Равенна на карте римской империи. История искусств

Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга не претендует на то, чтобы предоставить археологам и историкам искусства какие-то кардинально новые материалы о Равенне, не является она и обыкновенным справочником для туристов. Этот скромный труд обращен к людям, которых Равенна притягивает красотой своих памятников и присутствующим в ней особым ароматом древности. Вы не найдете здесь ни обстоятельной и подчас скучной истории города, ни детализированного описания всех его сооружений. Главная цель, которую поставил перед собой автор, состоит в том, чтобы показать большую значимость для истории искусства построек Равенны, дать почувствовать, насколько это возможно, очарование этого древнего города и произвести обзор находящихся в нем произведений изобразительного искусства.

В последние годы много споров поднималось относительно памятников, о которых пойдет речь в этой книге. Нам представляется, что для читателей, которые не имеют профессионального интереса к этим тонким и достаточно темным вопросам, научное обсуждение этих проблем покажется слишком сложным. В то же время нельзя и совершенно оставить без внимания новейшие научные данные, важные как для истории искусства в целом, так и для пополнения сведений о такой малоизученной области, каковой является искусство ранневизантийского периода. В нашем исследовании мы довольствовались только обозначением основных проблем, поднимавшихся искусствоведами, а также приведением наиболее правдоподобных с научной точки зрения гипотез. Более углубленный анализ данных проблем требует специальных работ, посвященных этому материалу.

В конце этой книги вы найдете библиографический свод основных работ, написанных о Равенне преимущественно в последнее время, к которым можно обратиться при изучении данного вопроса. Излишне, думаю, говорить, что материалы этих трудов составляют большую часть данной книги, что было необходимо как для правильной оценки памятников Равенны, так и для проверки личного субъективного впечатления. Позволю себе еще раз повториться, что это исследование написано не для того, чтобы читатель получил исчерпывающие сведения о Равенне, но только, чтобы он ее лучше понял и полюбил.

Введение

Среди знаменитых городов, оставивших свой след в мировом искусстве, которыми так богата Италия, Равенна имеет свое собственное, совершенно особое лицо. В ней нет, как в Риме и Помпее, каких-либо великих памятников античной классики, она не хранит, подобно Флоренции и Венеции, восхитительных произведений эпохи кватроченто или роскошных живописных образов высокого Возрождения. Значение ее состоит в другом: Равенна является единственным городом в Италии и одним из немногих мест в мире, которое способно дать целостное представление о раннехристианском искусстве V-VI вв.

Существовали многие обстоятельства, способствовавшие увековечению имени города Равенны в истории. Именно здесь угнетенный и всеми покинутый Данте получил откровения о своей Божественной комедии и окончил свои дни. Здесь Байрон провел несколько лет своей беспокойной жизни и оставил в этом городе о себе незабываемую память. Однако своей настоящей славой Равенна, конечно, более всего обязана тому, что в V веке она служила пристанищем последних западно-римских императоров, а в VI веке стала столицей остготских королей и затем резиденцией византийских вице-королей, управлявших завоеванной Юстинианом Италией. Благодаря этим обстоятельствам на протяжении более трех столетий (404-751) город был политическим центром полуострова, а также его культурной столицей, где происходило непрерывное развитие изобразительного искусства. До настоящего времени от этой благодатной эпохи культурного расцвета сохранились немые свидетели - замечательные архитектурно-художественные памятники.

Равенна наших дней, окруженная низкой и угрюмой равниной, представляет собой наполовину вымерший маленький провинциальный город. «Трудно себе представить, - пишет Тэн, - город более заброшенный, убогий и приходящий в полный упадок». Над пустыми улицами, где из-под разошедшихся плит мостовой пробивается трава, возвышаются высокие печальные стены заброшенных монастырей, холодные и голые фасады старинных церквей, низкие, потрескавшиеся и побуревшие домики, над которыми вырисовываются силуэты старых башен. Жизнь в Равенне, словно утонувшей в окружающем ее огромном пустынном пространстве, кажется замершей. Нет больше ни оживленного людского движения, ни индустрии, ни коммерции в том городе, который пятнадцать столетий назад был процветающим морским портом. Сегодня можно наблюдать лишь несколько барок и малогабаритных суден, плывущих по дремлющим водам длинного десятикилометрового канала, связывающего Равенну с Адриатическим морем. Особую красоту пейзажа этих мест составляют чернеющие вдали на горизонте густые сосновые леса, тот самый «вечно зеленый лес», «тенистое одиночество» которого воспел Байрон. Деревья этого знаменитого бора, поредевшие от пожаров и суровых зим, рисуются живописной темной чертой на краю неба.

Есть в этом заснувшем городе то, что неизменно притягивает туристов, историков и художников, - это находящиеся в нем древние церкви, которые, под видимой холодностью своих голых стен, хранят практически невредимыми сокровища изобразительного искусства. В них нет ни привлекательной грации культовых сооружений тосканских городов, ни мягкости и пленительности памятников Флоренции, Сиены и Перуджии. Храмы Равенны бесконечно печальны, но эта самая печаль как нельзя лучше позволяет почувствовать дыхание прошлого. Здесь все уносит дух к прошедшей эпохе и ее возвышенному искусству, и никакое идущее извне вмешательство не нарушает покоя и мирного созерцания памятников. Тишина покинутых улиц, с виднеющимися тут и там античными саркофагами, прислоненными к чернеющим стенам, общая атмосфера угрюмой заброшенности, сосредоточенное одиночество древних базилик - все здесь призывает забыться среди грез и воспоминаний об исчезнувших веках. Стоит только остановить очарованный и удивленный взор на мозаиках мавзолея императрицы Галлы Плацидии, где на темно-синих фонах золотые арабески выводят свой гармоничный узор, на длинной процессии святых в ослепительно белых одеяниях в базилике Сант Аполлинарио Нуово, на великолепных фигурах Юстиниана и Феодоры, появляющихся во всем блеске своего императорского величия в апсиде церкви Сан Витале, и кажется, что эти спокойные и неподвижные силуэты оживают, и дух без всякого труда погружается в среду, которая породила эти великолепные памятники. Пользуясь выражением Тита Ливия, «душа здесь делается по-настоящему античной».

В любом другом месте, когда приходится слышать имена Галлы Плацидии, Теодориха, Юстиниана, они кажутся бесконечно далекими, как слова, лишенные всякого смысла и интереса. В Равенне, где на каждом шагу встречаются памятники их эпохи или их собственные изображения, эти имена, напротив, становятся почти физически осязаемыми реальностями. Перед лицом этого зримого вещественного свидетельства сухие упоминания хроник постепенно окрашиваются и проясняются, старый умерший город начинает жить новой жизнью, а в воображении без особых усилий рисуется ясный образ известных исторических персонажей и созданных ими архитектурных памятников.

Равенну совершенно верно называют итало-византийской Помпеей. Пожалуй, трудно найти более подходящее определение этому городу, в котором лучше, чем где бы то ни было на Востоке (в Константинополе, в Салониках) представлено византийское искусство V-VI веков. Даже больше, чем в Риме здесь можно ощутить то глубокое влияние, которое византийское искусство оказало на Италию. В Вечном городе лишь местами сохранились прекрасные мозаики, скрытые под краской, которой турки покрыли стены древних христианских храмов. Эти памятники, без сомнения, свидетельствующие о высоком мастерстве изобразительного искусства первых веков христианства, но, к сожалению, неудобные для изучения вблизи и сильно разрушенные, могут дать лишь весьма неполные и фрагментарные сведения о характере византийского искусства этого периода. Совсем по-другому обстоит дело в Равенне, где почти без изменений дошли до наших дней прекрасно сохранившиеся, доступные для обозрения обширные мозаичные циклы. В продолжение более двух столетий здесь непрерывно развивалось оригинальное искусство, тесно связанное своими тенденциями и художественными приемами с восточным искусством и сильно отличное от того направления, которое в эту эпоху преобладало в Риме. Хотя невозможно не признать высокой художественной ценности римских мозаик IV века в церквях Сан Констанца и Сан Пуденциана, но нельзя обойти вниманием и то, что с V по VIII века искусство в великой папской резиденции и столице христианского мира незаметно нисходило в Италии до уровня провинциального города. В Равенне, напротив, в этот период создавалось множество роскошных ансамблей - богатых церквей, возведенных на средства владык, прекрасных декораций, исполненных самыми умелыми мастерами. Таким образом, в то время как в папском городе византийское влияние очень слабо проникало в римскую художественную традицию, в Равенне, связанной с Византией постоянными взаимоотношениями и ставшей впоследствии административным центром империи на полуострове, восточное искусство расцвело в полную меру.

Следует отметить и то, что равеннские памятники, благодаря своей хорошей сохранности и доступному для обозрения размещению, позволяют зрителю разобраться в самом сложном процессе создания мозаичных композиций. Самый факт необычайно умелой и гармоничной организации на стенах храмов миллионов кубиков раскрашенного стекла, чья неровная поверхность так искусно преломляет свет, свидетельствует о существовании великой декоративной школы. Можно только наслаждаться дивной цветовой гаммой, которую применяют художники, ловкостью, с которой они распределяют цветовые пятна этих маленьких окрашенных кусочков стекла, роскошью самих используемых ими материалов, чередующихся золотых, серебряных и перламутровых пластинок, умением посредством кубиков разных размеров тонально разработать композицию.

Не менее интересен для специалиста и анализ различных техник разного времени и разных мастеров. На стенах церкви, которую ему предстояло украсить, художник изображал сначала в технике фрески те сюжеты, которые он должен был представить, затем постепенно поверх этой живописи накладывался сверкающий мозаичный убор, представлявший для исполнявших его мастеров необычайно кропотливую и долгую работу, занимавшую иногда в больших базиликах многие годы. Надо отметить, что часто первоначальная декорация подвергалась многим исправлениям, а также, что разные художники в рамках одного и того же храма могли выражать различные концепции и тенденции. Изучение равеннских памятников позволяет разобраться в этих разнообразных направлениях единой художественной школы.

К сожалению, только маленькая часть дошла до нашего времени от былого великолепия города Равенны. Лишь на страницах древних хроник можно найти свидетельства о существовании роскошных светских зданий, стадиона и амфитеатра, дворцов и великолепных церквей, возведенных и украшенных поколениями благочестивых жителей. Со времени Шарлеманя, вынесшего с благословения папы Адриана из равеннского дворца мозаики, мрамор и бронзу для украшения Э-ля-Шапель, вплоть до наших времен история Равенны представляет собой историю разрушения ее памятников. В XVIII веке была разобрана древняя базилика Воскресения Христова, построенная равеннским епископом Урсом в начале V века, стены которой были украшены мозаиками. Церковь святого евангелиста Иоанна, переделанная в XIV в. и окончательно перестроенная в XVIII в. утратила свою замечательную декорацию, заказанную в V веке императрицей Галлой Плацидией. Церковь Святого Креста была перестроена в 1716 г.; в 1688 г. землетрясение полностью разрушило прекрасные мозаики ц. Сан Агат. Полностью исчез готский храм Сан Андре, а церкви Сан Феодор, носящая сегодня название Санто Спирито, и Сен Мишель ин Аффричиско представляют собой только холодные стены, лишенные всякого убранства. Осталось только воспоминание о декорации церкви Сен Этьен, где когда-то длинные мозаичные и живописные монументальные циклы повествовали о жизни апостолов и мучеников; не сохранилось и убранство церквей Св. Павла, Св. Агнии и Св. Марии Великой, в апсиде которой было представлено великолепное изображение Богоматери. От старого архиепископского дворца, в котором более полувека заседали равеннские епископы, и где наряду с длинными фресковыми циклами из жизни Христа и апостолов находились и драгоценные мозаики, осталась только незначительнаякапелла. Бесчисленные древние монастыри, имевшиеся в городе, - монастыри св. Захарии и св. Михаила, св. Аполлинария и св. Феодоры, св. Северина и св. Марии ин Космедин, были полностью разрушены или уступили место более поздним элегантным обширным обителям, которые строились в Равенне на протяжении XVII-XVIII столетий. Можно было бы даже не упоминать об исчезновении роскошных произведений прикладного церковного искусства: памятниках золотного шитья, золотых и серебряных сосудах, богатых венцах, роскошных канделябрах, евангелиях с драгоценными инкрустациями,предметах особого почитания императоров, королей и понтификов, - все это исчезло во время революций, происходивших в Равенне, в годину бедственного для города разграбления 1512 г., а также из-за равнодушия и беззаботности тех, кто хранил все эти сокровища и не понимал их ценности.

Заканчивая обзор не существующих ныне древних равеннских памятников, следует упомянуть об исчезнувшем порте Классе, который был соединен с городом протяженным предместьем. Там, где более тысячи лет назад возвышался на берегу Адриатики многолюдный торговый город, населенный колониями сирийских и армянских купцов и изобиловавший многочисленными церквями и монастырями, сейчас царит полное запустение и тишина. Не осталось даже следа от стоявших здесь когда-то базиликСант Пробюс, Сант Элеокадиус, св. Евфимии у моря и церкви св. Петра, построенной в V веке архиепископом Петром II Хрисологом и бывшей наиболее грандиозной и великолепной базиликой среди храмов Равенны. Отступившее от своих прежних границ море оставило на месте древнего порта Классе одинокую грустную и болотистую равнину, пересеченную реками, медленно текущими среди рисовых полей. Единственный свидетель о существовавшем здесь когда-то городе - это величавая базилика Сант Аполлинарио ин Классе, одиноко возвышающаяся среди дикой пустыни.

К сожалению, и на некоторые дошедшие до нашего времени памятники, время наложило свой отпечаток. В одних храмах проникающая сквозь стены влажность разрушила более или менее протяженные поверхности, покрытые мозаикой, в других церквях неудачные реставрации еще более, чем стихийные бедствия, испортили внешний вид архитектурных памятников и их декорацию. Однако в общем и целом, дошедшие до нас здания сохранились вполне невредимыми, и здесь не лишним будет прибавить, что это произошло во многом благодаря разумному управлению г-на К. Риччи, директора музея Брера в Милане, чья активная деятельность вот уже несколько лет направлена на сохранение и деликатную реставрацию имеющихся в городе сокровищ искусства. К заслугам работников музея можно отнести расчищениетерритории вокруг мавзолея Галлы Плацидии, который был буквально похоронен в нагромождениях обломков, освобождение подступов к сооружению, именуемому дворцом Теодориха и к базилике Сан Витале, которые были очищены от скрывавших эти памятники лишних строений. Мраморные инкрустации баптистерия православных, мозаики Сан Витале, Сант Аполлинарио Нуово обрели их первоначальное великолепие, а в нефах базилики Сант Аполлинарио ин Классе были вновь поставлены находившиеся там ранее саркофаги. Сам городской музей христианских древностей, необычайно назидательный и интересный, находится на пути к реорганизации. Результатом всех описанных выше мероприятий явилось более пристальное и внимательное изучение равеннских памятников, способствовавшее возникновению множества оригинальных и ценных исследований историков искусства.

Прежде чем подробно начать говорить об истории и искусстве древней Равенны, следует сказать несколько слов о том, как этот город выглядел в описываемую эпоху. В церкви Сант Аполлинарио Нуово сохранились две любопытные мозаики, на которых запечатлен облик Равенны VI века. Одна из них изображает порт Классе, другая - саму Равенну. Несмотря на то, что оба изображения во многом весьма схематичны и условны, они представляют большой интерес. На изображении порта Классе за зубчатыми стенами морской колонии, открывающимися к морю высоким портиком, фланкированным башнями, виднеется круглая конструкция с двумя поставленными друг на друга этажами аркад. Это амфитеатр, ко входу в который ведет извилистая линия длинного портика. Справа изображена двухэтажная ротонда, венчаемая конической крышей и доминирующая над частично реставрированными силуэтами пространной базилики и своеобразной триумфальной арки. В левой части композиции представлены три судна, качающиеся на волнах на небольшом участке моря, ограниченном городскими стенами и четырехугольной башней маяка.

С другой стороны главного нефа базилики Сант Аполлинарио Нуово изображена Равенна, стены которой разделены большим портиком с тимпаном, украшенным золотыми мозаиками. Внутри городских стен изображен ряд зданий, большинство которых весьма узнаваемо: рядом с куполом Сан Витале простирается сама базилика Сант Аполлинарио Нуово с ее высоким фасадом и закрытым нартексом, вдали виднеется арианский баптистерий и некоторые другие здания. Особенно интересно изображение на первом плане дворца Теодориха, представляющего собой длинное двухэтажное здание, покрытое красной черепицей и поддерживаемое высокими аркадами. Портик с треугольным фронтом в центре дворца и три большие двери с обеих сторон от него являются входом в помещение. В интерколумниях висят дорогие ткани и цветочные гирлянды, а в тимпане главного портика сверкают мозаики. Особенно хороши изображенные над изгибами аркад изящные фигуры крылатых Викторий, держащих гирлянды зелени, легкая грация которых напоминает танцовщиц Помпей. Вся античная Равенна предстает перед нашими глазами на этой мозаичной композиции, демонстрируя типичные образцы ее культовых зданий и элегантную роскошь светских построек.

И тем не менее, если вы хотите составить еще более полное и живое представление о древней Равенне, откройте маленькую книжку, в которой священник IX в., аббат Агнеллус, описал для монахов своего монастыря историю и чудеса своего родного города. Этот благочестивый клирик, конечно, не был историком в полном смысле этого слова. В ходе повествования он часто переносит действие из одной эпохи в другую или смешивает персонажей, во многом искажая саму историю. Но, описывая происходившие в его городе события, наивный хронолог не смог не заинтересоваться самими находящимися в нем зданиями и их ослепительными мозаиками. Он тщательно привел в своей книге надписи, которые покрывали стены церквей и украшали саркофаги, описал в подробностях имевшуюся на стенах храмов живопись, рассказал о многих замечательных чудесах и благочестивых легендах, которые относились к этим памятникам. Все, что ему довелось увидеть или услышать, он, особенно не разбирая, поместил в своей книге, и, надо сказать, что именно это составляет ее главную прелесть. Порой может показаться, что автор словно хочет вывести читателя из терпения своими длинными отступлениями и отвлеченными рассуждениями, но, несмотря на этот недостаток, его труд имеет одно неоспоримое достоинство: сочинение Агнеллуса рисует нам живую картину Равенны византийского периода - ее архитектурных строений и традиций.

Наконец, если вы хотите полностью погрузиться в прошлое древней Равенны, просто останьтесь помечтать в тихой тени базилик, оживите вашей мыслью немые и неподвижные мозаичные фигуры - императорский кортеж на хорах церкви Сан Витале, выстроившуюся линией процессию святых жен и мужей на стенах церкви Сант Апполинарио. При некотором напряжении воображения можно представить в огромных пустынных просторах этих базилик прогуливающихся дам в длинных, расшитых золотом одеяниях, на главах которых покоятся золотые митры с легкой белой вуалью, снующую под сводами императорскую стражу, придворных в белых вышитых туниках и других представителей различных сословий - епископа со своим клиром, экзарха с офицерами, монахов в длинных черных рясах и покрывающей голову и плечи накидке. Тогда вы, несомненно, почувствуете, как ваше взволнованное воображение воскрешает давно умершее прошлое - исчезнувшие века и живших в них людей. В этом и состоит особое очарование Равенны, что здесь, как ни в каком другом месте, историческое изучение памятников неразрывно связано с их лирическим созерцанием, а научный анализ находящихся в ней произведений искусства приносит, помимо множества полезных сведений и открытий, и обыкновенную человеческую радость.

Который трижды был столицей: Римской Западной империи (402-476), Королевства Остготов (493-553) и Византийского экзархата (568-751).
Трудно сказать, когда на месте современной Равенны появились первые поселения, возможно, это были этруски и умбры, позже здесь жили галлы сеноны.
Известно одно, что ключевую роль при создании Равенны играло море, которое привлекло и римлян. Октавиан Август разместил военный флот и создал гидросистему, состоящую из канала, который соединял реку По с водоемом на юге Равенны, здесь и был основан военный порт Класса, в котором могли разместиться 10 тысяч моряков и 250 трирем для контроля за восточным Средиземноморьем.
Это говорит о том, что Равенна играла важную роль в Римской империи. Со временем военный порт стал и коммерческим.
В 402 г. император Гонорий переместил свою резиденцию в Равенну, чтобы избежать угрозы Алариха. В этом время город расширяется и строится.
Но в это же время лагуну, в которой размещался порт, засыпает, и порт становится бесполезным.
В Равенне решаются судьбы и принимаются важные в Западной империи решения, пока в 476 г. последний римский император Ромул Август не был свергнут Одоакром, королем готов. Ромулу было разрешено удалиться на виллу, на юг и получать пенсию.
Но королевство Одоакра имело короткую жизнь, и уже в 493 г. Теодорих, король остготов, двинулся на Италию и, победив войска Одоакра, запер его в укрепленной Равенне. Одоакр, видя, что сопротивление бесполезно, сдался при условии сохранения жизни, но через несколько дней он был убит. Ходили слухи, что Одоакр готовил заговор против Теодориха, и, узнав об этом, король остготов был скор на расправу. Пригласив Одоакра на пир, Теодорих собственноручно убил соперника. Так было основано остготское королевство, столицей которого стала .
Теодорих преклонялся перед всем римским и поставил своей целью привить римскую культуру остготам.
Начался художественный рассвет Равенны. В это время были отстроены многие церкви и соборы.
Но существовало и большое противоречие между римлянами и остготами: остготы были ариане, а римляне в Равенне – православные. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.
Но в это время в 526 г. Теодорих умер. После его смерти начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов.
Война продолжалась около 20 лет. И в 544 г. остготы были изгнаны из Италии .
Для решения итальянских дел Юстиниан создал наместничество со столицей в Равенне . Равеннский наместник носил титул экзарха.
В 751 г. экзархат пал под напором лангобардов. По воле короля франков Пипина Короткого перешла под власть папы в 754 г. В эти годы в Равенне создавались многие произведения искусств – мозаики, статуи, возродился порт Класса.
В средние века находился под властью знатных фамилий.
В 1509 г. город вошел в состав папской области и оставался там 350 лет.
За это время был построен новый Кафедральный собор и многочисленные церкви, храмы, могила Данте.
После недолгого наполеонского завоевания, вернулась в состав папской области и находилась там вплоть до 1859 г., когда город присоединился к королевству Сардинии, а в 1861 г. Равенна вошла в состав объединенной Италии .

Сейчас - важный итальянский город, который посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться на ее достопримечательности, восемь из которых находятся под охраной ЮНЕСКО:

Мавзолей Галлы Плацидии (начало IV века)
- Баптистерий Неониана (конец IV в.)
- Архиепископская капелла (около 500 г.)
- Базилика Святого Апполинария Нового (начало VI века)
- Мавзолей Теодориха (около 520 г.)
- Арианский Баптистерий (начало VI века)
- Базилика Святого Виталиана (начало VI века)
- Базилика Святого Апполинария в Классе (освящена в 547 г.)

По дороге от ж/д станции к центру города, первой на пути встречается церковь Святого Иоанна Евангелиста (San Giovanni Evangelista) .

Церковь была построена в V в. Галлой Плацидией в память о ее спасении в 424 г. во время шторма по дороге из Константинополя . Ее спасение было приписано заступничеству Иоанна Евангелиста.
В X в. к церкви пристроили колокольню высотой 42 метра. В Средние века рядом с церковью образовался бенедиктинский монастырь. Позже церковь неоднократно перестраивалась и была сильно повреждена во время бомбардировок в 1944 г.
Стены церкви украшали мозаики, которые изображали чудесное спасении Галлы Плацидии и ее детей. Но мозаики не дошли до наших дней. Остались фрагменты мозаик XIII в., изображающие зверей и сцены из Четвертого крестового похода.


Повернув налево на via di Roma дойдем до базилики Святого Апполинария Нового (S. Apollinare Nuovo) .


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.
Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.



Базилики Святого Апполинария Нового. Равенна. Италия.

Вернем по via di Roma обратно и повернем на via Angelo Mariani , пройдя мимо театра Алигьере, дойдем до гробницы Данте .


Гробница была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Но этому предшествовала целая череда невероятных событий, в которых был замешан Данте даже после своей смерти.
Уроженец Флоренции, Данте был не только поэтом, но и активным гражданином. Он участвовал в городском самоуправлении и препятствовал сторонника папы римского захватить власть во Флоренции . Когда противники победили, Данте был приговорен к смертной казни.
Он бежал, скитался по миру и последние 6 лет жизни провел в Равенне, где создал свою великую «Божественную комедию» - поэму о хождениях по кругам ада, пребывании в чистилище и раю.
Умер Данте в 1321 г. от болотной лихорадки.
Но борьба за кости великого поэта продолжалась несколько столетий. Флоренция претендовала на то, чтобы Данте был похоронен на своей родины. В 1519 г. саркофаг поэта был перевезен во Флоренцию, но, открыв его, обнаружили, что гроб оказался пустым. Предприимчивые монахи францисканцы из Равенны перепрятали останки, которые тайно были погребены во францисканском монастыре в Сиенцо.


В 1677 г. прах Данте был помещен в деревянную раку, а после 1810 г., когда Наполеон стал закрывать монастыри, гроб спрятали под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте. Пока в 1865 г. рабочие не стали делать ремонт в прилегающей часовне, где был найден ящик с полным скелетом и надписью: «Кости принадлежат Данте» .
Медики провели экспертизу и установили подлинность останков. Кости были выставлены на несколько дней на общее обозрение.
Во время Второй мировой войны, прах поэта переносили еще раз.


Современный мавзолей имеет форму неоклассического храма, у которого квадрат в основании, покрытый небольшим куполом.Внутри – настоящая могила, украшенная мрамором, над саркофагом – барельеф и латинская эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:

"Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери".


Слева от мавзолея расположен Музей Данте , открытый в 1921 году. В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты. В музее находится деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.


Дойдем до piazza Duomo .
Кафедральный собор был построен в XVIII в. архитектором Джанфранческо Буанамичи. Первый Кафедральный собор на этом месте, называемый базилика Урсиана был построен в V в., но к началу XVIII в. он практически полностью разрушился. В соборе хранятся саркофаги V в., почитаемая деревянная икона с Мадонной Судоре (1300 г.), витражи Гуидо Рени.


Баптистерий Неониана , называемый также православным баптистерием – самый древний монумент Равенны .


Он был возведен в конце IV в. Баптистерий представляет собой простое здание, покрытое куполом и украшенное великолепными мозаиками. Мозаичный узор изображает сцену Крещения Христа в водах Иордана с 12 апостолами по кругу.


Архиепископская капелла , называемая также капеллой Святого Андрея была построена епископом Петром II, как личная молельня, в конце V в. Это единственный православный монумент, возведенный в годы правления Теодориха, когда доминировал арианский культ. Вся капелла покрыта мозаиками.
Открыта: до 31 марта 9.30-17.30, с 1 апреля 9-19.
Piazza Arcivescovado.


Это один из важных археологических монументов Италии, открытый недавно.
Просторный зал находится на 3 метра ниже уровня земли, его пол покрыт великолепными мозаиками V-VI вв., которые сплетаются в декоративные геометрические узоры, цветы и христианские символы.
Открыт: март – октябрь 10-18.30,
ноябрь – февраль пн-пт 10-17.00, сб-вск 10-18.00, пн – закрыт.
Билет 4 евро.

Через 100 метров будет церковь Святого Виталиана (San Vitale) была возведена в 525 г. епископом Равенны . Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне .


В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.


Рядом с церковью Святого Виталиана находится мавзолей Галлы Плацидии .


Эта небольшая капелла была, возможно, она была посвящена мученику Лаврентию. Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла.
Внутри пол, стены, потолок все полностью покрыто мозаиками высочайшего качества, превосходящие все, что сохранилось в Равенне и других итальянских городах. На синем фоне купола разбросаны золотые звезды и крест, своды покрыты декоративными узорами. Здесь три саркофага, которые принадлежат Галле Плацидии, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III, убитому в 455 г.


Галла Плацидия была римской императрицей, дочерью Феодосия Великого. Она сыграла огромную роль в Западной империи.
Когда ей было 7 лет, умер ее отец, разделив Римскую империю на Западную и Восточную. Западной империей правил 11-летний брат Галлы Гонорий, который боясь вторжения варварских племен в Рим, обосновался в спокойной Равенне .
Галла Плацидия осталась в Риме. И в 410 г., когда Рим пал, Плацидию захватил в плен Аларих, и она скаталась вместе с армией варваров по югу, но Аларих внезапно умер. Похоронен Аларих был в Козенце , на дне реки.
Его приемником стал Атаульф. Он влюбился в сиятельную и красивую пленницу и сочетался с Галлой законным браком, во время свадебной церемонии они были одеты в римские одежды. Они жили счастливо, Атаульф исполнял любой каприз Галлы Плацидии и даже по ее просьбе спас Рим от нашествия вестготов, но через несколько лет Атаульфа убили, и Плацидию императорские родственники обменяли на зерно. Так закончились шесть лет скитания.
По возвращеню в Рим, Плацидию выдали замуж за римского генерала Констанция, она родила ему дочь и сына Валентиниана, который в возрасте шести лет стал императором Западной империи, а Галла Плацидия в качестве регентши фактически правила империей и оказала мощное влияние на западный мир.

Рядом находится церковь Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) , возведенная в VI в., когда-то церковь украшали огромные мозаики, от которых не осталось и следа.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Арианский Баптистерий.

Баптистерий был построен Теодорихом (493-526 гг.) рядом с арианским собором. Баптистерий стал православным в 561 г. и во время экзархата здесь служили василианские монахи. В начале XX в. маленькое здание приобрело государство и отреставрировало.
Баптистерий представляет собой маленькую восьмиугольную постройку из кирпича, находящуюся в небольшом дворике, когда баптистерий имел более внушительные размеры, но время и различные хозяева уменьшили его. Внутри купол Баптистерия украшен византийскими мозаиками. Центральная сцена изображает Крещение Христа: Христос стоит по пояс в водах Иордана, сбоку от него старик, который скорее всего является богом реки и Святой Иоанн Евангелист, а вокруг них – 12 апостолов.


Арианский Баптистерий.

Открыт: 8.30 – 19.30 (вход бесплатный)

Мавзолей Теодориха – один из самых известных погребальных монументов остготов. Он находится в в отдалении от центра города, на том месте, где находилось кладбище готов.
Мавзолей был построен в 520 г. в отличие от других равеннских построек, мавзолей сделан из истринского известника, а не из кирпича. Мавзолей имеет круглый в своем основании план и два яруса (что типично для римских мавзолеев).
Когда Равенны перешла под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он переделан в часовню.

Открыт: до 26 марта 8.30-17.30
С 27 марта 8.30-19
Билет 3 евро.
Адрес: via delle Industrie, 14.

Базилика Святого Апполинария в Класса (Sant"Apollinare in Classe) находится в 5 км от центра города недалеко от порта. Она была возведена в VI в. и посвящена первого епископу Равенны. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода.

Открыта: 8.30-17.30, воскр. 13-19.30
Билет 3 евро
Адрес: via Romea Sud.


Карта Равенны. Италия.

Кухня Равенны .

Кухня Равенны – это типичная романьольская кухня, в которой большую часть составляет домашняя паста: тальятелли, лазанья, тортеллони с травами и рикоттой, вермешешь и каппеллетти в мясном бульоне, яичная паста.

Признаюсь сразу, раньше я ни разу не слышала об этом городе. Оказывается Равенна совершенно удивительный и уникальный город с многовековой историей. Это город, где ни больше ни меньше, родилась и умерла Великая Римская империя.

Рядом с Равенной протекает река с более известным названием — Рубикон. Именно его пересек со своими легионами Юлий Цезарь и стал императором, хотя слово — император тогда имело совсем другое значение, так выражали уважение к великому полководцу. Это было рождением империи.

Именно в Равенну в 402 году перенесли из Милана столицу Западной Римской империи, спасаясь от набегов варваров. А в 472 году со свержением последнего императора завершилось существование Западной Римской империи. Равенна продлила дни правления императоров всего на 70 лет.

В Равенне удивительным образом сохранились памятники V-VI веков нашей эры, причем сохранились настолько хорошо, что просто не верится. Мозаики, которым порядка 1500 лет выглядят идеально, несмотря на войны, стихийные бедствия и прочие неприятности прокатившиеся не один раз по территории Италии за полтора тысячелетия.

В , например, фрески XII века в соборе Святого Георгия сохранились всего на 1/5 части стен, остальное безвозвратно утеряно.

Мы запарковались за зданием Национального музея (Museo Nazionale, Via Benedetto Fiandrini, Ravenna). Парковка стоит всего 3 евро в сутки, билетик нужно сохранить до выезда, сторож проверяет. Билет в музеи можно купить в магазине напротив Базилики Сан Витале. Взрослый билет стоит 9-50 евро, дети бесплатно. Нам со скидкой , билеты стоили по 8-50 евро. Билеты позволяют посетить следующие объекты:

  1. Мавзолей Галлы Плацидии (возведен около 425-450 года нашей эры)
  2. Базилику Сан Витале (освятили в 548 году после возвращения Равенны под власть Византии)
  3. Базилику Сант-Апполинаре Нуово (построена на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  4. Архиепископский музей и капеллу апостола Андрея (построен на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  5. Баптистерий православных или Неонианов (построен на рубеже V-VI веков при епископе Урса)

И если вы не искусствовед, то этого будет достаточно для одного дня. Все эти здания занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятники раннехристианской культуры. Вместе с билетами выдают карту, чтобы вы смогли обойти все, указанные реликвии.

В этом же магазине можно купить книгу путеводитель по всем памятникам Раввены на русском языке, где подробнейшим образом объясняются все религиозные сюжеты мозаик (стоимость 6 евро). Мне кажется, что Равенна это тот город к посещению которого надо подготовиться, почитать литературу иначе будет не интересно.

Все основные достопримечательности относятся к V-VI веку нашей эры, так что все достаточно прозрачно, не придется перескакивать из одного столетия в другое. Из основных исторических событий нужно запомнить: сначала было правление Галлы — Плацидии, потом захват Равенны готами под предводительством Теодориха (он тоже был христианином), позже возвращение Равенны под патронат Византии в 548 году.

Мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия (388-450 г.г.) была самой интересной женщиной эпохи заката империи. Она была дочерью Феодосия Великого. Юность провела в неволе у готов. Хотя трудно сказать был ли это плен, Галла стала женой предводителя готов — Аллариха, а после его смерти вышла замуж за его преемника Атаульфа. Однако и Аттаульфа убили всего через 2 года после свадьбы. Плацидию обменяли на несколько возов зерна, так она вернулась к своей прежней жизни со своими высокопоставленными родственниками. Тогда ей было около 30 лет.

Как положено порядочной римской матроне, Галла Плацидия вышла замуж за полководца, у них родился сын, в возрасте 2 лет, ставший императором Западной Римской империи — Валентинианом III. Но фактически Галла, унаследовавшая от венценосного отца энергию и способности, управляла делами империи в качестве регентши и весьма успешно.

Мавзолей Галлы Плацидии

Сам мавзолей достаточно невзрачный снаружи, врос в землю на 2 метра, но внутри он весь без малейшего промежутка выложен темно синей мозаикой, купол подобен звездному небу. Помещение совсем небольшое там расположено три саркофага: один приписывают Галле Плацидии, другой ее мужу императору Константину III, царствовавшему около полугода в 421 году, а третий их сыну — Валентиниану III.



Христос — Добрый Пастырь

Самую большую ценность представляют сюжеты мозаик. В те далекие времена, каноны и догматы церкви еще не сложились и мы можем прикоснуться к истокам европейского религиозного искусства. Художники во все времена изображали в качестве Христа и апостолов своих современников, таково свойство человеческого ума. Хочешь посмотреть, как выглядели люди пятого столетия нашей эры — посмотри на то, что они изображали.



С левой стороны стоит римский книжный шкаф, там хранятся четыре Евангелия.

Святой Лаврентий с таким же крестом, как у Христа на предыдущей мозаике, спешит сжечь арианскую ересь. Арианцы верили в то, что Бог сотворил Христа и соответственно Христос не равен Богу. Тогда это было важным, а сейчас большинство населения планеты ни разу не слышало об арианах.



Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Факты говорят о том, что Галла Плацидия никогда не была захоронена в своей усыпальнице, она окончила свои дни в Риме и скорее всего там ее и похоронили. Усыпальницы вскрывали и установили, что там лежат целых пять человек, останки датируются X веком, но жители Равенны никогда не согласятся с подобными утверждениями, они свято верят в то, что их императрица обрела покой именно в Равенне в своем мавзолее.

Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале расположена всего в двух шагах от мавзолея Галлы Плацидии. Но построена она была на 100 лет позднее. Ее возведение было связано с переходом Равенны под власть Византии.



Базилика Сан Витале

Фотографии не способны передать все сияние мозаик, это надо увидеть в живую. Вероятно строительство и декор были выполнены византийскими мастерами. На мозаиках изображены Юстиниан и императрица Теодора в окружении придворных, подносящие дары новой церкви. Это лучшие императорские портреты из дошедших до нашего времени.



Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале — кусочек погибшей Византии на берегах Италии.



Базилика Сан Витале

Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была возведена королем остготов Теодорихом на рубеже V-VI веков, когда этот вождь варваров завоевал Италию (в 493 году) и сделал Равенну своей столицей. Теодорих был ярым приверженцем арианской ереси и даже добивался ее признания у Папы Римского. Но после возвращения Равенны под власть Византии, в 540 году здания ариан перешли к истинно верующим.



В XI веке в базилику переместили мощи Святого Аполлинария, первого равеннского епископа из Сант-Аполлинаре ин Классе, так базилика получила свое название — Сант-Аполлинаре Нуово.



Базилика Сант-Апполлинаре Нуово

Только на стенах базилики Сант-Апполлинаре Нуово осталось изображение старого порта Классе и древнего города Равенна, спрятавшегося за крепостными стенами.



Базилика Сант-Апполинаре ин Классе

Равенна в начале первого тысячелетия нашей эры стояла на самом берегу Адриатики, но за полтора тысячелетия берег отступил на 8 км. Именно такое расстояние отделяет город от современного порта. Море намывало песок к берегам древнего города. Старая Равенна была раньше похожа на Венецию с каналами и мостами, сейчас пески поглотили все.

Баптистерий православных

Только в Италии сохранилась такое количество баптистериев (помещение для крещения), в остальных странах после XII века перестали их строить в виде отдельного здания. Баптистерий построили на фундаменте бывших римских терм, сейчас культурный слой залегает на глубину три метра от основания. Он буквально врос в землю и при этом мозаики отлично сохранились.



Баптистерий православных — мозаика на потолке

Фотография увеличивается. Иоанн-Креститель, облаченный в шкуры являет собой уже канон средневекового искусства, а Христос все еще типичное древне римское изображение, и немного язычества — старинное божество реки, сам Иордан, учавствует в крещении. Выглядит он как обыкновенный, языческий, римский бог — с вьющейся бородой и длинными белыми волосами, в которых запутались 2 клешни краба.



Баптистерий православных — купель для крещения

Архиепископский музей и капелла апостола Андрея

Что-то подобное можно увидеть в архиепископском музее. Христос изображен как римский легионер, в воинских доспехах.



Архиепископский музей — Христос, необычное изображение

В открытой книге написано по латыни: «Я есмь Путь, Истинна и Жизнь». Ногами Христос попирает символы зла голову льва и змею. Такого необычного Христа я нигде больше не видела. Возможно это одно из самых ранних изображений милитаристской церкви.

Самым ценным экспонатом архиепископского музея считается кафедра из слоновой кости, предположительно подаренная византийским императором Юстинианом.

Дворец Теодориха

От дворца остался всего один фасад. На заднем плане видна кампанила базилики Святого Апполинария. Равенна очень компактный город, транспорт не потребуется все реально обойти пешком. На самом деле дворец не принадлежал Теодориху. Но как и с мавзолеем Галлы Плацидии, получилось, что это имя к нему пристало. Здание датируется более поздним периодом.



Дворец Теодориха

Теодорих был из образованных варваров, он получил образование в самом Царьграде (Константинополе). Во время обучения варвар Теодорих принял христианство. Но не смотря на все свое образование, он не умел писать и всегда рисовал свою подпись по трафарету. Когда я сообщила детям этот факт они дружно посмеялись над системой Византийского образования.

Кроме дворца, от вождя остготов в Равенне сохранился его мавзолей. Говорят, что Теодорих очень боялся грома и молний и поэтому повелел возвести мавзолей с крышей из цельного куска камня весом в 300 тонн. Мавзолей выглядит достаточно обыкновенно и абсолютно пуст, если бы я не знала что он такой древний никогда бы не обратила на него своего внимания.



Пьяцца Дель Пополо — Народная площадь, главная площадь города

Много раз мы слышали, что в Италии много падающих башен, Пизанская не единственная. И вот в Равенне действительно удалось увидеть еще одну падающую башню, основание ее стянуто современными рельсами для укрепления.



Падающая башня в Равенне

А в кафе мы отлично перекусили с видом на падающую башню, меню было только на итальянском языке, пицца и паста по-итальянски будут почти так же ка и на других европейских языках. Я заказала рыбу — «salmon», однако это оказался блинчик с рыбой, тоже было вкусно.



Равенна, ворота Адриано

Равенна раньше была обнесена крепостными стенами, от них остались фрагменты.





Равенна показалась нам пустынным, недооцененным туристами городком. Людей на улицах реально мало. В центре города очень хороший Wi-Fi, сидели в кафе наслаждались. Этот город будет интересен любителям искусства, тому кто интересуется всеми тонкостями становления христианских канонов, любителям прекрасного всех возрастов.

город на В. Италии; основана, по преданию, греками из Фессалии в 6 в. до н.э. В эпоху Рим. империи (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.) была стратегич. портом, прикрывавшим с В. дорогу на Рим, стоянкой рим., а после захвата Р. Византией (554) - визант. флотов. В нач. 5 в. Р. - вторая императорская резиденция (первой был Милан). В кон. 5 в. город завоевали остготы. При визант. господстве (554 - 751) Р. - столица Равеннского экзархата. В 751 Р. овладели лангобарды, а в 754 франкский король Пипин Короткий завоевал Равеннский экзархат, передав затем Р. папе римскому.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАВЕННА

город в дельте реки Пал, основанный этрусками и умбрами. В III в. до н.э. Равенна была завоевана римлянами, превратившими ее в порт и стоянку римского адриатического флота. С 404 г. н.э. Равенна стала столицей Западной Римской империи и резиденцией римских императоров, а также первого германского военного правителя Италии Одоакра (476 – 493 г.), подчинявшегося восточноримскому императору Зенону (474 – 491). С этого времени начали укрепляться политические, экономические и культурные связи с Византией. После убийства Одоакра в 493 г. король остготов Теодорих основал относительно независимое от византийской империи государство, столицей которого являлась Равенна. Во время военных действий византийского полководца Велисария против остготов в Италии (535 – 540) Равенна была завоевана ромеями, а с 582 г. стала резиденцией византийских экзархов (наместников византийского императора в его итальянских владениях). Равеннские раннехристианские памятники IV – первой четверти V в. не сохранились. К их числу относились базилика Урсиана, церковь Иоанна Евангелиста, имевшая форму усеченной пирамиды, и др. Уникальные памятники византийской архитектуры V – VII вв. дошли до нашего времени. По мнению В.Н.Лазарева, они были созданы местными мастерами, использовавшими римские, миланские, константинопольские и сирийские образцы. Это – баптистерии православных и ариан, мавзолей Галлы Плацидии, базилики Сант Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классе и восьмигранная купольная церковь Сан Витале, украшенные превосходными мозаиками. За пределами города находится хорошо сохранившаяся двухъярусная купольная гробница Теодориха (ок. 530 г.).

Равенна - достаточно небольшой город в провинции , расположенный примерно в 10 километрах от побережья Адриатического моря. До того момента, как я побывала там впервые, я знала, что Равенна знаменита среди туристов во всем мире своими мозаиками. Этот факт, а также советы многих друзей и убедили меня в том, что в Равенну ехать надо! Надеюсь, рассказ о ней ниже поможет мне убедить и вас:)

Я бы советовала ехать в Равенну минимум на 2–3 дня, чтобы у вас было время не спеша осмотреть все достопримечательности (а их достаточно), погулять по городу и побывать на побережье.

Как добраться

Из России добираться до Равенны удобнее всего на самолете. Если же вы хотите посетить ее в рамках путешествия по Италии, автомобильное и железнодорожное сообщение так же хорошо развито, и доехать до города будет совсем несложно. То есть, в целом, сухопутным или воздушным транспортом добираться наиболее удобно. Именно так я и советую. Потому что несмотря на то, что Равенна находится всего в нескольких километрах от Адриатического моря, большого порта там нет, и добраться на пароме нельзя.

Самолетом

Если вы будете искать в Интернете информацию об аэропорте Равенны, вы сразу же увидите, что он там есть, но долететь из России до туда нельзя (даже с пересадкой не получится), так как он обслуживает очень маленькое количество рейсов.

Поэтому удобнее всего долететь из России до одного из ближайших городов, в которых есть международные аэропорты: а именно из Болоньи. Аэропорт есть еще и в Римини, но сейчас билетов из Москвы и Санкт-Петербурга до туда нет. Поэтому давайте рассматривать Болонью как самый удобный вариант.

Болонья

Болонья - столица провинции находится примерно в 80 км от Равенны, и от нее можно легко доехать на поезде. Билет - Болонья - может обойтись совсем недорого - авиакомпанией Alitalia он стоит около 150 EUR (9 500 RUB) , правда с пересадкой в Риме. Время в пути - 6–7 часов. Но у Alitalia есть и прямые рейсы, так же, как у и Аэрофлота. Время в пути у них одинаковое - 3 часа 30 минут, но обойдутся они дороже: 305 EUR (19 400 RUB) и 261 EUR (16 600 RUB) соответственно. Из Санкт-Петербурга прямых рейсов нет, но с пересадкой в Амстердаме можно долететь авиакомпанией KLM. Минимальное время в пути 6,5 часа и полет обойдется в 230 EUR (14 500 RUB). Можно также лететь Alitalia с пересадкой в Москве. Время в пути составит столько же, но может обойтись немного дороже - 250 EUR (15 700 RUB). Найти варианты перелетов на ваши даты можно .

О том, как добраться от Болоньи до Равенны на поезде, подробнее я расскажу в соответствующем разделе ниже.

Поездом

В целом, между крупными и не очень городами железнодорожный транспорт развит хорошо. Вокзал находится в 7–10 минутах ходьбы пешком от центра города, куда и прибывают все поезда (в том числе поезд из Болоньи). От аэропорта Болоньи можно доехать на поезде с пересадкой в центре Болоньи. Поезда - Равенна ходят часто, примерно каждый час, билет обойдется в 7,35 EUR и время в пути составляет 1 час 20 минут. Это поезд а-ля «электричка», и цена на него всегда одна и та же, поэтому не нужно покупать билет заранее. Но если вы едете из Милана, Рима или другого города, который находится достаточно далеко от Равенны, советую купить билет онлайн заранее на сайте Tren Italia, он обойдется дешевле. Например, цена билета из Милана начинается от 20 EUR, из Рима - от 32, из Неаполя - от 43.

Железнодорожный вокзал находится очень близко к центру, буквально в 7–10 минутах пешком. В качестве ориентира на карте ниже я выделила путь от станции до одной из центральных площадей Равенны - Piazza del Popolo.

Автобусом

Сомневаюсь, что вы решите поехать в Равенну из России на автобусе:) Но, если Равенна - часть вашего тура по Европе, автобус - самый экономный способ до нее добраться.

В Европе сейчас очень популярна автобусная компания Flixbus, проезд в их автобусов обойдется всего в несколько евро. Причем автобусы очень комфортные, с кондиционером, туалетом и даже бесплатным Wi-Fi.

В Равенну на нем можно добраться из Вероны (дорога обойдется всего в 5 EUR), Рима (9 EUR), Милана (так же 9 EUR) и других городов Италии, Швейцарии. Нет необходимости покупать билет заранее в целях экономии. Обычно они есть всегда, и цена их не меняется. Но на всякий случай, наличие билетов и точное расписание можно проверить на компании.

Прибывают автобусы не в центр города, оттуда до той же Piazza del Popolo пешком уже не дойти. Но можно доехать на автобусе №1 прямо до самого центра или на №80 до железнодорожного вокзала. Билет можно приобрести прямо у водителя, либо в любом табачном магазине (ищите вывеску Tabacchina), стоимость везде одинаковая - 1,30 EUR.

Автомобилем

Добраться из России до Равенны на автомобиле - дело не простое. Это минимум 2600–2900 километров (в зависимости от выбранного маршрута), платные дороги и прохождение границ между странами. А время последнего непредсказуемо, на моем опыте очереди между Беларусью и Польшей были просто гигантские.

Перед тем как отправиться в такой длинный путь, имейте в виду, что это 1–2 ночевки в дороге. Опять же в зависимости от того, сколько времени вы провели в очереди на границе, если вы простояли пару часов, можно обойтись и одной ночевкой в отеле, а вот если где-то простояли 15 - это уже совсем другое.

Ниже для примера прикладываю карту маршрута –Равенна.

На мой взгляд, игра стоит свеч только если вы планируете большой и долгий евротур, в который войдет и основательная поездку по Италии.

Другое дело, если вы взяли автомобиль в Италии в аренду (об особенностях проката машин читайте в статье ниже). В этом случае добраться до Равенны вам не составит труда.

С севера Италии можно доехать по шоссе (на ит. autostrada) Е35, которое потом переходит в Е45. Как вы видите на карте ниже, удобно добираться из Болоньи, Милана, Турина, Вероны и Флоренции, если говорить о северной части страны.

Также можно проехать по адриатическому побережью из Венеции по шоссе SS309. Это не магистраль, как Е35, но зато можно вдоволь посмотреть красоты.

Паромом

Порт в Равенне совсем небольшой, паромы туда не прибывают. Но можно арендовать лодку для дальнейшего путешествия по Адриатике.

Подсказка:

Равенна — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 1

Казань + 1

Самара + 2

Екатеринбург + 3

Новосибирск + 5

Владивосток + 8

Когда сезон. Когда лучше поехать

Равенна находится в провинции на севере Италии. В целом, в этом регионе достаточно теплые зимы: температура колеблется около нуля градусов. В то время как летом - жарко, особенно в июле-августе.

Если вы собираетесь ехать в Равенну смотреть достопримечательности, а не на пляжный отдых на Адриатическом побережье (которое расположено в 10 км от города), то я бы советовала месяцы с октября по июнь. В это время держится более-менее комфортная погода для долгих прогулок. Я была в Равенне даже в декабре, и, пусть на улице было прохладно, я вовсе не замерзла.

Но для пляжного отдыха, конечно же, подходят больше всего июль, август и первая половина сентября, но в это время больше всего туристов (у самих итальянцев традиционно отпуска в августе). Цены могут стать несколько выше, но чаще всего это касается именно прибрежных городов, Равенна все же расположена чуть-чуть в отдалении.

Равенна летом

Как я уже писала выше, июль и август - идеальные месяцы для пляжного отдыха, но для осмотра достопримечательностей я бы не советовала ехать летом. На мой взгляд, там слишком жарко, температура доходит до 30 градусов, да и туристов больше. Поэтому июнь, на мой взгляд, совсем не подходит: погода жаркая, в то время как вода в море еще холодная:)

Равенна осенью

Одно из моих любимых времен года для посещения Равенны и вообще Италии. Если в первой половине сентября еще жарко и достаточно много туристов, то начиная с конца месяца и до середины октября на улице еще очень тепло, но людей гораздо меньше. При желании можно даже искупаться:) Но это все же зависит от конкретного сезона и степени вашей закалки.

К тому же осенью идет сбор урожая, так что в Эмилии-Романье (где, на мой взгляд, и так всегда подают и продают все самое вкусное), начинается просто пир! Свежайшие овощи и фрукты на любой вкус.

Равенна весной

С начала марта уже очень тепло и приятно на улице, поэтому ехать весной в Равенну однозначно советую. Мне всегда нравилось:)

Все быстро зеленеет, приятно после долгой российской зимы прогуляться по городу и побережью. Туристов совсем немного, так что настраивайтесь на тихий и спокойный отдых.

Равенна зимой

Несмотря на близость Адриатического моря, не пугайтесь и смело езжайте в Равенну и зимой, если представилась такая возможность. Температура редко опускается ниже нуля, но к вечеру становится достаточно холодно. Бывают, конечно, пасмурные и дождливые дни, но бывают и теплые, солнечные. Снег бывает нечасто да и лежит недолго (фото ниже – редкое исключение). Если едете в декабре, могу вас заверить, город будет красиво украшен, но достаточно сдержанно. В Италии не украшают так массово, как в Германии или Швейцарии. Мне лично Равенна особенно нравится перед Рождеством. На площади Piazza del Popolo устанавливают елку, открывается Рождественский рынок, на котором продают елочные игрушки, десерты и горячий глинтвейн. Также там проводятся концерты и выступления местных спортивных, танцевальных и хоровых коллективов.

Равенна — погода по месяцам

Подсказка:

Равенна — погода по месяцам

Районы. Где лучше жить

Равенна - городок совсем небольшой и достаточно спокойный. Поэтому большой разницы, в какой части вы будете жить - нет.

Относительно недорогое жилье можно найти и в самом центре, поэтому, когда я путешествовала, я останавливалась именно там. Ночь в небольшом Bed&Breakfast обойдется около 35 EUR на человека. Бронировать можно на , а вот можно проверить, нет ли где-то цены выгоднее.

Вне обозначенной на карте зоны вы можете найти квартиры(отели, как вы видите, все же находятся в самом центре). Для поиска можете воспользоваться . И если вдруг вы найдете квартиру, которая вам очень понравится, но расположена она немного в отдалении, не переживайте, смело бронируйте, так как Равенна все равно маленький город, и добраться будет легко:)

Какие цены на отдых

Равенна - город достаточно туристический, но тем не менее, относительно недорогой.

Если говорить о жилье, то в центре можно найти много маленьких отелей, в которых вас и вкусным завтраком накормят, и велосипед в аренду бесплатно дадут. И все это за 35 EUR за ночь.

Чтобы вкусно пообедать или поужинать, советую немного уйти с туристических улиц (о них читайте ниже). Стоимость блюда будет на 2–3 EUR меньше, и это будет не разогретая/размороженная еда. А кухня Эмилии-Романьи известна по всей Италии и не стоит упускать возможность познакомиться с ней.

Подсказка:

Стоимость еды, проживания, транспорта и прочего

Валюта: Евро, € Доллар США, $ Российский рубль, руб

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Во всем мире Равенна знаменита своими византийскими и арийскими мозаиками. Думаю, если вы целенаправленно собираетесь ее посетить, вы прекрасно об этом знаете. Поэтому будьте готовы к тому, что большинство достопримечательностей будут связаны именно с мозаиками. На осмотр основных мозаик можно приобрести единый билет - для взрослого он обойдется в 9,5 EUR и продается в кассе около базилики Сан Витале. Билет дает возможность осмотреть следующие достопримечательности (подробнее о каждой из них я расскажу ниже).

Я написала в скобках названия на итальянском, чтобы по приезду в Равенну вам было проще сориентироваться:).

Смотреть действительно нужно много, и если вы в Равенне на 1–2 дня, заранее советую ознакомиться с расписанием работы каждой из достопримечательностей, чтобы ничего не упустить. И, если честно, это еще не все интересные места Равенны, которые стоит посетить.

Топ 5

Достопримечательности, входящие в билет, о котором я писала выше, находятся под охраной ЮНЕСКО. Не могу не согласиться с их красотой и значимостью, поэтому и выделю их в качестве ТОП 5 Равенны:)

  • Базилика Сан Витале VI века - одна из основных церквей Равенны с византийскими мозаиками. Здание, безусловно, заслуживает внимания как снаружи, так и внутри, так как свод выложен мраморными мозаиками. Я провела не один час там!
    Адрес: Via San Vitale, 17.

  • Базилика Сан-Аполлинаре-Нуово - еще одна важная церковь Равенны с очень красивыми мозаиками, посвященным сюжетам Нового Завета, святым, ангелам и пророкам.
    Адрес: Via di Roma, 53.

  • Неонианский Баптистерий (или иначе православный) - самое старое здание Равенны - так же известен своими мозаиками. Но и без них, там, в целом, очень красиво внутри.
    Адрес: Piazza Duomo, 1.

  • Архиепископская капелла была построена в 5-6 вв., в то время как музей был основан только в 17 веке. Помимо, религиозных сюжетов, мозаика капеллы знаменита орнаментами природы и птиц.
    Адрес: Piazza Arcivescovado, 1.

  • Мавзолей Галлы Плацидии - пусть вас не смущает небольшой размер здания, не разочаровывайтесь раньше времени, потому что именно тут находятся самые старые мозаики Равенны. Обратите внимание на мозаику ночного неба, она завораживает:)
    Адрес: Via Giuliano Argentario, 17.

Пляжи. Какие лучше

Расстояние всего в 10 км от Адриатического моря делают Равенну очень привлекательной для туристов, которые приехали на море. И наоборот. В любое время года в солнечную погоду приятно прогуляться по побережью. В целом, летом эта зона очень туристическая, хорошо развитая и там много туристов. В холодное время году людей там практически нет, и можно спокойно прогуляться по песчаному пляжу почти в одиночестве.

Выделю несколько неплохих пляжей недалеко от города:

  • Punta Marina - ближайший из них к Равенне, находится всего в 9 км. Доехать можно на автобусе №70, который отходит от железнодорожного вокзала и идет всего 20 минут. Билет обойдется в 2,30 EUR. Но мой любимый вид транспорта - это все же велосипед. Летом будет очень жарко, но в другое время года - лучший вариант, на мой взгляд:) И поскольку Равенна - город пешеходов и велосипедистов, вероятность того, что в вашем отеле можно взять один на прокат, велика. Летом на пляже можно взять в аренду зонтик и лежак, открыто много кафе и фургонов с едой.

Ниже карта, как добраться от Равенны до Punta Marina. Остальные пляжи расположены немного севернее и южнее по побережью:

  • Marina di Ravenna - если проехать на 70 автобусе дальше, вы доберетесь до этого красивого пляжа, где тоже можно взять все необходимое в аренду. Дорога займет полчаса.
  • Lido Adriano - тоже хороший и всем оборудованный в сезон пляж. Доехать можно так же от ж/д вокзала на автобусе №80. Пляж расположен немного дальше от города, и время в пути составит 30 минут.

  • Marina di Ravenna;
  • Porto Corsini;
  • Marina Romea;
  • Lido di Dante;
  • Lido di Classe.

Церкви и храмы. Какие стоит посетить

Помимо тех базилик, которые я перечислила выше, на мой взгляд, заслуживают внимания следующие:

  • Церковь San Giovanni Evangelista - первая достопримечательность, которую вы увидите, если приедете на поезде, так как она находится прямо на пути от ж/д вокзала до центра города. Раньше ее стены так же украшали мозаики, но после бомбардировок во время Второй Мировой Войны до нас дошло лишь несколько фрагментов. Вход бесплатный.
    Вход бесплатный.
    Адрес: Piazzale Anita Garibaldi.

  • Кафедральный собор Равенны (Duomo di Ravenna) - несмотря на то, что это главный храм города, он один из самых новых (18 века), так как предыдущий кафедральный собор был разрушен и на его месте был возведен этот. Но от старинного храма внутри остались некоторые элементы интерьера. Но, тем не менее, это одна из немногих церквей в Равенне, где мозаик нет! Может быть, поэтому туда бесплатный вход?
    Адрес: Piazza Duomo.

  • Баптистерий Ариана (Battistero degli Ariani) снаружи похож на Неонианский. В нем нет других украшений, помимо мозаики, которая украшает его купол. Но посетить его все равно стоит, поскольку в Равенне каждая мозаика уникальна:) Вход стоит 1 EUR.
    Адрес: Piazzetta degli Ariani.

  • Базилика Сант-Аполлинаре-ин-классе (Sant"Apollinare in Classe ) была построена в 16 веке на месте захоронения одного из епископов города. В ней можно посмотреть самые новые мозаики. Церковь находится не в центре города, поэтому в нее есть смысл ехать (а это около 5 км. от центра), только если у вас достаточно времени в Равенне. В противном случае, советую сконцентрироваться на остальных достопримечательностях. Входной билет обойдется в 3 EUR.
    Адрес : Via Romea Sud, 224.

Музеи. Какие стоит посетить

Если после осмотра мозаик и соборов, у вас осталось время в городе, советую посетить следующие музеи:

  • В Музее искусств Равенны (Museo d’Arte della città di Ravenna) представлена как постоянная экспозиция - предметы средневекового и современного искусства, так и временные выставки. Расписание последних лучше заранее проверить на сайте музея. Взрослый билет обойдется в 3 EUR, льготный - в 2 EUR.

Адрес: Via di Roma.

  • Музей Данте Алигьери - в нем представлены экспонаты, связанные с творчеством писателя. Также рядом находится могила Данте. Вход для взрослого стоит 3 EUR, для для детей, студентов и пенсионеров - 2. Имейте в виду, что он закрыт по понедельникам.

Адрес: Via Dante, 3.

  • Domus dei Tappeti di Pietra - комплекс зданий, в которых также можно полюбоваться уникальной мозаикой (в комплексе 14 залов и 3 дворика!). Это одна из главных археологических находок в Италии за последние десятилетия. Стоимость полного билета - 4 EUR, льготного - 3.

Адрес: Via Gian Battista Barbiani, 16.

Парки

На мой взгляд, побережье Адриатического моря лучше подходит для прогулок (стоит только выехать из города, и тут же увидите невообразимую природу Эмилии-Романьи), но пара парков есть и в городе. Хотя таким уж зеленым я его бы не назвала.

  • Giardini Pubblici - парк в историческом центре города. Он совсем небольшой, но там приятно прогуляться и немного побыть на свежем воздухе между осмотрами мозаик и достопримечательностей города. Для детей оборудованы детские площадки.
    Вход в парк бесплатный, но учтите, что он закрывается с закатом.

Адрес: Viale Santi Baldini, 4.

  • Parco regionale del Delta del Po - это не просто парк, а скорее заповедник недалеко от города. Если позволяет погода, там можно гулять хоть целый день! Отличный вариант, если вы хотите не только посмотреть город, но и красивейшую природу региона.

Адрес: C.so G.Mazzini, 200–44022 Comacchio, Ferrara. От железнодорожного вокзала можно добраться на автобусе №4, время в пути составляет приблизительно 30 минут.

Туристические улицы

Могу честно, выделить какие-то отдельные туристические улицы в Равенне сложно. На мой взгляд, исторический центр города - это одна длинная улица:) Центр почти весь пешеходный, состоящий из маленьких и не очень улочек, двориков и скверов. Поэтому для знакомства с городом лучше всего просто идите по центру, куда глаза глядят, и вы все равно так или иначе увидите все достопримечательности. Или этот же маршрут можно проделать на велосипеде.

На всякий случай, на карте я отметила наиболее оживленные улицы центра: via Camillo Benso Cavour, via Mentana, via Mario Gordini, via Angelo Mariani, via Corrado Ricci.

Что посмотреть за 1 день

Если вы приехали в Равенну всего лишь на 1 день, сразу скажу, у вас будет желание вернуться:). Потому что как следует познакомиться с этим городом всего за сутки нереально! Чтобы успеть максимально быстро посмотреть основное, советую посетить основные мозаики (см. раздел «ТОП 5 достопримечательностей»). На это как раз уйдет весь световой день. Так что сразу по приезду в Равенну, идите в кассу за билетом, чтобы успеть осмотреть как можно больше мозаик.

  • 10:00 - покупаете абонемент и сразу отправляетесь в Базилику Сан Витале;
  • 11:30 - Мавзолей Галлы Плацидии находится совсем рядом, идите сразу в него;
  • 12:30 - пройдитесь немного центру до Неонианского Баптистерия и заходите в него;
  • 13:30 - затем идите в Архиепископскую капеллу, которая находится буквально за углом;
  • 14:30 - обед. Старайтесь не обедать позже, потому что потом в ресторанах до вечера может закрыться кухня;
  • 15:30 - прогуляйтесь еще немного по старому центру Равенны до собора Базилика Сан-Аполлинаре-Нуово;
  • 16:30 - а теперь, когда все основные достопримечательности осмотрены, неспешно посмотрите на старинные здания города, Piazza del Popolo, могилу Данте;
  • 18:00 - время, когда большинство ресторане еще не подают ужин, поэтому в этот короткий перерыв можно зайти в отель и немного перевести дух;
  • 20:00 - обязательно посмотрите на вечерний исторический центр, и зайдите в ресторан местной кухни или Enoteca, где вас и типичными блюдами для региона угостят, и вина местного предложат.

День пролетит совершенно не заметно!

Что посмотреть в окрестностях

Если у вас осталось немного времени, это просто замечательно, потому что в регионе Эмилия-Романья есть много мест, которые обязательно стоит увидеть.

Адриатика

Я, например, больше всего люблю взять в Равенне в аренду велосипед (а их можно спросить в вашем отеле или гест хаусе) и по улице via Adolfo Bellucci отправиться на А дриатическое побережье . В ясную погоду эта прогулка будет в удовольствие даже в холодное время года. 9 километров я кручу педали, наслаждаясь красивыми полями Эмилии-Романьи. На побережье есть специальные парковки, где можно оставить велосипед и уже пешком отправиться на прогулку по набережной (ну или купаться, если вы приехали в теплые месяцы).

Болонья (80 км)

Говоря о путешествии по этому региону Италии, нельзя не упомянуть Болонью - его столицу, которая находится всего в 80 км от Равенны. В этом средневековом городе можно провести сразу несколько дней. Для меня по своей красоте и атмосфере стоит наравне с Римом и Венецией. Средневековые соборы, открытые галереи, старейший университет Universita degli studi di Bologna - на их осмотр стоит заложить минимум 2–3 дня. О том, как добраться до Болоньи, я писала выше в разделе «Транспорт: поездом».

Феррара (80 км)

Примерно на таком же расстоянии от Равенны находится город Феррара . Как и Равенна и , он находится под патронажем UNESCO, из чего вы можете сразу понять, что посмотреть там есть что: средневековые соборы, дворцы и дома, старейший в мире винный бар Al Brindisi, открытый в 1435 году, и, конечно же, неповторимая кухня. Доехать от Равенны можно на поезде, дорога займет приблизительно час.

Сан-Марино (65 км)

Ferragosto

Праздник в честь окончания основных сельскохозяйственных работ сезона. Традиционно отмечается 15 августа. В Равенне и на пляжах играет живая музыка, шествия, салют и многочисленные празднования. В ресторанах подают свежайшую еду.

Безопасность. Чего стоит остерегаться

В целом, могу сказать, что Равенна - город достаточно спокойный, мафии нет, про какие-то опасные районы ничего сказать не могу. Город маленький, местные жители все более менее друг друга знают, поэтому во всех частях города достаточно безопасно.

Как и везде, в туристических местах я бы советовала не ходить с открытой сумкой и не класть кошелек в карман брюк. Вот и все:)

Чем заняться

Эмилия-Романья эта провинция достаточно туристическая, знаменитые пляжи и побережье Адриатического моря привлекают людей со всего мира, поэтому в городе и пригородах есть много чем заняться. Особенно в сезон. Уверена, вы найдете что-то себе по душе - это и шопинг, и отдых на пляже, и поездки на катере/корабле, рестораны, бары и танцы.

Шопинг и магазины

Равенна, безусловно, не главный шоппинг-центр не то что Италии, а даже не Эмилии-Романьи, но основные магазины там есть. Бутиков там нет, но магазины уровня масс-маркет вы найдете на туристических улицах (их можно посмотреть на карте выше). Например, Calzedonia, Intimissimi, Zara, Bottega Verde, Pandora, Sephora.

Немного в отдалении от центра вы найдете торговый центр Centro Commerciale Le Maioliche, где опять же представлены магазины того же сегмента. Находится он по следующему адресу: Via Bisaura, 1/3 - 48018 Faenza - Ravenna.

В начале января и июле мое любимое время для шоппинга, так как проходят распродажи, и можно очень выгодно купить вещи со скидкой от 30% до 50%.

Если же вы ищете более дорогие магазины, тут я бы посоветовала все же поехать в Болонью, там можно найти практически все.

Бары. Куда сходить

Перед ужином, обычно около 18 часов, в итальянских барах начинается aperitivo. Вы заказываете коктейль (традиционно это может быть Aperol или Campari Spritz), к которому вам подают закуски. Стандартно это чипсы, орешки и оливки, но так же могут быть мини брускеты. Есть даже бары, где на aperitivo предлагают целый буфет из закусок. В итальянские бары я хожу именно за этим:) Но выпить там что-то после ужина тоже возможно.

В зависимости от обилия закусок цена варьируется от 5 до 10 EUR, в среднем.

К сожалению, в Равенне баров не так много, их больше на побережье. Но если вы даже в ресторане увидите надпись Aperitivo, смело заходите и пробуйте. Только если видете вывеску Bar, не путайтесь, в Италии в таких местах подают утром кофе с круассанами, а вовсе не коктейли вечером!

Перечислю несколько хороших баров в Равенне и на побережье, куда вам тоже советую заглянуть (закрываются они обычно около 12):

  • Bagno Giada. Адрес: Viale Petrarca Pedonale Sud;
  • Fargo. Адрес: Vicolo Padenna;
  • La Baia Dei Pirati. Адрес: Piazza A Saffi, 6;
  • Cavour Bar. Адрес: Via Camillo Benso Cavour, 51.

Клубы и ночная жизнь

В Италии сложно найти ночной клуб в нашем с вами понимании. Итальянцы слишком любят поговорить и поесть, чтобы ходить на дискотеки, где это невозможно сделать:)

Поэтому ночные клубы в Равенне я бы скорее назвала дискобарами. То есть вечером там можно сходить на aperitivo, выпить коктейли и остаться танцевать. Конечно же, таких мест больше на побережье, где летом постоянно по выходным проходят вечеринки (не в сезон они обычно закрыты). По ценам они от баров обычно не отличаются: в зависимости от уровня заведения коктейль стоит 5–10 EUR.

Также туда бывает платный вход, который обычно стоит до 10 EUR. Дресс-кода особенно нет, но нельзя в клубы в шлепках, купальниках, кедах и кроссовках.

Из самых интересных мест, могу вам посоветовать следующие:

  • Fellini scalinocinque. Адрес: Piazza John Fitzgerald Kennedy, 15;
  • BBK. Адрес: Viale C.Colombo, N171;
  • Bar Noi & Marilyn. Адрес: Viale petrarca 452.

Как передвигаться по городу

Как вы уже поняли, Равенна - город совсем небольшой, и это город пешеходов и велосипедистов. В целом, по центру и основным районам, приближенным к нему, можно добраться пешком. Поэтому в 90% случаев транспорт вам не понадобится.

Только если вы решите доехать до побережья:).

Такси. Какие особенности существуют

Не уверена, что такси вам в Равенне понадобится.

Ехать 80 километров от аэропорта до Равенны совершенно не выгодно. На мой взгляд, на такси удобно добираться разве что до побережья. Главное, ищите официальное такси, обычно это белые машины, на которых написаны тарифы, стоит счетчик.

Это меня всегда удивляет, но Uber в Италии обычно стоит дороже стандартного такси, поэтому в целях экономии не советую им там пользоваться.

Автобусы

Если вы захотите добраться до Адриатического моря, выше я подробно рассказываю, на каком автобусе и откуда это можно сделать. Билет на автобус можно приобрести у водители или в табачном магазине (ищите вывеску с надписью Tabacchina). Стоить он там будет столько же. Просто всегда есть вероятность, что у водителя билеты закончатся, все же мы в Италии:)

Аренда транспорта

Если вы планируете дальнейшее путешествие по Италии или просто хотите прокатиться по побережью Адриатического моря (а на машине это делать наиболее удобно), то в Равенне есть офисы основных международных компаний по аренде автомобилей (Europcar, Avis, Hertz). Я бы советовала пользоваться ими, так как они дают более полную страховку. Есть локальные компании, но у них ограниченные часы работы (закрываются рано и зачастую делают перерыв на обед) и обычно у них только один офис. Поэтому пользоваться услугами Europcar, Avis или Hertz удобнее, так как можно взять машину в Равенне, а сдать, например, в Болонье или Милане. Сравнить цены от разных прокатчиков можно .

Из документов вам понадобятся международные права и кредитная карта с достаточным количеством средств, так как такие компании обычно замораживают депозит в размере 1000–1500 EUR (точная цифра зависит от модели авто).

Литр бензина обойдется в 1,2–1,3 EUR/литр.

Если вы собираетесь в Эмилию-Романью в сезон, советую бронировать машину на сайте заранее, так как туристов много и самые недорогие и качественные автомобили достаточно быстро разбирают.

Самое неожиданное для меня при вождении в Италии - это маленькие улицы. Поэтому не советую брать в аренду большое авто, лучше маленькое, чтобы комфортно везде проезжать: Fiat 500, небольшие Wolkswagen или Audi.

В Италии официально разрешено садиться за руль после одного бокала вина или небольшого стакана пива. Но это я вам в любом случае не советую.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Есть что добавить?