Стон хорватия устрицы. Хорватские устрицы лучшие? Так считают в Малом Стоне

После прогулки по где снимался сериал "Игра Престолов" поехали мы есть лучшие в мире устрицы.
Я уже продолжительное время живу на море обожаю морепродукты, в том числе устрицы. Ела их много раз, но ни разу не была на устричной ферме. Даже есть такая точка остановки в экскурсии по заливу, но вот именно чтобы есть устрицы прямо из моря на ферме - не довелось побаловать себя.

Женя решил исправить этот факт и спланировал поездку в деревню Мали Стон в Хорватии, которая славится своими устричными фермами. Считается что здесь самый качественные устрицы в мире, потому что сама природа сделала идеальные условия для рост этих моллюсков, морские угодья окружены островами и защищают раковины от хищников, а морская вода создала благоприятные условия для питания.

А еще Малы Стон известен своей крепостной стеной - самое длинное оборонительное сооружение в Европе и второе после Китайской Стены, и хотя она почти в 4 тыс раз меньше Великой Китайской, все равно для Европы очень важный фортификационный комплекс.
В Черногории, к примеру, устричные фермы с ноября не работают из за низкого туристического сезона.

На въезде вдоль дороги стоят указатели на устричные угодья, но все они были пустынны.
Я уже думала что ну не судьба отведать мне устриц в месте непосредственного их выращивания. Сложно это сделать, если никого нет(

Но, если вы знаете Женю, сложности его не пугают и он может найти выход из такой ситуации! Возле очередной устричной фермы он постучался в дом и спросил могут ли хозяева организовать нам белковый деликатес.
Фермеры занимаются оптовой продажей и не практикуют обслуживание туристов на ферме. Но тем не менее для любимой жены и дочки наш папа все таки договорился и организовал нам дегустацию лучших устриц.

Нам достали свежие устрица, почистили при нас, открыли и накрыли в рыбацком домике на берегу залива. Хотите поехать на устричную ферму и поесть самых вкусных устриц из Черногории - бронируйте с заездом в Мали Стон на устрицы у . Только что выловленные из моря устрицы вам обеспечены.

Здесь в Хорватии это "каменице", кто то думает что это особый сорт устриц, а нет, это так устрицы звучат на хорватском языке.
Стоят они, кстати, намного дешевле чем в Черногории(3-4 евро/шт) - 5 хорватских кун (0,7 евро) на ферме и 10 кун (1,5 евро) в ресторане за шт, а вот размер и вкус значительно крупнее и лучше! Подтверждаю личным опытом!
Ищите недорогие билеты на море? Периодически проверяйте появляются

* На четвёртый день нашего отдыха в Будве, имея визу-шенген грех было ей не воспользоваться. И мы рванули с мужем и дочкой на арендованном авто в Дубровник, по совету моих коллег с работы словенцев заехали в местечко Стон и наконец-то в этом году попали в рекомендованный нам ещё в 2012 году ресторана «Конавски двор» или его ещё называют «Конавольские Дворы».
* Но всё по порядку, выехали мы из Будвы в 8:40, заправились на Лукойле поехали по Адриатическому шоссе(Jadranski put) вдоль Которского залива до паромной переправы Kamenari-Lepetani. 10 минут и мы на причале другой стороны залива за 4,5 евро с машины, едим мимо уютного поселка Биела (Bijela), далее до Херцег-Нови по трассе Е-65 по Jadranska magistrala, далее проехав по красивому мосту с подвесной конструкцией, Мосту др Франье Туджмана (Franjo Tudjman Bridge) он был переименован в честь первого президента Хорватии. Длина моста 520 метров, а высотой немногим меньше 150 метров – это не только архитектурный шедевр и память о лидере начала посткоммунистической эпохи, это еще и объект для тренировок поклонников банджи-джампинга. Ранее мост имел название Груж или Груз (кто как читает по названию порта).
* Жаль, что сестру мужа не смогли взять в поездку с собой, т.к. у неё не было визы. В октябре 2012 года мы первый раз пересекли границу Черногории и Хорватии без данной визы, было какое-то соглашение между Россией и Хорватией до конца октября 2012 г. туристам-россиянам без визы побывать в Хорватии. Мы тогда даже не задумывались пересекая границу предъявив загранпаспорта, тех.паспорт и страховку на арендованный нами автомобиль. Поставили штампики в паспорт и вперёд до Дубровника. Я даже отзыв тогда написала и несколько фотографий разместила. Долго тогда не могли припарковаться в Дубровнике, чтобы попасть в Старый город, у нас были только еврики, а парковочный терминал требовал куны. Долго искали банк или обменник и так и не нашли, припарковались в тупиковой зоне и пошли искать банк в Старом городе и практически его обойдя нашли одну банковскую улочку, там было аж 6 банков и обменников, но поздно пить боржоми.. сайгаками побежали к машине, так боялись эвакуаторов!!!
*В этом году думаем всё нормально будет с евро, они ведь в Евросоюзе уже, ан нет, все расчёты идут в кунах, даже оставив машину на охраняемом паркинге, долго не могли с него выехать, т.к. куны потратили на сувениры дочери, а евро автомат парковочный не принимал. В-общем опять пришлось пойти на хитрость, зайти в платный туалет на парковки и разменять у дядечки-хранителя туалета заветную бумажку в 15 евро на куны и поехать дальше. Парковка за 2 часа 25 минут обошлась в пересчёте с кун на евро примерно 9 евро. (10 евро=73 куны). Показав дочери места в Дубровнике, которые нам были уже знакомы, поехали в строну островов. Мимо огромного порта. Едим в машине и вдруг перед нами огромный дом, этажей так 10, подъезжаем ближе, а это лайнер. Таких размеров я даже в Которое не видела. Далее через 4 км от Дубровника, был Затон Великий, выступающий из материка напротив острова Вир, недалеко от древнего города Нин на северном побережье полуострова. На курорте Затон гостей приятно порадует прекрасный полутора километровый пляж с галькой и песком, который окружён лесом. Благодаря удобному входу в море пляж подходит и для маленьких детей. Он был отмечен так называемым «Голубым флагом» за чистоту.
* Потом был курортный посёлок Трстено примерно в 16 км от Дубровника, расположен на побережье Южной Далмации. Трстено стал знаменит благодаря дендрарию, основанному в конце 15 века около летней резиденции дубровницкой княжеской семьи Gučetićů-Gozze. Это крупнейший ботанический сад на побережье Хорватии и самый старый парк во всей Далмации, жаль, но мы пролетели мимо, ведь цель была Стон. Проехали Шипан - остров расположенный на 17 км к северо-западу от Дубровника.
* Шипан находится в южной части Хорватии. Шипан является самым крупным и населённым из островов Элафитского архипелага Адриатического моря. Площадь острова составляет 16,22 кв. км, длина равна 9,1 километра, а ширина – 2,6 километра.
* И вот, наконец, показался Стон – это курортный поселок, расположенный на перешейке полуострова Пилешац и материка, в 70 км от Дубровника. Долго искали подходящий пляж с хорошей парковкой для маздочки, но береговая линия и дорога располагается очень близко друг от друга. Нашли неплохой пляж, парковку и дорогу без потока машин. Поплавав с маской, опять поймала себя на мысли, что кроме водорослей в виде травы, невзрачных рыб и насыпной гальки смотреть нечего. Море чистое, прозрачное, а морских обитателей мало.
* До Корчула – города-порта, расположившегося на полуострове, и соединенного с одноименным островом узким перешейком мы в этот раз не доехали, нужно было возвращаться назад. Но зато на обратном пути нас всех порадовал местный колоритный ресторан с национальной кухней «Конавски двори»/(Konavoski Dvori). Два года назад мы его не нашли, был только один указатель и из-за строительства новой дороги мы пролетели мимо нужного нам поворота и выехали к границе. А в этом году мы увидели несколько указателей ресторана и ехали по ним. Дорога сначала идёт по направлению к границе с Черногорией, но потом уходит влево, и идет вдоль полуострова Превлака, по самым потаенным местам Ривьеры Дубровника, через местечко Молунат, в котором царит настоящая атмосфера хорватской деревни, до Льюты, где находится один из лучших ресторанов Дубровника «Konavoski Dvori». И вот мы у цели, слышен шум воды. Ресторан расположен на берегу горной реки с водопадами, в окружении старинных мельниц и тенистых деревьев. Сказать, что там было сказочно красиво, ни сказать ничего. Мы были с дочерью легко одеты, погода была жаркой в Дубровнике, но пока мы добрались до ресторана, стало гораздо прохладнее от горной воды. И встречающий нас официант в национальной одежде предложил нам войти в помещение ресторана, хотя многие посетители наслаждались едой на улице у самого водопада. Дочери даже принесли плед, так ей было холодно. Приятная атмосфера, блюда национальной кухни и прекрасный вид через панорамное окно сделали наш ужин незабываемым. Меню нам принесли на русском языке и, сделав заказ, мы пошли с дочкой фотографироваться, уже начинало темнеть, и включилась подсветка самого водопада, водяных мельниц, звучала национальная музыка, и мы, согревшись и покушав, растаяли в этом Дворике. Фотографии не могут, к сожалению, передать всей атмосферы и красок, но уверяю вас это незабываемо. Если у кого получиться посетить в следующем году Хорватию очень рекомендую именно этот ресторан.
*Да кстати в Стоне есть классный ресторан Капинанова Куча (Kapetanova Kuča), Мали Стон, нам его также рекомендовали друзья.
Для справки: Оборудованный в бывшем капитанском доме семейный ресторан в поселке, ведущем свою историю с 1333 года. Любимое местными местечко, где почти всегда битком. Мали Стон это уникальное место, так как это единственная в мире бухта, где выращивают ostrea edulis - маленькие круглые устрицы, в свое время водившиеся во Франции, Калифорнии и Японии.
* Хотели кроме полуострова Стон посетить ещё один из островов Корчула, жаль не хватило времени, в 15 часов только приехали на пляж, долго купались в Стон. Пляжи Черногории мне всё же больше нравятся. Хорватия более скалистая и пляжи, в основном насыпная галька. Но это я сужу только по двум пляжам, до которых смогли добраться в этот день.
* Без остановки весь путь занял бы у нас 3 часа (145 км), но так как мы везде останавливались, посещали Старый город Дубровник, купались на пляже в Стоне, кушали в ресторане, то назад мы поехали лишь в 19 часов, благо граница было уже рядом. В Будву мы приехали только 20 часов, по пути в Тивате заехали в супермаркет HDL 365, и только в 21 час были в Панораме. Светлана в этот день смогла посетить Цетинский монастырь и Острог, оставшаяся часть вечера мы делились впечатлениями о поездках.
Надеюсь, фотографии немного скрасят мой рассказ.
* Я понимаю, что за один день нам мало что удалось увидеть и показать дочери в Хорватии, но это были незабываемые часы.

Хорватия, Дубровник, Ston, Dubrovnik–Neretva, Croatia

Показать на карте

Общая информация

Городок Стон Хорватия считается одним из самых привлекательных туристических мест. Это небольшое поселение в Южной Далмации расположено в месте соединение полуострова Пелешац с материком.

Стон расположен в 70 км от Дубровника. Добраться до города можно на такси или автобусах, ежедневно курсирующих по маршруту Дубровник - Корчула.

Стон был основан в 1333 г. и сегодня состоит из двух частей - Мали-Стона и Вели-Cтона. В Средневековье эти места относились к Дубровницкой республике и были очень важным стратегически и экономически регионом - в мелководном заливе Стонского перешейка есть месторождение соли, которую добывают и в наше время.

Достопримечательности Стона

Главный «аттракцион» для туристов в Стоне - это, конечно, «Китайская стена Средиземноморья», как многие её называют. Богатая на достопримечательности Хорватия может похвастаться и таким необычным строением. Стонские стены на горе частично сохранились после землетрясения и недавно были отреставрированы. Это самый длинный оборонительный комплекс в Европе и второй по длине в мире, после Великой китайской стены, конечно.

Строительство началось в 1334 г. чтобы защищать Дубровницкую республику и, главное, богатые солончаки Стонского перешейка. Сегодня по стенам можно пройтись и осмотреть несколько башен и крепостей.

Ещё в Стоне находится францисканский монастырь св. Николая, считающийся одним из крупнейших в Хорватии. Комплекс зданий в смешанном романо-готическом стиле сохранился практически без изменений с XIV века. Отдельно стоит обратить внимание на виртуозно украшенные колокола монастыря.

Для небольшого города Хорватии культурное наследие Стона действительно велико. Например, в городе находится несколько исторических зданий эпохи Возрождения: Княжеский дворец, дворец Джорджича, в котором сейчас музей Средневековой скульптуры, и палаццо Сороковича XVI века.

Стонские соланы, то есть солончаки - важнейший «актив» бизнеса Дубровицкой республики на протяжении многих столетий. Древнее предприятие сегодня - это в первую очередь неисчерпаемое количество историй о римлянах, греках, венецианцах, славянах - всех тех, кто когда-либо контролировал или пытался захватить Стонские соланы. Сейчас соланы занимают площадь 500 000 кв.м, из них 430 000 кв.м - бассейны с морской водой, через которые медленно, в ручную прогоняют воду и кристаллизуют соль.

В заливах возле Малого Стона находятся плантации, на которых выращивают одни из самых качественных в мире устриц. Часть из них идет на экспорт - в Италию и Францию. Устрицы Хорватии, не смотря на «элитарность» этого продукта, доступны всем приезжающим в эти места. Самые любознательные могут съездить на одну из ферм с экскурсией, а просто гурманы найдут моллюсков почти во всех ресторанах Стона по очень демократичным ценам.

Экскурсии по Стону и окрестностям

ТурфирмаDubrovnik Sun

Адрес: Bokeljska 26, 20 000 Dubrovnik
Телефон: +(385 20) 43-63-63
www.dubrovniksun.hr

Турфирма Avantgarde services

Адрес: Sv. Križa 3, 20000, Dubrovnik
Телефон: +(385 20) 41-74-99

Множество раз я слышала утверждение, что в Хорватии устрицы - самые лучшие в мире. Я не спорила, но всегда ехидно улыбалась в ответ. Слышали бы это французы! Посмотрела на днях интервью с одним из фермеров, он говорит, что дело в планктоне, которым питаются устрицы в заливе Малого Стона. Но не оценив самостоятельно - соглашаться с людьми балканской ментальности не стоит ни в одном вопросе, от еды до виновников югославской войны...

В Малостоноском заливе я оказалась в середине октября, вечером у меня был самолет из Дубровника, а между городами 53 км разницы, решили сделать марш-бросок на белковый обед! И я почувствовала разницу в черногорских и хорватских устрицах в 2 моментах...

1. Хорватские устрицы более соленые.
Объяснение придумала сама - в Боко-Которском заливе очень много родников с пресной водой, которые разбавляют соленую воду, а в Малостонский залив в Хорватии может нет смешения с пресной водой...

2. Цена ниже, чем в Черногории.
Здесь мы заплатили в самом популярном ресторане 1,5 евро за 1 устрицу. Если найти фему, где принимают или зайти в ресторан попроще, то цена упадет до 0,6 - 1 евро за штуку.
В Бока-Которском заливе на фермах цена за мелкие устрицы 1- 1,5 евро. За крупные (как в Хорватии) - 3-4 евро, причем в местах аскетичных и не особо чистых, где все как на огороде-даче, где пару столов и будешь в пик сезона ждать долго обслуживания и может даже тарелки не увидишь... В ресторанах Черногории за крупные стрицы хотят 3- 4 евро за штуку, то есть цена аналогична фермам, что я считаю маразмом. Но ты будешь сидеть в красивом месте, с белой скатертью, с хорошим вином, может тебе принесут еще закусон бесплатно, и не будет стыдно перед девушкой. Мне кажется, черногорцам есть еще куда расти в плане сервиса и цен на фермах... в Стоне на фермы не заглянула из-за малого количества времени, но по весне постараюсь их изучить.

Так что запланируете посетить Дубровник (обязательно национ. или шенген виза), включите в программу осмотр крепости в Стоне и дегустацию устриц в Малом Стоне. А дорога по хорватскому побережью - сплошное удовольствие от созерцания островов и старинных городков

Малый Стон - небольшая деревня, которая соединяет материк с полуостровм Плешац. Между ними и находятся многочисленные фермы мидий, устриц, рыбы и др ракушек, все-таки в ветра и ураганы сохранить молюсков в заливе проще, чем в открытом море, поэтому для них выбирают такие спокойные места.

С большим Стоном его соединяет огромная крепостная стена, при моем посещении была на реконструкции. Ее называют второй по величине оборонительной стеной в мире после Китайской - 5,5 км длина. Строила ее Дубровницкая Республика в Средние века для защиты соляных бассейнов, которые существуют 4 тысячелетия.

Нашла в инете клевую фотку с Малым Стоном и крепостью. Видно как она уходит к соляным полям большого Стона

Мы пошли на обед в Капетанову кучу - самый популярный ресторан в городке. Работает он с 1986 г. в старинном доме, где родилось немало капитанов, рыбаков и фермеров, сегодня потчуют гостей свежими морепродуктами. Зимний зал располагает 50 местами, летняя терраса готова принять столько же. На их сайте прочитала, что есть два специалитета - это ризотто "Kapetanova Kuća“ и из сладенького - “Stonska torta“.

На тот момент я не знала о супер-блюдах, заказ был стандартным - кальмары и устрицы. В кальмарах меня смутил лишь аромат оливкового масла, оно явно домашнее, специфическое, но в целом - порция норм.

До того, как принесли заказ, нам подали угощение от заведения - несколько ракушек с рыбным паштетом и хлебом

Устрицы действительно тут вкусные и большие! Кто б мне сказал раньше, что я стану таким гурманом:)) Жизнь на Адриатике сильно повлияла на мои гастрономические познания. Но украинский борщ, мамины квашеные огурцы и селедку под шубой я любить тоже не перестала:))

Сколько я заплатилаза обед? Если не изменяет память - 22 евро с учетом бокала вина, нескольких устриц и порции кальмаров с овощами. Кто-то скажет дорого, а мне кажется для Хорватии и столь приличного заведения - адекватно. Будь времени побольше - я б исследовала дешевые места типа ферм и заведений попроще. Одну страницу с ценами я сфоткала для вас, она на русском языке, цены указаны в местных кунах, чтобы было евро, поделите на 7,5. Кстати, платили мы в евро, что в Хорватии не всегда получается сделать.

После обеда я прошлась по городу, он довольно милый и похож на все остальные городки на Адриатике

Фотогеничных мест хватает

«Я ел устрицы, сильно отдававшие морем, холодное белое вино смывало легкий металлический привкус, и тогда оставался только вкус моря и ощущение сочной массы во рту; и глотал холодный сок из каждой раковины, запивая его терпким вином, и у меня исчезло это ощущение опустошенности, и я почувствовал себя счастливым и начал строить планы».

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ, «Праздник, который всегда с тобой»

Я впервые попробовала устрицы именно в Хорватии. И с тех пор твердо верю, что есть их можно, только если у тебя в прямой видимости море. Вкус у замороженных и только что вытащенных из моря отличается как вкус краба и крабовых палочек.

Расскажу предметнее, где и когда их есть, когда вы в Хорватии.

Устриц (по-хорватски устрица — каменица) выращивают в двух точках. На юге Хорватии, на полуострове Пелешац в Далмации, в Неретванском заливе (канале). И на севере, в Лимском канале на полуострове Истрия. Здесь выращивают европейских плоских устриц «Ostrea edulis» и «Mytilus galloprovinicialis». Для устриц нужна вода с пониженной соленостью. И оба канала хорошо подходят.

Устрицы возле Дубровника

В Стон вам удобно будет съездить, если вы путешествуете в районе Дубровника, Макарской ривьеры.

Полуостров Пелешац (Pelješac) в Далмации (на юге) от материка отделяет Неретванский залив. Вода в нем как раз с пониженной соленостью, потому что в него впадает река Неретва.

Не нашла у себя нормальных фотографий Стона, так как каждый раз мы там бываем вечером.

Photo by Boris Jov i ć . Неретванский пролив, устричная ферма

Мы случайно попали в крошечный городок Стон на Пелешце осенью 2011 года. Полдня ждали в Дубровнике паром на наш любимый остров Млет, а когда он пришел, оказалось, что он только пассажирский, а мы были на машине. Расстроенные и без планов поехали на Пелешац (70 километров), потому что недалеко от Стона есть красивейший залив Прапратно с паромной пристанью для автомобильных паромов. И провели в Стоне один из лучших вечеров в жизни:)

Photo by Boris Jović. Залив Prapratno

Был конец сентября, туристов с круизных лайнеров, которых привозят в Стон автобусами из Дубровника из-за 5-километровых крепостных стен на горе, уже не было. Прямо на улицах Стона стояли столики кафе и все немногочисленные гости говорили по-итальянски. Официант (по-хорватски конобар) рассказал, что устрицы здесь высокого качества и наисвежайшие (выловлены час назад), а стоят невероятно дешево — штука за 1 евро. Поэтому итальянцы любят Стон.

Заказывают их десятками. Вкус описать — никак. Как будто глоток моря. Хемингуэй все сказал. К ним подают лимон и черный перец. Предлагают их и в каком-нибудь приготовленном виде (запеченные). Но это несерьезно. Устрицы — это не еда. Это другое.

Потом мы еще были в Стоне в мае. Там всегда хорошо.

Photo by Boris Jovi . Устричная ферма

Устрицы из Лимского канала

На Лимский канал на полуострове Истрия удобнее и ближе ехать из Загреба, столицы Хорватии.

Нам очень нравится «Фьорд». Раньше мы смотрели на все рестораны и кафе только как гости, а теперь не можем не смотреть как рестораторы. Несмотря на то, что это очень туристическое место, к которому постоянно подвозят автобусы, качество сервиса почти не падает даже в разгар сезона.

Я знаю, насколько это сложно и поэтому выбираю и поддерживаю ресторан «Фьорд» за усилия, которые они делают по сохранению качества сервиса.