Залив сен мало. Галопом по европе

Департамент – Ий-э-Вилэн (Ille-et-Vilaine)

Сен-Мало находится на северо-востоке Бретани, на побережье Ла-Манша и правом берегу реки Ранс. Это известный туристический центр с крупным торговым портом.

Приливы и отливы у Сен-Мало являются одними из самых мощных в Европе. Максимальная амплитуда приливов – отливов здесь достигает 14 метров, что в два раза больше привычного колебания на Атлантике. Туристов и жителей города призывают быть бдительными, находясь на берегу моря. Прежде чем отправиться на пески и скалы во время отлива, необходимо узнать время прилива (расписание можно взять в туристическом офисе города). Риск оказаться в ловушке у моря действительно есть. Вдоль пляжа на шоссе Сийон установлены спасательные круги и предупреждающие знаки.

Климат в бухте Сен-Мало умеренно-океанический. На температуры большое влияние оказывает Гольф Стрим, колебания между средними температурами зимы и лета незначительные (6 градусов в январе и 17,8 в августе).

Как доехать до Сен-Мало

На автобусе

В Сен-Мало можно приехать на автобусе. Например, прямой автобус из Парижа едет в Сен-Мало 6-7 часов. Стоимость билета — от 30 евро.

На поезде

Из Парижа в Сен-Мало идет прямой поезд с вокзала Монпарнас. В пути около 3 часов. Стоимость билетов — от 20 евро в одну сторону .

На машине

Из Парижа — по шоссе A10, затем А11, потом A81 до Ренна (Rennes). Затем по шоссе Ренн — Сен-Мало. В дороге примерно 3,5 ч.

На самолете

Ближайший крупный международный аэропорт находится в Париже.

Авиабилеты в Париж:

Гостиницы в Сен-Мало

История Сен-Мало

Сен-Мало получил свое имя в честь валлийского монаха Святого Мало, епископа Але, старинного города по соседству. Але возник в галльскую эпоху; в 3 веке римляне укрепили его порт. Але развивался вплоть до конца первого тысячелетия, пока после нескольких атак норманнов не ослаб. Епископство Але переехало на скалистые берега, на которых и был основан город Сен-Мало. Стратегическое положение города повлекло борьбу за него французов и бретонцев. В городе жило немало богатых судовладельцев и смелых мореплавателей. С 13 века здесь развивается корсарство: капитаны кораблей получают разрешение от короля атаковать во время войны любое вражеское судно.

С открытием Америк и развитием торговли с индейцами экономическая мощь Сен-Мало возросла, а вместе с ней и смелость судовладельцев и мореплавателей. Многие выходцы из Сен-Мало были знамениты в ту эпоху. Жак Картье открыл Канаду, корсары неотступно преследовали торговые суда и военный флот противников. Судовладельцы получали огромные прибыли и выстраивали себе красивые особняки, которые стали называть малуиньеры. И сейчас в регионе осталось 112 малуиньеров 17-18 вв.

Затем в регионе активно развивается рыбалка и туризм. Сейчас научные центры города работают над морскими биотехнологиями (в косметологии, питании, фармацевтике) и цифровыми технологиями в туризме.

Во времена второй мировой войны город был занят немцами и освобожден в августе 1944 г. Во время освобождения Сен-Мало бомбардировали американцы, считавшие, что там располагается большой гарнизон. В результате бомбардировок и последующих пожаров историческая часть города была разрушена на 80%. К счастью, крепостная стена выдержала, а реконструкция старого города велась с целью восстановить традиционный вид.

Малуиньеры

Малуиньеры строились в 1650 – 1730 гг. богатыми судовладельцами из Сен-Мало в 12-15 км от города. Строительство было вызвано, в том числе, и недовольством судовладельцев малым пространством города. Особняки, построенные не так далеко от города, оставались под защитой крепостной стены Сен-Мало. С другой стороны, поодаль от города они имели возможность выгрузить наиболее ценные товары, прибывшие из Америк, до прибытия королевских сборщиков налогов. Большинство малуиньеров построено из местного отштукатуренного камня. Характерны очень высокие крыши и камины.

Герб города Сен-Мало

На гербе города видим двух собак, горностая и подъемную решетку крепостной стены. Горностай часто изображается на гербах бретонцев, здесь символизирует крепостную стену. Что касается собак, то с ними связана история. Огромные собаки охраняли город по ночам от пиратских и корсарских набегов с моря. Их выпускали вечером на берег. Город был окружен стеной, ворота которой на ночь запирались; также горожане знали, что не должны выходить за ворота после ударов колокола. Утром собак загоняли в специальные убежища, в городе трубили, и это было знаком для горожан, что выход свободен. Собачья охрана была на службе города с 1155 г. до 1770, когда псы загрызли офицера, пытавшегося перелезть через стену.

В Сен-Мало находится 83 исторических памятника, самые знаменитые расположены в историческом центре города. Это собор Сен-Вэнсен, замок Сен-Мало и крепостная стена.

Крепостная стена Сен-Мало

Башня крепостной стены, без сомнения, — самое привлекательное для туристов место. Крепостная стена полностью окружает город. Внутрь можно попасть через 8 ворот и 3 потайных входа. А в 12 веке существовали только два: ворота Сен-Тома и Большие ворота или Морские ворота. Ворота Сен-Тома расположены между двумя башнями – старым донжоном и Квадратной башней (Tour Carrée). Здесь еще можно увидеть старинные механизмы, при помощи которых открывались и закрывались ворота. Ворота названы так же, как когда-то стоявшая напротив часовня. Большие ворота – самые старые, состоят из двух башен с платформой для стрелков. К этим воротам можно было подойти со стороны моря во время отлива. Статуя Девы Марии де Бон-Секур (Notre-Dame de Bon-Secours) стоит в нише над дверью. По мнению экспертов, она появилась здесь в 15 в. Она пострадала от времени и людей. Во время Французской революции статую сбросили и подожгли. Но, в конце концов, она была реставрирована, а оригинал сейчас заменен на копию. Этой статуе приписывают множество чудес. В 16 в. ворота были оснащены железной решеткой и двумя толстыми башнями, вооруженными пушками. Гауптвахта над воротами была заменена на сторожевую башню с часами, там же повесели колокол, удары которого провозглашали каждый вечер комендантский час, после чего на берег за крепостной стеной выпускались 24 собаки. Колокол звонит до сих пор, но заменен на другой, оригинал же теперь находится в соборе, который стоит сразу за воротами. Остальные ворота были построены в 18-20 вв.

Исторический центр Сен-Мало – один из самых посещаемых туристических объектов в Бретани. Замок Сен-Мало, в котором сейчас располагается мэрия, был построен герцогами Бретани, затем обустроен и модернизирован Симеоном Гаранжо – учеником военного инженера Вобана. В донжоне замка сейчас расположен музей истории города и региона. В центре старого города находится собор Сен-Вэнсен. Его часовня возвышается над городскими домами и хорошо заметна. В городе воздвигнуты памятники знаменитым жителям Сен-Мало: знаменитому писателю Шатобриану, первооткрывателю Канады Жаку Картье, французским корсарам Дюгэй-Труэну (завоевателю Рио-де-Жанейро) и Сюркуфу и пр.

Что делать в Сен-Мало

Начните свой день с прогулки по улочкам старого города, затем поднимитесь на крепостную стену и обойдите по ней город. Во время отлива вы можете пешком добраться до островка Гран Бе (Grand Bé). Пообедайте в одном из ресторанов вокруг площади Пилори (place du Pilori) и овощного рынка (Marché aux légumes).

Если вы любите загорать и купаться, то у вас есть выбор между несколькими пляжами. Пляж Сийон (Sillon) будет интересен любителям прогулок вдоль моря. Для семейного отдыха лучше предпочесть пляж Бон Секур (Bon Secours) – здесь есть бассейн с морской водой и лестница для прыжков в воду. Здесь же во время прилива вы будете поражены мощью воды.

День можно закончить в квартале Сен-Севран (Saint-Servan). Сначала пройдите по полуострову Але (Alet), отсюда открывается красивый вид на город-крепость. Затем продолжайте свой путь к массивному донжону башни Солидор (Solidor). За ним расположен порт Сен-Севран. На террасе одного из местных кафе можно выпить чашечку кофе с видом на плотину реки Ранс.

Недалеко от туристического офиса Сен-Мало стоит красивейший корабль Etoile Marine – копия корсарского фрегата 1745 г. Это настоящий плавучий музей и его можно посетить. Стоимость билета — 6 евро.

На окраине города находится океанариум.

Около Сен-Мало

И около города есть немало красивых и интересных мест.

На автобусе №5 с вокзала Сен-Мало вы можете доехать за 20 минут до рыбацкой деревни Канкаль (Cancale). Ее порт был известен еще при римлянах. Здесь растут самые вкусные . Купите и съешьте прямо на набережной – незабываемые впечатления! Затем можно прогуляться по тропинке между морскими пихтами и изумрудным морем с устричными фермами. В ясную погоду можно увидеть знаменитый . В конце тропинке (а это 13 км) находится коса Груэн (Grouin) с панорамой на маленький остров Лянд (des Landes) и орнитологический заповедник.



На машине можно устроить поездку по берегам реки Ранс. Сначала вы проедете плотину, затем средневековый городок Динан (Dinan), окруженный крепостной стеной, и одну из самых красивых деревень Франции – Сен-Сюльяк (Saint-Suliac).


На водном трамвае вы сможете добраться до курортного городка Динар (Dinard) с шармом Прекрасной эпохи. А если вы на машине, то продолжайте свой путь до других красивых и спокойных городков : Сен-Люнэр (Saint-Lunaire) и Сен-Брияк (Saint-Briac). Здесь прекрасные пляжи и пейзажи.

Этот французский город больше похожий на хорошо укрепленный полуостров, суров и красив. Расположенный на севере Бретани, на побережье Ла-Манша, он манит особой атмосферой. Нельзя сказать, что это курорт в его привычном понимании, хотя здесь присутствует море, и на несколько километров протянулись песчаные пляжи.

Уникальный Сен-Мало (Франция) часто называют городом корсаров, и его увлекательная история придает портовой жемчужине страны невероятное очарование. Туристы, посетившие обнесенный гранитными стенами населенный пункт, отмечают, что это было самое необычное путешествие в их жизни.

Экскурс в историю

Свое название исторический центр получил от имени английского монаха Мало, проповедовавшего христианство. Основанный на скалистом острове становится известным после того, как его облюбовали морские разбойники, отчаянные и никому не подчиняющиеся. В 1590 году Saint Malo даже провозглашает себя независимой республикой, а корсары собирают дань со всех кораблей, проходящих через Ла-Манш.

В XVII - XVIII веках он начинает быстро развиваться благодаря своим купцам-мореплавателям, отправляющимся торговать в разные страны.

Во время Второй мировой войны старинный город был серьезно разрушен, но после длительной реконструкции восстал из пепла.

Визитная карточка портовой жемчужины

Полный исторических памятников город Сен-Мало (Франция), окруженный с моря фортами, впечатляет архитектурными сокровищами даже самых искушенных туристов. Соединяющий Великобританию и французскую Бретань, он славится цитаделью, построенной в XV веке. Основная часть укреплений города состоит из замка, возведенного, чтобы отражать военную угрозу.

Позднее к весьма сложному архитектурному сооружению был пристроен бастион, который удивляет необычной формой - в виде корабельного носа. В 1690 году цитадель Сен-Мало подверглась модернизации, однако во время Великой французской революции отстроенные казармы и укрепленные стены были уничтожены. После реставрации в прошлом веке часть военного строения отошла к мэрии, и в двух башнях цитадели заработал музей, экспонаты которого прослеживают историю, начиная от римских времен.

Сен-Мало (Франция): достопримечательности

Курорт по праву гордится опоясывающими город укреплениями, - одними из самых крупных в национальном масштабе. Построенные в едином архитектурном стиле, они защищали местных жителей от нападений со стороны моря, и неслучайно несколько веков небольшой город считался самой настоящей крепостью.

Удивительно, но благосостояние населенного пункта, где жили пираты, бороздящие просторы морей и грабящие корабли, было связано не с вырученными сокровищами, а с контрабандой и добычей рыбы.

Собор Сен-Венсан

Кафедральный собор, строительство которого велось на протяжении нескольких веков, восхитит величественным внешним видом, а внутреннее убранство приведет в восторг любого ценителя искусства. Украшением храма служат красочные витражи и мозаики, отреставрированные современными мастерами.

Более 30 лет назад в соборе установили новый орган, и торжественная музыка, собирающая множество слушателей, наполняет стены религиозного памятника города.

Прогулка по морскому дну

Сохранивший дух эпохи морских разбойников Сен-Мало (Франция) - один из немногих курортов мира, позволяющих прогуляться по морскому дну. Взорам туристов открывается поистине нереальное зрелище пустого берега во время отлива. Многие даже не понимают, куда девается вода, и боятся ступить на землю. Но те, кто решились совершить необычную прогулку, признаются, что получили ни с чем не сравнимое удовольствие.

Особенности курорта

Гости отмечают узенькие улочки, почти лишенные зелени и надежно защищенные от северных ветров мощным кольцом городских стен. Внешний облик серых гранитных домов, выглядящих мрачновато, совсем не изменился с момента основания Сен-Мало (Франция), и тех, кто ждет от курорта буйства красок, это может сначала оттолкнуть. Везде проявляется влияние военной архитектуры, что сразу бросается в глаза и отличает курорт от всех остальных. В исторической части города сохранились деревянные постройки, своей формой напоминающие корму корабля.

Однако такая суровая внешность небольшого города не пугает сотни тысяч отдыхающих, стремящихся посетить главную драгоценность Бретани.

Гости восхищаются высокими зданиями, появившимися несколько веков назад, а в нижних этажах старинных построек находятся сувенирные лавочки и уютные рестораны. Кстати, Сен-Мало (Франция), фото которого как нельзя лучше передают его сильный характер, помнит о том, что когда-то являлся базой корсаров, и бережно хранит истории о храбрых флибустьерах. Прежде всего, это сделано для привлечения туристов, и ради их забавы в порту пришвартовано пиратское судно, где можно почувствовать себя настоящим разбойником.

Даже в высокий туристический сезон на городских пляжах не так много отдыхающих, что понравится тем, кто мечтает об уединении с природой.

Сохранивший удивительную атмосферу Сен-Мало (Франция) радушно встречает каждого гостя. Мрачный и приветливый одновременно уголок вернет утраченное душевное равновесие, а магнетизм уникального города действует и после того, как его покидают отдыхающие.

— это портовый город в , на берегу Ла-Манша. Когда-то укрепленная база пиратов, позже Сен-Мало был укреплен от атак норманнов и англичан. Теперь это один из главных туристических центров . Летом за счет туристов население города увеличивается с обычных 50 до 200 тысяч человек.

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается крепость, сохранившаяся на берегу моря — . Укрепленный центр города, ограничиваемый крепостными стенами (intramuros ), очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, но был старательно восстановлен.

В начале июля здесь проводится Festival des Folklores du Monde — фестиваль фольклора, когда город наполняют музыкальные и танцевальные представления.

Погода в Сен-Мало:

Путеводитель по Сен-Мало:

Добраться в Сен-Мало:

На машине :

  • (расстояние, время в пути, стоимость платных дорог, парковки).
  • из Парижа шоссе A11, затем RN 137.
  • из — шоссе A84.

На самолете:

  • ближайший аэропорт — Dinard-Pleurtuit-St-Malo Airport — в 13 км (авиакомпания Ryanair).
  • Из аэропорта только на такси (€22 до вокзала, €25 до центра), обществ. транспорта из аэропорта нет.

  • 3 прямых поезда в (вокзал Gare de Montparnasse, ок. 3 часов в пути, €50),
  • ежечасные поезда из (50 мин в пути, €15).

На автобусе : дешевле, но медленнее поездов.

  • 2 автобуса/день в Pontorson (маршрут 17, 1 час в пути, €2,5), отправление от вокзала, остановка у старого города.
  • Прямые автобусы до (€22).
  • Автобусы в Dinard (направление , €4.70), Titeniac (напраление на Illenoo, €6.80).

На пароме : из Великобритании есть несколько паромов в Сен-Мало:

  • Из портов Poole и Weymouth, компания Condor Ferries.
  • Из Portsmouth — компания Brittany Ferries.
  • Из Jersey & Guernsey — компания Condor Ferries.

По городу:

  • исторический центр — крепость Сен-Мало — проще посмотреть пешком, можно на туристическом мини-поезде (€5.50).
  • до центра — можно доехать на (€1.5), вечером автобусов нет.
  • от парковки Park & Ride — бесплатный шаттл (каждые 15 минут, в высокий сезон)

История Сен-Мало

В 6 веке здесь жили монахи. В честь одного из них — святого Мало — город и получил свое название. Сам город возник только в середине 12 века, к Средневековью превратившись в крепость. В 1590-94 гг Сен-Мало даже успел побывать независимой республикой. Позже он превратился в убежище для разных пиратов и каперов.

Город сильно пострадал во Второй мировой войне при высадке союзников в 1944 году, он был старательно восстановлен.

  • Укрепленный город внутри стен (La Ville Intra-Muros)
  • Замок
  • Вид на укрепленный город с «Мемориала 39-45»
  • Первая в мире приливная электростанция — ежегодно около 200,000 посетителей. Автобусы C1 и C2, затем примерно 1 км пешком.

Музеи Сен-Мало:

  • Musée d’histoire — исторический музей, расположенный в музее и башне Солидор (Château et Tour Solidor) — посвящен истории и мореплаванию Saint-Malo
  • Musée Long Cours Cap Hornier — международный музей дальней навигации, в том числе вокруг мыса Горн. Музей занимает 4 этажа башни Солидор (tour Solidor). История открытия мыса Горн, модели кораблей и др.
    • Адрес: Tour Solidor Quai Sébastopol Saint-Servan 35400 Saint-Malo
    • Время работы:
    • апрель — сентябрь 10:00 — 12:30 и 14:00 — 18:00 (кроме 1 мая)
    • октябрь — март: вт — вск 10 — 12 и 14-18
  • Manoir Jacques Cartier — www.musee-jacques-cartier.fr — единственный особняк Картье (Cartier) — первооткрывателю французских территорий в Северной Америке. После открытия территории вдоль реки Saint-Lawrence вплоть до Монреаля, Картье обосновался в этом особняке, между Saint-Malo и Cancale.
    • Адрес: Jacques Cartier Manor House Rue David MacDonald Stewart 35400 Saint-Malo
    • Проезд: автобусы 3 и 8, остановка Sainte Famille
    • Время работы:
    • июль — август — ежедневно
    • с сентября до июня — кроме вск.
    • 1 июня — 30 сентября: 10:00 — 11:30 и 14:30 — 18:00.
    • 1 октября — 31 мая: 10:00 — 15:00

Вход в музеи:

  • Билет в 1 музей : 6.00€, семейный билет (2 взрослых +2 ребенка) — 15.00€, 8 — 18 лет — 3.00€, до 8 лет — бесплатно.
  • Билет в 2 музея (Musée d’histoire – Musée Long Cours Cap Hornier – Mémorial — Manoir Jacques Cartier): 9,00€, семейный — 20,00€, 8 — 18 лет — 4.50€.
  • Билет в 3 музея : 10.00€, семейный — 25.00€, 8 — 18 лет — 5.00€

Карта Сен-Мало

Туристический маршрут по Сен-Мало

Главной достопримечательностью Сен-Мало считается укрепленный центр города — крепость .

Туристический маршрут проведет вас по так называемому La Ville Intra-Muros — городу внутри крепостных стен. На маршруте отмечены главные достопримечательности Сен-Мало.

August 7th, 2013

Под аббревиатурой «С.-М.» наверняка скрывается город Сен-Мало. Это был главный французский порт эпохи. Там обитали богатейшие судовладельцы-арматоры, отважные капитаны и свирепые корсары, наводившие страх на английских купцов... (Б.Акунин «Сокол и Ласточка» )

Сен-Мало (Saint Malo) нам повезло увидеть разным: и дождливым, и солнечным. В дождь он был угрюм и холоден, как неприступная крепость, на солнце он «играл» иначе, кажется, что каменные стены города становились из серых чуть желтее, солнечнее.)) Интра-Мурос — город внутри крепостных стен — самая интересная часть программы. Если бы можно было бы говорить о стиле города, как о стиле одежды, то Сен-Мало морской и пиратский. Ведь не зря второе имя Сен-Мало - «город корсаров».Пиратское прошлое создает особенную атмосферу и даже интригу. Об этом Вам, конечно, же лучше всего рассказал бы Борис Акунин, тот, что пишет детективы. У него здесь дом, а в прессе его называют «самым знаменитым российским писателем Бретани».)))Из интервью Акунина: « В здешнем воздухе есть нечто творческое. Ветер, дождь.. .» (с) И уж, конечно, его пиратский роман «Сокол и Ласточка» во многом навеян пребыванием в Сен-Мало. Насчет ветра и дождя, все, как говорил Акунин.)) Не знаю, что можно найти творческого в затянутом тучами небе и мелком дожде, но каждому свое.)))


Сен-Мало возник в середине XII века на месте поселения монахов. Своим названием город обязан английскому монаху Мало, проповедовавшему здесь христианство еще в VI веке. Прежде чем обосноваться здесь, этот монах семь лет путешествовал по северным землям в поисках рая. И, по-видимому, нашел.))

В Сен-Мало самые большие приливы и отливы Европы. Французы, кстати, были первыми в мире, кто додумался использовать энергию приливов и отливов для получения электричества. В Сен-Мало есть такая электростанция Ране (Barrage de la Ranee), открытая в 1966 году в присутствии президента де Голля.

Приливы здесь, действительно, ой-ой-ой, какие. Когда мы приехали, вода отступала метров на 20 от набережной, через часа 3 или 4, волны уже были у самого берега, так что мы засыпали под шум волн, как под музыку релаксации.

Сен-Мало всегда был автономной территорией, эдакой ничьей землей. В 1490-1493 годах он даже официально провозгласил полную независимость, не подчиняясь ни Англии, ни Франции. Жители города даже избрали своим девизом фразу- "Я не француз, я не бретонец, я малуанец " (« Ni Français, ni Breton, Malouin suis »), который подчеркивает независимость города.

И везде вы встретите флаг города, который представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон - привет от пиратов, ибо те использовали при нападении красные флаги. Горностай с золотым ошенйником намекает на принадлежность города к герцогству Бретань. Ну а серебряный крест на синем фоне «выдал» всем военным портам Людовик XIV.

Пиратская тема в городе пиратов чуть ли не основная...

Не говорю уже про многочисленные пиратские сувениры, которыми кишат сувенирные лавки...

А также пиратские конфеты, макароны и т.п. Вот такой вот шоколадный Капитан Крюк))))

Тут даже бомжи и попрошайки соответствующие... в образе.)))

Ну, и, конечно, как в любом приморском городке, внегласный дресс-код именно такой....

Полоски самых разных размеров и цветов, на любой вкус.)))

Корсарские привычки и страсть к покорению морей сыграли свою роль: именно в Сен-Мало родился и умер Жак Картье, открывший Канаду в 1534 году и составивший карту залива и устья реки Святого Лаврентия. И отплывал он отсюда же, в крепости Сен-Мало на Голландском бастионе находится его статуя, а в на полу Кафедрального собора памятная плита и могильная плита Жака Картье.

Город в целом делится на три части: Интра-Мурос (Intra-Muros) — город внутри крепостных стен, Сен-Серван (St-Servan)— квартал на материковой части, и Ротнёф (Rotheneuf)— восточное предместье.

Старый город стоит на острове, во время приливов морская вода подступает к самым стенам, а в отлив оголяет маленькие острова вблизи берега, так что до них легко можно добраться по твердому песку.

От железнодорожного вокзала в Старый город, обозначенный на картах и указателях как Intra-Muros, можно пройти по av. Louis Martin, которая перейдет в Esplanade St-Vincent.

В Старый город ведут пара ворот Гран-Порт (Grande Porte) и Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан), в двух минутах хотьбы друг от друга.

Самые старые в городе. Были частью средневековой стены и добраться до них можно было только на лодке.

Защищены двумя круглыми башнями, которые были возведены в конце XVI Века. До 1793 года их венчали колокольни, а у их подножия кипел оживленный рынок - именно возле этих башен парковались все торговые судна. Над воротами, лицом к городу, возвышалась копия статуи Девы Марии (XV век). Именно от Больших ворот открывается красивая перспектива на Grand rue и колокольню собора Сен-Венсан.

Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) - главный вход в Старый город.

Двойные ворота, украшенные снаружи изображениями бретонского оружия и девизами «Potius mori quam foedari» («лучше смерть, чем оковы») и «Semper Fidelis» («Всегда верен»). На гербе изображена решётка, знаменующая способность обороны города, и горностай - аллегорическое животное герцогов Бретани, символ чистоты и верности. Эти ворота были подняты в 1708-10 году при Людовике XIV, о чем напоминает надпись в нижней части лестницы.

Кстати, знакомство со Старым городом можно начать отсюда, воспользовавшись туристическим паровозиком .

Недалеко от ворот (практически напротив) находится туристический офис города (Office de Tourisme de Saint-Malo): Esplanade Saint-Vincent.

За воротами перед вами предстанет средневековый город-крепость с узкими улочками и невысокими домами. И врядли кто-то догадается, если не знает, что во время Второй мировой войны, в 1944 году, почти весь город был уничтожен в результате бомбардировок. Помимо крепости сохранились еще и некоторые другие старинные постройки: это арка Реколетт и дом №5 на улице Пелико. При помощи энтузиазма и стараний местных жителей город был восстановлен с максимальной исторической точностью.

Отреставрирован был и собор Сен-Винсент на pl.des Freres Lammenais, постройка которого началась еще в XII веке, своды которого считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани.

Памятная плита на полу почти у самого входа сообщает о дате прибытия Жака Картье в Канаду.

Здесь же и могильная плита великого путешественника....

Внимание в соборе также привлекают витражи, выполненные Жаном Лемоалем.

Обратите внимание на современный бронзовый алтарь, в декоре которого явно заметно влияние кельтской культуры.

Установленный в 1980 году орган "Кениг" собирает летом любителей классической музыки.

Правее собора высится Дворец Юстиции и памятник, погибшим в Первую мировую ...

Помимо этого памятника архитектуры интерес вызывает и дом герцогини Анны Бретонской. Эта женщина многое сделала для города и всю свою жизнь боролась за его независимость.

Еще один интересный исторический объект города - замок Шато-Гайяр (Chateau Gaillard) . Он был построен в XV-XVII веках. Сегодня в этом замке располагаются исторический музей (Musee de la Ville) и городская мэрия. Если вы вошли в город через Ворота Сен-Венсан, то вам правее.

Интересным будет прогулка по крепостным стенам и бастионам. От Grande Porte (Большие ворота) можно проследовать налево и начать обход всех бастионов.

Первый из них — бастион Сен- Луи (Le Bastion Saint Louis ) с памятником. Этот бастион в честь короля Людовика XIV называют «домом гильотины», т.к. во время Французской революции она здесь располагалась.

Le Bastion Saint Philippe (Бастион Сен-Филипп) назван в честь Филиппа II Орлеанского. Он граничит с домами, которые в XVIII веке были известны как группа отелей «Калифорния». С него можно полюбоваться видами на порт с множествои лодок и кораблей, маяк с пирсом и соседний городок - Динар.

С Голландского бастиона (Le Bastion de la Hollande) открывается прекрасный вид на залив и устье реки Ранс до мыса Frehel, на форт острова Ile Harbour перед Динаром. Бастион украшен пушками XVIII века и статуей Жака Картье.

На одном из следующих бастионов крепости установлен памятник корсару Роберу Сюркуфу - своим пальцем он указывает на Англию. Если Сюркуф и не почетный гражданин города, то уж точно самый известный. О лихих корсарских набегах молодого дворянина сложено немало легенд. Сюркуф стал одним из первых кавалеров ордена Почетного легиона.

Кстати, напротив входа в Старый Город (напротив ворот Сен-Венсан) стоит пиратское судно, такле же, как было у этого "героя своего времени".))) Сейчас почувствовать себя настоящим пиратом можно любому желающему....

Или отчаянной пираткой)))

Отдельная «песня» - маленькие острова близ Сен-Мало. Почти на каждом из них можно обнаружить форты.

Один из них, Фор Насьональ (Fort National ), был построен в 1685 году Вобаном. Раньше в форте находилась тюрьма. В Средние века Форт был ориентиром для судов. В 1689 году Людовик XIV приказал укрепить город, чем занялись архитектор Вобан, разработавший планы, и инженер Симон Гаранжо (Garangeau), воплотивший их в жизнь. Во время Французской революции форт переименовали в Республиканский, а Наполеон приказал дать ему имя «Императорский». Времена Реставрации оставили свой след в названии - «Королевский», затем он опять стал «Императорским» с 1852 года. В 1870м он, наконец, обрёл нынешнее имя. С 1906 года является историческим памятником.

Во время отлива сюда можно добраться по песку...

На острове Гран-Бе (lie du Grand-Be) находится могила французского писателя-романетика Франсуа Рене де Шатобриана (кстати, здесь он и родился в 1768 году, и около Казино Barriere стоит ему памятник....

(похоже, семейство Barriere, владельцы дорогих отелей и казино, «оккупировали» все Атлантическое побережье Франции... и в Довиле в Нормандии, и в Биаррице на французской стороне Берега Басков значится их присутствие))) ) , стоит его памятник...недалеко от Ворот Сен-Венсан).

Любопытно прогуляться н а северо-восток от Старого города по перешейку Сийон (Le Sillon). Берег перешейка, обращенный к морю, Grande Plage, оборудован деревянными волнорезами.

Вдоль берега множество вилл и отелей. Один из них, в котором мы жили...

Променад по набережной, протяженностью несколько км, отличный! Плюс именно здесь во всей красе вам откроется масштабность приливов и отливов.)))) Так что не случайно Сен-Мало называют еще бальнеологическим курортом. Водные процедуры здесь можно проводить в группе единомышленников в гидрокостюмах...))) Вот такие «группы товарищей» ходят по дну вдоль берега Большого Пляжа...

Остальные предпочитают прогулки по песку...

Или строительство песочных замков)))

Опять же, каждому свое.))))

Для любителей морских аквариумов, сообщаю, что в Сен-Мало есть Большой Аквариум (Le Grande Aquarium) http://www.aquarium-st-malo.com/

Он, правда, находится далеко от центра, на пересечении дорог из города, в сторону г. Динан или Мон-Сен-Мишель. Доехать можно на автобусе до остановки Aquarium (например, на автобусе до Динана, остановка около туристического офиса Esplanade Saint-Vincent).Здесь же есть большой коммерческий центр, что-то вроде нашего МЕГА Молла.

Остановившись в , я планирую маршрут на день так, чтобы с утра заехать в уже упомянутый Мон Сен Мишель, потом мы заскочить ненадолго в Доль-Бретань, ланч у нас запланирован в Канкале, а вечер - в Сен Мало. По-моему, очень логично. Этот день – один из кульминационных дней нашего путешествия из Версаля через долину Лауры в Бретань. Все же Мон Сан Мишель и Сен Мало в одной корзине… Это реально круто.

План был выполнен безукоризненно. В Сен Мало въезжаем под вечер. В центр города не едем по «шкурным» соображениям – не хотим платить за парковку (ну есть у нас слабость парковаться бесплатно, где это разрешено), поэтому машину оставляем на одной из многочисленных улочек в курортной зоне города Сен-Серван возле морского променада.

Скажу, что решение было не просто архиправильным с точки зрения выгоды – не припаркуйся мы на окраине - такого Сен Мало могли бы и не увидеть, отправившись прямо в центр, и это было бы печально! Респектабельная курортная зона города – самое сильное впечатление от бывшей обители пиратов. Хотелось остаться и впитывать воздух, наслаждаясь архитектурой.

Не верится, что мы во Франции. Англия. Просто Англия – тот же стиль особняков. Та же погода. В принципе, ничего удивительного. Именно англичане развивали и Динар и Сен Мало как морские курорты. Конечно, они строили дома в своем вкусе и духе. Т.е. вполне такие английские дома.

Сен Мало известен самыми мощными в мире приливами и отливами, суровыми видами старого города, бесконечными пляжами.
Так выглядит пляж во время прилива. Фото не мое, конечно.

Название город получил в честь Святого Мало - в VI веке Сен-Мало был местожительством монахов. Потом, в середине XII века тут возник город. В 1590—1594 гг. на территории города существовала самостоятельная республика.
Пока мы идем к центру, самое время поговорить об истории. Тут километра 3 шагать точно. Сен-Мало - родина многих известных путешественников-мореплавателей: Жак Картье, который положил начало французской колонизации Северной Америки. Он был первым европейцем, который описал и нанёс на карту залив Святого Лаврентия и берега реки Св. Лаврентия и землю, которую он назвал «Страной Канад». Наряду с Каботом и Шампленом считается одним из главных первооткрывателей Канады. Исследователь Огненной Земли и Фолклендов Жак-Гуэн Бошен (обогнул мыс Горн), Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне, Марк-Жозеф Марион дю Фресн, Робер Сюркуф.

Сен-Мало также - родина писателя Франсуа де Шатобриана (и место его захоронения). Сен-Мало, кстати, сильно поднялся после открытия Канады – шла успешная торговля мехами, моряки ловили там у побережья Ньюфаундленда треску.
Конечно, развитие Франции, как морской державы, не могло не раздражать Англию, носившей тогда титул «владычицей морей». Поэтому, чтобы максимально обезопасить западное побережье страны, министр финансов при Людовике XIV Ж.-Б. Кольбер в 17 веке поручил Вобану укрепить оборону Сен-Мало. Именно Вобану город обязан нынешним обликом.

Где-то в это время Сен-Мало стал убежищем разного рода пиратов и каперов (Жан Барт, Жан Кассар, Турин), доставлявших серьезное беспокойство английским мореплавателям, так же промышлявшим пиратством, кстати, а еще он являлся центром работорговли.
С конца XVI века многие местные судовладельцы начали строить из дерева красивые дома, поднявшись на канадских деньгах. Но в XVII в. деревянный Сен-Мало сильно пострадал от пожара и при восстановлении города жители использовали уже гранит. А эти строят из песка и гальки))


Сегодня город состоит из нескольких обособленных районов: Сен-Серван (St-Servan), Сен-Мало (St-Malo), Парам (Parame) и Ротенёф (Rotheneuf). До 1967 года это были отдельные города на побережье, сейчас объединенные в один. Вот тут можно увидеть, насколько Сен Мало состоит из разных кусков, фото не мое.

И карта центральной части заодно, для использования:

Я почти не буду писать про достопримечательности. Мы их не искали, честно. Да и самые большие ценности этого города, на мой взгляд, это именно замок, крепостные стены и общая архитектура.

Сен Мало сильно пострадал во время второй мировой войны. Он был разрушен почти на 80%! Вообще, в Европе много городов, которым от войны досталось: Дрезден, Нюрнберг, Руан, Ренн… Молчу уже про Берлин… А нам кажется, что была разрушена только наша территория…
Но, надо отдать должное, во многих городах восстановили все, что смогли. Сен Мало не исключение – находясь тут, даже и не догадываешься, что война по нему прошлась. Это - памятник погибшим в Первую мировую...

В городе есть замок Сен-Мало, который, строился для охраны города от вторжений между XV и XVIII столетиями герцогами Бретани. Как раз в 1395 году Сен-Мало, был возвращен Бретани Францией и вскоре началось строительство замка.

А с крепостных валов вокруг старого города, открываются живописные виды на сам город, на море.

Подняться на крепостные стены можно через ворота Porte de Dinan, Grande Porte, Porte St-Vincent (сегодня это – главный вход в Старый город), Porte des Bes, Porte St-Pierre. Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) – это главный вход в Старый город.

В центре - гранитные стены, мансарды, мощные дымоходы (их конструкция специально приспособлена для того, чтобы выдерживать сильные западные ветра) суровы и неприветливы.

Интересны ансамбли зданий, сохранившихся на ул. Динан, и фасады домов, обращенные к крепостным стенам. Только здесь чудом сохранилось несколько деревянных построек, переживших не только пожар 1661 г., но и бомбардировки 1944 г.

Даже суровый Сен Мало украшен цветами, клумбами, вывесками

В центре находится кафедральный собор Сен-Венсан. Строительство было начато в XI в., а закончено в 1160 г. Его своды анжевенского типа считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани. Опять таки, большая часть сводов обрушилась во время Второй мировой войны. При реставрации, читай строительстве, они были восстановлены в граните.

Да, кстати, с едой в Сен Мало все более чем хорошо - много мест для перекуса, цены более чем гуманные. И туристов тут в разы больше, чем в соседнем Динаре. Что еще можно сделать в Сен Мало - прогуляться к крепости на Ile du Grand Bé ou Bey (Остров Бе), расположенной на одноименном острове в 400 м от стен города, Выход из города на пляж Bon Secours возле крепости - через ворота Porte des Bes. Кстати, так и не поняла - вот эта крепость Националь - это уже на острове Бе? Или Бе все же еще дальше? Короче, запуталась)

В кельтском языке слово bé, кстати, означает «могила» На этом острове похоронен Шатобриан, который за двадцать лет до этого выразил желание быть погребенным на этом клочке земли, чтобы иметь возможность «продолжить разговор с морем».

Что еще любопытно: жители города избрали своим девизом фразу "Я не француз, я не бретонец, я – малуанец", который подчеркивает независимость города. А флаг представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон – пиратская тема, т.к. они использовали при нападении красные флаги (а не черные флаги с костями), горностай с золотым ошейником – это дань принадлежности к герцогству Бретань, а серебряный крест на синем фоне означает военный порт.

В принципе, это все, что я могу рассказать и показать.
В Сен Мало можно провести целый день. Элементарно. По самому городу гулять не особо интересно, он однотипен. Но посмотреть разные районы и дышать, дышать пляжем - самое то!