Фреска с магомедом в болонье. Демоны сериала «Дэмиен»: фрески Болоньи, Падуи и средневековые гравюры в продолжении «Омена

Базилика Сан Петронио - La Basilica Di San Petronio. Находится на площади Пьяцца Маджоре , эта готическая базилика - пятая в мире по высоте, была начата в 1390 году и формально по сей день не закончена. Узнав, что здание должно было больше, чем собор Святого Петра в Риме , Папа Пий IV остановил строительство... Внутри собора - мощи святого Петрония , покровителя города и уникальная фреска XV века, изображающая сцену из Данте , где пророк Мухаммед ввергнут в ад. В 2002 году исламские террористы хотели взорвать здание и уничтожить фреску, но теракт предотвратили. Теперь перед входом в собор стоят рамки металлоискателей и охрана. Также внутри - меридиональная линия солнечных часов , которая тянется 67 метров – самая длинная в мире, и захоронение сестры Наполеона I, Элизы Бонапарт . Внутри помещения базилики может разместиться около 28 тысяч человек!

Инициатором строительства нового большого храма для растущего города в 1390 году выступил Совет Шестисот, то есть городские власти. Чтобы расчистить место для сооружения собора, пришлось снести башни, личные постройки горожан и восемь небольших церквей. Стройка была начата уже в 1390 году, город поручил проект архитектору Антонио Ди Винченцо. В плане трёхнефной базилики лежит латинский крест. Готические своды опираются на десять пилястров с высокими капителями. По горизонтали пространство разделено боковыми капеллами (часовнями).

После окончания работ над фасадом, в 1393 году, начинается создание боковых капелл, законченное в 1479 году. Большая часть капелл (их 22) были декорированы в XV-XVI веках. В 1514 году Ардуино Дельи Арригуцци предложил новый план церкви – согласно его представлению, она должна была иметь форму латинского креста в основании, чтобы превзойти Собор Святого Петра в Риме. Она должна была стать одной из величайших церквей, имея в длину 208 метров и в поперечнике 142 метра. Однако после вмешательства папы Римского Пия IV - а Болонья в то время входила в состав Папского государства - размеры собора были уменьшены. В 1538 году началась облицовка стен, а затем и фасада по проекту Доменико Вариньяны. Его проект фасада вызвал много споров, свои чертежи представляли на конкурс многие знаменитые архитекторы (эти рисунки сейчас хранятся в музее храма). Нижняя часть фасада выполнена из красного веронского мрамора и белого истрийского камня. Верхняя часть фасада не была облицована.

Ныне длина базилики превышает 130 метров, высота сводов 45 метров. Сан-Петронио - не кафедральный собор, хотя часто за его большую значимость называют главной церковью города. В настоящее время собор носит титул "малой базилики" (Basilica Minor). Среди дошедших до наших дней католических храмов собор занимает 15 место по размерам, пятое по высоте.

Декоративные работы в центральной части базилики проводились под руководством Джироламо Рейнальди в 1646 -1658 годах. Но они были прерваны в 1659 году и не доведены до конца. А вот работы над оформлением фасада здания продолжались вплоть до создания новых боковых порталов по проекту архитектора Якопо Делла Кверча. Однако затем и они были остановлены. Несмотря на привлечение нескольких известных архитекторов, в том числе Бальдассаре Перуцци, Андреа Палладио, Джакомо Бароцци Да Виньола, фасад здания до сих пор не окончен. Постройка была прервана в 1759 году.

В готическом стиле выполнены и внешние декорации, в основном работы Джованни Да Модена, а также мастеров Пармиджанино, Джулио Романо и Мазаччо.

В начале XV века (1426 – 1438) Якопо Делла Кверча (Jacopo Della Quercia) украсил главный вход (портал) в собор скульптурами, а две небольшие боковые двери - изображениями на мотив Ветхого Завета (обнаженный Адам и другие фигуры, помещенные на прямоугольном барельефе, в том числе скульптурная группа, представляющая Богоматерь с младенцем, святого Петрония и святого Амвросия). Богоматерь портала Делла Кверча Микеланджело назвал "самой прекрасной Богоматерью XV века". Считается, что именно рельефы Делла Кверча в Болонье положили начало эпохе Возрождения в искусстве скульптуры.

Боковые порталы сделаны в 1524 - 1530 годах по проекту Эрколе Саккаденари. В оформлении боковых порталов принимало участие и много других художников, среди которых Триболо и Альфонсо Ломбарди. В боковых фасадах открываются окна, освещающие капеллы. В их числе капелла Святого Аббондио, восстановленная в неготическом стиле в 1865 году (именно в ней В 1530 году в происходила коронация Карла V. Карла V (Charles V) короновали там для правления Священной Римской Империей, а коронация его для правления Италией проходила в Палацо Комунале); капелла Святого Петрония, куда в 2000 году из собора Санто-Стефано переместили мощи святого Петрония, покровителя города и настоятеля собора в V веке); самая старая капелла Мадонны Мира со скульптурой Богоматери, выполненной в 1394 году; капелла Маги с деревянным алтарём-триптихом с 27 фигурами, вырезанными из дерева и раскрашенными Джакопо Ди Паоло, а также потрясающей росписью стен; и другие капеллы знатных семейств города с богатыми алтарями и скульптурами. В базилике Сан-Петронио похоронена сестра Наполеона I, Элиза Бонапарт.

Справа (над 11-ой капеллой) поднимается колокольная башня (1481 - 1495 годов постройки). По болонской традиции, на ней 4 колокола. В крипте собора находится одна из старейших известных "групп триумфального креста" - она создана между 1160 и 1180 годами. Примечательны изумительные деревянные хоры созданные в XV столетии Агостино Де Марчи, и дароносица – это творение Якопо Бароцци Да Виньола. Балдахин над главным алтарём был сделан в 1547 году мастером Джакомо Бароцци.

В XVII веке базилика Сан-Петронио была широко известна благодаря инструментальной и хоровой музыке, которая исполнялась в её стенах. Там и ныне два раздельно установленных органа (эпистолярный орган F-a 3 и евангельский орган C-c 4). Один из двух органов собора, созданный в Тоскане во второй половине XV века, считается самым старым в стране (он справа). Он был создан в 1475 году мастером Лоренцо Ди Джакомо из Прато. Находящийся слева орган относится к XVI веку. Он работы Маламини (1596). Оба органа дошли до наших дней в оригинальном состоянии.

В соборе полотна хранятся такие живописные работы, как "Мистическая свадьба св. Екатерины" Филиппино Липпи, "Освящение Христа с четырьмя святыми" и "Пиета" Амико Аспертини, а также работы Джованни Да Модена (начало XV века, "Страшный суд", "Эпизоды из жития святого Петрония", "Путь волхвов", четвёртая капелла). Интересны и работы Джулио Романо, Пармиджанино (1527, "Святой Рох", восьмая капелла), Лоренцо Косты (1492, "Богоматерь на троне", седьмая капелла) и Виньолы.

Базилика служила рабочим помещением В 1660-е годы для знаменитого средневекового астронома Джованни Доменико Кассини. В 1665 году по его расчётам здесь был установлен "меридиан Джованни Кассини", меридиональная линия солнечных часов, длинной 66,8 метра, в левом боковом приделе. Благодаря высоте базилики измерения учёного были поразительно точными для своего времени. Меридиан, скорее, представляет собой не часы, а солнечный календарь – когда через небольшое отверстие в крыше базилики солнечный свет падает на меридиан, луч указывает на месяц и день.

Базилика Святого Петрония долгое время являлась коммунальной собственностью и использовалась для самых разных целей: как место для торжественных событий, для заседаний суда, для общественных собраний. Только в 1929 году, в результате Латеранских соглашений, собор перешел в собственность епархии. Торжественное "финальное" освящение собора состоялось только в 1954 году.

В 2002 году, были арестованы пятеро мужчин, планировавших устроить террористический акт в соборе. А в 2006 году итальянской полиции снова удалось предотвратить трагедию – тогда были захвачены мусульманские террористы, хотевшие уничтожить базилику, поскольку, по их мнению, находящаяся внутри фреска оскорбляет ислам. На этой фреске работы Джованни да Модена изображена сцена из "Ада" Данте, где Мухаммеда мучают демоны.

Собор открыт для посещения с 7.45 до 13.30 и с 15.00 до 18.00. Время работы: с 7:30 до 18:45 с понедельника по пятницу и с 8:00 до 18:45 в выходные. Сокровищница открыта по воскресеньям с 15:30 до 17:30, вход бесплатный. Однако по соображениям безопасности доступ могут прекратить в любой момент - охраняют базилику достаточно серьезно.

Базилика св. Петрония названа в честь восьмого епископа Болоньи (431 - 450 гг), - наиболее грандиозная (длина 123 метра, ширина 66 м, высота 47 м) и наиболее значимая церковь Болоньи.
Адрес: Piazza Maggiore, 40124 Bologna
www.basilicadisanpetronio.it
Время работы: ежедневно 7.45 -13.15 и 15.00-18.30 . During the
religious services, the tourist visit could be limited or suspended. Во время службы вход туристам может быть ограничен или закрыт.
Панорамная терраса: ежедневно 10 - 20. Время работы может варьироваться в зависимости от мероприятий.
Вход на террасу € 3.00, бесплатно для детей до 12 лет. Вход на террасу - максимум 25 человек одновременно, посещение замнимает около 30 минут.
Вход в базилику - свободный.
Вход с рюкзаками в церковь запрещен, камер хранения нет.
Карта

Complesso di Santo Stefano

Также известная как «Семь церквей», базилика св. Стефана являет собой один из наиболее примечательный церковных комплексов в Болонье, служаший и церковью и колыбелью веры отцов.
Адрес: Via S. Stefano, 24 - 40125 Bologna
Web site: www.abbaziasantostefano.it
Время работы: будни: 9.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30; праздники и выходные: 9.00 - 13.00 and 15.30 - 19.00
7 pm. Во время службы вход туристам может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Sanctuary San Luca

Традиционное место поклонения изображению св. Девы Марии св. Луки, а также визуальный ориентир для приближающихся к Болонье, этот храм расположен на вершине холма Guardia и является одним из символов города. Аркада с более чем 600 арками соединяет святыню с городом и является уникальной из-за своей длины (3,796 м) .
Адрес: Via di S. Luca 36, 40135 Bologna
e-mail: , Web site: www.sanlucabo.org
Время работы: пн - сб.: 6.30 - 17.00 с ноября по февраль и 6.30 -19.00 с марта по октябрь. По будням закрыто с 12.30 - 14.30. Воскресенье и праздники: 7 - 17 с ноября по февраль и 7 - 19 с марта по октябрь. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Basilica of San Domenico

Одна из наиболее богатых церквей Болоньи с точки зрения исторических росписей, это первая церковь Доминиканского ордена, где хранятся останки его основателя св. Доминика.

Время работы: пг - пт 9.30 - 12.30 и 15.30 - 18.30; сб и вск 9.30 - 12.30 и 15.30 - 17.30. Во время слуюбы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Basilica San Francesco

Эта церковь Болоньи является первым образцом французского готического стиля в Италии. Она была построена в 1236 - 1254 гг по инициативе коммуны францисканцев, которые обитали в городе уже с 1218 года.
Адрес: Piazza S. Francesco, 40122 Bologna
Время работы: ежедневно 6.30 - 12.00 и 15.00 - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Церковь временно закрыта, кроме часовни Muzzarelli.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria dei Servi

Santa Maria dei Servi выделяется за счет выдающийся готической архитектуры, особенно примечательной в апсиде, которая оживдяется за счет теплого цвета кирпича.
Адрес: Strada Maggiore, 43, Bologna
Время работы: ежедневно 7.00 - 12.00 и 16.00 - 20.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria della Vita

Монументальная церковь Santa Maria della Vita - наиболее важный образчик барочной архитектуры в Болонье. Она включает святилище, в котором хранится знаменитая терракотовая скульптура «Compianto sul Cristo Morto», созданная Niccolò dell’Arca, а также Oratorio dei Battuti и Музей Здоровья.
Адрес: Via Clavature, 10 - 40124 Bologna
Время работы: святилище и «Compianto»: пн - сб 10.00 - 17.00; воскресенье и праздники 16.3019.00. Вход - свободный.
Карта

Basilica San Giacomo Maggiore

Расположенная на одной из самых привлекательных площадей Болоньи, эта церковь была построена в период 1267 - 1315 гг орденом Августинцев. Церковь восстанавливали в конце 15-го века. Внутрення часть, состоязая из широкого и яркого нефа, содержит знаменитые сокровища искусства, среди которых - первый период Ренессанса Болоньи, представленный рядом замечательных картин.

Время работы: церковь- пн- пт- 7.30 - 12.30 и 15.30 - 18.30; выходные и праздники - 8.30 - 12.30и 15.30 - 18.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Michele в Bosco

Впечатляющий архитектурный комплекс, включающий в себя церковь и прилегающий бывший монастырь, является одним из наиболее больших и красивых церквей в Италии. Он находится на окружающих Болонью холмах, откуда открывается потрясающий панорамный виж на город и долину вплоть до гряды Альп.
Адрес: Piazzale S. Michele in Bosco, 40136 Bologna Web site: www.genusbononiae.it
Время работы: церковь: ежедневно 9.00 - 12.00 и 16.00 - 19.00. Библиотека: пн и вт 9.30 - 17.30; ср, чтв и пт 9.30 - 15.00; сб 9.00 - 13.00.
Вход: бесплатный.
Карта

Corpus Domini o Chiesa della Santa

Широкого известная под названием «церковь святой» за присутствие тела святой Катерины де Вирджи, основавшей в 14456 году первый монастырь монахинь Кларисс в Болонье, эта церковь является одним из наиболее значимых святилищ города.
Адрес: Via Tagliapietre 19, 40123 Bologna
e-mail: Web site: www.clarissesantacaterinadevigri.it
Время работы: Святилище - ежедневно 9.30 - 12.00 и 15.30 - 18.00. Святая часовня -
вт, чтв, сб и вск 10.00 - 11.30 и 16.00 - 17.45. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santa Maria della Pioggia

Церковь, расположенное на пересечении дорог Galliera road и Riva di Reno, была недавно отреставрирована внутри и наружи. Внешние фрески были восстановлены образовательным институтом Pii, нынешним владельцем церкви.
Адрес: Via Riva Reno 124 (угол. Via Avesella), 40121 Bologna
Время работы: вт - вск 9.15- 12.00 и 16 - 18; вск и праздники 10.00 - 12.00. Закрыто: понедельник. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
www.bologna.chiesacattolica.it
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di San Martino

С XIII века церковь San Martino была колыбелью Кармелитского Ордена Болоньи. Церковь была построена в первой половине 14 века. Кирпичные своды были сделаны в 1457 году, а новый фасад - в конце 15 века (он был переделан в готическом стиле в 1879 году). Интерьер церкви - просторный и элегантный - оживляется красивой часовней аристократов в стиле Ренессанс, где хранятся некоторые драгоценные картины.
Адрес: Via Oberdan, 25, 40126 Bologna
Время работы: пн - сб 8.00 - 12.00 и 16.00pm - 19.00; вск и праздники 9.00 -13.00 и 16.00 - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di SS. Salvatore

Церковь свв. Сальваторе построена на древнем фундаменте. В 15-м веке она была нескоько переделана, а в 1606-23 гг она была полностью перестроена. Новый монументальный храм был спроектирован капелланом Аброджио Мазента и архитектором Томмасом Мартелли.
Адрес: Via Volto Santo 1, 40123 Bologna
Время работы: 9.00 - 14.00 и 16.00pm - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santi Bartolomeo e Gaetano

Церковь св. Барталомео и Гаэтано была построена в далеком прошлом, в 11-м веке она принадлежала бенедиктинцам из Нонантола. После этого она принадлежала монахом клунианцам, и в 1200-х гг она была разрушена. В 1516 г ее заменила новая постройка - внушительное здание по плану архитектора Андреа да Форминьи.

e-mail:
www.parrocchiasantibartolomeoegaetano.it
Время работы: ежедневно 7.00 - 13.00 и 16.00pm - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Giovanni in Monte

История этого здания, которое возвышается на небольшом живописном холме, связана с символикой святых мест Иерусалима, воспроизвезденной в соседнем церковном комплексе Санто Стефано. Оригинальный круглый храм 5-го века стал в 1118 году резиденцией сообщества Латеранских Регулярных Каноников. Здание было восстановлено в 1200-х гг и перестроено в готическом стиле в середине 15-го века.
Адрес: Piazza S. Giovanni in Monte, 1/2 - 40124 Bologna. www.parrocchie.it/bologna/sgm/
Время работы: ежедневно 7.30 - 12.00 и 16.00 -19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Chiesa di San Paolo Maggiore

Церковь Сан Паоло Маджоре была возведена в период 1606 - 1611 гг по воле Регулярного духовенства Сан Паоло, Барнабитами. Проект здания был выполнен архитектором Амброджио Мазента и в 1634 - 1636 гг церковь была увеличиена за счет красивого фасада, сделанного Эрколем Фичи.
Адрес: Via Carbonesi 18, 40123 Bologna
Время работы: пн - сб 8 - 12 и 16 - 19, вск и праздники 8 - 13 и 16.30 - 19.00. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь Santi Vitale e Agricola

Церковь свв. Витале и Агрикола была построена на развалинах римской арены, где, в соответствии с традицией, были убиты святые Витале и Агрикола.
Адрес: Via S. Vitale 50, 40125 Bologna
Время работы: ежедневно 8.00 - 12.00 и 15.30 - 19.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт. Вход свободный.
Карта

Церковь Santi Gregorio e Siro

Церковь свв. Грегорио и Сирио была построена в старом центре Болоньи в 1532 - 35 гг Табльдо Тибальди и Джованни Антони ди Милано. Церковь была разрушена землетрясением, так что фасад и свод были восстановлены Анджело Вентуроли.
Адрес: Via Montegrappa, 15 - 40121 Bologna
Время работы: 8.00 - 12.00 и 17.00pm - 19.30m (позвонить для подтверждения). Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Procolo

Внутри церкви находится гробница Святого Проколо, одного из первых христианских мучеников в Болонье.
Адрес: Via D’Azeglio 52 - 40123 Bologna
Время работы: пн - сб: 7.30 - 11.00, сб также 17.00 - 19.30;
вск 7.30 - 12.30. Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Церковь San Girolamo della Certosa

S. Girolamo della Certosa - это древний и внушительный монашеский центр, расположенный на западной стороне города, который в прошлом веке был передан общественному кладбищу.

Время работы: лето 8.00 - 12.00и 14.30 - 17.45; зима 8.00 - 12.00 и 14.30 - 16.45.
Во время службы вход может быть ограничен или закрыт.
Вход: свободный.
Карта

Campanile della Basilica di San Petronio

Колокольня церкви св. Петрония была сделана Джованни да Бренса (1481/1495) и имеет высоту 62 метра.
Адрес: Piazza Maggiore, 40124
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 231415.
Карта

Campanile della Basilica di San Domenico

Колокольня церкви св. Доминико была построена в 1313 году в готическом стиле и имеет высоту 51 метр.
Адрес: Piazza S. Domenico, 13 - 40124 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 6400411.
Карта

Campanile della Basilica Santa Maria dei Servi

Эта колокольня была закончена в 1455 году и имеет высоту 52 метра.
Адрес: Strada Maggiore, 43, 40100 Bologna - 40125 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 226807.
Карта

Campanile della Chiesa di San Giacomo Maggiore

Колокольня, построенная в 1471 году, была сделана с левой стороны церкви и имеет высоту 55 метров.
Адрес: Piazza Rossini - 40126 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 225970.
Карта

Campanile della Chiesa dei Santi Bartolomeo e Gaetano

Эта колокольня была звершена в 1694 году. Она имеет высоту 52 метра, а шпиль добавили 50 лет спустя. В 1748 году архитектор Джакомо Ланфранчи перестроил шпиль, чтобы он гармонично сочетался с остальным зданием.
Адрес: Strada Maggiore, 4 - 40125 Bologna www.parrocchiasantibartolomeoegaetano.it
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 227692.
Карта

Campanile della Chiesa di San Girolamo della Certosa

Колокольня церкви св. Джироламо делла Чертоза была построена в 1611 году по проекту Томмасо Мартелли.
Адрес: Via della Certosa 18, 40133 Bologna
Время работы: Обычно закрыто для публики, обращаться по тел. 051 6142382.

Ораторий Сан Рокко

Ораторий посвящен святому-исцелителю от чумы Сан Рокко. Внутри находятся ценные фрески, нарисованные некоторыми учениками Караччи с 1618 года.
Адрес: Via Monaldo Calari 4/2 40122
Время работы: чтв 14.30 - 23.00, выходные 10 - 12, в другие дни - по договоренности.
Карта

Еще один рассказ, преимущественно состоящий из картинок, посвящается большой болонской церкви Сан-Джакомо-Маджоре - соседке оратория Санта-Чечилия.

Церковь Сан-Джакомо-Маджоре и примыкающий к ней монастырь была основаны монахами-августинцами в 1267 году, строительство храма завершено к 1315, апсиду достроили в 1343, а в в 1344 году церковь была освящена. В 1804 году августинцы были вынуждены покинуть монастырь, и там обосновалась городская консерватория. В 1824 году августинцам вернули часть обители, но в 1860 году они потеряли монастырь окончательно, оставаясь лишь хранителями церкви.

Сан-Джакомо-Маджоре представляет собой огромную однонефную базилику с 35 капеллами и является переходной формой от романского стиля к готическому. Из несомненной готики здесь можно выделить амбулаторий, то есть проход вокруг пресвитерия с венцом капелл, - очень нечастое явление в Италии. Большинство капелл созданы уже в эпоху Ренессанса.

К сожалению, августинцы не только декларируют запрет на фотографирование внутри храма, но и достаточно жестко контролируют соблюдение этого запрета. Поэтому я опять вынжуден прибегнуть к снимкам с Викисклада - все-таки каким-то героям удается иногда оставить излишне бдительных смотрителей с носом)))
Гробницу Никколо Фава (1438) работы Якопо делла Кверча ищите за пресвитерием. Я четко помню, какой там царил мрак, а посему двойное, нет, тройное "спасибо" тому герою, что смог ее качественно заснять.

Самое ценное, что есть в Сан-Джакомо-Маджоре, сосредоточено в капелле семьи Бентивольо, в течение 1401 - 1506 годах правившей Болоньей. Фамильная капелла построена в 1463-1468 годах по проекту Паньо ди Лапо Портиджани да Фьезоле (Pagno di Lapo Portigiani da Fiesole), исследователи видят в замысле влияние Брунеллески.
В обычное время капелла выглядит так:

Именно так, через решетку, я ее и разглядывал во вторник 5 января 2016 года. Чтобы вам не пришлось, подобно мне, лобызать решетку, даю на водку наводку: капеллу открывают для посетителей только по субботним утрам. Самое обидное, что именно в субботу 2 января я в основном Болонью и изучал, так что вполне мог увидать капеллу вживую. Но...В общем, кто владеет информацией, то владеет миром; пользуйтесь на здоровье.
Левая стена капеллы - это две фрески Лоренцо Коста, написанные в 1490 году:

Одна из фресок - это Триумф славы (Trionfo della Fama)

Вторая - это Триумф смерти (Trionfo della Morte)

Задняя стена капеллы - это, помимо всего прочего, алтарынй образ кисти Франчиа и фреска в люнете всё того же Лоренцо Коста:

На правой стене можо видеть Пала Бентивольо - Мадонну с предстоящим ей семейством Джованни II Бентивольо - работы Лоренцо Коста, а аткже терракотовый памятник Аннибале I Бентивольо (о нем можно можно прочесть здесь: https://it.wikipedia.org/wiki/Annibale_I_Bentivoglio , есть и неплохой русский вариант).

Аннибале I был сыном убитого Антона Галеаццо Бентивольо, после нескольких лет скитаний на чужбине он вернулся в Болонью, сумел свергнуть тогдашнего правителя Никколо Пиччинино и сам стал правителем города (1443), но уже в 1445 году был убит заговорщиками. Его сын Джованни II (https://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_II_Bentivoglio) по достижении совершеннолетия стал в свою очередь править Болоньей (1463), но в ходе Итальянских воин был изгнан из родного города соединенными силами короля Людовика XII и папы Юлия II (1506). В 1511-1512 годах два сына Джованни II Аннибале II и Эрмес (на семейном портрете они - крайние справа) сумели вернуть себе контроль над городом, опять бежали, затем еще несколько раз безрезультатно пытались вернуться.

Надо сказать, что из-за школьных учебников по истории мы плоховато представляем себе историю этой части Италии. Нам упорно красили всю центральную Италию в цвета Папского государства, так что мне казалось, что папы всегда правили стабильной большой державой. Оказалось же, что Эмилия-Романья более или менее утихомирилась лишь после Итальянских воин, до этого же чуть ли не в каждом городе сидели свои собственные синьоры - лишь номинально папские вассалы, непрестанно воевавшие друг с другом. История болонских Бентивольо - яркий тому пример.

Есть здесь еще и памятник Антона Галеаццо Бентивольо (

К западу от Болоньи, на Сторожевом (Караульном) холме находится церковь, которая представляет живейший интерес для паломников из многих стран: ведь там находится чудотворная икона, написанная, по преданиям, самим евангелистом Лукой.

Предыстория

Согласно древним легендам, одинокий паломник-отшельник из Греции держал путь в Константинополь. Встретившись с константинопольскими монахами, отшельник получил от них задание – отнести святую икону с изображением Пресвятой Девы на Караульный холм . Икона эта была наиболее почитаема, ведь автором этого изображения, по легендам, являлся сам апостол Лука.

Где находится холм, паломник не знал. Прибыв в Рим, он начал расспрашивать верующих людей – где Караульный холм. Ему было указано на пригород Болоньи , куда паломник и направился, неся свою драгоценную икону.

Случилось это в конце XII века. А для хранения святыни решено было заложить на холме церковь и назвать ее именем иконы – Мадонна ди Сан-Люка.

История строительства

Начало строительства Madonna di San Luca пришлось на середину XII века, когда на холме в 1160 году сначала была заложена крохотная часовня для хранения иконы (ухаживали за ней две набожные женщины – сестры Аццолини и Беатриче Гуеци). Немного позже, в 1193-1194 году здесь появилась церковь побольше.

Спустя несколько веков, в 1480 году здание настолько обветшало, что решено было его реставрировать . Для этого были собраны частные пожертвования в среде верующих, и в 1481 году, спустя год после начала реставрации, здание было полностью обновлено. На стенах галереи, ведущей к храму, можно увидеть таблички с именами тех, кто внес значительные пожертвования на реставрацию.

Чуть позже, спустя несколько лет, болонские монахини-августинки перешли в доминиканский монашеский орден, и специально для них неподалеку от базилики Мадонна ди Сан Люка в был выстроен женский монастырь святого Матфея; монахиням из этого монастыря была поручена забота о святыне и о самой церкви .

В 1433 году икона явила первое чудо: когда после многодневных проливных дождей, грозивших затопить город, священники с иконой в руках совершили ход по улицам Болоньи, дождь внезапно прекратился. Это событие названо в документах как «чудо дождя». После этого происходит расцвет интереса к церкви на холме.

Завершение строительства храма относится к 1764-1765 годам (под руководством архитектора Карло Франческо Дотти). Спустя 5 лет к основному зданию в стиле барокко были пристроены боковые галереи и трибуны, оформлен фасад храма (работа Джованни Джакомо Дотти) и выполнены работы над куполом. В 1815 году отреставрированы мрамором алтари (по эскизам Анджело Вентуролли), а работы над куполом (реставрация и отделка) были завершены уже в XX веке (1923-1950).

В 1874 году власти Болоньи объявили церковь Мадонны ди Сан-Люка национальным достоянием, выделяя средства на реставрацию и поддержание базилики.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о — старейшем из университетов мира, существовавших еще в Средние века!

А вы знаете, что в Болонье есть свои Падающие башни? Об этой достопримечательности города расскажем .

Описание достопримечательности

Архитектурный стиль Madonna di San Luca в большей степени можно определить как барокко. Основная часть здания представляет собой овальный тибурий (многоугольный восьмигранный цилиндр). Здание венчает большой купол, а фронтон поддерживается круглыми пилястрами.

Внутри храм по форме представляет собой эллипс, а в конце главного зала в форме греческого креста расположен Главный алтарь , капелла Пресвятой Богородицы.

Внутри Храм украшен фресками на религиозную тематику: в главной капелле находятся фрески, автором которых является Витторио Мария Бигари; купол расписан Джузеппе Кассиолли, а в других капеллах можно увидеть фрески Гвидо Ренни, Джузеппе Мацца и других мастеров. Церковь украшена и скульптурами – над ними трудился Бернардино Каметти (особо примечательны статуи Святого Луки и Святого Марка).

Центральное место в храме отводится, конечно, иконе Девы Марии с ее Младенцем. Она находится на невысоком постаменте в обрамлении из серебра и драгоценных камней.

Икона считается чудотворной – первое чудо случилось в XV веке («чудо дождя»), а после этого описывались случаи исцеления у иконы от различных болезней и хворей. Есть и еще одно поверье: стоя у иконы, загадать три желания – и они непременно сбудутся.

Раз в год, перед пятым воскресеньем после Пасхи, икону выносят из церкви , проносят по крытой галерее, совершая Крестный ход, и передают ее с молитвами в .

А в праздник Святого Вознесения икона торжественным ходом возвращается в храм Мадонна ли Сан Люка.

Из Болоньи (а точнее – от Сарагосских ворот) до храма ведет крытая галерея (самая длинная в мире), протяженность которой около 3,5 километров. Часть галереи пологая, равнинная, а часть – высотная, со ступеньками. В конце XVI века (1586) дорога внутри перехода была вымощена камнем.

В галерее 666 крытых арок, а путь заканчивается у ворот Церкви Мадонна ди Сан-Люка . Служители церкви считают этот путь весьма символичным – мол, божественные силы всегда будут побеждать дьявольские намерения.

С этим крытым переходом тоже связана своя легенда: если паломник желает искупить свои грехи – ему нужно подняться по крытой галерее пешком, и только преодолев весь путь в смирении и молчании, ему будут прощены все его прегрешения.

Ранее, до 70-х годов XX века, сюда вел небольшой подъемник, сейчас этот путь желающие попасть к святыне преодолевают пешком.

Для тех, кому затруднителен длительный пеший подъем, между городом и Церковью курсирует микроавтобус (стоимость поездки – 2,6 евро) .

Легенды

Но была ли история такова, какой нам ее описывают путеводители? Историки предприняли попытку подтвердить документально события XII века , но однозначного ответа получить так и не смогли.

В болонских архивах был найден документ, датируемый концом XII века, гласящий о том, что болонский епископ Джерардо Грасси поручил сестрам Гуецци – Беатриче и Аццолине – заботы о чудотворной иконе, полученной им от греческого паломника по имени Teocle Kmnya.

Курьезы Базилики Сан Петронио, Болонья melodie_del_mar wrote in December 20th, 2010

Иногда копнешь вроде бы самые обыденные вещи- и находишь очень любопытные факты, заставляющие увидеть «предмет» в новом свете.
Сидя с чашкой кофе на пьяцца Маджоре в Болонье я особого пиетета к её Главному собору- базилике Сан Петронио- не испытывала. А почитала- удивилась.
Храм-то очень любопытный, очень необычный, исходя из всей его истории.

Во-первых, базилика Сан Петронио на пьяцца Мадджоре в Болонье является пятой по величине церковью в мире. Её высота 132 метра и одновременно там могут находиться 28 тысяч человек!

Во-вторых, несмотря на то, что Базилика посвящена святому покровителю города, Святому Петронию, который был болонским епископом в Пятом веке, её строительство не было церковным проектом, а было проектом коммунальным, она строилась как символ именно коммунальной власти Болоньи и официально перешла к Церкви только в 1929 году, а освященабыла вообще лишь в 1954 году! Несмотря на то, что и хоронили там, и короновали…
Более того- останки Святого Петрония были захоронены в базилике лишь в 2000 году.

Вот такая странная главная церковь в Болонье.
Коммунальный декрет о её строительстве был издан в 1388 году, а первый камень лег в основание в 1390, городской совет пригласил Антонио ди Винченцо для строительства собора в готическом стиле. Работы, как это часто было в те времена, длились ни одно столетие- закончен был фасад лишь к 1479 году.
В третьих- основной вход со скульптурами- работа знаменитого Якопо дела Кверча. Мы в Луккес замиранием сердца разглядываем его Иларию, а тут вся дверь в Делла Кверча, смотри-не хочу.


Болонья всегда была основным центром музыки барокко в Италии, музыкальное сообщество было официально учреждено Папой Евгением IV в 1436 году, с 16 века появились первые музыканты «на платной основе»- получавшие жалование за свою работу, а в 1476 и 1596 годах были сооружены два органа, которые до настоящего времени находятся в превосходном состоянии.
Ещё один любопытный факт- в базилике в левом проходе на полу имеется «меридиан» -солнечные часы в форме астрономического меридиана, в 1655 году он был спроектирован известным астрономом того времени Джованни Доменико Кассини, который преподавал астрономию в университете. Длина меридиана 66,8 метров, это самый длинный астрономический меридиан в мире, ипоказания всегда были точны до уникальности. Кассини вел учетные записипоказаний этих часов