Авиационная фотография. Как фотографируют самолеты? Люди фотографирующие самолеты

Несколько дней назад моя плановая работа оказалась под угрозой срыва. То есть, после обеденного сна я занял место за рабочим столом с намерением продуктивно поработать. Однако высшие силы решили, что мне гораздо лучше заняться фотоохотой за гражданскими самолетами. Их трасса с запада на восток и обратно проходит почти как раз над моим домом, так что вместо того, чтобы заниматься делами я то и дело хватал фотоаппарат с и фотографировать следы самолетов в небе. Некоторые фотографии получились весьма занятными, да и опыт некоторый наработался. Так что, если вам интересна эта тема, присаживайтесь поудобнее и давайте начнем.

Думаю, мне стоит сразу немного вас расстроить. Для съемки самолетов в небе и, собственно, их следов, требуется телеобъектив. Некоторые компактные фотоаппараты сейчас имеют объективы с очень-очень длинными фокусными расстояниями. Например, фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 имеет 30-кратный (!) зум. Если нажать на ее рычажок, то, кажется, "наезд" длится бесконечно. Когда заканчивается оптический 30-кратный зум, включается "интеллектуальный", который приближает картинку еще вдвое ближе. С одной стороны это очень здорово - практически у вас в руках миниатюрный телескоп с возможностью фотосъемки:

Однако владельцы таких суперзумов не понаслышке знают, что такое "мыльные" фотографии и цифровой шум. Дело в том, что такие объективы практически никогда не дают одинаково хорошую чистую и четкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

Поэтому вам придется мириться с тем, что фото будет получаться очень далеким по качеству от того, что может предложить цифровая зеркалка с хорошим длиннофокусным объективом. Все фотографии в этом обзоре сделаны полноматричной зеркалкой Canon EOS 5D MarkII с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM . Это далеко не компактная и тяжелая конструкция пока дает более качественную картинку, чем любой компактный фотоаппарат.

Подозреваю, что у вас пока может и не быть подобной техникии, однако в свое время я разорился и купил ее именно после прочтения подобных статей и разглядывания примеров фотографий. Возможно и вы в самом ближайшем будущем сделаете такой же шаг и, надеюсь, не пожалеете об этом.

Все началось с того, как я увидел, что два самолета летели практически параллельными курсами. Совсем близко друг к другу. Думаю, их пассажиры видели друг друга в иллюминаторы. Но вдруг что-то случилось и самолеты начали разлетаться в разные стороны.

Не дожидаясь, пока они отдалятся друг от друга на большое расстояние, я сделал первый снимок. Благо фотоаппарат с присоединенным телеобъективом был практически под рукой.

После этого я начал более часто поглядывать в окно. В тот день самолеты летали очень часто и мне удалось нащелкать немало интересных кадров:

Некоторые следы со временем превращались в причудливые белые загогулины.

1. Матрица фотоаппарата должна быть чистой

При съемке обычных сцен пыль на матрице цифрового фотоаппарата иногда совершенно незаметна. Она просто теряется в пестроте самого снимка. Однако, если мы хотим получать красивые качественные фотографии неба, матрица должна содержаться в стерильной чистоте.

Этого к сожалению нельзя сказать о моей матрице. Если присмотреться можно легко заметить небольшие серые пятна. Это мельчайшие пылинки на матрице. Они будут у на матрице в любом случае, мы живем не в вакууме, но надо стараться не доводить их количество до абсурда. Кстати, если вы считаете, что пыль на матрице это "беда" только зеркальных фотоаппаратов, ошибаетесь. В некоторых компактах из-за непродуманности конструкции пыль тоже попадает на матрицу.

Но если в зеркалках ее можно без особого труда удалить, то в случае с компактными фотоаппаратами эта проблема может быть решена только в сервисном центре. За отдельную плату разумеется.

2. Не фотографируем через стекло

Признаюсь, несколько раз я поленился открыть окно, за что и поплатился. Обратите внимание: на некоторых снимках перед самолетом имеется некая белая область - как будто отражение инверсионного следа. Это и есть отражение. Когда в оконном блоке три стекла, то при съемке через них каждое вносит небольшое искажение. В результате мы видим картинку несколько размытой. Но это полбеды. Главная проблема - фантомные повторы ярких объектов.

Гораздо более это выражено при ночной фотосъемке, когда каждый огонек на улице дублируется три раза:

При дневной съемке это заметно меньше, но все равно заметно. Поэтому не ленитесь открыть окно для получения идеального кадра.

3. Не ленимся фотографировать

Когда-то давно я уже писал, что главный враг фотографа - это . Иногда мы видим что-то интересное, но утешаем себя, что можем сфотографировать это когда-нибудь потом. Признайтесь, с вами же тоже такое бывает.

4. Снимаем в формате RAW

Если бы вы увидели исходные варианты тех фотографий, которые я представил выше, то никогда бы не поверили, что снимки сделаны профессиональным фотоаппаратом.

25.09.2011 20065 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009

Недавно вспомнил, что у меня есть аккаунт в Одноклассниках . Оказалось, что в личке куча непрочитанных сообщений. Вот одно из них:

Где садиться и как выбрать место?
Это один из самых важных моментов. От того, где вы сидите, будет зависеть будущий кадр. Лучше всего выбрать место в первых рядах салона, как можно дальше от крыла. Тогда оно не будет закрывать вам обзор. К сожалению, обычно там находится бизнес-класс. Когда лечу экономом и не получается взять место в начале салона, то я прошу посадить меня в самый хвост. Но есть проблема: из-за горячего шлейфа от двигателей воздух не такой прозрачный.

Если рейс регулярный, то я иду смотреть трек его полёта на сайте FlightRadar . Благодаря этой информации можно выбрать сторону.

Еще важный момент. Перед полетом поинтересуйтесь, где сидят на взлете бортпроводники. Если вы сели в первом ряду, то есть большая вероятность, что прямо перед вами будет сидеть стюардесса и запрещать снимать.

ВАЖНО! Не садитесь с камерой у аварийного выхода. В большинстве авиакомпаний просят убрать всю ручную кладь, в том числе и камеру, на полку во время взлета.

В чём снимать?
Снимайте в RAW. Даже если в обычной жизни вам не нравится возиться с тяжелыми файлами, то в самолете не стоит экономить. «РОУ-формат» (именно так правильно произносить RAW) дает вам больше возможностей по обработке. Рядом с каждой фотографией я поставил пример того, какие настройки в лайтруме применены и как они выглядели до обработки.

Когда снимать?
Лучшее время для съемки — это взлёт и посадка. Снимать во время полета с высоты 10 000 метров мне неинтересно. Хотя с правильным светом можно поймать красивые кадры. Снижается при посадке самолет медленно, вот тут есть, где разгуляться. Идеальная, на мой взгляд, высота для съемки — от 200 метров до двух км.

На рейсы из Челябинска я всегда регистрируюсь на места по левому борту. Так я могу снять наши вонючие заводы на фоне города:

На что снимать?
Я снимаю на объектив 24-70 мм, на мой взгляд, он идеален. Зум в самолете редко нужен, так как стекло иллюминатора, скорее всего, даст искажения, и вы не получите четкой картинки на 200 мм. Снимать на широкий угол нужно редко.

Блики и борьба с отражениями
Иногда кажется, что кадра не получится. Либо слишком светлый, либо не хватает деталей. Формат RAW + постобработка позволит вытянуть пересвеченную текстуру облаков. По крайней мере, у меня не получалось улучшить картинку. Старайтесь сесть с той стороны, чтобы во время взлета и посадки солнце не светило вам в иллюминатор. ВАЖНО: даже не пытайтесь пользоваться поляризационными фильтрами.

Опять же, во всех правилах есть исключения. Например, если вы планируете поймать восход:

Как снимать ночью?
Ваш главный враг — блики и отражения на стекле. Чтобы избавиться от них, накиньте куртку или шарф сверху. Помните, как раньше фотографы накрывались черной простыней за камерой? Вот надо проделать тоже самое. Главное - накрыть расстояние от объектива до стекла. Снимать надо на максимальном ISO, которое тянет ваша камера. Потом в Лайтруме уберете шум.

Можно ли снимать во время взлёта и посадки?
В интернете было масса обсуждений на эту тему. Я всегда снимаю тихо и максимально незаметно. Перед взлетом я зажимаю камеру между ног, накрываю журналом, чтобы не пугать стюардесс большим фотоаппаратом. Если у камеры есть тихий режим, то лучше использовать его, чтобы не нервировать соседей.

Многие авиакомпании приравнивают фотокамеру к электронному устройству и запрещают ей пользоваться во время взлета и посадки. Это, конечно бред. Электронные устройства не оказывают никакого вреда. В Штатах в прошлом году уже разрешили слушать плееры и смотреть кино во время взлета и посадке, и ничего. С камерами такая же история.

Наши авиакомпании имеют насчет фотосъемки разное мнение. Например, Аэрофлот открыто разрешает снимать во время полета, но запрещает во время взлета и посадки. У Трансаэро аналогичные правила.

Самый главный секрет
Не используйте бленды. Прижимайте стекло объектива вплотную к иллюминатору и небольшими движениями камеры в стороны пытайтесь добиться максимально резкого изображения по всей площади кадра.


Как обрабатывать?

Надеюсь, вам все уже понятно по тем 20 парам с настройками, которые я выложил. Принципиально правила обработки снятых в самолете кадров такие же, как и кадров, снятых через стекло машины. Крутим оттенок (стекло обычно зеленит все), выводим баланс белого (по облакам или асфальту, будем считать что асфальт у нас нейтрально серый), дальше контраст, тени подсветить можно.

Теперь самое интересное, чего не видно на скриншотах с — градиентные фильтры. Если стекло мутное, или на земле смог, то стандартных крутилок контраста вам не хватит. На каждую фотографию я накладываю от 2 до 10 градиентных масок с контрастом и понижением яркости. Также иногда можно накладывать маски с тонированием. Например, небо делать голубым, а землю теплой желтой маской. Вот пример по одной из фотографий в этом посте:

Надеюсь, что среди читателей найдутся те, кому не понравится мой вариант обработки. Для вас я приготовил

Кто хотел некрасивых фотографий самолетов начала века в моем исполнении?

Весной 2000 года я пришла в журнал "Вестник авиации и космонавтики" в качестве заведующей редакцией. Должность такую страшную мне присвоили на предыдущем месте работы - в РИЦ "Авиантик", из которого меня благополучно выгнали за посылание шефа-самодура по известному адресу.
Спасибо Дмитрию Владимировичу за то, что выгнал не в никуда, а пропиарил меня коллеге - Сергею Скрынникову , который был главным редактором журнала "Вестник авиации и космонавтики".

В мои обязанности входило: разбор фоток, отснятых Сергеем, сканирование, систематизация фотоархива, создание слайд-шоу с фотографиями по темам (авиасалоны например) и типам самолетов, работа с электронной почтой (по модему тогда еще) и куча всякой мелочи, типа расшифровки интервью (фу), стояние на стенде на выставках, продажа журналов и т.д. и т.п.

Шеф мой, Сергей Скрынников , входил в десятку лучших авиационных фотографов мира. Я мало что понимала в фотографировании самолетов, но когда перед глазами постоянно мелькают хорошие снимки, волей-неволей начинаешь понимать, с какого ракурса и какие виды считаются наиболее востребованными.

Сергей был еще и летающим фотографом! Он садился на авианосец вместе с Пугачевым на Су-33, объездил почти все авиабазы бывшего СССР и все мировые авиасалоны.

Здесь же, в журнале, состоялась моя первая поездка в заграничную командировку. И не куда-нибудь, а в Париж на Ле Бурже-2001! Я там даже что-то поснимала на первую цифрозеркалку, которую Сергей привез из Сингапура.
SONY делала карточки размером 1600х1200 пикселей на мемори-стик или дискеты. На дискету влезало аж 4 фотки. Затвор срабатывал через 3 секунды после нажатия, а фотография писалась секунд 15. На карточку объемом 256 мб лезло несравнимо больше, но она стоила несколько сот баксов и была вечно забита фотками, которые не успевались сбрасываться на винт.

Потом поснимала чуток на МАКСе-2001 , эти фотки здесь и показываю.

В декабре 2002 Сергей погиб в авиакатастрофе Ан-140 под иранским Исфаханом.
Журнал, которым он руководил последние годы жизни, остался без главного редактора, фотографа, коммерческого директора, а главное - без отличного мужика и души всего коллектива...
Через какое-то время, придя в себя, мы продолжили работу. Журналу надо было выходить, многие нас тогда поддержали. Я с корреспондентом начала ходить на пресс-конференции, чтобы делать пару фотографий для иллюстрации статей.

И понеслось.

Первой самостоятельной съемкой в январе 2003 стала работа на презентации М-101Т Гжель в Жуковском.
А потом чуть ли не каждую неделю были прессухи, съемки, какие-то выставки, откуда хоть чуть-чуть, но фотографии требовались. Я поначалу снимала на Olympus E-20 (Сергей купил его, как только он вышел) на 601-й Никон со штатным 28-135 и свой Зенит, а в 2004 купила с гонораров первую цифрозеркалку Canon10D.
Собственно, где-то года с 2004 у меня и начало что-то получаться. Но это уже другая история, а здесь я рассказала, с чего все начиналось

Несколько непутёво получилось, может потом причешу текст.
В общем, как-то так.

02. МРИЯ

03. Ан-70

04. Су-34, новинка

05. Помню, в павильонах был ад, все сидели на траве

06. Сейчас на этой поляне VIP-стоянка

07. Cу-30. Я пока только учусь отличать МиГ от Сушки

08. Впервые Второй раз на МАКСе

09. Тоже впервые

10. Ил-76MF

11. Ан-30

12. Шары позже должны были выполнять роль обложки для диска с фотографиями

13. Мне долгое время эта фотка очень нравилась

14. Посетитель

15. Ту-95МС, этот самолет мне сразу понравился!

16. А на Ту-160 я стала западать года с 2005

17. Эту фотку я считаю удачной по композиции

18. А ведь сплошные новинки в 2001-и показывали! МиГ-АТ

19. Еще одна заставка для CD

20. Тот самый Ан-140

Как фотографировать самолеты и получить при этом интересные фотографии расскажет статья на нашем сайте. Во время воздушных шоу, когда самолеты демонстрируют все свои возможности и выполняют различные трюки, так хочется качественно снять эти мощные воздушные машины! Следует заметить, что — дело не самое простое, ведь самолеты летают на огромной скорости и даже глаза не всегда успевают уследить за их передвижениями. Но именно это и делает фотосъемку самолетов особенным занятием, когда один кадр может рассказать о многом и произвести очень сильное впечатление.

Для того, чтобы качественно фотографировать самолеты, летящие в воздухе необходимо использовать очень короткую выдержку . Например, 1/500 секунды. Это позволит поймать самолет в кадре без смаза, который может быть вследствие его скорости или дрожания ваших рук. Снимок должен быть резким, все детали самолета должны быть четко видны.

При фотосъемке самолетов полезно пользоваться таким приемом, как «фотосъемка с проводкой» . Оба глаза в этом случае открыты: один смотрит в видоискатель, а второй поверх камеры следит за полетом самолета. Движением камеры мы «провожаем» самолет, делая снимки при этом (серийная съемка в помощь!). При чем провожаем самолет не руками с камерой, а поворотом корпуса. Руки же в это время прижаты к туловищу для обеспечения неподвижности камеры во время съемки.

Чтобы удачно фотографировать самолеты просто необходимо «дружить» с ветром . Имеется ввиду то, что от направления ветра зависит то, что самолет будет делать в небе в том или ином направлении. Взлет совершается против ветра, скоростные трюки — по направлению ветра, более медленные элементы программы — против ветра. За ветром можно следить, поглядывая на флюгер, указывающий направление ветра на всех аэродромах.

Полезно учитывать при съемке самолетов окружающее пространство . Разнообразия тут немного, но облака и солнце вполне могут помочь в создании интересной композиции и глубины.

Если самолеты летят звеном, то можно получить интересный кадр, когда они выстроены в один ряд. Если при этом использовать телеобъектив, то за счет эффекта сжатия перспективы может получиться очень интересная фотография — самолеты в полете будут практически касаться друг друга и все будут недоумевать: «как это они так летают?».

Можно делать кадры с вертикальной ориентацией, особенно когда самолет устремляется вверх, оставляя за собой полосу белого дыма.

Если у самолета моторы с винтами, то их лучше снимать на более длинных выдержках, чтобы передать эффект вращения лопастей. Подойдет выдержка 1/30 — 1/60 секунды.

Интересно фотографировать самолеты на взлете! Тут важно предугадать сам момент взлета и отрыва шасси от поверхности аэродрома.

А самолеты находящиеся на земле хорошо фотографировать широкоугольным объективом и с нижней точки. Так самолет будет выглядеть эффектнее.