Как добраться до новой земли. Новая земля Показать компактное проживание на о новая земля

Новая Земля — это архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из двух больших островов — Северного и Южного, разделенных проливом Маточкин Шар. Протяженность пролива составляет 107 километров, ширина 1,5—2 километра. С января по май пролив покрыт льдом толщиной до полутора метров.

Острова Новая Земля расположены в Арктическом бассейне между двух морей Баренцевым (теплым) и Карским (холодным); оба моря относятся к арктической климатической зоне.

Южная оконечность Новой Земли — мыс Меньшикова находится на широте 70°30" северной широты, северная часть — мыс Желания на широте 77° северной широты.

Остров Северный и часть острова Южного, находятся в зоне арктических пустынь. Около половины поверхности острова Северный занимают ледники, сплошной покров их простирается на 400 километров в длину и до 70—75 километров в ширину. Мощность многих ледников превышает 300 метров. Нередко ледники сползают в открытое море, давая начало айсбергам.

Климат

Морской арктический климат архипелага Новая Земля характеризуется неустойчивой циклонической погодой, ураганными ветрами, резкими температурными колебаниями, значительным количеством выпадающих осадков. В течение года наблюдается более 260 дней с осадками. Наибольшее число дней с осадками наблюдается в осенне-зимний период, когда наиболее развита циклоническая деятельность.

На климат архипелага существенное влияние оказывают следующие факторы:

  • высокоширотное географическое положение;
  • долгая полярная ночь и малое количество солнечного тепла, выделяемое в летнее время;
  • воздействие Нордкапской ветви теплого течения Гольфстрим;
  • активная циклоническая деятельность, наиболее активная зимой и не прекращающаяся летом.

Помимо этих основных факторов, большое влияние на формирование климата оказывают различия теплового режима омывающих морей и рельеф самих островов. Характерными чертами климатических условий, свойственными всей территории островов, являются большая влажность воздуха, почти постоянно пасмурное небо, частые и довольно обильные осадки, густые туманы и постоянные сильные ветры, зачастую ураганные ветра, сопровождающиеся метелями.

Зима на архипелаге, продолжающаяся около 180 дней, характеризуется довольно низкими температурами, сильными ветрами и метелями, устойчивым снеговым покровом, длинной по времени полярной ночью (на широте 72°СШ — с 17 ноября по 26 января). Характерно, что в любой из зимних месяцев могут наблюдаться непродолжительные оттепели.

Растительный мир архипелага

Cовременная растительность Новой земли довольно разнообразна. Наиболее ярко флора островов представлена на полуострове Гусиный нос - такого разнообразия растений нет ни в одном другом районе архипелага.

Суша этого района архипелага занята южными арктическими тундрами. По составу и характеру наземной растительности вся его территория отнесена к особой категории - тундрам низменных заболоченных приморских участков западного побережья. Только в этой области Новой Земли выявлена самая богатая флора наземных сосудистых растений (197 видов и подвидов). Здесь в естественных ландшафтах известны три вида растений (дифазиаструм альпийский, ситник трехнадрезный и щавель арктический), не отмеченных более нигде на Новой Земле.

Со времен благоприятных для существования биоты климатических периодов сохранились такие "южные" для Новой Земли, теплолюбивые виды растений, как сабельник болотный, береза карликовая, морошка, голубика, брусника, некоторые виды щавеля (например, альпийский, воробьиный), калужница болотная, лютики ползучий и золотистый, иван-чай длиннолистый и широколистный, примула мучнистая, гpyшапка круглолистная, незабудка болотная.

В природном отношении полуостров интересен тем, что только здесь в пределах всего архипелага были обнаружены 35 видов заносных растений, нехарактерных для естественных ландшафтов или других поселений человека (становищ, факторий, становых и разведочных изб промысловиков).

Один из них, самый обширный по плошади, - это наиболее старая часть поселка Белушья губа, протянувшаяся узкой полосой (около 300-400 м) вдоль бетонной дороги от нынешних пирсов и деревянного здания бывшей церкви до моста через Гавриловский залив. Здесь отмечены 16 видов заносных растений (мятлик луговой, луговик дернистый, овсяница луговая, лютик едкий, лютик ползучий, купальница европейская, сурепка, жерушник болотный, звездчатка ланцетовидная, клевер ползучий, тмин обыкновенный, пижма обыкновенная, одуванчик обыкновенный, гравилат речной, тысячелистник обыкновенный, манжетка горолковатая).

Другой очаг концентрации заносных видов удален к северу на 1,5 км от поселка Белушья Губа и расположен на склоне южной экспозициии, на правом берегу ручья, впадающего в Гавриловский залив. Здесь обнаружено самое высокое разнообразие заносных видов на территории поселка Белушья Губа (25 видов) Кроме уже перечисленных выше растений обнаружены мятлик однолетний, крапива двудомная, горец вьюнковый, марь белая и красная, звездчатка средняя, или мокрица, дескурайния Софии, редька дикая, ярутка ползучая, неслия метельчатая, пастушья сумка, чина луговая, аистник цикутный, люцерна хмелевая, липучка опушенная, пикульник двурасщепленный, ромашка аптечная.

Фауна архипелага

На Новой Земле много птиц. Млекопитающие менее многочисленны и реже встречаются. Из птиц наиболее обычны бургомистр, полярная крачка, поморники (длиннохвостый, средний и короткохвостый), полярная сова, белая куропатка, гуси (гуменник, белолобый), гага обыкновенная, зимняк и мелкие воробьиные (лапландский подорожник, пуночка), кулики (плавунчики, песочники, чернозобик, песчанка).Встречаются лебеди - малый и кликун.

Все птицы, обитающие на Новой Земле, перелетные. Они улетают на зимовку в Южную и Западную Европы, Северную Африку, в Средиземноморье Весной они прилетают на Новую Землю на гнездование. Водоплавающие (утки, гагары, казарки, гуси, лебеди, крохаля) и кулики встречаются в основном на озерах, заболоченных низинах, реках и ручьях. Здесь они добывают себе пищу - рыбу, мелких беспозвоночных животных (личинок комаров, ручейников), травянистую растительность. Арктической весной (в июне) после "сезона брачных игр" они разбиваются на пары и строят свои гнезда поблизости от воды. Гнезда всех водоплавающих обычнзначительных размеров - от 0,3 до 1,0 м в диаметре. У казарок, гусей и лебедей нередко еще больше. Вылупившиеся и еще неуклюжие птенцы сразу же из гнезда перемешаются в озера, где чувствуют себя в "своей стихии", плавают под присмотром родителей, откармливаются к осени.

Мелкие воробьиные (лапландский подорожник, пуночка, рогатый жаворонок, обыкновенная каменка, обыкновенная чечетка), хищники - канюк-зимняк и полярная coвa - строят гнезда на сухих местах. Обычно хищники располагают свои гнезда на вершинах холмов и обрывах склонов. Отсюда лучше обзор местности, заметна добыча и легко охотится на нее. Их крупные гнезда (до 0,5-1,0 м в диаметре) хорошо заметны на фоне тундры издалека. В отличие от этих крупных хищников, мелкие воробьиные птицы строят свои небольшие гнезда (диаметр не более 10-15 см) под кочками, в скоплениях сухой травы, под кустами ив, маскируя таким образом, чтобы они были меньше заметны хищникам (чайкам, поморникам, бургомистрам, канюкам - зимнякам и полярной сове). В начале августа большинство птенцов подрастают, покрываются оперением, а к середине месяца уже летают.

Лемминг относится к редким видам на Новой Земле. Его численность заметно различается в разные годы. Раз в 5-7 лет, когда складываются относительно богатая для него кормовая база (лемминг питается растительностью) и климатические условия зимой, наблюдается "вспышка" численности популяций этого животного. В такие годы зверьки чаше встречаются в окрестной тундре. Следы их жизнедеятельности повсеместно заметны, особенно около водоемов и на сырых участках, где в мохово-травянистом покрове они выедает неширокие канавки-дорожки (до 5-7 см шириной) и по ним бегают. Обычно такие дорожки заканчиваются у нор. В периоды спала численности (депрессия популяций) лемминги настолько редки, что практически не попадаются на глаза.

Песец устраивает свои норы на обрывистых и возвышенных сухих участках. Их легко узнать издали - растительный покров вокруг нор изменен (здесь на удобренной отходами пиши и экскрементами почве развиваются заросли злаков и других растений), он частично вытоптан, везде валяются кости и остатки трапезы животных. Один участок территории используется животными для норения много десятилетий, если не произойдет какое-либо непредвиденное проишествие (либо охотники не разорят, либо белый медведь не разроет). Норы песцов имеют много выходов на поверхность почвы. Время от времени животные могут делать новые выходы, если старые обваливаются или по иным причинам. За лето семья песцов приносит потомство от одного до нескольких щенков. Песцы плотоядные животные - они поедают яйца и птенцов птиц, погибших животных и выброшенных на берег морем рыбу, морского зверя.

В водах прибрежных заливов обычны и часто заметны морские млекопитающие - морской заяц, кольчатая нерпа, белуха. Раньше, в XVI-XVIII веках, сюда заплывали атлантический морж, тюлени - гренландский, хохлач и серый. В течение почти пятисот лет на Новой Земле, архангельские поморы, кочевавшие по Южному острову ненцы (они перебирались зимой по льду с острова Вайгач или летом переплывали проливы по утлых лодках) и приходившие на парусно-моторных судах норвежцы вели активный промысел морского зверя на архипелаге, и в том числе в губе Белушья. К настоящему времени эти животные настолько сильно выбиты, что практически исчезли из района Новой Земли. Лишь на севере архипелага (на Оранских островах, острове Гемскерка и в некоторых других местах) сохранились небольшие лежбища моржа.

Этот 10-дневный тур на научно-исследовательском судне «Иван Петров» предлагает близкое знакомство с самым уникальным регионом Арктики - архипелагом Новая Земля.

Научно-исследовательское судно «Иван Петров» - судно ледового класса Л1 неограниченного района плавания, предназначенное для исследований в области океанографии, метеорологии, гидрохимии, биологии, а также доставки снабжения и персонала на гидрометеорологические станции.

Параметры и технические данные:
Тоннаж 928 т
Длина 49,9 м
Ширина 10,02 м
Высота 5,0 м
Средняя осадка 3,6 м
Скорость 12,8 узлов
Автономность плавания 35 сут. (5500 миль)
Экипаж 18 членов экипажа и 20 человек научного персонала

1 день (Архангельск)

2-3 день (Морской переход)

В течение плавания будут организованы научные беседы по различным научным темам, например, история исследования и освоения Арктики, животный и растительный мир и пр. У Вас будет возможность узнать об истории, особенностях происхождения, природе и ландшафтах этих территорий.

4-5 день (Баренцево море)

В течение плавания Вы увидите изумительные, вызывающие трепет и восторг морские пейзажи. При благоприятных погодных условиях запланирована кратковременная высадка в бухте Русская Гавань.

6-8 день

Архипелаг Новая Земля - одна из строго охраняемых зон России. Целью нашего путешествия является посещение национального парка «Русская Арктика», который расположен в северной части архипелага.
На мысе Желания будет оборудован полярный лагерь, по территории Национального парка будут организованы пешие и моторизованные маршруты.

Новая земля – архипелаг и одновременно муниципальное образование в составе Архангельской области РФ, расположенный в Северном Ледовитом океане. Помимо географического расположения еще одной сложностью, чтобы туда добраться, является статус ЗАТО, то есть территория является закрытой, и для ее посещения требуется специальный пропуск. В составе образования насчитывается всего два населенных пункта с постоянным населением: административный центр – пгт Белушья Губа и поселок Рогачево. Авиаперевозки на архипелаг Новая Земля осуществляется через аэродром Амдерма-2.

Если у Вас возникла необходимость посетить данные территории, и вопрос «как добраться на Новую Землю» для Вас актуален, то смело обращайтесь в «Авиастар Петербург» - наша компания готова предложить соответствующие услуги.

Как доехать до Новой Земли при отсутствии наземного сообщения? В данном случае единственным остается воздушный вариант (по морю можно добраться только в период летней навигации, и займет такой вид транспорта гораздо больше времени).

Какие самолеты летают на Новую Землю ? «Авиастар Петербург» организует регулярные авиарейсы в данном направлении. Пассажирские авиаперевозки на Новую Землю по маршруту Архангельск-Рогачево и обратно осуществляются нашей компанией дважды в неделю. Авиарейсы выполняются самолетами Ан-24РВ. Преимуществом данной модели является возможность производить полеты во все сезоны в течение года. Также этот самолет может осуществлять посадку на заснеженных аэродромах.

Сколько стоит билет на Новую Землю ? В компании «Авиастар Петербург» стоимость перелета из Архангельска на Новую Землю составляет от 20 930 рублей в одну сторону, билет для ребенка от 2-х до 12-ти лет обойдется в 10 465 рублей , а билет для детей до 2-х лет предоставляется бесплатно. Важно учесть, что в стоимость билета на самолет Архангельск-Рогачево включен провоз багажа весом до 20 кг и 5 кг ручной клади. В бесплатную норму не входят специальные грузы - спортивное снаряжение, оружие, растения, музыкальные инструменты, тяжеловесный и негабаритный багаж, а также живые животные (за исключением собак-поводырей). Авиа перевозка всех этих грузов оплачиваются дополнительно.

Никакой связи, кроме почтовой, с Большой землей не было. Но даже почтовая связь была ограниченной, отправления весом более 1 кг как на Новую Землю, так и с Новой Земли посылать было нельзя.

Все необходимое в 50-60-е годы доставлялось почти исключительно морским путем во время короткой северной навигации. В начале 70-х годов взлетно-посадочная полоса аэропорта Рогачёво стала железобетонной, что позволило заметно улучшить воздушное сообщение с Новой Землей и организовать регулярное сообщение между Архангельском и Рогачёво. Но поскольку всё, что существовало на Новой Земле, было государственной тайной, то в расписаниях аэропорт Рогачёво отсутствовал и обозначался как «Амдерма-2». В обиходе как сам аэропорт, так и вообще Новую Землю называли просто «Двойкой».

Вообще, адресов и условных обозначений у островов в это время было много. Почтовым адресом Белушьей Губы был «Архангельск-55», Рогачёво - «Архангельск-56». Туда же, на «Архангельск-56», адресовалась корреспонденция, предназначенная для точек ПВО и ВМФ, расположенных на Южном острове Новой Земли, сообщение с которыми осуществлялось через Рогачёво. В 80-е годы связь с точками поддерживали главным образом с помощью вертолетов, но даже на самые близкие точки «вертушки» летали один-два раза в месяц, а сообщение с дальними точками поддерживалось раз в несколько месяцев.

Точки, расположенные на Северном острове и на Земле Франца-Иосифа, снабжались через Диксон, и их почтовый адрес был «Красноярский край, остров Диксон-2». Эти адреса использовались исключительно для почтовой связи, телеграфные адреса были совершенно иными. Например, телеграфный адрес Белушьей Губы был «Москва, К-704». После указания населенного пункта писался номер войсковой части с добавлением букв «ЮЯ», например, в/ч ЮЯ 03219 (3-й радиотехнический полк). Что означают буквы «ЮЯ», мне неизвестно, смеха ради их расшифровывали как «Южнее Ялты». Впрочем, буквы «ЮЯ» можно было не указывать, письма все равно доходили. Никаких прочих координат, кроме фамилии и инициалов, указывать в адресе необходимости не было.

Телефонная связь с Большой землей могла осуществляться исключительно по военным каналам связи, выхода на гражданские каналы не было вообще. Государственная тайна, окружавшая всю Новую Землю, охранялась очень строго, но главным образом от собственных граждан. Например, в письмах запрещалось сообщать любые сведения, которые позволили бы определить место службы, а тем более прямо его указывать. Вся корреспонденция проверялась, и на прочитанных письмах красовался штамп «На Архангельский ПЖДП поступило в загрязненном виде». Если бы не этот штамп, догадаться о вскрытии письма было бы невозможно, навыки вскрытия у цензоров были отработаны хорошо.

Транспортное сообщение, как воздушное, так и морское, поддерживалось, главным образом, с Архангельском. К 80-м годам полностью прекращается морское пассажирское сообщение между Архангельском и Белушьей Губой («Портопункт 40-40» - еще одно обозначение Белушки, как ее называют на Новой Земле), и все перевозки людей в этом направлении осуществляются исключительно по воздуху. Единственное исключение - рейсы пассажирского теплохода «Советская Татария», который доставлял на Новую Землю ученых - участников атомных испытаний с Большой земли. Но грузовое сообщение осуществлялось в основном морским путем.

Более или менее оборудованный пирс на Новой Земле только один - в Белушьей Губе. На некоторых точках имелись причальные сооружения, главным образом деревянные, зачастую сохранившиеся со времен «гражданского» освоения. Но на большей части точек грузовые работы могли осуществляться исключительно на рейде, и грузы к берегу доставлялись на плашкоутах, специальных небольших судах. Работы по разгрузке и складированию грузов были очень тяжелыми, личный состав на них буквально выматывался. К тому же многие точки располагались вдали от побережья, и поступившие по навигации грузы в течение всего остального года, в том числе и зимой, постепенно доставлялись в их расположение. На «Новоземельском форуме», www.сайт, один из участников, вспоминая свою службу на точке, пишет: «Так мы его (уголь. - В.М.) на самодельных санях из жести с пирса таскали. Впрягались по три человека и порядка десяти километров за ним ходили. Ходки три-четыре за день сделаешь, а потом полночи судороги на ногах схватывали. Романтика, черт побери». Для того чтобы обеспечить работу в короткие месяцы навигации, каждая точка вынуждена была иметь в два-три раза больше личного состава, чем это требовалось для осуществления боевых дежурств.

Автомобильная дорога на Новой Земле одна, она соединяет Белушью Губу и Рогачёво. Перемещение за пределами этой дороги осуществляется, главным образом, на вездеходах ГТС-М. Перемещаться пешком на большие расстояния запрещается. Лыжи не используются вообще, в частях их нет; непредсказуемость новоземельской погоды и обилие белых медведей делают пешие и лыжные переходы чрезмерно опасными.

Устойчивого транспортного сообщения между Южным и Северным островами, а также с Землей Франца-Иосифа не существовало. Были лишь эпизодические и не всегда предсказуемые полеты вертолетов или самолетов. Хорошо помню случай, когда на точке Греэм-Белл (З.Ф.И.) в январе 1986 г. сгорел свинарник и погибли свиньи. Новых свиней туда доставляли специальным рейсом на Ил-76ТД из Рогачёво. Сколько стоила каждая такая свинья, трудно даже предположить.

Но обычным способом сообщения с дальними точками был следующий: из Рогачёво в Архангельск, из Архангельска в Диксон, из Диксона на точку. Сколько времени уйдет на дорогу - как повезет. Если надо было с точки добираться в Белушью Губу, последовательность была обратной. «Дембелей» с З.Ф.И. и севера Новой Земли обычно начинали вывозить за два-три месяца до увольнения. Их перевозили через половину Северного Ледовитого океана, Диксон и Архангельск в Белушью Губу или Рогачёво, выдавали документы об увольнении и затем отправляли назад в Архангельск. Очевидно, что расходы на содержание войск на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа были непомерно велики.

Понятно, что точная численность «населения» островов в то время не известна, но, опираясь на косвенные данные, для середины 80-х годов можно оценить ее в 8-10 тыс. чел.

Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.

В 1990-1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.

Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.

Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродром обслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.

Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).

В конце ХХ в. на Новой Земле началось восстановление гражданской власти. Было создано муниципальное образование «Городской округ Новая Земля». Согласно уставу этого округа, в него входят поселки Белушья Губа и Рогачёво, но площадь муниципального образования при этом составляет 79 788 км 2 , т.е. почти всю территорию Новой Земли.

На некоторых, неквалифицированно составленных картах России, изданных как в советское, так и в постсоветское время, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа обозначены принадлежащими к Ненецкому автономному округу (НАО). Но к НАО, хотя он и ближайший континентальный сосед, МО «Новая Земля» не относится. Это МО входит напрямую в Архангельскую область на правах района. (Земля же Франца-Иосифа и остров Виктория с 1 января 2006 г. официально включены в состав Приморского района Архангельской области.)

Однако и в состав Архангельской области эти территории входят очень условно. Большая часть Новой Земли - Центральный полигон, подчиняющийся непосредственно Москве, и сколько-нибудь серьезные вопросы, связанные с островами, решаются не в Архангельске, а в столице России.

Белушья Губа ныне - нормальный поселок со всеми атрибутами цивилизации. Индекс у нее остался прежним, 163055, но адрес теперь не «Архангельск-55», а «поселок Белушья Губа Архангельской области». Здесь есть школа, детский сад, «гражданская» телефонная связь с Большой Землей (правда, код телефонов - 495, т.е. Москва). Построена церковь. Есть школа, детский сад, бассейн, сотовая связь, торговый центр, Интернет. По-прежнему поддерживается регулярное воздушное сообщение с Архангельском и по-прежнему отлетающих и прилетающих проверяет «служба режима».

Въезд на острова чрезвычайно затруднен, пропуск на посещение Новой Земли оформляется несколько месяцев, и во въезде может быть отказано, если «компетентные органы» сочтут основание для него недостаточно убедительным. Засекречена даже сама процедура получения таких пропусков. Гражданам других государств, в том числе и ближнего зарубежья, получить пропуск на Новую Землю вообще невозможно. Юмор ситуации заключается в том, что Новую Землю хотели бы посетить, главным образом, те граждане республик бывшего Союза, включая Прибалтику, которые отдали Новой Земле значительную часть своей жизни, и тайны этих островов им и без того хорошо известны.

На Землю Франца-Иосифа можно добраться только «с оказией», которой можно ждать очень долго, поскольку полярная авиация сокращается по мере исчезновения своих «клиентов». И тоже нужен пропуск - ведь Земля Франца-Иосифа с островом Виктория, как и Новая Земля, являются частью пограничной зоны.

В последние годы пишут о разнообразных «проектах» освоения Новой Земли, которые правильнее было бы назвать «прожектами». Занимаются «прожектерством», видимо, люди, в принципе не знающие, что такое Новая Земля. Так, журнал «Газовая промышленность» в декабрьском номере 2008 г. опубликовал статью, в которой предлагается строительство в Белушьей Губе завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Ямала для последующего вывоза его в Европу. Предполагается также сделать Новую Землю опорной базой освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Есть и совсем безумные идеи разработки рудных месторождений и строительства металлургических заводов на юге Новой Земли с вывозом продукции через порт Белушьей Губы, грузооборот которого предлагается нарастить по такому случаю в десятки раз.

Читаешь во вроде бы солидных изданиях очередные статьи на тему «Освоим Новую Землю во что бы то ни стало!» - и хочется спросить у авторов: «А видели ли вы Новую Землю в реальной действительности, а не в проектном бреду, и если да, то сколько времени?»

Это вопросы человека, испытавшего на себе, что такое Новая Земля. Но можно задать и более профессиональные вопросы. Первый - где предполагается брать рабочую силу для реализации «блестящих» на бумаге геоэкономических построений? Селить на островах? Безумие. Возить вахтовым методом? Но все равно надо где-то селить, и условия должны быть более или менее комфортабельными - эта «рабочая сила» не будет таскать на себе уголь за десять километров по снегу. Второй - как предполагается обеспечивать новые предприятия электроэнергией? Военным ее требуется немного, поэтому они обходятся дизельными электростанциями. Промышленное предприятие с помощью дизельной электростанции тоже можно обеспечить, но расходы на электроэнергию будут непомерно велики. Третий - на островах существует проблема питьевой воды. В Белушьей Губе и Рогачёво она решается за счет «питьевых озер», на большинстве точек, как уже говорилось, воду добывали зимой из снега, а летом из запасенного зимой льда. Четвертый - как обеспечить ритмичность и постоянство транспортно-экономических связей там, где море покрыто льдом девять месяцев в году и авиасообщение может отсутствовать неделями?

Очевидно, что в ближайшем будущем все «прожекты» экономического освоения Новой Земли останутся исключительно на бумаге и в головах их авторов. Это была, есть и будет «вотчина» военных. И это правильно, поскольку любые попытки экономического освоения островов Арктики обойдутся очень дорого и ничего не дадут взамен.

Путешествие на Новую Землю

Мысль о путешествии на Новую Землю возникла у нас давно. Наверное, многие любители странствий, глядя на карту, мечтали побывать там, но в сознании большинства наших сограждан этот архипелаг ассоциируется со сверхсекретным военным объектом, наглухо закрытым для простых людей. Однако полигон полигоном, но, может, всётаки можно? Тем более, испытания ядерного оружия уже давно там не проводятся. И вот осенью мы решили действовать. Мы начали непосредственную подготовку к морскому путешествию.

Почему морскому? Во-первых, в костяк будущей команды вошли туристы-водники; во-вторых, путешественникам, как мы, путь через аэропорт посёлка Белушья Губа (военный посёлок на Новой Земле) закрыт, и оставался единственный доступный для нас путь – по морю. Первоначальная идея идти на трёх небольших парусных катамаранах отпала, когда ранней весной к нашей команде из пяти человек присоединился москвич Илья с большим парусно-моторным катамараном «Котоярви», построенным по его собственному проекту.

Вкратце о катамаране. Его рама сделана из алюминиевого сплава, корпуса – из ПВХ-ткани. Объём их 6,1 куб. м. Длина судна 8,5 м, ширина – 4,75 м, и, естественно, его мореходные качества существенно выше, чем у небольших катамаранов типа «Альбатрос», на которых сначала планировалось совершить плавание. Вес «Котоярви», правда, внушительный – более 900 кг. Парусное вооружение – три паруса: грот 20 кв. м, кливер 17 кв. м и стаксель 6 кв. м. В качестве вспомогательного мотора используется 4-тактный «Mercury» 9,9 л. с. «Котоярви» имеет всё необходимое, чтобы на нём можно было жить: каюту на 6 человек, каюткомпанию, камбуз.

Еда и снаряжение хранятся в рундуках, расположенных в кают-компании и используемых как сиденья. Дела складывались хорошо: была собрана команда, что весьма нелёгкое дело – найти опытных людей, располагающих почти двумя месяцами свободного времени; имелось судно, удовлетворяющее суровым условиям северных морей; наконец, на наши запросы в инстанции (см. с. 1) по поводу посещения Новой Земли были получены положительные ответы. Весна и начало лета прошли в подготовке снаряжения и окончательной доработке маршрута. Было решено обогнуть с запада на восток Южный остров, пройдя между ним и Северным островом через пролив Маточкин Шар.

Доехав из Москвы на поезде до города Печоры, расположенного на берегу одноимённой реки, мы приступили к сборке катамарана, что заняло двое суток. Печора для нас – идеальный вариант недорогого и удобного способа достичь Баренцева моря. Катамаран в разобранном виде и прочее оборудование ехали в багажном вагоне нашего же поезда, и получасовая стоянка в Печоре позволила выгрузить всё имущество, которого у нас было больше тонны. Время – начало июля, ночи в г. Печора и севернее светлые, и потому мы решили идти без длительных остановок, сменяя друг друга на вахтах по 2 человека: один вахтенный, другой подвахтенный. Вахтенный ведёт катамаран, руководствуясь лоцией Печоры и судовой обстановкой, подвахтенный помогает.

Подвахта и вахта по два часа. Подвахтенный сменяет вахтенного, а тот после вахты идёт отдыхать. Плавание по Печоре до Баренцева моря заняло у нас немногим более двух суток. Пройдя морской порт Нарьян-Мар, мы вышли на морские просторы… Но море нас пустило к себе лишь после утомительной 3-дневной стоянки (из-за неблагоприятной погоды) в Печорской губе – месте весьма непривлекательном с точки зрения красот и климатических условий. Берега её низменные, глубины в ней очень маленькие, часто меньше метра, и даже на катамаране с его небольшой осадкой невозможно было подойти и высадиться на берег. От открытой акватории Печорская губа отделена островками и мелями, которые постоянно меняют свое положение.

Их больше десятка, и на карте они обозначены как «Гуляевская Кошка № 1», «Гуляевская Кошка № 2» и так далее. Но «терпение – главная добродетель полярника», как говорил Фритьоф Нансен, и, терпеливо выждав попутного ветра, мы всё же взяли курс на Новую Землю. Правда, перед этим предстояло нащупать фарватер между Гуляевскими Кошками. Здесь нам помогли волны, разбивающиеся на мелководье. Так, ориентируясь по прибою, мы вышли на просторы Баренцева моря. Уже в низовьях Печоры мы почувствовали холодное дыхание Ледовитого океана, в открытом же море арктический климат дал о себе знать в полной мере.

В то время, когда Центральная Россия изнывала от аномальной жары, мы порой продрогали до костей под сырыми и пронизывающими ветрами, господствующими над Баренцевым морем. Температура воздуха редко поднималась выше +5°С, почти всегда были туман и 100%-ная влажность, а часто ещё и дождь. В таких условиях все по достоинству оценили уровень комфортабельности «Котоярви», без которого наше путешествие стало бы постоянной борьбой с сыростью и холодом. К тому же не требовалось остановок для сна и приготовления пищи.

Хотя, конечно же, усталость постепенно накапливалась, ведь жить всемером (вместе с псом Грантом) на площади в несколько квадратных метров было весьма тесно. К слову, больше всего страдал от этого именно Грант и при очередном причаливании, не дожидаясь надёжного контакта с берегом, сломя голову прыгал с катамарана и убегал в тундру. Плавание от Гуляевских Кошек до Новой Земли заняло чуть больше суток, было пройдено около ста миль (1 морская миля = 1852 м) по открытому морю. Для капитана «Котоярви» И.Лукомского это тоже был первый переход, связанный со столь большим удалением от берегов. Большую часть времени шли в тумане, который стоял над морем и в ясную погоду.

Почти весь путь (впрочем, как и последующие морские переходы) мы шли под парусами, используя мотор в основном при маневрировании в заливах и на Печоре. Вахтенное расписание на море изменилось по сравнению с тем, что было на реке. Теперь вахту несли 3 человека по 4 часа. Втроём было существенно легче управлять катамараном, особенно при переменном ветре, когда часто приходилось поднимать или убирать паруса. Большой плюс при хождении летом в высоких широтах – отсутствие фактически тёмного времени суток. В июле солнце здесь светит и ночью, а это большое подспорье при длинных переходах. Полярным днём сбивается суточный ритм сна и приёма пищи, но это нисколько не тяготит.

По постепенному увеличению количества чаек и люриков – типичных обитателей летней Арктики – мы поняли, что долгожданная Новая Земля близко. Конечно, датчик GPS нам и так об этом говорил, но куда приятнее видеть не показания прибора, а реальных предвестников цели плавания. Новая Земля появилась для нас не узкой полоской суши на горизонте, а постепенно возникшими в тумане скалистыми берегами. Зайдя в удобную для стоянки губу Саханиху на самом юге Новой Земли, мы начали первое знакомство с долгожданными островами. Мечта стала реальностью. Климат и растительность на юге Новой Земли разительно отличались от большеземельской тундры близ устья Печоры.

Здесь уже – настоящая Арктика с нетающими круглый год снегами, штормовыми ветрами и деревьями по колено – и то такие были только в одном месте. Уже на следующий день после нашего прибытия начался шторм, температура упала почти до 0°С, и три дня пришлось ждать, пока успокоится море. В итоге получилось, что только каждый третий день у нас был ходовым по погодным и ветровым условиям. Здесь был один из просчётов: имея в полтора раз больше бензина, мы за то же самое время смогли бы пройти гораздо севернее. А чем дальше на север Новой Земли, тем интереснее.

Вынужденные стоянки мы использовали для знакомства с архипелагом: совершали радиальные выходы вдоль побережья и в глубь островов, дополняли свой скромный рацион красной рыбой. Там даже не рыбалка, а, скорее, просто вытаскивание рыбы. Особенно радовали нас треска и арктический голец – благородная красная рыба. Как только позволяла погода, мы двигались дальше на север. В очередной шторм удачно укрылись в заливе Моллера, в «оазисе человеческой жизни» – полярной станции «Малые Кармакулы». На станции три жилых дома, склады, электростанция и другие хозпостройки и, конечно же, площадка для метеонаблюдений.

Они проводятся ежедневно каждые три часа, круглый год и в любую погоду. А она здесь и летом особо не балует, зимой же, по рассказам полярников – работников станции, во время пурги скорость ветра достигает 50 м/с. Полярники очень радушно встретили нас, провели экскурсию по метеостанции, свозили на вездеходе к горным озёрам, пригласили в баньку... Но главное, что запомнилось на станции – приятное и интересное общение, радушие и искренность – то, чего так недостаёт в больших городах. Нас встретили, как давних друзей, хотя видели впервые. Чем дальше на север, тем выше становятся горы, и тем ближе они подходят к побережью.

Новоземельские горы являются своего рода Заполярным или Арктическим Уралом, продолжением Уральских гор. Интересно, что мыс Флиссингский на северо-востоке Новой Земли является самой восточной точкой Европы. Правда, созерцать красоту арктического продолжения Урала удаётся не так часто. Зайдя в губу Грибовую на севере Южного острова в полном тумане, мы только через несколько часов, когда немного развиднелось, увидели горы, вплотную подходящие к побережью. К сожалению, управление полигона не разрешило нам пройти через красивый пролив Маточкин Шар – жемчужину архипелага. Тогда решили идти вдоль западного берега Новой Земли на север, за Маточкин Шар, к Северному острову.

Кульминацией путешествия после почти суточного перехода из губы Грибовой стала стоянка в губе Южная Сульменева на Северном острове. Здесь к морю выходит язык ледника Шумный, образуя ледяной барьер. Северный остров – самый большой в Новоземельском архипелаге, горы на нём достигают наибольшей высоты (1547 м вблизи залива Норденшельда), сильно развито оледенение – площадь ледников более 25 тыс. кв. км, причём на площади 20 тыс. кв. км – сплошной ледник, самый большой в России.По языку одного из ледников мы поднялись в горы, сделав небольшую радиалку. Но солнце, радостно подмигнув в первый день стоянки в бухте, скрылось в молоке, которое окутало и горы.

Ледники на Новой Земле заметно отступили по сравнению с тем, что, судя по картам, было в середине 20 века. В нашем случае – на 500 м. После себя ледник оставляет моренные холмы, представляющие нагромождение камней и глины… Зимы на Новой Земле не очень морозные, но отличаются сильными ветрами и метелями. Ураганные ветры, неся кристаллики льда, уничтожают на возвышенностях растительный покров, образуя безжизненный пейзаж. Они же в распадках ручьёв и в долинах рек, защищённых горами, наметают сугробы толщиной в несколько метров, не успевающие стаивать в течение короткого лета.

Иногда в горах – в маленьких долинах, защищённых от ветра – встречаются своеобразные оазисы, растительность в которых гораздо богаче и характерна для более южных районов. Летом ледники и снежники интенсивно тают, давая начало коротким, но полноводным рекам. Реки Новой Земли имеют горный и полугорный характер, изобилуют порогами и водопадами и ещё ждут своих первопроходцев-«водников». Идя вдоль побережья архипелага, нужно заранее планировать вероятные места стоянок и укрытий, так как шторм может начаться довольно быстро, а берега в большинстве скалистые и неприступные.

На стоянках приходится постоянно быть начеку и дежурить, поскольку белые медведи в Арктике – обычное явление, и могут быть довольно опасны. В этом мы сами убедились, когда чуть не нарвались на серьёзный ремонт катамарана из-за медведя, который, пользуясь плохой погодой и потерей нами бдительности, уже стал забираться на судно. Помимо медведей, на Новой Земле обитают северные олени, песцы, миллионы птиц. Птичьи базары здесь – одни из самых больших в Арктике. Был также интересный случай, когда на одной из стоянок около заброшенной базы геологов к нам пришли полудикие собаки.

Мохнатый чёрный пёс целый день охранял наш лагерь (за «вознаграждение», конечно), и этим доставлял большой душевный дискомфорт нашему Гранту. В одной из драк псы опрокинули обеденный стол, чем добыли с него себе еды, оставив нас без обеда. Обратный путь пролегал также вдоль западного побережья Новой Земли. Но каждый раз мы останавливались в новом месте, в новой бухте, и не было ощущения, что шли по уже знакомым местам. Каждая стоянка была по-своему необычна и красива.

Когда плавание закончилось, все участники признали, что этот поход был самым запоминающимся в их жизни. Новая Земля огромна, её протяжённость с юга на север почти тысяча километров. Это своего рода «Русский Шпицберген», фактически совершенно неизвестный путешественникам. Большое количество фьордов, небесно-голубые языки ледников, спускающиеся к морю и рождающие айсберги, тундровые просторы и многое другое – все это очень привлекательно для людей, ценящих северную природу. Новая Земля – такая далёкая и в то же время вполне досягаемая, как мы убедились на своём опыте.