Крепость Румелихисар — форпост завоевания Константинополя армией османов. Крепость Румелихисар — форпост завоевания Константинополя армией османов Наша самостоятельная экскурсия по Румельской крепости

Сыгравшая важную роль при осаде Константинополя. В средние века такие крепости считались стратегическими объектами, которые строились не для «красоты и величия», а ради оборонных и блокадных целей. Ярким примером тому служит крепость Румели Хисары на Босфоре.

Крепость Румелихисар в Стамбуле доминирует над местностью и позволила в 1453 году османам захватить Константинополь

Возведение было необходимо, чтобы подготовиться к штурму Константинополя, надежно отрезав город от Черного моря. Место строительства было выбрано не случайно в самом узком перешейке Босфорского пролива, севернее района Бебек, почти напротив другой крепости Анадолу Хисары, расположенной в , которая была возведена в 1390 году султаном Баязидом «Великим». Эти две знаменитые сыграли свою решающую роль в захвате Константинополя османами в 1453 году.

Крепость Румели Хисары: история постройки

Крепость Румели Хисары была построена в 1452 году по приказу султана Мехмеда Фатиха, которого историки назвали «Завоевателем». Глядя на мощные и высокие стены крепости, даже в голове не укладывается, как такой объект, без современного строительного оборудования (подъемных кранов, бульдозеров и т.д.), могли построить в рекордно короткие сроки – за 4 месяца и 16 дней. Подобная спешка была крайне важна. Было необходимо срочно отрезать Константинополь от Черного моря, подготовив город к штурму. Столь быстрое возведение крепости объясняется тем, что на тот момент ее строили свыше двух тысяч лучших строителей (каменщиков, возчиков) и более одной тысячи мастеров, занимающихся проектом. Некоторые источники называют меньшую цифру строителей, но все сходятся в одном — сроке постройки крепости. Главным архитектором султан назначил Мюслихиддина, который ранее успешно занимался строительством других важных фортификационных и оборонительных сооружений.

Крепость Румелихисар со стенами 7-метровой толщины была построена не на пустом месте, а на фундаменте некогда расположенной здесь крепости Фонеус, возведенной в византийскую эпоху. Султан Мехмед II (Фатих) ежедневно лично контролировал ведение работ в крепости и даже назвал башни в честь своих приближенных и верных помощников. Одну из башен крепости он назвал в честь великого везира Чандарлы Халиля-паши. Вторая башня (южная) была названа в честь везира Заганоса-паши, который был наставником и советником султана. Третью башню (северную) султан приказал назвать в честь воина Саруджи-паши, проявившего чудеса храбрости во время сражений за Константинополь.

Картина, изображающая крепость Румели Хисары в Стамбуле

Когда завершилось строительство Румели Хисары, проплыть через Босфор на военном корабле стало невозможным, так как было «перерезано» водное пространство в самом узком месте пролива — оно отлично простреливалось артиллерия ми двух крепостей. Именно поэтому, крепость Румелихисары и получила свое второе неофициальное название Boğazkesen (перерезавшая Босфор или перерезанная глотка).

Две крепости (Румели Хисар и Анадолу Хисар) стояли надежными бастионами напротив друг друга, с их стен можно было следить за Босфором и расстреливать неприятеля в случае нападения со стороны Черного моря. Гарнизон янычар из 400 смелых воинов, расположенный в крепости Румели Хисары, имел на вооружении огромные пушки, стрелявшие каменными и металлическими ядрами. Эти образцы османской артиллерии вы можете увидеть в музее крепости.

Пушки в музее Румелихисар в Стамбуле

Однажды в бухту Золотой Рог попытался прорваться венецианский корабль, но был потоплен несколькими выпущенными из пушек ядрами. Уцелевших моряков с этого корабля султан приказал посадить на кол. Это была предупредительная и показательная для врагов казнь, чтобы в дальнейшем они даже не думали прорываться в город подобным образом. Византийцы оказались отрезаны от какой-либо помощи со стороны Черного моря. Если посмотреть, как расположена крепость Румели Хисары на карте, то сразу станет понятен стратегический приказ султана Мехмеда Фатиха. Контроль прохода кораблей по Босфору был обеспечен на все 100%.

Строительство крепости сыграло свою роль и Константинополь в 1453 году пал. Но объект не перестал быть стратегически важным для города и всей Османской империи в целом. Сооружение получило второе важное предназначение, стало контрольно-пропускным таможенным пунктом и оставалось таковым вплоть до разрушительного землетрясения 1509 года, когда стены крепости сильно пострадали от подземных толчков.

Но оборонный бастион быстро восстановили, и еще более ста лет крепость использовалась в качестве городской тюрьмы, пока вновь сильно не пострадала от пожара в 1746 году. Следующим «восстановителем» крепости стал султан Селим III, который правил империей до 1807 года и поддерживал Румели Хисары в надлежащем виде для оборонных целей. Следует уточнить, что делать это было непросто, ведь нужно было заниматься ремонтом обширной постройки, которая занимала площадь в 30 тысяч квадратных метров. К сожалению, после смерти этого султана крепость пришла в запустение, ее стены стали постепенно разрушаться. Масштабные реставрационные работы начались лишь в 1953 году и кропотливо продолжались более пяти лет. В начале 1960 года крепость была открыта для посещения туристами. На ее территории открыли знаменитый музей, ставший, по праву одним из интереснейших . Сегодня там же функционирует и Летний Театр, где проводятся различные концертные мероприятия.

Румели Хисар: архитектурные особенности

Последние реставрационные работы в крепости Румели Хисары Стамбул закончились в 1950-е годы. Эти работы были приурочены к празднованию 500-летнего юбилея завоевания города Константинополя. В это же время было решено в обновленной цитадели устроить парковую зону вокруг амфитеатра, где сейчас проводятся концерты. Туристы с удовольствием посещают не только стены и башни крепости, но и парк с амфитеатром, где можно гулять долгими часами, наслаждаясь тишиной, покоем и видами, открывающимися со стен на Босфор и окрестности. Кстати, амфитеатр является «новоделом», но он отлично вписался в общий вид крепости. Ежегодно в этом амфитеатре проводится традиционный Стамбульский Фестиваль музыки, один из самых популярных в Турции.

Амфитеатр внутри крепости Румели Хисары в Стамбуле

Из исторических документов удалось выяснить, что строительный лес для цитадели привозили из районов Эрегли и Измит, а камни для стен из каменоломен Анатолии. Непосредственно фортификационное сооружение состоит из трех больших круглых башен и еще 13 маленьких башенок, которые соединены между собой единой оградой из толстых неприступных стен. В каждой из больших башен имеются ворота (по три на каждую башню). Кроме того, ранее у южной башни существовали еще и секретные ворота, через которые во время осады предусматривалось завозить продукты и вооружение. Внутри этих стен, на нижних этажах башен, размещались деревянные помещения под казармы янычар. Рядом с казарменными постройками туристы могут видеть остатки стен мечети, которая была разрушена во время землетрясения, и от которой теперь остался лишь минарет. Под мечетью находится водохранилище, обеспечивающее водой весь гарнизон. Водохранилище до сих пор питает источник.

Стены башен не имеют ограждений, ступени очень высокие, часть из них осыпается после многовековых погодных разрушений. Между ступенями на разной высоте устроены небольшие площадки-пролеты, где можно остановиться отдохнуть и насладиться пейзажными видами окрестностей. Малые наблюдательные башни (бурч) соединены между собой дополнительными стенами, высота которых меньше основных стен вокруг цитадели. Большие башни (куле) имеют разную высоту. Ранее большие башни были покрыты деревянными коническими крышами, но на сегодняшний день они утрачены полностью.

Главная северная башня Саруджи-паши возвышается на 33 метра над уровнем моря и имеет 9 ступенчатых ярусов. Диаметр этой башни составляет 23 метра при толщине стен в 7 метров. Башня Заганос-паши имеет высоту 57 метров над уровнем моря, но она уступает главной башне крепости своим диаметром и толщиной стен. Самая небольшая из трех крупных фортификационных башен – это башня Халил-паши. Внешние стены крепости, опоясывающие башни, в самом длинном промежутке имеют длину более 150 метров, а вся площадь сооружения составляет около 30 тысяч квадратных метров. На каменных скамейках амфитеатра в туристический сезон очень многолюдно, здесь любят отдыхать усталые путешественники.

Стены крепости Румелихисар в Стамбуле

Казалось бы, что у каменной кладки стен и башен крепости Румели Хисары не может быть никаких украшений, ведь этот объект создавался для военных целей. Однако султан Мехмет Фатих распорядился, чтобы строители во время возведения стен не разрушали старинный византийский декор фундамента, который ранее принадлежал монастырю и замку. Где невозможно было сохранить украшения, его бережно переносили на другое место вместе с фрагментом кладки. Таким образом, для потомков были сохранены бесценные древние украшения.

Музей Румели Хисары в Стамбуле

На территории крепости с 1960 года открыт для посещения Музей Артиллерии, который является «музеем под открытым небом» и входит в комплекс музея Румелихисар. Объект открыт для посещений круглый год, с 09:30 утра до 16:30 вечера. Исключение составляет один день недели – среда, когда музей закрыт для посещений. Стоимость входного билета составляет 2 турецких лиры. Это место будет особенно интересно тем, кто интересуется историей военных оборонных сооружений. Туристов здесь всегда много, каждый хочет собственными руками прикоснуться к стенам крепости. Жаль, что власти современной Турции мало заботятся о безопасности туристов и не ставят защитных ограждений на стенах и башнях. Все могут карабкаться вверх по крутым лестничным пролетам и заглядывать в самые опасные места, которые уже осыпаются и имеют ненадежные опоры. Несмотря на это, пока, трагических фактов связанных с туристами, в крепости Румелихисары зафиксированно не было.

Крепость Румели Хисары Стамбул: на что стоит обратить внимание в первую очередь?

Крепость Румели Хисары на старой фотографии

Если вы впервые попадаете на территорию крепости Румели Хисары, то вам сразу же хочется подняться наверх, чтобы увидеть впечатляющие панорамы пролива Босфор с высоты почти птичьего полета. Даже при небогатом воображении, панорамные виды заставляют задуматься о том, какие масштабные здесь проходили сражения, как грохотали мощные пушки, как тонули вражеские корабли.

Утолив «голод» первого впечатления и полазив по стенам древней цитадели, туристы отправляются осматривать амфитеатр и Музей Артиллерии. Кстати, перед экскурсией в крепость уточните заранее, какие мероприятия назначены для проведения в Румели Хисары на ближайшие дни в этом вам поможет наш . Может быть, вам повезет, и вы примете участие в одном из интересных мероприятий.

Туристы считают это место в Стамбуле романтичным, ведь здесь можно гулять часами в тишине и спокойствии, наслаждаясь живописными видами. В будние дни на огромной территории цитадели одновременно могут находиться всего 30-40 человек. Даже турки-охранники не мешают гостям в их уединении, лишь иногда вмешиваются, когда хотят предупредить о чем-либо. Например, некоторые проходы закрыты в целях безопасности. Раньше на территории крепости было три водных источника, сейчас действует только один из них. Но охранники предупреждают, что пить воду из родника небезопасно.

Туристы любят фотографироваться на фоне минарета – это все что осталось от мечети, разрушенной землетрясением. С высоты открывается чудесный вид на мост через Босфор. Еще с высоты стен крепости можно увидеть, как далеко внизу на водной глади разворачиваются экскурсионные паромы, ведь именно под стенами Румели Хисары заканчиваются почти все «туры по Босфору».

Крепость Румелихисар: правила посещения для туристов

Цитадель Румели Хисары считается «незахоженным» местом для туристов. Однако побывать здесь стоит, ведь историки ставят эту крепость на третье место в топе достопримечательностей по значимости для истории города после музеев и Карийе. Жаль, что башни крепости закрыты для туристов, но по стенам можно полазить вволю в любое время года, летом и зимой. Режим работы этого музейного комплекса достаточно прост для запоминания. Летом на территории крепости можно находиться с 09:00 утра до 18:00 вечера, кроме среды. Зимой время посещений сокращается – с 09:30 до 16:30, выходной среда. Входной билет стоит 5 турецких лир (2015 год), за посещение Музея Артиллерии нужно будет дополнительно заплатить еще 2 лиры.

Бывалые туристы советуют посещать крепость в сухую погоду и надевать удобную обувь без каблуков, так как после дождя на каменных стенах и ступенях может быть скользко. Аккуратность при посещении крепости должна быть всегда, ведь на высоте нет никаких ограждений!

У входа в крепость работает несколько ресторанчиков и кальянных, где можно вкусно покушать и отдохнуть после долгих прогулок на свежем воздухе.

Вид на крепость Румели Хисары с Босфора

Румели Хисары: как добраться

У многих туристов возникает желание посетить крепость Румели Хисары, когда они видят старинные высокие стены цитадели, проплывая мимо по проливу Босфор на экскурсионном пароме. Если добираться до крепости на пароме из азиатской части Стамбула, то следует точкой отправления своего путешествия выбрать пристань Ускюдар. Через 10 минут плаванья вы оказываетесь на пристани Кабаташ в Европейской части города, где паром делает остановку. Далее вы следуете по набережной до ворот в крепость, которые расположены рядом со вторым Босфорским мостом. Если вы устали и не хотите идти пешком, то можно подъехать до входа в крепость автобусом маршрута 25Е, 22RE или 22.

Если добираться до крепости Румели Хисары наземными видами общественного транспорта из исторического центра города, то лучше воспользоваться трамвайным маршрутом, который ходит от площади Султанхамет до водного причала Кабаташ, а затем пересесть на автобус 25RЕ, 22 или 22RE. Бегущей строкой на дисплее автобуса или трамвая указываются названия промежуточных остановок. Подробности маршрута можно узнать у водителей общественного транспорта, они охотно общаются с иностранными туристами. Кстати на поручнях городских автобусов в имеется кнопка, нажав которую вы подаете сигнал водителю, чтобы он остановился на следующей остановке.

Адрес крепости Румелихисар: Yahya Kemal caddesi, 42 Rumelihisar mah İstanbul

Возле крепости Румели Хисары останавливаются и другие маршрутные автобусы города — №40, №40Т и №42Т, которые следуют из района Таксим. Автобусы ходят с периодичностью в 10 минут. Оплата в автобусах за проезд осуществляется по универсальной «Истамбул карте» — 1,1$ (1,95 турецких лир) . Если у вас не будет при себе такой карты, то оплатить проезд можно, купив электронный билет прямо в автобусе, но он обойдется значительно дороже – 2,3$ (4 лиры). Время в пути от площади Султанхамет или от района Таксим до крепости Rumeli Hisari составляет около 30-40 минут, поэтому занимайте свободное сидячее место у окна и наслаждайтесь видами города.

Крепость Румелихисар в Стамбуле ночью

Крепость Румелихисар на карте

Несмотря на многочисленные разрушения (пожары, землетрясения, войны), крепость Румели Хисары, как птица Феникс всегда благополучно возрождалась и отстраивалась. Вот и сегодня этот объект Стамбула готов принять туристов в любое время года. Каждый, кто попадает на территорию этого музея под открытым небом, непременно начинает восхищаться увиденным зрелищем, ощущая на каждом шагу богатство исторического прошлого.


После строительства крепости Анадолухисары, на противоположном берегу, по приказу Султана Мехмеда II Завоевателя, в 1452 году была построена крепость Румелихисары. Она являлась стратегически важным объектом Османской империи на Босфоре, охранявшим врата бухты Золотой Рог.

01. Рядом с крепостью расположен мост Султана Мехмеда Фатиха. Второй висячий мост через Босфорской пролив. Мост был открыт 29 мая 1988 года, к 535-ти летию завоевания города, и назван именем завоевателя Стамбула - султана Мехмеда II Завоевателя. Длина моста - 1510 метров, высота опор - 165 метров над водой.

02. Вход стои всего 5 лир. Увидев фотоаппарат охранник захотел проверить рюкзак. В итоге штатив пришлось оставить на входе. Причем мой штатив сложно назвать таким - Joby Gorillapod. Кто знает, тот поймет. Ну и ладно, погода хорошая, он мне и не понадобится.

03. Крепость состоит из 3 больших и 13 маленьких башен, которые соединялись между собой толстыми стенами. Это башню назвали в честь великого везиря Чандарлы Халиля-паши. Она имеет 12 угольную форму, остальные башни круглые.

04. Внутри ничего интересного

05. Небольшой Музей Артиллерии, открытый здесь в 1960 году после реконструкции.

06.

07. Вид на Босфор со стены. Крепость построена в самом узком месте пролива, ширина которого в этой части составляет 660 метров.

08. Возведение крепости было завершено в рекордные сроки - за 4 месяца и 16 дней, на строительство было привлечено более 1000 мастеров и 2000 строителей. Проплыть Босфор просто так стало невозможным, узкое место между крепостями, да и саму крепость прозвали "перерезанным горлом". 29 мая 1453 года после длительной осады Константинополь пал.

09.Внутри располагалась небольшая мечеть, от которой до нашего времени сохранился только минарет. Сейчас тут ведут раскопки, возможно мечеть восстановят. Вокруг минарета можно увидеть летний театр, время от времени тут проходят спектакли и концерты под открытым небом.

10. Слева видно самую высокую и мощную башню.Она названа в честь храброго османского воина Сарыджи-паши. Её высота составляет 28 м, диаметр около 23 м, а толщина стен – 7 м.

11.

12. Мощные стены крепости. В башни проход закрыт, а вот по стенам ходить можно. Надо иметь ввиду, что крутые ступеньки совсем не огорожены перилами.

13.

14.Самая высокая башня носит имя Великого визиря - Заганос-паши. Высота над уровнем море - 57 метров.

15. К ней ведут крутые ступеньки

16. Вид с неё просто фантастический.

17. В крепости был организован гарнизон янычар, ежедневно простреливавших пролив своими гигантскими пушками, и прохождение всех иностранных судов по Босфору было запрещено. Один раз венецианский корабль попробовал прорваться в город и проигнорировал сигнал остановиться. Он был немедленно потоплен, а всех чудом уцелевших моряков посадили на кол.

18. Прогулочный кораблик

19. Морская баржа. Белые точки на воде - чайки.

20.

21.

22.

23. Вокруг стен, помимо жилых кварталов, раскинулось небольшое кладбище.

24. Если не хочется прыгать козликом по стенам, можно посидеть в тени деревьев и полюбоваться видами.

25. На дереве я заметил стайку попугаев. И это в январе:)

26. Вот как раз про эти лавочки я и говорил

27. Крепость так и осталась неприступной.

28.

29.

30.

31.

32. Ворота возле башни Сарыджи-паши

33.

34. После падения Константинополя крепость выполняла роль таможенного поста. Полностью свое стратегическое значение Румелихирасы потеряла в XVII в. и была превращена в тюрьму, прозванную замком забвения. В 1960 году была открыта как музей.

На этом все. Добраться до крепости можно следующем образом:

От Султанахмета: на трамвае до конечной остановки Кабаташ, там садитесь на автобус 22RE, 25E, или 22.

С Таксима до крепости идут автобусы: 40, 40T, 42T.

Другие фоторепортажи из этой поездки:

Белград, день 2

Мы посещали уже не один раз. Нравится нам эта достопримечательность Стамбула, несмотря на то, что она находится в отдалении от основных туристических троп 🙂

Окрестности: приятный район возле крепости

Рядом с крепостью несколько привлекательных ресторанов и кальянных.



Симпатичные ресторанчики с вкусной турецкой едой

Мы, как и в прошлый наш приезд, решили покушать в ресторане Lokma.


Мы в нем уже были в январе 2011 года. Этот ресторан меня привлек видом на Босфор и красивыми цветочками в горшочках.


В 2011 году меню было только на турецком языке и иностранцев, кроме нас не было 🙂 Блюда мы выбирали наугад. Средняя стоимость блюда была около 15 лир. Спиртного не было.

В этот же раз нам сразу принесли меню на английском языке, цены на блюда выросли почти в 2 раза, в меню добавились и спиртные напитки. Видно, что ресторан стал более туристическим 🙂



Возле парка мы сели на автобус 25, доехали до Кабаташ, там пересели на трамвай и поехали в , что бы немного отдохнуть и выйти на вечернею прогулку по старому городу.

За дворцом обязательно найдите памятник знаменитому корсару Барбароссе - командующему морским флотом у Сулеймана Великолепного. В своё время Барбаросса наводил ужас на все Средиземноморье. Там же его гробница.

Теперь мы отправимся в средневековую крепость. Румели хисары обычно туристы видят с воды и тем и ограничиваются, а зря...

Как доехать из Долмабахче до Румели Хасары:

  • Вы вышли из Долмабахче скорее всего со стороны Гарема. Пройдитесь по улице чуть вперёд до дворца Чираган . Там есть остановка автобусов. Ехать на любом автобусе в ту сторону, на котором написано Sariyer или Bebek или какой-то из северных босфорских районов. На всякий случай уточните - спросите у водителя "Румели Хисары? Сахил Йолу?" (румели хисары? приморская дорога?). Где выйти увидите сами, смотри в окно, как только увидите близко Второй Босфорский мост, начинайте волноваться... Спросите у пассажиров, они подскажут.
  • От Долмабахче шаг назад от вх. дверей-на автобусную остановку Кабаташ. автобус 25Е Кабаташ - Сариер (остановка: конечная трамвая, перейти дорогу в сторону Босфора, на каждой остановочной будке написаны маршруты, которые к ней подъезжают). остановка - Asyan и пройти чуть вперед, либо остановка Румели Хисары и вернуться назад. заблудиться невозможно- автобус идет практически все время вдоль Босфора. Крепость увидите. проезд - 1,5 лиры. вход — 3 лиры, работает до 17 часов, выходной- среда. Мы прозевали Asyan, вышли дальше и не пожалели- слазили вверх на горку под мост Фатиха- сделали великолепные фотки моста и Босфора, а потом уже покатились под горку в Румели Хисары
  • Сели в автобус, проехали один Босфорский мост, едете дальше, увидели впереди 2-ой мост, далее начнется крепостная стена, рядом с ней какие-то захоронения, потом стена подойдет почти вплотную к дороге и через сотню метров резко почти перпендикулярно от дороги уйдет, будет идти параллельно дороге на некотором расстоянии, возле дороги будут кафешки. Нажали на кнопку в автобусе, на остановке вышли, вернулись обратно по дороге метров 300, увидели ворота - вошли в РХ. Ориентир - Босфорский мост, вы не должны под ним проехать.
  • Любые автобусы в сторону Сариер
  • В Румелихисары Автобус 25Т от пл.Таксим или 25Е, 40, 41 от Каботаша Удобнее всего от СА на трамвае до Кабаташа(конечной), а там сесть на автобус 25Е до крепости. Точнее, любым автобусом двигающимся в направлении Сарыер. Крепость расположена перед вторым Босфорским мостом.
  • На трамвае до Кабаташа, а там 25Е автобус, который ходит каждые 10 мин или 22, 22RE. Также есть автобусы с Таксима 40, 40Т, 42Т. Из автобуса вы крепость увидите, т.к. она прямо на берегу, рядом с дорогой. Автобус ее проезжает и за ней останавливается. Это недалеко от 2-го Босфоровского моста. И не забывайте в автобусе нажимать на кнопку на поручне. Это делать надо всегда, когда хотите выйти, и дает водителю сигнал, что нужно остановиться на ближайшей остановке.

Рядом с дворцом Чираган есть парк, нам на него времени не хватило, а вам информация может и будет полезна.

На территории парка Йылдыз , первоначально предназначаемого для дворца Чираган, располагаются летние особняки, павильоны, беседки и шале. Они разбросаны на огромной территории среди холмов и долин, выходящих к побережью Босфора и окруженных высокими стенами. Дворцовый комплекс занимает площадь около 500 тыс. кв. м. Селим III построил здесь для своей матери. В одном из зданий дворцового комплекса находится городской музей (Şehir Müzesi, ср-вс 09.00-16.00), который знакомит с историей Стамбула с середины XV в. Среди экспонатов музея живопись XVIII-XIX вв., отображающая повседневную жизнь города в османскую эпоху. Одним из самых впечатляющих сооружений дворцового комплекса Йылдыз стал павильон Шале (пт-вс 09.30-17.00) - большой деревянный особняк, предназначенный для почетных гостей султана Абдул-Гамида II. Одна часть здания (1880) напоминает швейцарский сельский домик - шале. С 1994 г. в павильоне Шале открыт музей, в экспозиции которого мебель, ковры, огромные керамические печи и предметы дворцового интерьера того времени, а также резные деревянные изделия и фарфор, производившиеся в мастерских дворца.

Режим работы : пн-вс 9.00-17.30 Вход свободный

Румелихисары

Перед началом осады Константинополя султан Мехмед II решил построить на европейском берегу Босфора, напротив существующих укреплений Анадолу Хисары, возведенных Баязидом I в 1394 г., еще одну крепость. Такая расстановка сил в самом узком месте пролива позволяла полностью контролировать прохождение кораблей через Босфор и предотвратить возможную помощь византийцам со стороны Дуная и Черного моря. В прошлом на этом самом месте стояли римские укрепления, затем там же построили монастырь. Укрепления позже использовались византийцами и генуэзцами как тюрьма.

Строительство крепости началось в апреле 1452 г. и продолжалось ударными темпами. Высота самой большой северной башни (Сарыджи-паши) с 9 ярусами составляет 28 м. Ее диаметр около 23 м, а толщина стен - 7 м. Помимо трех основных башен - куле, в укрепления встроили 13 небольших наблюдательных башен - бурч, которые соединили друг с другом дополнительными стенами. Наибольшая протяженность внешних стен цитадели с севера на юг достигала 150 м. Общая площадь сооружения составляла более 30 тыс. кв. м.


Всего 46 фото

Сейчас (Румели Хисары) внешне воспринимается лишь как безусловная жемчужина и украшение Босфора. Проплывая по этому красивейшему проливу от Стамбула до самого Черного моря и обратно, наслаждаясь безмятежностью, восхитительными видами, лазурью водной глади, крепость Румелихисар вызывает у человека романтические и светлые внутренние переживания. Однако по сути появление этой крепости на крутом берегу Босфора явилось грозным скорым и великим предзнаменованием окончательного падения Византийской империи. Молодой османский султан Мехмед II в кратчайшие сроки построивший эту крепость фактически заложил главный краегольный камень неизбежного падения Великого Константинополя оказавшись хладнокровным, жестоким дальновидным политиком и полководцем которого недооценили не только император Константин, но и вся средневековая Европа.

В самой крепости мне пока побывать не удалось, однако мы очень внимательно осмотрим Румелихисар (Румели Хисары) со стороны пролива и узнаем не только его историю, но любопытные предпосылки падения Византии и также о то, как строилась эта крепость.


Босфор - единственный ключ,
открывающий и закрывающий два мира, два моря.
(Пьер Жилль, французский ученый XVI века).

Босфор! Это слово вызывает что-то неосознанно восторженное в воображении того, кто интересуется историей древнего мира. Босфо́р - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чёрное море с Мраморным. В паре с Дарданеллами он соединяет Чёрное море с Эгейским, которое является частью Средиземного. На обеих сторонах пролива сейчас расположен крупнейший турецкий город Стамбул. Сам Босфор, место его соединения с бухтой Золотой Рог и Мраморным морем чисто внешне вызывают удивление и искреннее вдохновенное впечатление. Наверное, на фото ниже возможно уловить эту в хорошем смысле «бешеную» позитивную энергетику жажды жизни этого города и истового пребывание в ее потоке любого человека.
02.

Непрерывно снующие в акватории Стамбула прогулочные корабли, паромы, частные яхты, величаво проплывающие огромные танкеры оставляют незабываемое впечатление того, кто в первый раз оказывается здесь. В какой-то степени и определенно это один центров Мира, что чувствуется сразу также и по прилету в аэропорт турецкой столицы.


Немного о происхождении слова "Босфор". Согласно античной легенде, всемогущий бог Зевс влюбился в Ио - дочь аргивского царя и речного бога, жрицу богини Геры. Чтобы скрыть Ио от гнева Геры Зевс обратил ее в белую корову. Но Гера потребовала отдать ей корову, очевидно узнав об очередной увлеченности своего не слишком верного мужа. Ио пытаясь спастись от преследования ревнивой богини, спустилась в воды этого пролива, который с тех пор называют «коровьим бродом», или Босфором. На самом деле неизвестно точно, почему древние греки назвали пролив именно так: «бос» - бык, «порос» - брод, то есть в дословном переводе - «бычий брод». Но почему-то закрепилось именно «коровий». Наверное, звучало по смыслу романтичней)
03.

Пролив Босфор всегда имел важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав. При Византийской империи (IV-XV вв.), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался уже внутренним делом только двух государств.
04.

…Политическая обстановка для Византии накалялась. К началу XV века она уже представляла собой крохотное государство на задворках Европы. Ради её завоевания никто не решался штурмовать древние стены Константинополя. Поход Тамерлана дал Византии несколько лет отсрочки, но изменить её судьбу было уже невозможно. На востоке появился новый могучий враг - турки-османы. К власти пришел молодой и энергичный правитель - Мехмед II, который задался навязчивой мечтой покорить вечный город, обрести славу великого завоевателя и оставить свой след в истории.

Надо сказать, что поначалу приход к власти Мехмеда вызвал в Византии и Европе нездоровую эйфорию. Его посчитали молодым, неопытным и недальновидным султаном, что явилось впоследствии большой роковой ошибкой европейцев, погрязших в междоусобицах и разборках. Чтобы понять немного о Мехмеде стоит упомянуть и том как он пришел к власти, с чего начал.

В феврале 1451 года Мехмед поселился в султанском дворце в Эдирне. Первое его деяние сразу стало решительным и пугающим. Умерший отец Мехмеда Мурад оставил еще одного ребенка (от другой жены) - Маленького Ахмеда. Через несколько дней его мать явилась с официальным визитом в тронный зал. Пока она выражала свое горе по поводу смерти отца Мехмеда, тот послал своего любовника Али-Бея в жилище женщины, чтобы тот утопил Маленького Ахмеда в ванне. На следующий день Мехмед казнил Али-Бея за это преступление, а затем выдал обезумевшую от горя мать за одного из своих приближенных. То был жестокий обдуманный поступок, и тем самым борьба за власть при османском дворе пришла к логическому завершению: лишь один мог править, и чтобы избежать возможности образования фракций, могущего привести к гражданской войне, лишь один должен был выжить.
05.

Мехмед упорядочил практику престолонаследия, впоследствии закрепив в ее в законе о братоубийстве: «Кто бы из моих сыновей ни наследовал трон, ему надлежит убить своих братьев в интересах порядка в мире». В Константинополе обстоятельства смерти Маленького Ахмеда могли заставить правителей лучше понять характер нового султана. Однако этого так и не произошло. Мехмед планомерно принимал многочисленных иностранных послов с поздравлениями благосклонно уверяя их в своих дальнейших мирных планах. Византия и другие ее соседи были введены в заблуждение о его действиях в будущем, сделав роковой вывод о слабости нового правителя. Однако первый же мятеж бей Карамана был Мехмедом жестоко и лично подавлен. Восстание же янычар только ускорило совершение коренных реформ в османской армии.

Проводя личные выезды для рекогносцировки в акваторию Босфора Мехмед понял, что не владеет ситуацией на море - ему был как воздух необходим сильный флот и жесткий контроль над проливом Босфор. Молодой султан смог создать кратчайшие сроки новую эффективную динамичную османскую военную машину; он решил построить крепость на самом узком участке Босфора и именно на европейском берегу. На противоположном азиатском уже находилась османская крепость Анадолухисар - «Анатолийский замок», — построенной его великим дедом Баязидом во времена осады Константинополя в 1395-м.


Здесь расстояние, отделяющее Азию от Европы, сокращается до всего-навсего семисот ярдов (около 640 метров), давая наилучшую возможность пересечь стремительные, коварные воды. Это было известно персидскому царю Дарию, который две тысячи лет назад, следуя к месту битвы, перевел здесь по мосту из лодок семьсот тысяч человек.

Проливы представляли собой уязвимый для османов участок - невозможно править двумя континентами, не подвергаясь опасности, если не удастся держать под контролем место переправы между ними. Вместе с тем, найдя способ господствовать на Босфоре, Мехмед смог бы перекрыть подвоз зерна и не дать греческим колониям на Черном море оказывать помощь Константинополю, а также лишил бы его дохода от таможенных сборов. Так, ему и пришло в голову построить вторую крепость на «европейской» стороне - на землях, принадлежащих Византии, - дабы взять под контроль проливы, что позволило бы «перекрыть путь судам неверных». Вероятно, именно тогда он также осознал и острую надобность в увеличении флота, необходимого для противостояния господству христиан на море.
07.

Византия вскоре опрометчиво попыталась манипулировать присутствием в Константинополе принца Орхана, единственного оставшегося претендента на османский престол, для обеспечения которого Мехмед даже сразу выделил большие средства от доходов нескольких его городов. Византийцы по своему обыкновению начали угрожать Мехмеду возможными притязаниями Орхана на престол, что только быстрее развязало руки султану...

Работа по строительству новой крепости началась 15 апреля 1452 года в субботу и была тщательно организована по сдельной прогрессивной системе с использованием соревнования, основанной на характерной для Мехмеда смеси угроз и поощрений. В нее были вовлечены все - от великого визиря до последнего подносчика камней. Постройка имела четыре стены; три ее башни были ориентированы по сторонам света, а четвертая, меньшая, помещалась в юго-восточном углу. За строительство - и его обеспечение - внешних башен отвечали четыре визиря: Халил, Заганос, Шехабеддин и Саружда. Их поощряли соревноваться в скорости строительства на вверенных им участках, чему способствовали также напряженная внутренняя борьба за власть при дворе и бдительный надзор повелителя, «оставлявший всякую мысль об отдыхе». Сам Мехмед взял на себя контроль за строительством связующих стен, а также меньших башен.
08.

Император Константин тут же прислал посольство к Мехмеду обращая его внимание на то, что он строит замок на землях Византии. Однако Мехмед приняв послов сказал им в его типично откровенной манере: «Уходите и скажите своему императору следующее: «Нынешний султан не похож на своих предшественников. То, чего они желали достичь, он может совершить быстро и с легкостью; он делает и то, чего они делать не желали. Если кто-нибудь еще явится сюда с подобной миссией, с него заживо сдерут кожу». Более внятно выразиться было невозможно…
09.

Константин XI (дядя Софьи Палеолог), последний император Византии. Рисунок XIX века

…Одновременно разорялись все местные монастыри, церкви, селения с целью обеспечить этот военный проект нужными строительными материалами; совершались карательные рейды по захвату урожая, пленных. Сопротивление местного населения безжалостно подавлялось. Константин был вынужден принять спасающихся жителей местных деревень в пределы стен Константинополя и закрыть все городские ворота. Теперь фактически стороны уже находились в состоянии войны. Союзники же Византии на деле так ничего и не предприняли конструктивного для оказания помощи Константину.

31 августа 1452 года строительство новой крепости Мехмеда закончилось, причем прошло всего четыре с половиной месяца с того момента, как был положен первый камень. Она была громадной и, говоря словами Михаила Критовула, более походила «не на крепость, а на маленький город» и господствовала над морем. Османы назвали ее Богаз Кезен - «Та, что перерезала проливы», или «Перерезанное Горло», хотя в истории она стала известна под названием «Европейский замок», Румелихисар.
10.

В плане постройка представляла собой треугольник. В ней насчитывалось четыре больших и тринадцать малых башен. Стены имели двадцать два фута в толщину и пятьдесят футов в высоту. Крыши башен покрыли свинцом. Изумительное для своего времени архитектурное произведение! Способность Мехмеда координировать проекты исключительных масштабов и выполнять их в кратчайшие сроки непрестанно изумляла его противников и в последующие месяцы.
12.


15.


Мехмед провел заключительную в этом году рекогносцировку у стен Константинополя и отбыл довольный в свою столицу Эдирну готовиться к осаде Константинополя в будущем году. В «Перерезанном горле» остался гарнизон из четырехсот человек под командованием Фируз-бея, получившего приказ задерживать все корабли, проплывающие вверх и вниз по проливу, и собирать с них пошлину.
16.

17.


Фото стороннее - автор указан в источниках

Башня Кучук Заганос Паша (на фото в нижней части)
19.

Чтобы угроза стала более внушительной, османы отлили и привезли в крепость некоторое количество пушек. Небольшие орудия разместили на зубцах крепостной стены, тогда как батарею из больших пушек, «подобных огнедышащим драконам», установили на морском берегу близ стены замка.
20.

Орудия расположили под разными углами и нацелили в разных направлениях, дабы держать под огнем обширное пространство. Они могли стрелять огромными каменными ядрами весом в шестьсот фунтов (около 300 кГ), способными пробить борта проходящих кораблей. Ядра со свистом пролетали над поверхностью воды, подобно камням, подскакивающим по поверхности пруда.
22.

Батарею дополняла другая, находившаяся в замке напротив, так что «даже птице не удавалось пролететь от Средиземного моря к Черному». Теперь ни один корабль не мог бесконтрольно проплыть ни вверх, ни вниз по проливу ни днем ни ночью. «Таким образом, - писал османский хронист Саад-аддин, - падишах, прибежище мира, перекрыл этот пролив, преградив путь кораблям неверных, и прижег печень слепого сердцем императора». Вы можете присмотревшись увидеть на дальнем плане башни этой крепости на азиатском берегу Босфора (фото ниже).
23.

К ноябрю капитаны итальянских кораблей, курсировавших между Черным морем и Средиземноморьем, оказались перед затруднительным выбором: нужно было либо уплачивать таможенные пошлины в «Перерезанном горле», либо игнорировать это требование и подвергаться опасности. Сила течения была такова (до 6 узлов), что корабли, плывущие вниз по проливу, имели неплохой шанс проскочить «контрольный пункт», прежде чем по ним будет открыт огонь из прибрежных орудий.
24.

26 ноября венецианский капитан Антонио Риццо спускался по Босфору с грузом продовольствия для Города. Приблизившись к замку, он решил рискнуть. С берега раздались предупредительные окрики и требования спустить паруса, но он проигнорировал их и увеличил скорость. Над водой прогремел залп орудий; громадное каменное ядро попало в неукрепленный борт галеры и разбило его на куски...
27.


Фото стороннее - автор указан в источниках

29.


Фото стороннее - автор указан в источниках

Капитану и тридцати уцелевшим членам экипажа удалось добраться до берега на маленькой лодке. Там их быстро схватили, заковали в цепи и отправили в город Дидимоткон близ Эдирне, где им суждено было испытать на себе последствия ярости султана. Пока моряки томились в темнице, посол Венеции в Константинополе поспешно отправился ко двору правителя просить пощадить их жизни. Однако он опоздал. Мехмед решил преподать венецианцам урок. Большинство пленных казнили. Самого Риццо «пронзили колом через задний проход».

Столь жестокая демонстрация возымела желаемый эффект. Она ввергла население Константинополя в настоящую панику. На тот момент, несмотря на миссии, отправленные Константином, не было ни малейшего признака реальной помощи от Запада. Лишь папа мог подняться над царившими в Европе меркантильными интересами фракций, над династической враждой и войнами и призвать к помощи во имя христианства. Однако папство и само было вовлечено в непростой, уже давно продолжавшийся спор с православной церковью, бросавший тень на все подобные начинания. Все вместе взятое могло практически свести на нет возможности Константина XI оказать эффективное сопротивление.