Прогулки по Риму. Мосты и набережная Тибра

Из мостов, фигурирующих на сегодняшней карте Рима, – а их 21 – в Средние века существовало лишь четыре: один вел к замку Святого Ангела (античный Pons Aelius, он же Pons Hadriani), один (античный Pons Aemilius) – в район нынешней площади Ин-Пишинула; еще два, мост Фабриция и мост Цестия, связывали город с островом Тиберина.

Эмилиева моста, возведенного в 179 году до н. э. цензорами Эмилием Лепидом и Фульвием Нобилиором, довольно быстро не стало: наводнение оставило от всего сооружения один лишь центральный пролет. Несколько раз мост пытались навести заново; больше всех усердствовал Павел III, который поручил было работы Микеланджело, но потом заказ у флорентийца отобрал и передал Нанни ди Баччо Биджо. Тот поставил на Тибре конструкцию исключительного изящества, но, увы, крайне непрочную – продержалась она всего лет пять. Последующим правителям реставрация моста казалась чересчур дорогостоящим проектом, так что до 1887 года дожили лишь жалкие остатки, известные под именем Ponte Rotto – Разрушенный мост. Периодически его пытались латать досками, но первое же наводнение неизбежно их сметало. В конце концов по соседству построили другой мост – железный, Палатинский (Ponte Palatino), а от этого оставили все тот же центральный пролет, чтобы не очень мешался.

Мостам, ведущим к острову, повезло больше. С I века до н. э. они сохранились в почти неизменном виде – разве что мост Цестия (Ponte Cestio), который немного переделали в 370 году со стороны Трастевере. Если дойти до его середины, то в набережной по левую сторону будет видно отверстие: сюда выходила Клоака Максима.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant Angelo), прежде чем Бернини изукрасил его крылатыми скульптурами, вел к совершенно языческой святыне – мавзолею императора Адриана. Потом мавзолей превратился в папский замок, а мост – в главную переправу, по которой бесчисленные паломники попадали с левого берега на правый, к собору Святого Петра и Ватикану. Неудивительно, что во время юбилейного 1450 года он не выдержал груза и обвалился. Погибло больше двух сотен человек; многие из тех, кто не упал в воду, были задавлены, когда толпа ринулась прочь от реки (улица, ведущая от набережной к площади Навона, с тех пор называется Via del Panico).

Чтобы такого не повторялось, предусмотрительный Сикст IV, объявляя следующий юбилей, заложил еще один мост, Сикстинский (Ponte Sisto). Когда-то, правда, тут уже была переправа (остатки античной конструкции архитектор Баччо Понтелли встроил в свой первый пролет). И тем не менее Сикст стал первым строителем мостов со времен Империи, чем невероятно гордился. Он даже велел написать на мраморе: "Прохожий, помолись за здоровье Сикста Четвертого". На самом деле, конечно, молиться следовало не только за него: на строительство пошли деньги, взятые не из папской казны, а у римских проституток. Всякий раз когда речь заходила о масштабных общественных работах, с них собирали удвоенные или утроенные подати.

Остальные римские мосты были построены уже после объединения Италии и возведения набережных – в основном в 1880-е годы

Когда мы задумываемся о строениях, которые сохранились до наших дней, мы, как правило, вспоминаем Колизей, падающую башню в Пизе и пирамиды. Но как насчёт сооружений, которые используются - по своему прямому назначению - до сих пор?

Пока большинство древних сооружений получило вторую жизнь в качестве туристических достопримечательностей, обычный непритязательный мост может сохранять своё изначальное предназначение на протяжении веков.

Существует много мостов, которые были возведены сотни лет назад и всё так же используются в повседневной жизни в наши дни благодаря тому, что их строили на века.

В то время как старые мосты чаще всего разрушаются из-за стихийных бедствий, взрываются во время войн или сгорают в результате трагических катастроф, мосты из этого списка пережили века, относительно не изменившись.

10. Мост Фабриция (Pons Fabricius), Рим, Италия

Римляне построили много того, что выдержало испытание временем. Благодаря их жёсткой и эффективной методике строительства несколько важных сооружений, возведённых в римскую эпоху, стоят по сей день. Если вам захочется внимательно осмотреть и изучить плоды их ручной работы, то отправляйтесь в Рим и посетите мост Фабриция.

Мост был построен Луцием Фабрицием в 62 году до н.э., вероятно, взамен сгоревшего деревянного моста. Можно сказать, Луций приказал его построить, так как он написал это на мосту в четырёх разных местах.

В 21 году до н.э. два консула, Марк Лоллий и Квинт Эмилий Лепид, подкорректировали мост, чтобы он лучше сохранился после наводнения, произошедшего в 23 году до н.э. Правда, какие именно улучшения были осуществлены, нигде не указано.

Возможно, это была надстройка небольшой арки на мосту, которая ослабляла давление во время наводнений. Вероятно, только это и помогло мосту сохраниться на протяжении веков.

9. Понте Веккьо (Ponte Vecchio), Флоренция, Италия


Построенный в 1345 году, мост Понте Веккьо находится во Флоренции (Италия). Он был возведён взамен деревянного моста, не выдержавшего во время наводнения, поэтому до сих пор сохранился в своём первозданном великолепии.
Интересной особенностью моста Понте Веккьо (что в переводе с итальянского означает "старый мост") является сводчатая галерея с магазинчиками. Сегодня здесь продаются ювелирные украшения и различные сувениры, а изначально в пассаже находились лавки мясников. Собственно, из-за торговцев рыбой и мясников, которые торговали здесь в XV веке, на мосту всё ещё чувствуется неприятный запах.

Учитывая, что в то время Флоренция становилась столицей Возрождения, великий герцог Фердинанд I запретил на мосту продажу мяса и рыбы, приказав, чтобы на нём находились лавки лишь золотых и серебряных дел мастеров, что создавало городу привлекательный образ, способствуя увеличению потока богатых иностранных туристов.

Мост вряд ли дожил бы до настоящего времени, если бы не акт уважения, проявленного во время Второй мировой войны. Когда немецкие солдаты уходили из города, они взрывали все мосты при отступлении. Мост Понте Веккьо - единственный мост, который они не тронули, предпочтя уничтожить доступ к нему, нежели его самого.

8. Мост Риальто (Ponte Di Rialto), Венеция, Италия


Итальянский мост был возведён в 1591 году на месте разрушившегося деревянного моста. Он был спроектирован архитектором Антонио де Понте, который в условиях жёсткой конкуренции участвовал в конкурсе на лучший проект моста наряду с такими выдающимися архитекторами, как Микеланджело, Палладио, Виньола.

К сожалению, после того, как мост был построен, он не встретил восторженной реакции среди местных жителей. Со стороны критиков он получил как похвалу, так и презрительные насмешки, резко осуждавшие его дизайн - "неустойчивый и неизящный". Такое же внимание было привлечено к Эйфелевой башне после того, как она была построена.

Несмотря на критику, мост остался почти нетронутым с момента своего появления. Учитывая, что он должен был иметь 7-метровую арку, чтобы под ним могли проплывать галеры, а также быть достаточно крепким, чтобы в центре него мог разместиться ряд лавок, он должен был быть конструктивно устойчивым и прочным. Мост Риальто настолько прочен, что во время беспорядков в 1797 году с него стреляли из пушек.

7. Мост Хаджу (Khaju Bridge), Исфахан, Иран


Строительство этого моста, возведённого на фундаменте старого моста в 1667 году, началось по приказу шаха Аббаса II. В качестве моста он выполняет свою основную цель - позволяет людям переходить через реку Заянде (Zayandeh River), но он имеет и другое применение. Мост Хаджу также функционирует в качестве плотины (и имеет шлюзы), а его наиболее интересное использование имеет социальный аспект.

Несмотря на то, что мы не привыкли к мостам, которые должны использоваться, как место для общественных встреч, это не остановило шаха Аббаса II в попытке построить один из таких. Вдоль моста до сих пор можно видеть впечатляющие рисунки и узоры из керамической плитки. В середине был построен павильон, чтобы шах Аббас II и его придворные могли наслаждаться живописным пейзажем.

В наши дни в павильоне располагается кафе и художественная галерея. В павильоне было установлено каменное сиденье, сидя на котором шах Аббас II наслаждался видом на реку. Это место по-прежнему находится там же, но уже в виде остатков былой славы.

6. Мост Шехара (Shaharah Bridge), Амран, Йемен


Мост Шехара (или "Мост вздохов", как многие его называют), построенный в XVII веке, находится на высоте 200 метров и соединяет собой две горы - Джебель-аль-Эмир (Jabal al Emir) и Джебель-аль-Фаиш (Jabal al Faish).

Местным жителям, чьи дома располагались на склонах обеих гор, было трудно добираться друг к другу в гости, так как для этого им предстояло сначала спуститься с одной горы и подняться на другую. Мост возвели для того, чтобы соединить две деревни по обеим сторонам глубокого ущелья, тем самым экономя время и усилия местных жителей.

Это был не просто опасный район для транспортных средств. Учитывая, что это был единственный въезд в город Шехара, мост должен был быть укреплён, чтобы отражать атаки турецких захватчиков. Говорят, что местные жители знают способ разрушить мост в любой момент, изолировав жителей от опасности.

Сегодня мост Шехара является главной туристической достопримечательностью и по-прежнему служит местным жителям в качестве действующего моста.

5. Мост Джэндэрэ (Cendere Bridge), Эскикале, Турция


Также известный под названием Сэвэран, мост был возведён во II веке силами четырёх городов Коммагенского царства. Мост построен в честь римского императора Септимия Севера (Septimius Severus), его жены Юлии и их двоих сыновей - Каракаллы и Геты. Будучи одним из самых древних, он также является вторым самым длинным мостом, построенным римлянами.

С каждой стороны моста возвышаются по две колонны, олицетворяя собой членов императорской семьи: Севера и Юлию с одной стороны и Каракаллу и Гету - с другой. Если вам случится побывать на мосту Джэндэрэ, то вы увидите, что колонна, олицетворяющая собой Гету, отсутствует.

Всё потому, что Каракалла убил Гету из-за постоянного соперничества, как говорят, прямо на руках у матери. Более того, Каракалла зашёл так далеко, что приказал убить всех друзей и союзников Геты, а в качестве окончательного удара по наследию Геты он приказал уничтожить любое упоминание о брате, чтобы его имя было стёрто из истории - в том числе и колонну, символизирующую Гету.

4. Мост Аньцзи (Anji Bridge), Шицзячжуань, Китай


Мост Аньцзи, возведённый в 605 году, является старейшим мостом в Китае. Мост, название которого в переводе с китайского языка означает "Мост безопасной переправы", можно сказать, был построен на века.

Он был спроектирован, чтобы стать одним из лучших в мире. В то время он считался технически прогрессивным, так как имел самую большую арку. Учитывая, что он по-прежнему является достаточно прочным, очевидно, что мост Аньцзи, будучи очень амбициозным сооружением, построен не в ущерб своему внешнему виду.

Между прочим, мост прошёл гораздо больше, чем просто проверку временем. Ему удалось выстоять после 10 наводнений, 8 войн и бесчисленного количества землетрясений, а ремонтных работ для него потребовалось всего 9 раз за весь задокументированный срок службы.

3. Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), Рим, Италия


Построенный по приказу императора Адриана в 136 году, мост Святого Ангела - один из самых известных в Риме и один из самых красивых.

В какой-то степени император построил мост ради собственного тщеславия, так как его основное предназначение - соединить весь город с мавзолеем Адриана, замком Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).

Одно из наиболее красивых усовершенствований моста произошло спустя много столетий после смерти императора. В 1668 году итальянский архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) украсил мост по всей длине десятью статуями ангелов, две из которых он создал лично. Каждый из ангелов держит в руках символ распятия Иисуса Христа. Даже сейчас, по прошествии нескольких веков, мост и ангелы по-прежнему стоят, являясь знаменитой и прекрасной достопримечательностью.

2. Тарр Степс (Tarr Steps), Эксмур, Англия


Тарр Степс (известное как "мостки") представляет собой переправу из плит на каменной опоре. Учитывая конструкцию моста, сложно сказать, когда он был построен: предполагается, что в период с 3000 года до н.э. до времён Средневековья. Первое документальное описание моста было сделано во времена Тюдоров, то есть, по крайней мере, в конце XV века.

О Тарр Степс ходит легенда, будто он был построен самим дьяволом, поклявшимся убить каждого, кто осмелится его пересечь. Тогда местные жители, желая проверить теорию, отправили по нему кота. Кот испарился. Затем они отправили через мост викария, чтобы он встретился с дьяволом на середине моста. После того, как они договорились, дьявол сказал, что мостом может пользоваться любой, но если он захочет использовать это место для принятия солнечных ванн, то запрет на пользование мостом будет возобновлён. Так что если захотите пройти по мосткам Тарр Степс, сначала убедитесь, что на вашем пути не лежит загорающий дьявол.

К сожалению, Тарр Степс является небольшим исключением среди мостов, простоявших нетронутыми на протяжении веков. Учитывая, что груда камней является не лучшим фундаментом, некоторые из них с течением времени были снесены в результате наводнений. По этой причине все камни были пронумерованы, чтобы в подобном случае их можно было установить обратно туда, где они и лежали, дабы мост сохранил свою аутентичность. Несмотря на то, что некоторые камни уже несколько раз устанавливались обратно, технически он по-прежнему является тем же мостом.

1. Мост Аркадик (Arkadiko Bridge), Арголина, Греция


Этот мост является древнейшим из сохранившихся арочных мостов, который по-прежнему используется по своему прямому назначению. Предполагается, что он был построен в период Греческого бронзового века, в 1300-1200 г.г. до н.э.

Во времена Микенской цивилизации мост являлся частью военной дороги, которая пролегала между городами Тиринф (Tiryns) и Эпидавр (Epidauros). Ширина моста составляет почти 2,5 метра, что является гораздо шире, чем у обычных пешеходных мостов. По мнению историков, мост был спроектирован таким образом, чтобы по нему могли проезжать колесницы.

Что делает его ещё более впечатляющим, это то, что он был полностью сооружён из известняковых камней без использования какого-либо связующего вещества. Это значит, что мост Аркадик исключительно благодаря мастерству его строителей простоял три тысячелетия, начиная со времён Микенской цивилизации, и сохранился до наших дней.

Тибр, Tevere, Tiberis.
Без этой реки Рим - не Рим. Как и без мостов, соединяющих ее берега.
Истоки Тибра в Аппенинах, в области Эмилия-Романья, дальше путь лежит через Перуджу, Умбрию, Лацио и заканчивается в Тирренском море.
В 753 году до нашей эры именно на берегу этой реки, в 25 км от Остии (места впадения Тибра в Тирренское море), был основан Рим.


По легенде, в воды Тибра были сброшены в корзине младенцы Ромул и Рем.
«Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал». Спустя годы, братья Ромул и Рем выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.
Легенду о Ромуле, Реме и основании Рима читайте .


В пределах Рима мостов через Тибр по данным, мною найденным в сети, насчитывается двадцать один.
Как элементы мозаики, они, как и каждый римский камень, фонтан, улица или камень, создают то самое привычное лицо Рима, которое нам знакомо. Или таковым кажется.



Все мосты я вам не покажу.
Можно, конечно, задаться целью, совершить марш-бросок вдоль Тибра, осуществить фотофиксацию всех мостов и о каждом рассказать. Но Рим меня к этому не располагает. Идешь по придуманному маршруту, и вдруг поворот в какую-то улочку, а за ней еще, и так до бесконечности…
А потом, уткнувшись в карту, ты судорожно пытаешься вернуться к исходной точке. Римский творческий беспорядок.

Так, блукая из улицы в улицу, мы подошли к мосту Умберто I (Ponte Umberto I), соединяющему Площадь судов (Piazza dei Tribunali) и Дворец правосудия с Площадью моста Умберто I (piazza di Ponte Umberto I) и окрестностями Пьяцца Навона (до Пьяцца Навона от этого места 5-7 минут пешком.


Строительство продолжалось в течение десяти лет с 1885 по 1895 год.
На церемонии открытия 22 сентября 1895 года присутствовал король Умберто I, в честь которого был назван мост, с женой Маргаритой Савойской.

Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) — пешеходный мост, построенный в 134—139 гг. римским императором Адрианом.

Начиная с XVI века для устрашения населения на нем стали вешать казненных арестантов.
И в это же время на Ponte Sant’Angelo появились изваяния апостолов Петра и Павла. Позже к ним присоединились десять ангелов работы учеников Бернини.

Современные источники сообщают, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой - отсюда

Вид на Мост Святого Ангела с купола Собора Святого Петра. С использованием зума, конечно.


Ныне мост облюбован не только туристами, но и торговцами, художниками. Гости Рима со всех концов света вальяжно прогуливаются среди палаток с сувенирами, безделушками и рядами поддельных сумок, выстроившимися у стен Замка Святого Ангела.


Вид на мост Святого Ангела со смотровой площадки Замка Святого Ангела.

Мост Витторио Эмануэле II (Ponte Vittorio Emanuele II) - рядом с мостом Святого Ангела.
Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Этот же мост в ноябре 2012 года. Фото отсюда .


Вода поднялась до отметки 13,50 метров.

В 1876 году были построены высокие набережные, предотвращавшие разлитие реки.
Набережные рассчитаны на подъем воды 18,45 метров
Улицы вдоль набережной сегодня называются lungoteveri («вдоль Тибра»).


Несколько мостов пропускаем и оказываемся над островом Тиберина (Isola Tiberina) - небольшим островом на Тибре.
Фото не мое (летать не умею), а взято отсюда .
В верхней части фотографии - действующий мост Ponte Palatino и рядом с ним разрушенный мост Ponte Rotto, к которым мы вернемся чуть позже.
А сейчас внимание к тем мостам, что в центре, соединяющим остров Тиберина с противоположными берегами Тибра: Ponte Fabricio и Рonte Cestio.


Мост Фабричо (Ponte Fabricio) один из самых старейших и хорошо сохранившихся мостов Рима. Он соединяет остров Тиберина с восточной частью города. Мост был построенв 60-50 годах до н.э.
Название мост получил в честь Лучио Фабричио, римского попечителя мостов. Мосты в Риме значение имели стратегическое, поэтому начальники мостов, отвечавшие за их функционирование и сохранность, были людьми уважаемыми, имеющими вес.



Мост Честио (Ponte Cestio ) — древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима.
Мост соединяет остров Тиберина с Трастевере. Построен он был около 40 - 50 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием (братом Гая Цестия), впоследствии несколько раз реставрировался.



Мост Эмилио или так называемый Разрушенный Мост (il Ponte Emilio - Ponte Rotto) - первый полностью каменный мост (142 год до н. э. постройки).
Поиски информации об этом мосте навели меня на упоминание о статье "Мост и город" в журнале "Архитектура СССР" за 1938 год советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979).


Выдержка: «О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия».

Многие достопримечательности Рима известны во всем мире. К ним также относятся и мосты Вечного города. На территории Рима левый и правый берега Тибра связывают 26 мостов. Обойти их все довольно утомительно, да и в этом нет необходимости, а вот совершить прогулку по набережной Тибра и посмотреть на самые знаменитые и старинные мосты, являющиеся произведением архитектурного искусства, очень даже интересно. Я предлагаю маршрут, который не займет много времени, и который включает самые древние Римские мосты, сохранившиеся до наших дней.

Из всех древних мостов через Тибр в Риме к настоящему времени сохранилось всего четыре:

Мост Святого Ангела , украшенный крылатыми скульптурами, держащими в руках реликвии собора Святого Петра, был создан архитектором Бернини. Долгое время этот мост был единственным, по которому паломники переходили с левого берега на правый к Ватикану. В 1450 юбилейном году мост не выдержал потока людей и обвалился. В результате погибло более 200 человек, причем очень многие были раздавлены в результате паники, возникшей на разрушенном мосту. С тех пор улица, ведущая от моста к площади Навона называется via del Panico.

Чтобы трагедии больше не повторялись, папа Сикст IV принял решение построить новую переправу, вскоре мост построили и назвали его в честь папы Сикстинским . Таким образом, папа Сикст IV вошел в историю Рима, как первый строитель мостов.

Мостам Фабричио и Честио , ведущим на остров Теберина, повезло больше – они полностью сохранились до наших дней.

В Риме есть еще так называемый Разрушенный мост или Ponte Rotto . В 179 году был построен Эмилиев мост , но его быстро не стало - он разрушился во время наводнения. Несколько раз предпринимались попытки его восстановить, особенно усердствовал Папа Павел III. Сначала заказ на строительство был дан Микеланджело, но потом решили, что мост построит Баччо Биджо. К сожалению, сооруженная переправа была столь изящной, что простояла всего пять лет. На дорогостоящие реконструкции не хватало денег и рядом был построен железный Палатинский мост. Сейчас мы видим только остатки Эмилиева моста, получившего название Ponte Rotto – Разрушенный мост .

Наша прогулка по набережной Тибра является продолжением предыдущей прогулки, связанной с Устами истины, поэтому мы начнем ее с Bocca della Verita, и закончим у моста Святого Ангела.

  1. Мост Палатино (перед ним развалины Ponte Rotto, не показаны на схеме, но присутствуют на фотографиях), 2. Мост Фабриция, 3. Мост Цестия (Честио), 4. Мост Гарибальди, 5. Мост Систо, 6. Мост Мадзини, 7. Мост Принца Амадео Савойского, 8. Мост Витторио Эммануэле Второго, 9. Мост Святого Ангела (Элиев мост).

Я обозначил цифрами на карте все мосты, которые нам встретились по пути, приведу их фотографии, а о самых интересных мостах добавлю информацию, собранную из различных источников интернета.

Первый мост на нашем пути - мост Палатино. Он построен на места старинного моста Эмилио. На нижней фотографии сохранившаяся часть этого моста скрыта зеленой веткой слева.

Мост Эмилио или Разрушенный Мост (по-итальянски Ponte Rotto) дошел до нас только в виде развалин одного пролета моста. И все же, принято считать, что именно мост Эмилио – самый старейший каменный мост в Риме через Тибр. За остатками этого моста на втором плане виден железный мост Палатино.

Пройдя по набережной буквально сотню метров, перед нами открывается остров Тибирина

У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. Согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С высоты птичьего полета он, действительно, похож на рыбацкую лодку. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех - fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья».

Около 1000 г. на острове была основана базилика святого Варфаломея (Basilica di San Bartolomeo all’Isola), в которой находится гробница Сан-Бартоломео

Самый древний из всех сохранившихся мост в Риме- мост Фабричо. Он был возведен в 62 году до нашей эры и соединил остров Тибирина, находящимся на реке Тибр, с берегом. Надписи на аркадах моста гласят: мост был возведен Лючио Фабрицием – куратором улиц и отреставрирован Марко Лоллио и Квинто Лепидо в 23 году.

Мост Фабричо состоит из двух больших арок и примечателен тем, что посередине имеет круглое окно. Именно оно сохраняло опоры моста от разрушения бурными водами Тибра. Вода проходила сквозь это отверстие, и не причиняло мосту никакого вреда. Длина моста 57,30 метра, ширина – 5,6 метра.

Сейчас на мосту Фабричо уютно расположились художники

Другой мост, соединяющий остров с правым берегом Тибра – это Мост Честио (Ponte Cestio). Назван мост в честь знатной римской фамилии – Честио, которая и построила этот мост. Построен мост Честио сразу же после моста Фабрицио, который сохранился практически в первозданном виде. Но в отличии от него, мост Честио за все время существования много раз перестраивался, поэтому в той постройке, которую мы можем видеть сейчас, от древнего моста 62-27гг до н.э. сохранилась лишь общая структура.

Мы обошли остров по периметру

Утомленные туристы отдыхают на берегу

На острове встретили единственного рыболова

Так выглядит мост Честио с южной стороны

А это еще один вид с южной точки острова Тиберины на упоминавшийся выше Ponte Rotto и железный мост Палатино за ним.

Выходим с острова по мосту Фабрицио на левый берег Тибра, и продолжаем путь по набережной.

Мост Сикста (Ponte Sisto) - пешеходная переправа между правым берегом Тибра и районом Трастевере. Средневековый каменный мост, посвященный имени папы Сикста IV, смотрится весьма живописно на фоне старинной набережной.

Набережная Тибра утопает в зелени платанов

На противоположном берегу стены набережной расписаны сюжетами древнего Рима.

Проходим Мост принца Амадео Савойского, который был построен в 1942 году, и подходим к мосту Витторио Эмануэле II

Почти 25 лет (1886-1911 г.г.) потребовалось для возведения нового моста, посвященного первому королю объединенной Италии Витторио Эмануэле II. Четыре крылатые Виктории и четыре группы скульптур, помещенных на мосту, символизируют объединение Италии, свободу, победу над угнетателями и преданность новому государству.

Мост Витторио-Эммануэле II был спроектирован архитектором Эннио Де Росси в 1886 году, но в эксплуатацию пущен лишь в 1911 году. По мосту Витторио Эммануэле можно пройти к Ватикану, расстояние от него до площади Святого Петра займет по времени не более пяти минут.

Вход на мост Витторио Эмануэле II

Справа от этого моста расположен мост Святого Ангела.

Мост Святого Ангела, или мост Элио был построен в 136 году для того, чтобы соединить мавзолей Август, находящийся справой стороны Тибра с левым берегом. Конструкция моста настолько прочная, что ни разу за время своего существования мост не был разрушен.

Мост рассчитан исключительно на пешие прогулки. В давние времен мост носил имя императора Адриана, поскольку был выстроен по его велению. Переправа ведет к мавзолею Адриана, который в средние века получил второе название – Замок Святого ангела. В громадном каменном цилиндре замка хранятся останки христианских понтификов и множество старинных артефактов. В 15-16 веках мост, облицованный мрамором мост был украшен статуями святых Петра и Павла. А в 17 веке Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики дополнили декор 10 статуями ангелов.

"Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом". [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]

Мост Святого ангела относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения.

На этой мажорной ноте можно завершить сегодняшнюю экскурсию по набережной Тибра

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

И ещё одна подборка мостов через Реку Тибр, которые попались мне на глаза во время моих многочисленных прогулок по Вечному городу. На этот раз это группа мостов расположенных в районе острова Тиберина ()

И начать пожалуй хочется с моста Гарибальди (Ponte Garibaldi). Это первый мост итальянского Рима. Когда в городе появился железнодорожный вокзал, старые мосты уже не справлялись с потоками людей и транспорта. Новый мост открыли 5 июня 1888-го года и назвали в честь Джузеппе Гарибальди, поскольку недалеко находится холм Яникул, где «герой двух миров» сражался за Римскую Республику.

Мост Гарибальди стал частью проекта по застройке правого берега Тибра. После Второй мировой его перестроили, расширив проезжую часть. Мост соединяет улицу виа-Аренула на левом берегу Тибра с площадью Джузеппе Джоаккино Белли на правом.

Центральный пилон моста опирается на мыс острова Тиберина. Отсюда же открывается отличный вид как на сам остров, так и на два моста, соединяющих этот остров с берегами Тибра. Это древнейшие мосты Рима: с правого берега мост Фабричо (62 г до н. э.), а с левого мост Честио (46 г до н. э.):

Мост Фабричио (итал. Ponte Fabricio, лат. Pons Fabricius) - мост I века до н. э., старейший сохранившийся мост в Риме. Историк Дион Кассий рассказывает, что мост был построен в 62 году до н. э. куратором дорог (лат. curator viarum) Луцием Фабрицием взамен старого деревянного уничтоженного пожаром моста. Он соединяет Тиберину с левым берегом Тибра. Мост длиной 62 метра, ширина арок - до 24,5 метров:

Мост Честио или мост Святого Варфоломея (итал. Ponte Cestio, Ponte San Bartolomeo, лат. Pons Cestius) - древнейший после соседнего моста Фабричо сохранившийся мост Рима. Мост соединяет Тиберину, остров на Тибре, с городским районом Трастевере. Сооружение было возведено около 60 - 40 годов до н. э., возможно, Луцием Цестием, братом Гая Цестия (см. пирамида Цестия):

В 370 году при Валентиниане I отреставрирован. Мост был полностью обновлён в 1888-1892 годах в связи с проведением канализации. С XV века мост называется в честь церкви святого Бартоломея на острове Тиберина - Ponte San Bartolomeo:

Оба античных моста (и Фабричио, и Честио) в данный момент являются пешеходными (также кстати как мост Святого Ангела:

С моста Гарибальди кстати если смотреть выше по течению хорошо виден ещё один римский мост: Понте Систо или мост Сикста (итал. Ponte Sisto, лат. Pons Sixti). Это ещё один пешеходный мост в центре Рима. Он пролегает от улицы Петтинари в районе Регола до площади Трилусса в районе Трастевере. На месте нынешнего в древности находился мост Аврелия, известный с IV–V веков. Позднее упоминался под названиями «Мост Антония», «Мост Антония в Аренуле» и «Pons Ianicularis id est pons ruptus vulgariter nominatus et Tremelus et Antoninus». Мост Антония был частично разрушен в 772 году. Указание восстановить мост в этом месте дал папа римский Сикст IV, именем которого и был назван мост. Работами руководил архитектор Баччо Понтелли. Мост был построен в 1473–1479 годах:

Ну а южнее Тиберины расположен мост Палатино и развалины моста Эмилия:

Мост Эмилия (итал. Ponte Emilio) или По́нте Ро́тто (итал. Ponte Rotto) - самый старый каменный мост в Риме, Италия. Его предшественник был деревянным и был перестроен в камне во II веке до н. э. Когда-то он соединял Бычий форум с районом Трастевере. На сегодняшний день от него осталась лишь одна арка посередине, давшая современное название мосту - Понте Ротто («Сломанный мост»)

Мост Эми́лия (итал. Ponte Emilio) или По́нте Ро́тто (итал. Ponte Rotto) - ещё один старый каменный мост в Риме, Италия. Его предшественник был деревянным и был перестроен в камне во II веке до н. э. Когда-то он соединял Бычий форум с районом Трастевере. На сегодняшний день от него осталась лишь одна арка посередине, давшая современное название мосту - Понте Ротто («Сломанный мост»):

Первые опоры моста были заложены, вероятно, в середине III века до нашей эры, когда была построена Аврелиева дорога. Каменные причалы и деревянные надстройки были добавлены в 179 году до н.э. Ответственными за строительство были Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор. Почти 30 лет спустя в 142 году до н. э. мост был установлен и простирался шестью каменными арками. В 12 году до н. э. император Август полностью обновил мост из туфа и бетона:

Повреждённый и отремонтированный несколько раз, мост существовал до 1598 года, пока его восточная часть не обрушилась во время наводнения. Другая его половина была разобрана (вместе с некоторыми постройками в Трастевере) в 1887 году при расширении русла Тибра и строительстве нового моста Понте Палатино, так что от моста остался лишь один пролёт:

Ну а в конце XIX-го века по соседству с разрушенным мостом был спроектирован мост Палатино (назван так в честь Палатинского холма - который начинается сразу за мостом):

Ещё одно из названий этого моста - Английский мост (Ponte Inglese) - мне уже указывали в комментариях, что есть в Риме мосты с левосторонним движением (как в Англии) - вот этот мост как раз является примером такой организации движения: