Площадь джемаа-эль-фна, марракеш. Площадь джемаа-эль-фна Джемаа эль фна город

«...знаменитая площадь... ...колдуны и гадалки... ...толкователи Корана... ...кулачные бои... ...заклинатели змей...»

Глаза скользили по строчкам, выхватывая лишь отдельные слова, читать ивритский текст на ходу в автобусе было тяжеловато, но я ещё некоторое время упорствовала, выискивая хоть какую-нибудь дату.

Заклинатели змей... надо же! Сейчас увидим площадь, на которой в средневековье (а когда же ещё!) ежедневная жизнь была настоящей восточной сказкой. Не иначе, и сам Ходжа Насреддин захаживал туда со своим ослом посквернословить и обжулить какого-нибудь торговца, не менее лживого, чем любой другой...

Затолкав листочки с распечатанной программой дня в сумку, я отвернулась и мечтательно уставилась в окно. Перед глазами «проплывала» толстенная грязновато-розовая стена — автобус подъезжал к старому городу, который во всех арабских странах называют мединой.

Гид тем временем вещал об отверстиях, которыми усеяна крепостная стена в Марракеше. Дело в том, что строили стену давным-давно и, естественно, вручную. Чем выше забирались, тем меньше выручала приставная лестница, вот и оставляли тут и там дырки, в которые каменщики вставляли ступню, чтобы покрепче упереться.

Дырки впоследствии полагалось заделать, но в Марракеше их почему-то оставили, а теперь уж и речи не идёт об изменениях — эти отверстия стали отличительной особенностью, чуть ли не визитной карточкой Марракешской медины.

Стене, между прочим, уже почти тысяча лет! А построена она из очень прочной смеси глины, соломы и специальной извести.

В строительную глину раньше добавляли землю, которая в Марракеше из-за особых пигментов имеет красный оттенок — отсюда и самая разнообразная палитра охряных, розовых и красных цветов у всех марракешских строений.

Красная почва Марракеша

Теперь из глины ничего не строят, но в обычный бетон заливают литры розовой краски, чтобы город сохранял свой «фирменный» колорит.

Двигаясь вдоль крепостных стен, мы проехали несколько ворот, которых вообще-то целых двадцать.

Самыми знаменитыми и красивыми считаются Баб Агнау (Bаab Agnaou) — парадные ворота, построенные в 12 веке по приказу султана из сословия Альмохадов.
Это единственные ворота медины, выполненные из камня. Роскошный и древний образец традиционной исламской архитектуры.

Хотя многим современным туристам интереснее разглядывать не сами ворота, а аистов, свивших гнезда по обе стороны от арки.

Но вот перед нами выросла во всей красе Аль-Кутубия — самая большая мечеть Марракеша, и я ненадолго «унеслась» прочь, в иную страну, в другое своё путешествие.

Подумалось о странной взаимосвязи событий и знаний, какие мы постепенно приобретаем, а ещё о том, как вовремя, в нужный период всё приходит...

Совсем недавно, и года не прошло, мы были в Андалусии, знакомились с шедеврами стиля мудехар, любовались прекрасной Хиральдой.
А потом, чтобы написать об этой севильской башне, я читала много статей, и узнала про династию Альмохадов, правивших в 12-13 веках.

Третий халиф династии Альмохадов, эмир Абу Юсуф Якуб аль-Мансур в период своего правления, между 1184 — 1198 г.г., заказал строительство сразу нескольких минаретов, которым предстояло стать символами могущества исламского мира.

Считается, что минарет Аль-Кутубия, воздвигнутый в Марракеше, явился прототипом для Башни Хасана в Рабате и севильской Хиральды, хотя вообще-то все три минарета строились одновременно и, скорее всего, по единому проекту.

Когда я писала эти строчки в черновике, Марокко казалось мне абстрактным и нереально далеким, но уже на момент публикации заметки от поездки в Марракеш и Рабат меня отделяли каких-то три недели!

Родная сестра Хиральды, овеянная легендами Аль-Кутубия, здравствуй! Волнующая встреча. К сожалению, внутрь мечети могут входить только мусульмане, другим это запрещено, и остаётся удовлетвориться наружным осмотром.
Первое, на что обращаешь внимание, наглядевшись на изысканный декор минарета, — это четыре золотых шара, венчающих шпиль. Неправильное число! Шаров на мечетях может быть три или пять.

Три — по количеству принципов ислама: Иман (вера в Аллаха), Ислам (повиновение, покорность, подчинение воле Всевышнего Аллаха) и Ихсан (искренность молитвы).

Или же шары могут означать три основы жизни — земля, соль, вода

Если шаров пять, то они символизируют пять основных добродетелей ислама, обязательных для всех правоверных мусульман: шахада (единобожие), намаз (пять ежедневных молитв), ураза (пост во время месяца Рамадан), закят (подаяние нуждающимся), и хадж (паломничество в Мекку).

Аль-Кутубия

На Аль-Кутубии четыре шара, и на этот счёт, конечно же, имеется занятная легенда:
Одна из жен султана согрешила... В чем состоял грех, Аллах её знает, но всем заинтересованным лицам правоверная мусульманка, биясь в раскаянии, сообщила, что в пост священного месяца Рамадан не устояла и съела целых три виноградины. Во искупление данной провинности женщина, ни много ни мало, отдала на переплавку все свои ценные украшения, дабы из них сделали золотой шар и поместили в навершие мечети. Видно, сильно боялась, плутовка Аллаха, знала, что его-то не обманешь.

Судьбу тоже не обманешь. Нам предстояло впервые покинуть автобус и вкусить настоящего Марокко. Шум, гам, суета, куча разномастных персонажей — впечатления окатили, как из ушата (рогом изобилия не назову, слишком красиво прозвучит).

К нам тут же кинулись нищие за подаянием и какие-то торговцы стали навязчиво предлагать свой товар...

Рисовальщицы хной чуть не силой хватали за руки и в мгновение ока начинали работу, ловко нанося на пальцы завитушечный узор. Потом за это, само-собой, предстояло заплатить. Несколько дам из нашей группы попались.

Из интернета

В нос бил насыщенный запах лошадиного навоза. И это в холодный, сильно ветреный день! Источник был очевиден — на широкой улице, ведущей к главной площади медины, цепочкой стояли экипажи.

Вот странность, вроде во всем мире сейчас катают туристов в «каретах», но такой вони не припомню нигде. Ни в Европе, ни в Турции , ни даже в арабском Акко.

Но о неприятных запахах пришлось мгновенно позабыть — впереди нас ждало нечто невообразимое. Знаменитая площадь Джемаа-аль-Фна , внесенная в список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Колдуны, гадалки, местные «артисты» с дрессированными обезьянками и соколами, музыканты, заклинатели кобр — не канули в прошлое, как я было подумала, невнимательно прочитав описание площади. Нет! Они реально тусуются на Джемаа-аль-Фна, которая в нашем современном мире продолжает сохранять атмосферу средневековья.

Первое слово в её названии означает «соборная мечеть», а второе — «мертвый». Мрачный выходит перевод, что-то вроде «Собрания Мертвецов». Но понять можно. В прошлые столетия главные площади почти во всех городах мира являлись местом публичных казней. На Джемаа-аль-Фна тоже казнили мятежников и воров, вывешивая затем на всеобщее обозрение их отрубленные головы.

Кроме того, в древности через Марракеш — старейший город региона, основанный в 11 веке, проходили караванные пути, связывавшие европейские и арабские страны с Африкой. На площади Джемаа-аль-Фна находился тогда невольничий рынок, и стояли столбы, к которым привязывали африканских рабов — «черное золото» средневековья.

Мы и теперь наблюдали на площади чёрных африканцев, но, понятно, уже не рабов. Они приторговывали всякой дребеденью и чувствовали себя вполне свободно.
В отличие от меня.

Я была в шоке и в ступоре. Гид дал свободное время и моментально исчез, группа тоже рассосалась подозрительно быстро, а мы с Софой стояли посреди шума и хаоса, совершенно не понимая, что же делать.

Делать мне, конечно, хотелось только одно — фотографировать. Много, много, много фотографировать! Но было страшно. За любое фото надо платить, а сколько? Установленной таксы нет.

Местный вариант музыкального центра

Я по-честному решила заплатить водоносу, однако он накинулся на меня с грубым криком, размахивал руками, гримасничая совал монетку обратно. Мало ему. Дала ещё монетку — та же фигня. Пришлось спасаться бегством.

Больше я платить никому не пыталась. Съёжилась, застыла, и боялась в сторону «артистов» даже посмотреть...
Но вскоре принялась делать «воровские» фото — пригодилась, наконец, на все 100% моя сноровка, основательно отточенная в интерьерах европейских дворцов и музеев!

Использовала любой момент, когда «объекты» отвлекались на других туристов, или на разговоры друг с другом, или на внезапно затеянный кулачный бой.

Постановочные фото были бы, конечно, лучше, но меня радовал и случайно собранный урожай.

Музыканты с грубыми железными кастаньетами, точнее, с марокканскими аналогами кастаньет, которые оглушающе громыхают дрессировщик сокола с голубями

Одно было обидно — заклинателей кобр без договоренности не заснять. Ну, не разыгрывают они просто так своё представление. Опять соваться со своей мелочью, а потом отбиваться, если им будет мало? Не рискнула.

Как ни странно, именно тут мне повезло. Сами подошли, культурно попросили посмотреть за «сколько дашь» и, действительно, всего за 5 дирхам устроили небольшой спектакль.

Ещё и со змеёй в руках предложили сделать селфи, но от этой затеи я поспешно отказалась сама.
Вот и не верь после этого в примету, что встреча с водоносом обязательно приносит исполнение желания. Мое желание унести кучу фоток с аль-Фна исполнилось, хоть и вредный мне старикан попался.

О водоносах стоит, пожалуй, сказать чуть больше. Водопровод в Марокко появился не так уж давно, а с питьевой водой в странах Африки всегда было проблематично. Вот и возникло исторически это занятие. Водоносы ходят по улицам, носят воду в бурдюках и предлагают прохожим. Блестящие чашки для питья крепятся ремнями на груди.

Чтобы быть заметными в толпе, водоносы облачаются в красные одежды с колокольчиками и кричаще яркие шляпы с бахромой.

Сейчас эта профессия отмирает, превращаясь в аттракцион для туристов, но все же в Касабланке мне удалось увидеть настоящего водоноса. Он ходил в обычном, не туристическом квартале и предлагал воду именно попить, исключительно местным жителям. Его красный балахон не был нарядным — линялый и выцветший, а плошки не сверкали золотом — простые жестянки. Многие прохожие на ходу отмахивались, некоторые пригубляли для вида и совали старику монетку. Жалкое, в сущности, зрелище.

Ладно, отвлеклась немного. Вернёмся на нашу сказочную Джемаа-аль-Фна.

Время подкатывало к обеду, погода совсем испортилась, и мы с Софой спрятались от дождя под навесом одного из окружающих площадь ресторанчиков, в котором, как оказалось, неплохо кормят и даже есть нормальный Wi-Fi.

Там же за столиком обнаружилось несколько израильтян из нашей группы. Ни с кем из них мы в первый день поездки ещё не успели познакомиться, а теперь подсели, разговорились. Оказалось, одна пара прекрасно знает арабский язык. Мужа ещё ребёнком родители вывезли в Израиль из Марокко, жену, тоже в детстве — из Алжира.

Супруги явно кайфовали от всего происходящего вокруг и от Марокко вообще, они чувствовали себя, как рыбы в воде. С этого момента по медине Марракеша мы гуляли все вместе. Мои страхи испарились, шок уступил место восторгу и новые впечатления потекли рекой.

На главную площадь вернулись во второй половине дня. Она на глазах менялась, множество людей споро сооружали на открытом пространстве шатры, подтаскивали скамьи и большие мангалы. Я уже знала, что здесь будет, когда стемнеет.

Поздно вечером Джамаа-аль-Фна превращается из цирковой арены в гигантский ресторан под открытым небом. Местные жители приходят целыми семьями на ужин, весь город стекается сюда, и чтобы накормить жителей и гостей Марракеша на площадь приезжают десятки передвижных кухонь.
Начинается большая и шумная восточная трапеза, на которой можно отведать все известные марокканские блюда.

Из интернета

Но мы не остались, пусть даже это считается туристическим преступлением. Впечатления и так зашкалили, нужно было переварить этот день и выспаться, чтобы утром опять идти как в бой на Марракеш за новыми трофеями открытиями...

Сердце Марракеша умеет превращаться то в цирковую арену, то в гигантский ресторан, то в кинотеатр под открытым небом — и всегда остается собой. Фото вверху: Хуан Мануэль Кастро Прието

Известный американский писатель и композитор XX века Пол Боулз, долгое время живший в Марокко, как-то сказал, что великолепный Марракеш без своей знаменитой площади Джемаа-эль-Фна был бы обычным городом. Можно, конечно, спорить со столь категоричным утверждением, но факт остается фактом: просторная площадь многие века является визитной карточкой и одним из самых популярных уголков королевства.

Но были времена, когда у этого места была далеко не самая добрая слава. Название Джемаа-эль-Фна в переводе с арабского означает «площадь мертвых»: вплоть до XIX века именно здесь казнили преступников. Но даже и тогда общественное и культурное значение площади было весомым. Будучи практически ровесником Марракеша, основанного в 1062 году султаном Юсуфом ибн Ташфином из династии Альморавидов, Джемаа-эль-Фна с самого начала претендовала на роль центра городского архитектурного ансамбля. В XII веке рядом с ней появилась признанная эталоном культового зодчества в Магрибе мечеть Кутубия с 69-метровым минаретом. Она отделена от площади аллеей, засаженной по обе стороны стройными пальмами, возле которых дежурят прогулочные экипажи и кареты.

Порой кажется, что тихий час в распорядке дня Джемаа-эль-Фна длится совсем недолго. Стоит подняться солнцу, окрасив стены города в характерный красно-охровый цвет, как на площади начинает закипать жизнь. Первыми появляются торговцы свежим соком из знаменитых марокканских апельсинов. Один лишь вид разноцветных лавок на колесах с аккуратно разложенными на них горками оранжевых фруктов, которыми «заведуют» ловкие продавцы-зазывалы, пробуждает неподдельный интерес у заезжего гостя. А на тележках по соседству высятся горки кураги, чернослива, миндаля, разных сортов орехов и вкуснейших марокканских фиников.

Постепенно площадь обрастает большими зелеными зонтиками, под которыми устраиваются главные действующие лица марракешского народного балагана — заклинатели змей, фокусники, факиры, глотатели огня, рисовальщицы хной по телу, гадалки, продавцы лечебных снадобий и диковинной живности… Каждый из них приходит на Джемаа-эль-Фна не только для того, чтобы удивить жаждущих необычных впечатлений гостей Марракеша своими творческими и артистическими способностями или редкими товарами, но и, конечно, для заработка. Обитатели площади изо дня в день изощряются, в том числе и друг перед другом, в способах привлечения внимания. Неудивительно, что большинство опытных торговцев на Джемаа-эль-Фна отличаются незаурядным умением красиво и увлекательно расхвалить содержимое своей небольшой передвижной лавки.

Фирменный аттракцион Марракеша — укрощение змей, за которым многие предпочитают наблюдать с почтительного расстояния. Как утверждают хозяева внешне страшных гадов, на самом деле никакой опасности те не представляют, поскольку давно приручены и лишены ядовитых желез. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека.

Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену. Но если кого даже и на безопасных змей смотреть не заставишь, те могут здесь же пообщаться со знаменитыми обитателями Атласских гор Марокко — обезьянами-маготами. Надо только помнить, что их коммуникабельность и дружелюбность частенько прямо зависят от наличия угощений в руках у человека. Уровень шумовых эффектов на Джемаа-эль-Фна заметно возрастает, когда на ней начинаются выступления фольклорных ансамблей — неизменных участников представлений в медине Марракеша (медина — старая, средневековая часть арабского города. — Прим. ред.). Чаще других внимание зевак привлекают одетые в яркие наряды музыканты и танцоры стиля гнауа, представляющего собой смесь африканских и берберских песнопений и ритмов. Интересная деталь: исполнителями танцев в женских одеждах и под вуалью иногда оказываются мужчины, так хорошо овладевшие пластикой движений прекрасного пола, что далеко не все зрители замечают подмену.

Но, пожалуй, наиболее колоритный облик Джемаа-эль-Фна принимает с наступлением сумерек, когда появление десятков передвижных кухонь превращает площадь в огромный ресторан под открытым небом. Здесь можно отведать все известные марокканские блюда, в том числе знаменитое мясное рагу тажин, жаренную на углях баранину мешуи или пирог бастила. А признанным деликатесом, ради которого на Джемаа-эль-Фна приезжают гурманы из других городов, издавна считаются гуляля, вареные улитки, и блюль — бульон из улиток. Повара, которые деловито суетятся вокруг дымящихся чанов и кастрюль, напоминают шаманов, стремящихся заворожить и заманить к столам всех оказавшихся на площади и возле нее. И если посмотреть в это время на Джемаа-эль-Фна издалека, то она похожа на большой котел, над которым поднимается густое ароматное облако.

Как утверждают старожилы, красочное действо на Джемаа-эль-Фна повторяется день за днем уже на протяжении многих столетий, и всякий раз благодаря безграничной фантазии марокканцев оно оказывается разным. Впрочем, бывают дни, когда персонажи, запахи и звуки восточного базара уступают место на площади совсем иным героям. Например, каждый год в конце осени или начале зимы, во время международного кинофестиваля в Марракеше, Джемаа-эль-Фна превращается в кинотеатр под открытым небом, где на огромном экране демонстрируются популярные зарубежные картины, снискавшие любовь массового зрителя.

Фото: Хуан Мануэль Кастро Прието

Какими только эпитетами не наделяли площадь Джема-эль-Фна в Марракеше: мистическая, магическая, легендарная… Мы же хотим представить Вам площадь, как «витрину традиционного Марокко» (определение, к сожалению не нами придумано, но идеально отражает суть атмосферы царящей на площади!)

Веками эта уникальная и единственная в своем роде площадь была центром Mapракеша, его символом. Пространство, геометрия площади абсолютно не упорядочены: невысокие здания, окаймляющие ее, на крышах и верхних этажах зданий бесчисленные ресторанчики и кафе, они не смотрятся логичным и законченным ансамблем. Площадь Джема-эль-Фна объявлена ЮНЕСКО частью Всемирного наследия - именно, как «витрина традиционного Марокко».

Атмосфера площади Джема-эль-Фна и шокирует, и притягивает. Прошлое у площади невеселое: в 10 в. здесь обезглавливали преступников. Бывало, что за день казнили по 40 - 45 человек и их отрубленные головы развешивали на городских воротах!..

Современная Джема-эль-Фна - это торг, купля и продажа утром и днем и сюрреалистическое громкое нечто вечером.

С наступлением сумерек вы будете свидетелями представления под открытым небом, устроенного силами жителей Марокко и их талантов. Вокруг вдруг закипит жизнь: будет слышен ритмичный стук бендиров (тамбуринов из козловой кожи со струнами внутри), и лязг трещоток - гарагаб - металлических костаньет, визуально похожих на распиленную вдоль сплющенную гантель (очень популярный инструмент у исполнителей трансовой музыки гануа и дакка); вы услышите восхитительные запахи мяса на гриле и баранины, томящейся в чанах со специями. Со своих постаментов вас будут зазывать продавцы улиток, сваренных в анисовом бульоне. Можно остановиться и съесть пиалу улиток под аккомпонемент музыкантов гнауа, играющих на духовых инструментах, визуально напоминающими гобой - это гайта, конический инструмент, сделанный из древесины абрикоса и звучащий как-то особенно по-мароккански! Если посмотреть на площадь в вечернее время суток, то можно увидеть ее геометрию: она состоит из множества людских кругов, где «зрелище» - в центре, а наблюдатели, поглотители «зрелища» стоят вокруг. Тематика кругов-зрелищ разнообразна и необычна.

Если вы видите старца, сидящего на стуле и говорящего горячо и эмоционально (а слушают его речи преимущественно мужчины), то, скорее всего, перед вами толкователь Корана, проще говоря - мудрец. Просто стоять рядом можно, но очень недолго, иначе реакция аудитории может быть самой неожиданной: если вы не положили монетки в емкость для сбора оных, то старец может прервать свою речь, показав на вас пальцем, тем самым приказав удалиться. Кстати, реакция слушающих не заставит себя ждать: на вас будут шикать, махать руками и смотреть взглядом, сдвигающим горы. Придется удалиться или заплатить за "лекцию" - марокканцы не любят, когда перерывают речь мудреца.

Совет: перед поездкой на площадь Джема-эль-Фна наменяйте как можно больше мелочи в отеле или в банке. Для того, чтобы спокойно смотреть и, тем более, снимать на фотокамеру или видеокамеру происходящее, вам необходимо заплатить за это.
Продвигаясь далее, а в «хороший» вечер и пробираясь, вы увидите, а точнее, услышите музыкантов братства Гнауа - потомков черных рабов, вывезенных из Гвинеи, Ганы и Мали, людей сильных, выносливых, служивших когда-то в дворцовой страже султанов. Интересна история объединения братства Гнауа: они составили братство, на основе почитания Биляля - чернокожего раба, которого пророк Мухаммед освободил в награду за исцеление своим пением его дочери - Фатимы. Отметим, что подражая Билялю, гнауа считают себя не только музыкантами, но и целителями, а их концерты являются сеансами музыкальной терапии! В их музыкальном творчестве соединен культ святых в исламском фольклоре и предания Черной Африки… Недаром, надо признать, они считают именно так. Многие из тех, кто в самом начале знакомства с Марокко настороженно прислушиваются к непривычным уху европейца мотивам, в итоге, становятся поклонниками данного вида музыки и увозят из Королевства не один диск гнауа! Выступление гнауа - не только интересный процесс для слуха, - это и зрелищное шоу. Как изумительно высоко и легко (играя на музыкальных инструментах) выступающие музыканты взмывают вверх в полушпагате, крутят в такт отбиваемому ритму кисточками на своих расшитых фесках!

В очередном «круге» мы увидели изящную танцовщицу живота в красивом одеянии с подведенными глазами и вуалью на пол-лица, при ближайшем рассмотрении оказавшуюся… танцовщиком живота... Вуаль и яркий макияж, как нам потом пояснили, для маскировки, чтобы в дневное время суток никто не узнал в главе семейства «красавицу», зарабатывающую на хлеб для домочадцев таким необычным образом. Наша фантазия разыгралась, уйдя в представление о том, как супруга собирает мужа на работу, но мы остановили себя.

В очередную толпу было не пробраться. Но только не для наших соотечественников (очевидно - сыграл рефлекс: раз очередь, то "дают" что-то стоящее!) Буквально через несколько секунд наша группа благополучно стояла лицом к лицу с темнокожим старичком с печальной улыбкой на, испещренном глубокими морщинами лице. Перед пожилым марокканцем лежал видавший виды ковер среднего размера, на котором угадывался красивый, но побитый временем рисунок, кое-где сохранивший первоначальные яркие цвета - оранжевый и травяной. На ковре стояли большие плоские глиняные тарелки, наполненные, на взгляд европейца, тем, из чего плетут, ставшие такими модными «фенечки»: бусинами, перьями, ракушками и камешками разных размеров и цветов… Взгляд упал на емкости, хранящие предметы, явно не предназначенные для плетения этнических украшений: куриные (на наш взгляд) лапки; зубы, уж не знаем кого - животных или людей; и банки с травами, источающими резкий аромат, как в аптеке. Старец задал вопрос, инстинктивно обращаясь к человеку привычной для него внешности - к нашему гиду. Гид перевел: «У кого есть проблемы с личной жизнью?» Пауза… Женский голос из толлпы попросил пояснить вопрос. Наш гид сформулировал: «Кто замуж хочет, но не может выйти? И у кого дети не получаются?» Оказалось, что миловидный старик - изготовитель оберегов и амулетов… В металические колбочки он складывал различные предметы с его «ковра-самобрана» в только ему известном порядке, в зависимости от проблемы, поставленной перед ним «страдальцем». Плотно закупоривал колбы и выдавал сие «избавление» за умеренные деньги (от 20 до 40 дирхам) с рекомендацией носить при себе в сумочке до появления прогресса в жизненной ситуации. Аншлаг, я полагаю, превзошел все ожидания старца. Удивительно, как, находясь в атмосфере страны и ее этнических и культурных традиций, проникаешься местным колоритом и абсолютной верой в эффективность предлагаемых манипуляций, в погоне за мечтой! Калейдоскопом воспринимали увиденное дальше: старца-гадателя по линиям на руке, у которого «на приеме» сидел марокканец средних лет в современном офисном костюме; с опаской оглянулись и не задержались рядом со старцем «зубадером», рядом с которым на коврике лежали страшного вида инструменты и гора, как мы понимаем, человеческих зубов - эквивалент долгой успешной работы и довеия клиентов... Понаблюдали за ловкой работой рук марокканки, раскрашивающей замысловатыми узорами шприцем, наполненным хной, загорелую руку европейской туристки. А правее от входа на площадь уже открылись знаменитые палатки-ресторанчики, изобилующие заготовками мяса на шпажках, нарезанными овощами, луком посыпанным приправами, огромными чанами с мясом, улитками и супом харира, и, конечно же, огромным количеством сладостей, шебекии, к примеру, (подаваемой к харире), а также фиников и апельсинов, ровно и фигурно уложенных на столах. Находясь на Джема-эль-Фна, вы понимаете почему о Марокко говорят, как о стране непохожей на другие страны исламского мира. Ни в одной исламской стране мира вы не найдете хоть где-то место, похожее на эту удивительную площадь, с ее атмосферой буффонады и реалистичности происходящего. На площади Джема-эль-Фна отсутствует ощущения будничности, консервативности, всюду изумительный и сохраненный марокканский колорит. Именно сами марокканцы приходят посмотреть на выступления своих же соотечественников, представляющих разные марокканские культуры, этносы, фольклорные традиции. Мы, приезжие, зашедшие на площадь - гости на этом славном празднике. Город Марракеш и его Джема-эль-Фна живут в едином ритме. Жители города впускают нас в свою жизнь, чтобы мы зарядились энергией города через легендарную площадь. Джема-эль-Фна, как яркий, гипертрофированный сгусток истории, традиций, фольклора и творческого «я» марокканцев помогает нам понять и принять Марокко.

текст Виктория Абрамова; фотографии Борис Палтусов, Алексей Лохов, Виктория Абрамова

Сердце города, потрясающей красоты площадь, настоящая арабская сказка, Джема-эль-Фна служит точкой притяжения для туристов со всего мира: куда бы вы не направились в Марракеше, все дороги ведут сюда.

Одна из самых знаменитых площадей Магриба выглядит особенно красиво на закате дня: всевозможные факиры, гадалки, заклинатели змей, акробаты и танцоры создают впечатление, что вы являетесь невольным героем сказок про Алладина и Шахерезаду.

Площадь была выстроена в 11 веке. Вокруг нее сосредоточено огромное количество уличных кафе и ресторанов с террасами. Также по вечерам на площади появляются торговцы чаем и восточными сладостями.

Легендарная площадь является настоящим сгустком энергии Марокко, его историей и жизнью.

Площадь Джема-аль-Фна

Джема-аль-Фна - главная площадь Марракеша. Это и рынок, и цирк, и зоопарк, и музыкальная сцена, и самый большой ресторан в мире. Жизнь здесь кишит и процветает - тысячи торговцев и попрошаек сделают абсолютно всё, лишь бы вытрясти с вам пару монет. Говорят, что в Марракеше можно вовсе никуда не ходить, а просто сесть на площади Джема-аль-Фна и в течении дня весь Марракеш придет к вам.

В старину площадь являлась "лобным местом" - здесь выставляли отрубленные головы разбойников, убийц и воров. Затем площадь увеличили в размерах с целью строительства большой мечети. Но строительство так и не началось. С тех пор площадь медленно превращалась в стихийную торговую зону. Сегодня площадь охраняется ЮНЕСКО как нематериальное духовное наследие человечества. Джема-аль-Фна - уникальное место, где до сих пор можно прочувствовать атмосферу, сохранившуюся со времен Средневековья.

Чудо Марракеша

Площадь Джема–эль–Фна в Марракеше - удивительное, восхитительное, окутанное мистическими загадками место. «Витриной традиционного Марокко» часто называют площадь Джема–эль–Фна. На протяжении веков, площадь была центром Марракеша и его уникальным символом архитектуры. Площадь Джема–эль–Фна имеет абсолютно неупорядоченную архитектуру, и не смотрится логически законченным ансамблем. Здесь царит и шокирующий, и притягательный дух. Площадью Джема–эль–Фна можно восхищаться и ужасаться одновременно, потому что в 10 веке она была местом проведения казней.
Архитектура Марракеша начала формироваться с 12 века. Она продумана и непредсказуема, как сам Восток. И площадь Джема–эль–Фна вписалась в эту архитектуру так, что сейчас является сердцем Марракеша, его визитной карточкой.

Площадь в наши дни

Нет больше таких площадей, как Джема–эль–Фна, где царит дух торга, восточного базара, который не прекращается ни днем, ни вечером. А с наступлением темноты, площадь Джема–эль–Фна в Марракеше становится местом красочного, и порой нереального действа. На площади вы сможете послушать этническую музыку народов Востока и Африки. Это и ритмичный стук бендиров и лязг трещоток - гарагаб.
Путешествуя по городу и наслаждаясь архитектурой Марракеш, Вы не сможете пройти мимо и не остановиться, чтобы полюбоваться площадью Джема–эль–Фна, и насладиться трансовой музыкой гануа.
В вечернее время суток площадь Джема–эль–Фна потрясет вас множеством людских кругов, которые жаждут увидеть действо в центре круга. «Зрелища» эти и разнообразны, и необычны.
Однако, площадь Джема–эль-Фна вас удивит. Она оглушит вас своим великолепием и невероятными вещами, которые вы увидите здесь. Поэтому, приехав в Марокко, не забудьте посетить площадь Джема–эль–Фна в Марракеше.

Площадь Джема–эль–Фна и её чудеса

Если вы в первый раз приехали в Марракеш, вам следует разменять крупные банкноты на мелочь, потому что за фото- и видеосъемку вам надо будет заплатить. Остановившись на площади Джема–эль–Фна поглазеть на восточные чудеса, приготовьте несколько монет, чтобы отблагодарить за просмотр удивительного зрелища. Получив несколько монет, торговцы площади и её артисты будут к Вам более благосклонны, и возможно, разрешат прикоснуться к чудесам.
Марракеш откроет вам удивительную возможность прикоснуться к тайнам Древнего Востока и почувствовать себя в райском месте. Марракеш является обладателем большого количества архитектурно – исторических памятников. И один из главных памятников архитектуры в Марракеше – неповторимая, шумная и колоритная площадь Джема–эль–Фна.