь находятся очаги сильных землетрясений и моретрясений, в результате действия которых значительно изменяется рельеф дна.

Для всех островных цепей, о которых мы упоминаем, закономерным является то, что к их восточным берегам подступают глубоководные желоба. Около островов Нампо протягиваются желоба Идзу-Бонинский с максимальной глубиной 9985 м, затем желоб Волкано с глубиной до 9156 м и, наконец, знаменитый Марианский желоб с наибольшей глубиной 11022 м, являющейся одновременно максимальной для всего Мирового океана.

Имеются также желоб Нансей с восточной стороны островов Рюкю с глубинами до 7790 м и соперник Марианского желоба — Филиппинский, долгое время считавшийся самым глубоким. По современным данным, его наибольшая глубина 10 265 м. Глубоководные желоба специально изучались океанологами с помощью различных приборов, а в Марианскую впадину был даже осуществлен спуск батискафа «Триест». Никаких таинственных явлений с желобами не связано, и они не играют никакой роли в создании легенды об опасных и разрушительных природных процессах.

Другое дело — действующие подводные вулканы на океанском дне акватории «Моря дьявола». Дно океана разделяется здесь протягивающимся с севера на юг хребтом Кюсю-Палау на Филиппинскую и Западно-Марианскую котловины. В обеих этих котловинах имеются изолированные конические поднятия разной высоты — это подводные вулканы. Некоторые из них имеют плоские вершины (они получили название гайотов), а другие увенчаны пиками. Это действующие вулканы. Как мы говорили, они представляют определенную опасность в случае извержения. Однако речь идет главным образом о вулканах, располагающихся около островов на поднятиях дна. Их вершины находятся на небольшой глубине под уровнем океана.

Море дьявола и подводные течения

В отношении активной вулканической деятельности и сейсмичности геология «Моря дьявола» заметно отличается от геологических черт акватории . Вместе с тем «Море дьявола» по некоторым природным особенностям имеет определенное сходство с акваторией Бермудского треугольника, но есть и отличия.
Сходство в динамике вод в том, что, так же как и западная часть Саргассова моря, акватория, которая названа «Морем дьявола», представляет западную периферию северного субтропического антициклонического круговорота, сформированного северными струями Северного Пассатного течения и аналогом Гольфстрима — течением Куросио. Это течение почти такое же стремительное, как Гольфстрим. Морские историки приводят много примеров, когда отнесенные бурей суденышки подхватывало Куросио и несло к берегам Нового Света. Здесь часто находили различные поплавки японского производства.

В распространении Куросио вдоль Японских островов имеется особенность. К югу и востоку от Японии постоянно существуют два меандра. Объясняют их особенностями рельефа дна. Тот, который расположен к югу от островов-циклопический, развитый над поднятием дна, а восточный меандр — антицпкпонический, связанный с нахождением глубоководного Японского желоба. Вдоль Куроспо, так же как вдоль Гольфстрима, образуются вихри за счет разрушения более мелких меандров. Однако в отличие от Гольфстрима вдоль южного фланга Куроспо всегда существуют антициклональпые вихри, в поле которых вторгаются недолгоживущие циклонические вихри. Кстати, в Японии есть и .

На юге акватории — мощное Северное Пассатное течение с медленным противотечением, расположенным севернее его и направленным на восток.

В целом акватория «Моря дьявола» — район нагретых и соленых вод. Известны случаи, когда люди оказывались за бортом в результате кораблекрушения, но сумели продержаться в теплой воде значительное время. Но человеку, оказавшемуся за бортом не по своей воле, угрожают опасные обитатели океана, и прежде всего акулы, в том числе белая акула-людоед. Около берегов часто встречаются ядовитые рыбы, такие, как крылатки, а также медузы, а в открытом море и .
Воды изобилуют летучими рыбами. В целом это более биологически продуктивный район, чем акватория Бермудского треугольника, но огромная часть, называемая Филиппинским морем, пожалуй, так же бедна, как саргассово морские воды. Поэтому японские рыболовные суда сосредоточиваются в северной части акватории.

Иногда можно выловить раковину, занятую маленьким осьминогом-аргонавтом, вернее осьминожихой, для которой раковина — это инкубатор для вынашивания яиц. Удивительно красивы крупные веслоногие рачки-сапфирины, переливающиеся зеленым и сиреневым блеском. «Танец» этих рачков описан Г. Адамовым в приключенческой повести «Тайна двух океанов».

Воды «Моря дьявола» в целом загрязнены нефтепродуктами несравненно меньше, чем воды Бермудского треугольника, однако у берегов Японии оно существенно. Здесь же воды загрязнены соединениями ртути и кадмия, причем содержание ртути в два-три раза превышает естественный природный фон. Накапливаясь в донных осадках, ртуть может попадать в тела бентосных организмов, а через них в рыбу, что может служить причиной серьезного отравления.

Вот в самом общем виде как выглядят некоторые природные особенности акватории «Моря дьявола», которые в той или иной степени могут пролить свет на кораблекрушения.

Море дьявола и его жертвы

Несколько слов о предыстории названия «Море дьявола». По-видимому, оно было придумано журналистами, причем американскими, поскольку сенсационные сообщения появились в «Нью-Йорк тайме» в пятидесятые годы. Японские журналисты подхватили это название и «внедрили» его в обиход и в японской прессе.

В «Йомпури симбун» от 14 января 1955 г. говорится: «Место, где погиб «Сихьёмару», называют «Морем дьявола». В течение пяти лет там пропало девять судов. Причины неизвестны.

С 4 января 1955 г., когда была потеряна радиосвязь с судном рыболовной инспекции «Сихьёмару», продолжаются его поиски. Уже больше десяти дней нет известий о судьбе 14 членов команды. Место исчезновения судна находится примерно в 30 милях к юго-востоку от о-ва Микура. За последние пять лет в этом районе исчезло около девяти рыболовецких судов, и ого начали называть Морем дьявола…» 0Далее выдвигалось предположение, что причина гибели судов может быть связана «с действием какой-то неизвестной силы, порожденной «атомным веком»…» Приводился и конкретный перечень девяти судов, исчезнувших в этом районе за последние пять лет.

Итак, первоначально «Морем дьявола», как следует из публикации, называли сравнительно небольшую акваторию южнее о-ва Хонсю. Однако в этой же публикации содержится противоречие. В действительности вблизи о-ва Микура погибли лишь четыре из упомянутых в перечне судов. Остальные же погибли далеко от первоначального «Моря дьявола». Так, «Гуро Сио-мару № 1» пропал вблизи островов Огасавара, «Ко Зимару» исчез восточнее о-ва Иводзима в 800 милях от о-ва Хопсю и т. д. Таким образом, понятие «Море дьявола» распространилось уже на значительно большую акваторию. Спустя несколько лет стали говорить об огромном пространстве, включающем как воды, омывающие Японию, так и Филиппинское море.

Интересно, что причины гибели двух из девяти судов были точно известны. «Кайо-мару», о котором сообщалось в связи с действием подводного вулкана, был уничтожен непосредственно извержением или возникшей при этом гигантской волной. Судно «Сё Хуку-мару» затонуло в 120 милях к востоку от о-ва Микура во время тайфуна, успев послать в эфир сигнал «SOS». Остальные семь рыболовецких судов водоизмещением от 62 до 190 т исчезли, как говорит легенда, по таинственной причине.

Однако даже беглый просмотр дат исчезновения судов показывает, что они пропали главным образом в зимние месяцы, когда вероятность штормов очень велика. Удалось найти упоминание о бушевавших в дни, указанные в перечне, сильных ветрах и волнении в районах плавания этих судов. Следует добавить, что далеко не все из них были снабжены надежными радиостанциями.

Что же касается судьбы судна рыболовной инспекции «Сихьё-мару», о котором упоминается в сообщении «Йомури симбун» от 14 января 1955 г., то буквально на следующий день, 15 января, оно пришло в порт Урага. Оказалось, из-за неполадок в аппаратуре судно не могло выйти в эфир и сообщить о своем местоположении. Велико было изумление экипажа, когда их встречали на берегу как выходцев с того света. Казалось бы, все ясно, но сторонники легенды не вычеркнули «Сихьё-мару» из списка жертв «Моря дьявола».

Надо сказать, что и в последующие годы в районе Японии, в том числе и в «Море дьявола», пропадало без вести много рыболовецких судов. Но никто не привлекает для объяснения таинственные силы, а во всем винят тайфуны и штормы, приносимые циклонами умеренных широт. Гибнут суда и по другим причинам, пе успев послать в эфир сигнал бедствия.

Одной из самых известных катастроф в «Море дьявола» считается авария с норвежским танкером «Берге Истра». Журналисты назвали танкер самой большой жертвой «Моря дьявола». В декабре 1976 г. танкер неожиданно исчез севернее Филиппинских островов. Его поиски не дали никакого результата. Легенда получила серьезное подкрепление, тем более что исчезновение «Берге Истры» произошло совсем не в штормовую погоду. Высказывались различные предположения о гибели танкера вплоть до фантастических. Однако спустя десять дней история прояснилась. Филиппинские рыбаки случайно обнаружили спасательный плот с моряком погибшего танкера. По его рассказу была составлена истинная картина катастрофы. Оказалось, что причиной катастрофы «Берге Истра» был взрыв во время работ по очистке танков водяной струей. Комиссия по расследованию аварии пришла к выводу, что в магистралях появился углеводород и образовались искры от наводимого статического электричества.

Разгадка моря дьявола

Итак, «Море дьявола» — район Тихого океана, где нет каких-то сверхъестественных сил и таинственных явлений, которые вызывают кораблекрушения и аварии самолетов. Суда и самолеты здесь гибнут из-за жестоких штормов, вызванных тайфунами и циклопами умеренных широт. Иногда причиной кораблекрушений могут быть естественные опасности у островов п проливов, а также извержения подводных вулканов.

С 6 мая по июль 1987 г. мне довелось участвовать в экспедиции на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в самом центре Филиппинского моря. Кстати, название — Филиппинское море появилось на картах только в XX в. Происхождение названия очевидно — соседство с Филиппинскими островами.

Первыми европейцами, которые пересекли Филиппинское море, были моряки экспедиции Магеллана, отплывшие от Марианских островов 10 марта 1521 г. Они были удручены безжизненностью расстилавшихся перед ними океанских вод и полным отсутствием морских птиц. К счастью, переход был недолгим, и через несколько дней на западе показалась земля — множество живописных зеленых островов, названных Магелланом островами Святого Лазаря. Впрочем, вскоре они были переименованы в Филиппинские в честь инфанта, а затем испанского короля Филиппа II.

Могу подтвердить наблюдения испанских моряков XVI в.: за два с половиной месяца наших работ в Филиппинском море мы ни разу не видели в небе морских птиц, океан тоже постоянно оставался пустынным: без всплесков дельфинов или корифен, без морских черепах. В этих тропических водах всего два раза видели редкие стайки летучих рыб, без которых тропики просто немыслимы. Кругом — безжизненные синие воды.

Немудрено, что филиппинские рыбаки подобрали моряка с танкера «Берге Истра» в крайне тяжелом состоянии. За время блуждания в Филиппинском море без запасов пищи и пресной воды, он только дважды сумел утолить жажду во время дождей. Знаменитый Ален Бом-бар был в куда лучшем положении, совершая плавание на резиновой лодке в тропической Атлантике: ему удавалось ловить рыбу и даже поймать морскую птицу. Кроме того, с помощью специальной сетки он отлавливал планктон, есть который с непривычки было трудновато (если не сказать противно), но он давал необходимый для организма витамин С.
Спутник Т. Хейердала па плоту «Кон-Тики» швед Бенгт Даниэльсон шутливо рекомендовал каждому, кто окажется за бортом не по своей воле и естественно не располагает планктонной сеткой, использовать вместо нее обыкновенный носок, опустив последний в воду на веревке за кормой спасательного средства. Однако эта рекомендация не для Филиппинского моря, содержание планктона в поверхностном слое которого ничтожно.

Прежде всего, возьмем микроскопические водоросли — фитопланктон, представляющий собой самое начальное звено пищевой цепи во всех водоемах. Развитие фитопланктона немыслимо без процесса фотосинтеза, для которого необходим солнечный свет. Над Филиппинским морем светит ясное тропическое солнце. Я думаю, оно более немилосердное, чем в тех же широтах над сушей, ведь «океанская» атмосфера, лишенная аэрозольных частиц, прозрачнее, примерно, в три раза, а облака над океаном даже в пять раз.

В таких условиях при очень высокой интенсивности света наступает депрессия скорости фотосинтеза и как следствие — угнетение водорослей. Существенно влияет и температура воды, особенно при высокой интенсивности света. В условиях избыточного солнечного освещения скорость фотосинтеза при повышении температуры сначала растет, а затем резко снижается. Более того, даже незначительное увеличение температуры при таких световых условиях ведет к быстрой гибели клетки.
На развитие планктонных водорослей влияет и достаточное минеральное питание. Особенно важное положение занимают здесь соединения азота и фосфора, поскольку они входят в состав белковых молекул и участвуют в регуляции внутриклеточного обмена.

В Филиппинском море отмечается исключительная бедность соединениями азота и фосфора близ поверхности. Пополнение этими важнейшими для жизни элементами за счет глубинных, более богатых ими вод, затруднено из-за уменьшения турбулентного обмена, вертикальных токов и «отслоения» верхнего слоя вследствие длительных периодов маловетреной погоды. Таким образом и создается в Филиппинском море «безжизненный» верхний слой: с одной стороны, из-за избытка света и высокой температуры, а с другой — по причине недостатка минерального питания. Наверное, без фитопланктона нет и зоопланктона, во всяком случае в достаточном количестве.

Лишь ночью Филиппинское море оживает. Оно поблескивает огоньками. Это к поверхности из темных глубин поднимаются креветки, рачки-эвфвузиды, миктофиды. Обычно в тропических водах ночью привлеченные светом судовых источников к борту подходят кальмары. Затаившись в тени под судном, они совершают стремительные рейды в освещенную зону, быстро расправляются с жертвой — летучими рыбами или светящимися анчоусами — и снова исчезают. Но в Филиппинском море те и другие встречаются только в прибрежных водах.

Район наших работ в Филиппинском море был настоящей колыбелью, где рождались тропические циклоны, и нам удалось проследить их образование и развитие.

Филиппинское море — масса очень теплых тропических вод. В июне здесь мы зарегистрировали температуру воды на поверхности, равную 31,4° С, а в июле поверхностная температура океана повысилась еще на градус. Столь высокая температура воды способствует образованию тропических циклонов. При конденсации водяного пара выделяется очень большое количество тепла, сообщающего циклоническому вихрю колоссальную энергию.

У моряков есть выражение «угрожающий вид погоды», по которому судят о приближении шторма. Воздух влажный и душный. Вся восточная половина горизонта затянута темными зловещими облаками. С наступлением темноты 9 июля было видно, как полыхают зарницы. Казалось, воздух наэлектризован как перед хорошей грозой. Действительно, синоптик экспедиции отметил на картах погоды приближающуюся к району наших работ тропическую депрессию, с которой буквально «на глазах» происходила метаморфоза: на следующие сутки она была Уже сильным тропическим штормом, а вскоре была объявлена тайфуном «Тельма».

Тайфун перемещался несколько севернее нас, но можно сказать, что мы были непосредственными очевидцами развития и изменения его стадии. За сутки тайфун, когда он перемещался в широтном направлении, проходил около 300 миль и лишь после поворота на север приобрел скорость до 500 и более миль. Самое низкое давление в своем центре, равное 915 мбар, «Тельма» имела 11 июля, когда мы находились от «ядра» тайфуна всего в 100 милях. О дальнейшей судьбе «Тельмы» мы узнали по радио.

13 июля тайфун повернул на север и за двое суток достиг Корейского полуострова. По сообщениям из Южной Кореи, 335 человек погибло, уничтожено более 15 тыс. домов, потоплено много сотен рыболовных судов. Правительство этой страны привлекло к ответственности метеорологическую службу, не сумевшую предсказать приход грозной стихии.

Советские дальневосточные синоптики, внимательно следившие за перемещением «Тельмы», заблаговременно оповестили о приближении тайфуна. Отмечалось, что обычно тайфуны в июле минуют Приморье. Однако «Тельма» избрала иной путь. По такому же необычному пути последний раз июльский тайфун обрушился на советское Приморье 35 лет назад.

В корреспонденции В. Ефимова в радиогазете «Советский моряк» за 19 июля сообщается: «Больше других от натиска стихии пострадал Хасапский район, хотя большую часть своих сил «Тельма» растратила над нашими южными соседями, где были даже отмечены человеческие жертвы. У нас же тайфун «заполнился» и изошел проливными дождями. Менее чем за 10 часов Хасапский район принял месячную норму осадков.
Благодаря принятым своевременно мерам удалось не только противостоять натиску стихии, но и в самый короткий срок устранить нанесенные повреждения, наладить радиосвязь, подачу электроэнергии, нормальное функционирование хлебозаводов и пунктов общественного питания».

Любопытно, что тайфун не только разрушитель, но и созидатель одновременно. Проходя над водной поверхностью, он оказывает воздействие на океанские глубины После тайфуна остается «холодный след». Это тайфун как бы «подсасывает» к поверхности более холодные глубинные воды, богатые питательными солями, стимулируют развитие планктона. Известно также, что тайфуны сопровождаются выпадением обильных осадков. И тогда в нашем Приморском крае с сопок и возвышенностей стекают потоки, насыщенные питательными веществами, обеспечивая благоприятные условия для нереста и развития в приморских реках лососевых рыб.

Наверное, стоит сказать и о будущем. Предполагают, что в будущем столетии увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере и вызванное этим повышение средней температуры планеты сделают тропические циклоны более разрушительными. По модели, разработанной К. Эмануэлем из Массачусетского технологического института, сила тропических циклонов, рождающихся, например, в Филиппинском море, где температура воды возрастет на несколько градусов, увеличится на 50%.

Треугольник дьявола

В западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов Соединенных Штатов Америки, есть район, приблизительно напоминающий по форме треугольник. Стороны его тянутся от точки севернее Бермудских островов к югу Флориды, затем вдоль Багамских островов к острову Пуэрто-Рико, где снова поворачивают на север и возвращаются к Бермудам около 40 градуса западной долготы.

Это – одно из самых удивительных и загадочных мест на Земле. В этом районе, обычно именуемом Бермудским треугольником, исчезли без следа (после 1945 года) более 100 самолетов и судов (в том числе подводных лодок) и более тысячи человек.

Хроника исчезновений:

В 1909 году в Бермудском треугольнике исчез капитан Джошуа Слокам, самый знаменитый и искусный моряк своего времени. Он первым на планете прошел под парусом вокруг земного шара. 14 ноября 1909 года он отплыл от острова Мартас-Винъярд и взял курс на Южную Америку; с того дня от него не было никаких сведений.

Версий, объясняющих продолжающиеся исчезновения людей, судов и самолетов, было предложено множество.

Среди них: внезапная волна цунами из-за землетрясения; болиды, взрывающие самолеты; нападение морского чудовища; искривление пространства-времени, захватывающее в другое измерение; воронка электромагнитных волн и сил тяготения, заставляющая суда блуждать, а самолеты падать; сбор образцов живых существ Земли, осуществляемый подводными или воздушными НЛО, которыми управляют оставшиеся в живых представители древнейшей цивилизации, или космические существа, или люди из будущего и т.д.

Конечно же, ежегодно над треугольником пролетает множество самолетов, его пересекают множество судов, и остаются они целыми и невредимыми.

К тому же во всех морях и океанах мира по различным причинам терпят бедствия суда и самолеты (здесь хотелось бы уточнить, что «бедствие» и «исчезновение» разные понятия. В первом случае в воде остаются обломки и трупы; во втором – не остается ничего). Однако нет такого другого места, где при чрезвычайно необычных обстоятельствах произошло бы столько необъяснимых, внезапных исчезновений.

Библиотекарь из Аризоны Лоуренс Д. Куше в своей книге «Бермудский треугольник: мифы и реальность» «разоблачает» тайну этого района. Он считает, что это сенсация, которая обросла легендами. При этом он лишь выборочно отвергает некоторые случаи, оставляя за бортом большинство загадочных исчезновений, к которым ему так и не удалось подобрать ключей.

И уж совершенно не втиснуть в рамки концепции Куше, объясняющего все случаи исчезновения судов и самолетов «обычными» причинами, странные корабли-призраки, покинутые командами. Ведь с 1940 по 1955 год таких судов здесь было встречено около пятидесяти! Французское судно «Розана» близ Багамских островов (1840). Шхуна «Кэролл А. Диринг» с поднятыми парусами, с приготовленной пищей на камбузе, с двумя живыми кошками (1921). Судно «Рубикон» с одной собакой (1949).

А вот такой случай 1948 года Л. Куше отказывается интерпретировать.

Ранним утром 30 января капитан Макмиллан, командир самолета «Стар Тайгер» типа «Тюдор-IV», принадлежавшего компании «Бритиш саут америкен эйруэйз» (БСАА), запросил диспетчеров на Бермудах и сообщил сведения о своем местонахождении. Подтвердил, что на борту все в порядке и что он следует точно по расписанию. Это было последнее, что услышали о «Стар Тайгере». Начались поиски. Десять судов и около тридцати самолетов прочесывали весь район океана по маршруту следования. Не удалось обнаружить ничего: ни масляных пятен на поверхности воды, ни обломков, ни тел погибших. В заключении комиссии говорилось, что никогда еще следствие не стояло перед решением более трудной задачи.

«Это действительно неразгаданная тайна неба», – вынужден признать Л. Куше.

Среди летчиков и моряков немало таких, которые считают, что «в районе с таким интенсивным движением вполне естественно можно представить себе самолет, судно или яхту, которые потерялись вследствие стечения обстоятельств – внезапный шквал, мгла, поломка».

Они заявляют, что треугольника не существует, что само это название ошибка или досужий вымысел для слишком увлеченных фантастикой читателей. Их мнение поддерживают авиакомпании, обслуживающие этот район. По поводу существования самого Бермудского треугольника и его границ споры не утихают. Какова его настоящая форма, как родились среди экипажей самолетов, пароходов, яхт, подводных лодок легенды об исчезновениях? Может быть, из-за популярности этих легенд любая необъясненная авария сразу же толкуется как исчезновение? Не в этом ли причина?

Радио и телевидение засыпало вопросами очевидцев, летавших в этом районе, доводя их до нервозности и психоза. Обычно при таком напряженном обмене вопросами-ответами в конце концов следовало: «Летал через треугольник много раз, и ничего не случалось. Никакой опасности нет».

Людям, организовывающим путешествия, пассажирам, направляющимся в сторону треугольника, часто задают вопрос: «Полетим через Бермудский треугольник?» И, поскольку точных границ нет, ответ на это следует отрицательный. Иногда в оправдание опоздания прибытия самолета пассажирам приводится такой довод: «Но ведь приходится облетать Бермудский треугольник».

Несмотря на это, странные аварии и бедствия в треугольнике и прилегающих районах продолжаются. В 1970 е годы в непосредственной близости от аэропорта Майами, над сушей, несколько самолетов потерпели крушения, которым не нашли объяснений. Один из них – рейс 401 на Истон («Локхид» Л-102), на борту которого было более 100 человек, исчез 29 декабря 1972 года. Расследование обстоятельств исчезновения рейса 401, возможно, проливает какой-то свет на многие предыдущие внезапные исчезновения над океаном.

Известно, что этот самолет в течение последних 7-8 секунд полета снижался с такой скоростью, что за ним не могли уследить ни диспетчеры в Майами, ни пилоты. Так как все альтиметры работали, при обычном снижении у пилотов хватило бы времени, чтобы выровнять самолет. Но снижение происходило настолько быстро, что диспетчеры в Майами смогли зафиксировать лишь одно отражение за время поворота радара (40 секунд). К следующему повороту самолет с 300 метров снизился уже ниже 100, а возможно, уже врезался в воду.

Такую скорость снижения нельзя объяснить ни выходом из строя автоматической системы управления, ни потерей скорости, ни неопытностью пилотов или возникающим на половинной мощности флаттером. Для этого, несомненно, должна была быть какая-то причина, связанная с атмосферой. Возможно – какая-либо аномалия магнитного поля.

Первый из известных нам свидетелей, записавших свои наблюдения за свечениями в этом районе, был Колумб. 11 октября 1492 года, за два часа до захода солнца, с борта «Санта-Марии» он наблюдал, как в западной части Саргассова моря поверхность воды у Багамских островов светилась белым светом. Такое же свечение полос в воде (или течения) наблюдали полтысячелетия спустя американские астронавты.

Этот странный феномен объясняют различными причинами, как-то: поднятие торфяной муки косяком рыб; самим косяком рыб; другими организмами. Каковы бы ни были причины, до сих пор неподтвержденные, этот удивительный свет продолжает наблюдаться с поверхности моря, а особенно красив он с неба.

Другое странное явление в треугольнике, замеченное впервые тоже Колумбом во время первой экспедиции, до сих пор остается объектом споров и вызывает удивление. 5 сентября 1492 года в западной части Саргассова моря Колумб вместе с обеспокоенными членами команды наблюдал, как огромная огненная стрела пронеслась по небу и то ли упала в море, то ли просто исчезла.

Через несколько дней заметили, что компас показывает что-то непонятное, и это всех испугало. Возможно, в районе треугольника – в небе и на море – электромагнитные аномалии оказывают влияние на движение судов.

Другая версия предполагает существование связи между исчезновениями судов и самолетов с другими явлениями. Называют их по-разному – «аномалии воздушной среды», «отверстие в пространстве», «расщепление неизвестными силами», «небесная ловушка», «яма тяготения», «захват самолетов и судов живыми существами» и так далее. Но пока это всего лишь попытка объяснить непонятное непонятным.

В большинстве случаев исчезновения в Бермудском треугольнике не оставалось ни одного живого человека и не найдено ни одного тела. Но в последние годы некоторые пилоты и моряки нарушили хранимое до сих пор молчание и начали рассказывать, как им удалось вырваться от каких-то сил в этом и других районах. Изучение их опыта, даже способа, с помощью которого удалось спастись, возможно, поможет найти объяснение хоть чему-то в этой загадке.

Часто в спорах о сути феномена Бермудского треугольника приводят такой аргумент: суда и самолеты гибнут повсюду в мире, и если достаточно большой треугольник наложить на карту любого района интенсивного движения судов и самолетов, то окажется, что именно в этом районе произошло много аварий и катастроф. Значит, никакой загадки нет?

И еще добавляют: океан велик, судно или самолет в нем – крупинка, на поверхности и в глубине движутся различные течения, а потому нет ничего удивительного в том, что поиски не дают результатов. В Мексиканском заливе скорость северного течения 4 узла в час. Самолет или судно, потерпевшие бедствие между Багамскими островами и Флоридой, с момента последнего сообщения могут оказаться совершенно в другом месте, что вполне выглядит как исчезновение.

Однако не надо забывать, что эти течения известны и береговой охране и в организации поисков обязательно учитываются и течение и ветер в районе пропажи. Поиски крупных судов ведутся в радиусе 5 миль, самолетов – в радиусе 10 миль, мелких судов – в радиусе 15 миль. Поиски ведутся в полосе «следа-перемещения», то есть учитываются направление движения объекта, скорость течений и ветров.

Более того, затонувшие части судов и самолетов легко засасываются илом, их может упрятать шторм, а последующий снова выбросить, их могут обнаружить подводные лодки и пловцы.

Мэл Фишер, аквалангист, работавший в САБА (организация, занимающаяся спасением судов и грузов), в свое время проводил подводные поиски на континентальном шельфе Атлантического океана и Карибского моря в районе треугольника. В то время, когда «неоавантюристы» развили бешеную деятельность по розыску испанских галионов с золотом, которых здесь затонуло довольно много, он обнаружил на дне другие удивительные трофеи. Когда-то они, очевидно, интенсивно разыскивались, но потом о них забыли. Такие скопления металла обычно обнаруживаются с помощью магнитомеров, в тысячу раз более чувствительных, чем компас, реагирующий на скопление металлов под водой. Именно с помощью этих приборов Фишер часто находил другие предметы – вместо вожделенных испанских сокровищ ныряльщики, спускавшиеся на дно океана по показаниям магнитомеров, часто обнаруживали старые истребители, частные самолеты, самые различные суда.

Однажды на дне в нескольких милях от берега был обнаружен паровоз. Фишер оставил его нетронутым для историков и океанологов.

По его мнению, причина исчезновения некоторых судов в районе Флорида – Багамы – невзорвавшиеся бомбы, сброшенные во время учений ВВС в прошлую войну, а также торпеды и плавучие мины, используемые в современных учениях.

Фишер нашел множество обломков, принадлежность которых установить не удалось. Он заключил, что сотни судов во время бурь попадали на рифы, многие из них поглощены илом. Действительно, течение в Мексиканском заливе в районе оконечности полуострова Флорида несет много ила, который может поглотить даже крупные суда, лежащие на дне.

Возможно, морские течения и являются виновниками безрезультатных поисков погибших судов и самолетов. Но у Бермудского треугольника есть и еще одна особенность. Это так называемые «голубые» пещеры, разбросанные по всему мелководному району Багамских островов, бездонные пропасти в известняковых обрывах. Несколько тысячелетий назад эти пещеры были сталактитовыми гротами на суше, но после очередного ледникового периода около 12-15 тысяч лет назад уровень моря поднялся и «голубые пещеры» стали жилищем рыб.

Эти известняковые пещеры идут до самой кромки континентального шельфа, пронизывают весь известняковый слой, некоторые из них достигают глубины 450 метров, другие тянутся к подземным пещерам на Багамских островах и связаны с озерами и болотами.

«Голубые пещеры» расположены на разных расстояниях от поверхности моря. Аквалангисты, нырявшие в эти подводные пещеры, обращали внимание на то, что их залы и коридоры так же сложны, как и залы и коридоры земных пещер. Кроме того, в некоторых «голубых пещерах» течения настолько сильные, что представляют опасность для подводников. Из-за приливов и отливов большая масса воды одновременно начинает всасываться, образуя на поверхности водовороты. Не исключена возможность, что такие водовороты всасывают небольшие суда вместе с командой.

Эту гипотезу подтвердила находка в одной из пещер на глубине 25 метров рыболовного судна. Его обнаружил океанолог Джим Сон во время подводных исследований. Были найдены шлюпки и небольшие суденышки и в других пещерах на глубине более 20 метров.

Но причиной пропажи крупных кораблей в этом районе, видимо, следует считать внезапные торнадо и цунами. Проносящиеся грандиозные смерчи зарождаются в определенный сезон года и поднимают огромные массы воды в виде воронки. Бесчисленные торнадо, подобно проносящимся над сушей смерчам, поднимающим в воздух крыши, заборы, машины, людей, полностью разрушают мелкие суда и низко летящие самолеты.

Днем торнадо видны, и есть возможность избежать их, но ночью и при плохой видимости самолетам очень трудно уклониться от них.

Но самый главный подозреваемый в неожиданном потоплении судов в море – цунами, рождающиеся при обычных подводных землетрясениях. Бывает, цунами достигают высоты 60 метров. Они возникают неожиданно, и при встрече с ними суда в мгновение ока тонут или переворачиваются.

Подобной огромной разрушительной силой обладают так называемые «оползневые» волны. Они являются следствием смещения на дне масс грунта, происходящего из-за отслоения отложений. Оползневые волны не достигают такой высоты, как цунами, но обладают большой энергией и вызывают мощные приливные течения. Особенно опасны они для мореплавателей потому, что плохо различаются глазом. Если такая волна приходит неожиданно, судно может быть вмиг разбито, а обломки разбросаны на очень большом расстоянии.

А не может ли что-либо подобное случиться с самолетом в воздухе?

Вообще в воздухе тоже зарождаются деформации, подобные цунами. Особенно часто они возникают, когда самолет движется с большой скоростью. На высоте ветер меняется, и часто бывает, что взлетающие или снижающиеся самолеты сталкиваются с ветром, дующим совсем в другом направлении, которое указывает аэропорт. Если этот ветер необычайно силен, он оказывает на самолет неблагоприятное воздействие.

Феномен «измененного ветра» – важный фактор бедствий в воздухе, а усиленное это явление – «завихрения чистого воздуха» (ЗВЧ) – можно сравнить с оползневыми волнами, возникающими в спокойном море. При быстрой смене восходящих и нисходящих с большой скоростью потоков столкновение с ними самолета почти равносильно столкновению с каменной стеной.

Обычно подобное явление непредсказуемо. Много самолетов терпит бедствие на кромке воздушного течения, имеющего скорость около 200 узлов (100 м/с) над землей. Явление это, видимо, может в какой-то степени объяснить исчезновение легких самолетов в треугольнике. В данном случае легкий самолет либо разрывается необычным давлением, либо в связи с вдруг возникающим разряжением его прижимает к поверхности и бросает в море.

Другая гипотеза увязывает исчезновение самолетов с выходом из строя их электрооборудования под влиянием электромагнитных явлений. Например, инженер-электрик Хью Браун придерживается следующего мнения: «Связь между этими явлениями и полем земного магнетизма весьма вероятна. Земля много раз претерпевала угрожающие изменения магнитного поля. Сейчас, по-видимому, приближается очередное изменение, и в качестве его предвестников происходят магнитные «землетрясения».

На ум приходит объяснение исчезновения самолетов и их падения вследствие аномалий магнитных сил. Хотя объяснить исчезновение судов с помощью этой гипотезы не удается.

В 1950 году Уильберт Б. Смит, участвовавший в программе исследований магнитных и гравитационных сил, организованной по указанию канадского правительства, обнаружил особые, сравнительно небольшие, районы (диаметром около 300 метров), простирающиеся до огромной высоты. Он назвал их районами концентрированных связей. «В этих районах магнитные и гравитационные силы настолько нарушены, что легко могут разорвать самолет. Следовательно, при попадании в эти невидимые и не нанесенные на карту районы аномалий магнитно-гравитационных сил, сами того не зная, самолеты приходят к фатальному исходу». И далее: «…двигаются ли эти районы концентрированных связей или просто исчезают – неизвестно… Через 3-4 месяца мы еще раз пытались некоторые из них найти, но никаких следов…»

Наиболее подробно исследовал треугольник и другие подозрительные районы Айвен Сандерсон. В результате он выдвинул гипотезу о «двенадцати дьявольских могилах в мире». Нанеся на карту места наиболее частых исчезновений самолетов и судов, он и его помощники сначала обратили внимание на то, что большая часть их сконцентрирована в шести районах мира.

Все они имели примерно ромбовидную форму и были расположены между 30 и 40 параллелями к северу и к югу от экватора.

По версии Сандерсона, «странные районы» расположены через 72 градуса по долготе, центры их находятся на расстоянии 66 градусов по широте друг от друга – пять к северу и пять к югу от экватора. Включая оба полюса, они образуют сеть, охватывающую всю Землю. Здесь наиболее интенсивное движение, в других районах оно меньше, но факты, подтверждающие аномалии магнитного поля, а возможно, и аномалии пространства-времени, определенно имеются.

Большая часть этих «странных районов» расположена у восточной части материковых плит, в местах столкновения теплых северных и холодных южных течений. Эти районы совпадают с местами, где направления глубинных и поверхностных приливных течений различны. Изменчивые мощные подводные течения под влиянием разной температуры образуют нарушающие радиосвязь магнитные, а возможно, и гравитационные силы – «магнитные воронки», которые при определенных условиях на море могут переносить объекты, находящиеся в воздухе или пространстве, в точки, расположенные в другом времени.

В качестве косвенного подтверждения подобных процессов в этих районах Сандерсон приводит удивительный феномен «несвоевременного прибытия самолетов». Как известно, прилет самолетов намного раньше намеченного времени в обычных условиях, если нет сильного ветра, невозможен. Такие случаи, хотя они и могут быть объяснены незафиксированным сильным ветром, почему-то чаще всего случаются в районе треугольника и других «воронок», как будто эти самолеты встретились с «воронкой» и прошли ее, благополучно миновав «небесную дыру», поглотившую столько жизней.

Из книги Оккультный мессия и его Рейх автора Пруссаков Валентин Анатольевич

«Дети дьявола» Нацисты никогда не скрывали, что считают еврейство своим основным врагом. Вряд ли можно увидеть в этом что-то неожиданное и непонятное: для самых разных националистов евреи всегда были носителями чуждого и космополитического начала. Помимо того, безмерное

Из книги Краткая история "Аквариума" (1971-1986) автора Старцев Александр

Треугольник 1981 Сторона жести (1)1. Корнелий Шнапс2. Поручик Иванов3. Марш4. Козлодоев5. Поэзия6. Два тракториста7. Мочалкин блюз8. Хорал9. Крюкообразность10. МатросСторона меди (2)1. Миша из города скрипящих статуй2. Гиневер3. Начальник фарфоровой башни4. У императора

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

«Бермудский» треугольник на петлицах младшего комсостава Эта тема началась для меня с одной не очень удачной и не очень качественной фотографии, которую мне принес бывший коллега по работе Владимир Петрович Умрихин, старейший работник предприятия, талантливый

Из книги Грязный футбол автора Дрейкопф Марсель

Любовный треугольник Безусловно, Хорст Шиманяк был одним из лучших немецких футболистов пятидесятых-шестидесятых годов. Но вот в плане общения с прессой парню явно не везло: слишком уж часто слышались насмешки в его адрес со стороны журналистов. И сегодня ходит еще

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

«Мокрый треугольник» покинут Немцам удалось наконец выйти из «мокрого треугольника» Северного моря. Там преимущественно были малые глубины. Противнику открывались широкие возможности минирования морских путей. Воды между Скандинавией и Шотландией сравнительно

Из книги Тайный фронт автора Пинто Орест

Дьявольский треугольник С окончанием войны в Европе охота за шпионами не прекратилась. Они не представляли больше серьезной угрозы для безопасности союзных стран, но нужно было смотреть в будущее. Кроме всего прочего, справедливость требовала наказания виновных.

Из книги Чекисты рассказывают. Книга 7-я автора Авдеев Алексей Иванович

Иван ПАПУЛОВСКИЙ, Адольф ТОРПАН СИНИЙ ТРЕУГОЛЬНИК Холодный ветер гнал по притихшим темным улицам Таллина остатки прошлогодней листвы. Наверху, слабо освещенный, темнел громадами старых домов, крепостных стен и башен Вышгород, в просветы между тучами вонзались шпили

Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Треугольник дьявола В западной части Атлантического океана, у юго-восточных берегов Соединенных Штатов Америки, есть район, приблизительно напоминающий по форме треугольник. Стороны его тянутся от точки севернее Бермудских островов к югу Флориды, затем вдоль

Из книги Морские волки Гитлера. Подводный флот Германии в период Второй мировой войны автора Фрейер Пауль Герберт

Возвращение в «Сырой треугольник» - Вот весточка для моей жены, - с этими словами старшина административной службы протянул письмо старшему боцману, служившему на готовящейся выйти в море подводной лодке.- Будь спокоен, Куддель, я ей лично передам. А вы здесь

Из книги Тайный фронт [сборник] автора Пинто Орест

ДЬЯВОЛЬСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК С окончанием войны в Европе охота за шпионами не прекратилась. Они не представляли больше серьезной угрозы для безопасности союзных стран, но нужно было смотреть в будущее. Кроме всего прочего, справедливость требовала наказания виновных.

Из книги Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек автора Трибис Елена Евгеньевна

Бермудский треугольник Бермудский треугольник для многих людей на Земле остается вечной загадкой. Разговоры о том, что в этом месте фиксируются множественные аномальные явления, ведутся вот уже на протяжении столетий. Где же находится эта пресловутая зона аномальных

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Треугольник, стремящийся к кругу На город упали туманы Холодною белой фатой… Возникли немые обманы Далекой, чужой чередой… В. Ходасевич. Осенние сумерки Однако вернемся к истории. Пришли времена, когда жителям стало тесно в стенах Московского Детинца, как тогда

Из книги Русский Бермудский треугольник автора Субботин Николай Валерьевич

Август 1989 года. «М-ский треугольник» - сотворение мифа «ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАСпециальный корреспондент газеты «Советская молодежь» Павел Мухортов возвратился из экспедиции, организованной Пермской группой Всесоюзной комиссии по изучению аномальных

Из книги Из Чикаго автора Левкин Андрей Викторович

Август 2003 года. М-ский треугольник 20 лет спустя… В 2003 году исполнилось 20 лет с момента, когда Эмиль Фёдорович Бачурин обнаружил близ деревни Молёбка проталину диаметром 62 метра, с которой и началась история аномальная история этого места. В августе 2003 года двое

Из книги Мэрилин Монро. Тайна смерти. Уникальное расследование автора Реймон Уильям

Леснорядский треугольник, теория К этой идее меня привело простое соображение: похоже, в Москве есть место, где это можно выяснить. Конечно, речь не о Митино и не о тому подобном; место именно в центре. Если Москва распространяет свой код, то на окраинах он вполне может

Из книги автора

56. Треугольник Передо мной было множество возможных направлений действий.Прежде всего я мог последовательно изучить все мотивы, которые якобы заставили братьев Кеннеди заказать убийство Блондинки, тщательно их рассмотреть, добраться до источников мотивов и оставить

Наша планета хранит в себе миллионы тайн как на суше, так и в водах, которые не поддаются логическому объяснению. Легенды о пропадающих кораблях и кораблях-призраках, появляющихся в этих местах, идущих без управления и команд моряков, превратили эти места в загадки. И хотя печально известный Бермудский треугольник возглавляет этот список, на нашей планете остаются и другие места, покрытые тайной и мистикой. Море Дьявола, также известное как Драконов треугольник, — одно из таких, место из ночных кошмаров моряков, рассекающих по волнам Тихого океана.

Расположенное у побережья Японии в Тихом океане, море Дьявола (на японском «ма-но уми») – одно из двенадцати мистических мест, так называемых «мерзких вихрей», разбросанных по всей планете. «Мерзкий вихрь» - это место, где магнитное поле Земли гораздо сильнее, чем где-либо. Как можно судить по названию, Драконов треугольник имеет форму треугольника, соединяющего Японию и острова Бонин, также занимающего большую часть Филиппинского моря.

Географически треугольник расположен вокруг Миякэ, японского острова, лежащего в ста километрах от Токио. Однако о точном расположении моря Дьявола не известно, так как разные отчеты представляют разные цифры и разную информацию о его местонахождении. Некоторые говорят, что оно находится в 110 километрах от восточного побережья Японии, тогда как другие утверждают, что оно лежит у Иводзимы, японского вулканического острова в 1200 километрах от японского побережья. Так как море Дьявола официально не внесено на карту мира, его настоящие размеры и периметр остаются неизвестными.

Драконов треугольник также называют Бермудским треугольником Тихого океана, определяя таким образом его место положения – он расположен прямо пропорционально Бермудскому треугольнику – и его схожесть с Бермудским треугольником в паранормальных явлениях, происходящих на их территории. Дурная слава этого места возникла и распространилась неслучайно – на протяжении многих десятилетий, и даже веков, если верить некоторым отчетам, там происходили необъяснимые вещи. Эта область снова и снова возникает в новостных передачах как область, где по непонятным причинам бесследно исчезают корабли. Легенды гласят, что воды этого треугольника прокляты и заставляют даже самые крепкие и большие суда исчезать вместе с их командой.

Примечательные происшествия в море Дьявола

Говорят, что завоеватель Хубилай Хан, пятый великий Хан и внук Чингисхана, предпринимал попытки набегов на Японию в 1274 и 1281 годах нашей эры. Однако они не увенчались успехом, так как хан потерял свои корабли и 40000 моряков в районе Драконова треугольника, по официальной версии, из-за тайфунов. После того, как Хубилай Хан оставил попытки захватить Японию, японцы решили, что Бог, спасая Японию, специально послал на монгольскую армию тайфуны. Позже морские археологи и дайверы обнаружили остатки монгольского флота в том регионе. Другая история рассказывает нам о таинственной девушке, рассекающей на корабле в море Дьявола в начале 19 века. Говорят, что этот корабль был похож на традиционное японское устройство для сжигания ладана. Однако, направление движения и вид корабля по-прежнему неизвестны.

В 40-х и 50-х годах 20 века несколько рыбацких лодок и около пяти военных кораблей пропали в море между островом Миякэ и Иводзима. Тогда Япония направила исследовательский корабль Кайо-мару№5 в 1952 году для расследования бесследной пропажи кораблей в районе моря Дьявола. Однако исследовательский корабль и всю команду из 31 моряка постигла та же участь, что и предыдущих кораблей, ушедших в море Дьявола. В дальнейшем стало известно о крушении Кайо-мару №5, но приблизительное местонахождение команды так и осталось загадкой. После этого происшествия власти Японии объявили эту область опасной для морских и торговых судов. Кроме этого, после такого беспрецедентного случая все попытки узнать правду о пропавших в этом районе кораблях были полностью прекращены.

Истоки экстрасенсорного мифа о море Дьявола

Прежде всего, понятие «драконово» в названии треугольника берет начало из китайских легенд о драконах, живущих под водой. Согласно этим легендам, морские драконы нападают на морские суда, проходящие мимо, чтобы утолить свой голод. Эти легенды были сложены еще во втором тысячелетии до нашей эры. С их акцентом на существование мифических существ, похожих на драконов, эти легенды повлияли на историю треугольника, исходя из которых он и был назван «драконовым».

Аналогично, японское название «Ма-но уми», означающее «дьявольское море», изначально было придумано японскими крестьянами, когда паранормальные явления в море стали широко известны. Предрассудки, связанные с морем Дьявола, на протяжении многих столетий преследуют японцев, которые не рискуют заходить в этот проклятый участок.

Другие объяснения загадки моря Дьявола

Помимо легенд и мифов о море Дьявола, существуют также научные гипотезы и объяснения мистических событий этого региона. Также было предпринято несколько попыток разгадать тайну так называемого паранормального феномена.

Ученые, такие как Иван Сендерсон, предположили, что исчезновение кораблей именно в этом регионе происходит из-за столкновения теплого и холодного течения. По его мнению, это приводит к электромагнитным аномалиям, в которые и попадают проходящие мимо корабли.

Другая гипотеза предполагает, что извержения вулканов в этой области также могли послужить причиной исчезновения кораблей. Эта версия также объясняет и происхождение огненных драконов, заглатывающих корабли и уносящих их в морскую пучину. По словам ученых, в силу многочисленных подводных вулканов и высокой сейсмической активности в этой области некоторые острова часто бесследно исчезают и также внезапно возникают.

Согласно другому научному исследованию, аномалии, возникающие в треугольнике, - это результат природных феноменов. Исследователи этой области выяснили, что в морском дне содержится гидрат метана, который при извержении на поверхность создает пузыри, в то время как белый осадок при извержении также отделяется от морского дна. Эти извержения могут нарушить ход судна и также бесследно разрушить его.

Однако, в 1989 году американский писатель и исследователь паранормальных явлений Чарльз Берлиц написал книгу «Драконов треугольник» после долгих и тщательных исследований паранормальной активности в море Дьявола. Согласно этим исследованиям, инцидент с исчезновением пяти военных японских кораблей из-за «потусторонних сил» повлек за собой смерть нескольких сотен тысяч людей (многовато-прям кладбище под водой).

Позже, поставив под сомнение исследования Чарльза о мистической природе моря Дьявола, Ларри Куш опубликовал книгу «Бермудский треугольник: тайна раскрыта» в 1995 году. В ней Куш отвергает версию о том, что исчезнувшие японские корабли были военными. По его мнению, это были рыбацкие лодки.

В своей книге Куш также говорит, что исследовательский корабль, отправленный японцами вслед за исчезнувшими кораблями, насчитывал лишь 31 моряка на борту против заявленных Чарльзом сотни моряков, и что корабль потерпел крушение при извержении подводного вулкана в сентябре 1952 года, а не исчез, как говорил Чарльз. Останки корабля были обнаружены японскими учеными несколько лет назад, что также опровергает теорию Чарльза.

С Бермудским треугольником Тихого океана связано множество гипотез и предположений. Но несмотря на все научные исследования и мифическую ауру, окружающую его, он продолжает свое мистическое существование, что еще раз доказывает, что некоторые явления на нашей планете до сих пор остаются за гранью человеческого понимания и контроля.