Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции Романский храм монастыря клюни

Клюни даже как-то язык не поворачивается назвать городом. Так, провинциальный районный центр, тихий и сонный, вся жизнь которого крутится на нескольких гектарах земли вокруг старинного, давно уже недействующего аббатства. Клюни давным-давно уже забыл о том, как оно было, когда это действительно было аббатство, причем с большой буквы. И никого уже не удивляют слегка растерянно-разочарованные взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины. Хотя не нужно даже особо подключать воображение, чтоб поразиться габаритам этих развалин — на просторах, некогда бывших центральным нефом, сейчас вольготно разместилась городская площадь, а единственная действительно хорошо сохранившаяся его часть — южная башня — высотой с девятиэтажный дом.

26

Каждое слово, каждая фраза, каждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий. История — это не линейная структура, а целый клубок или, если хотите — множество параллельных реальностей, которые мирно или не очень сосуществуют в едином отрезке времени, и возможно, даже на одной территории.

Готовясь к очередной поездке во Францию, на этот раз в Бургундию, я засела за изучение истории Клюнийского аббатства и очень быстро поняла, что она отнюдь не ограничивается рамками истории непосредственно монастыря и церкви в городе Клюни, как спрут, распустив щупальца своего влияния везде, где это было возможно. Да ведь даже сам город Клюни обязан своим появлением на свет этому аббатству… впрочем, это-то как раз история вполне рядовая. Как сейчас металлургические и нефтедобывающие предприятия — так же и в средние века аббатства, монастыри и крупные базилики были такими «градообразующими предприятиями». Во Франции даже существует понятие «Город собора» — не «Собор города», а именно так.

18

Созданное Гийомом I Благочестивым для отмаливания его собственных грехов, по этой же причине Клюнийское аббатство было освобождено от всех налогов, а заодно и от подчинения местному епископату — видимо, Гийом не хотел, чтоб монахи отвлекались на что-нибудь помимо спасения его бессмертной души. Тем более что грех-то за ним был, и видимо душу грыз изрядно — Гийом нагло экспроприировал владения и титул своего родственника, графа Пуатье Эбля Манцера. Возможно, скорее даже более чем вероятно, что грех был далеко не единственным, ведь власть — очень грязная игра, и чем выше ты взбираешься — тем большее количество трупов придется перешагнуть. А практика создания своих личных «карманных» монастырей в средневековой Европе уже существовала вовсю.

Но на деле монахи быстро избавились не только от епископского, но и от любого светского вмешательства в свои дела, объявив в своей подотчетности только напрямую Папе Римскому. Это был необыкновенно хитрый политический ход — Папа Римский же очень далеко… по тем временам — наверное, не один месяц пути, к тому же авторитет церковников был не просто велик — а непререкаем, так что вряд ли кому-нибудь бы даже в голову пришло задать им простой и незамысловатый вопрос — «А, собственно, с чего бы это?». И прошло совсем немного времени, как об аббатстве заговорили, что на землях франков от Бургундии до Нормандии оно превосходит своим могуществом даже сам Ватикан.

Клюнийский монашеский орден был не только самым могущественным религиозным образованием того времени — а речь сейчас идет о X веке — но и он еще пустил многочисленные споры, от него отпочковалось множество других монашеских орденов и общин, в частности Клерво — чей ревностный отпрыск, Бернард Клервоский, создал учение, которое определяло духовную и отчасти политическую жизнь Европы на протяжении последующих 500 лет.

5


Несмотря на то, что семена, брошенные Клюнийским аббатством, давали всходы еще очень и очень долго (как можно увидеть на примере того же Бернарда Клервоского), его собственная жизнь оказалась больше похожа на взрыв сверхновой. Начав свой стремительный взлет в конце X века, аббатство практически полностью зачахло уже в XIII веке. Причин тому было множество, но в первую очередь — падение нравов в самом монастыре (никому еще не удавалось, обладая практически неограниченной властью и свободой, распоряжаться ею только во благо) и связанный с этим финансовый кризис. К тому же в это время появились и возвысились новые ветви бенедиктинского ордена, оспаривающие автократию Клюни.

Ну, а после того, как в 1516 году французский король Франциск I, всего через год после своего воцарения, уже успешно захватил пол-Италии и здорово напугал этим папу Льва X, был принят Болонский Конкордат. Папа, хоть и оставался формально главой церкви, терял практически все рычаги управления религиозными организациями во Франции — король теперь сам назначал иерархов, церковные доходы тоже поступали напрямую во французскую казну.

9


И возвращаясь обратно в век тринадцатый — местным правителям, герцогам и графьям, такие сильные и независимые конкуренты тоже были совершенно ни к чему — кроме того, что они обладали реальной силой воздействия на народ, они еще и аккумулировали довольно приличные денежные средства, которые переправлялись (не в полном объеме конечно же, но все-таки!) в Рим. Щели, через которые утекали финансы, необходимо было заткнуть, а источники воздействия на неокрепшие людские умы — нейтрализовать. Поэтому светская власть сделала ставку на местный религиозный сепаратизм, подогреваемый как раз начинавшим формироваться «национальным чувством». История неоднократно показывала, что это — самый действенный метод, если нужно развалить что-то изнутри. Вообще еще Освальд Шпенглер в своем «Закате Европы» писал, что старательно культивируемая идея национальных государств — это то, что в конечном итоге погубит этот мир. И этот процесс во всей красе мы с вами сейчас можем наблюдать….

13


Идея совершенно не нова, а точнее даже стара, как этот мир — история Вавилонской башни насчитывает не одно тысячелетие, но людям почему-то больше всего на свете нравится противопоставлять себя всему вокруг. Но это так, как говорят в театре — «реплика в сторону». И хотя сейчас нашему взору предстают только печальные руины того, что тысячу лет назад было величайшим религиозным центром средневекового Запада — давайте постараемся максимально включить фантазию и представить себе, как это было…

3


Тем более что сейчас мы как раз и бродим по останкам того, как это было. У самого входа в музей, коим сейчас являются развалины монастыря, стоит макет — только он маленький и совершенно не репрезентативен. Намного лучше задрать голову под эти колоссальной высоты каменные своды… в мертвой тишине которых гулким эхом отдается каждый шаг. В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин, и от скорбного молчания лиссабонского монастыря Карму — он точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита…

16

11


Первая базилика появилась тут еще в 927 году при первом настоятеле аббате Берноне. Но рост влияния аббатства и его религиозных идей привел к тому, что храм быстро перестал устраивать отцов церкви — влияние должно быть зримым и ощутимым и выражаться во вполне себе материальных формах, иначе какой в нем толк. Базилику перестроили, но очень быстро решили что, видимо, маловато будет, и решили перестроить еще раз. В результате чего на свет и появился этот гигант, 187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение, можете себе вообразить??? И не в Риме, а тут, в Клюни…

Церковь в Клюни стала апофеозом романского стиля — вы, конечно же, знаете, что именно из романского стиля юго-востока Франции и выросла готика, и в Клюни как раз и начались эксперименты, предшествующие этому перерождению. В этой колоссальной по своим габаритам церкви для облегчения конструкции впервые была применена система стрельчатых сводов. Конечно, первый блин оказался комом — ведь древние строители строили, что называется, на глазок — у них еще не было ни опыта предков, ни компьютерного моделирования… Как обрушился первый купол Святой Софии в Константинополе — так же рухнул несколько лет спустя и первый вариант башни в Клюни.

Но средневековые строители урок усвоили — второй возведенный ими свод простоял до самой Великой французской революции, когда в разрушительном угаре был взорван центральный портал, а последующий за этим пожар не оставил много шансов и всей остальной постройке. Зато обломками прежней роскоши забили под завязку дворец Жана Бурбонского, построенный неподалеку в 15 веке — добавьте к этому некоторое количество древнеримских артефактов, найденных в округе, и вуаля, археологический музей готов!

8


8


3


Внутри огромной разрушенной базилики пусто, гулко и неуютно… Колоссальных размеров пространство давит своей молчаливой пустотой. Вы не сможете почувствовать это по фотографиям — да потому что даже объем этого сооружения, от каменных плит пола до перекрытия, банально не влезает в объектив. А ведь стоим мы сейчас всего лишь в трансепте, то есть в коротком «рукаве» храма… Про центральный неф я вам уже говорила, по его развалинам мы прошлись, пока шли ко входу в музей — опознать его сейчас, конечно, совершенно невозможно, но тем не менее это он и есть.

6


Лепнина, витражи фрески… конечно, когда-то и всего этого тут тоже было в избытке. Монахи-клюнийцы постарались, чтоб их церковь производила должное впечатление не только снаружи. За что и поплатились — на волне религиозных войн середины шестнадцатого века до Клюни добрались гугеноты и разграбили аббатство подчистую. Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры…

13


10


Судьба аббатство после революции тоже была предсказуема — то, что уцелело, растащили на стройматериал крестьяне и жители города. Жалкие остатки того, что некогда было великим и грозным аббатством Клюни, подреставрировали в двадцатом веке — и то не столько подреставрировали, сколько просто законсервировали, потому что уж больно много тут было «достраивать до оригинала», боюсь, что даже неутомимый Виолле-ле Дюк за это дело не взялся бы. И отдали бывшие монастырские помещения Национальной высшей школе искусств и ремесел — в окружающих этот клуатр постройках абсолютно пустые монастырско-музейные залы, о назначении которых можно узнать только по табличкам на дверях, соседствуют с институтскими аудиториями.

11

19


11


Территория бывшего аббатства огромна — пожалуй, сопоставима по размерам со всем остальным городком Клюни. Хотите в этом убедиться — заберитесь на смотровую площадку Тур де Фромаж — «Сырной башни», которая находится в начале той улицы, где вход в музей аббатства. Сейчас там туристический офис.

6

15


16


В самом же городке — больше решительно ничего, что можно было бы причислить к сколько-нибудь знаковым достопримечательностям. Да и ни к чему это, тут все пропитано молчаливым величием старого аббатства.

11


Если уж окажетесь тут, сходите еще посмотреть на зажатую между домами церковь Нотр Дам, построенную в переходном романо-готическом стиле. Правда сверху, с башни, Нотр дам производит значительно более интересное впечатление, потому что можно рассмотреть ее фактуру — внутри же она совершенно аскетично пуста.

12

4

Аб-бат-ст-во свя-тых Пет-ра и Пав-ла в Бур-гун-дии (Фран-ция), важ-ней-ший центр дви-же-ния за ду-хов-ное об-нов-ление западной Церк-ви в X - начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па-пе Рим-ско-му , получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю-ний-ской ре-фор-мы .

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни - обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров - монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри-го-ри-ан-скую ре-фор-му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар-текс , фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.


Статья: Аббатство Клюни (Cluny Abbey)

Аббатство Клюни – это впечатляющий монастырь, построенный монахами бенедиктинского ордена. Тысячи монахов проживали здесь по уставу Святого Бенедикта (St. Benedict), ныне же монастырь Клюни – это уникальная религиозная святыня с историей более чем 1100 лет. Клюни был центром главного монашеского движения в средние века и крупнейшим религиозным зданием вплоть до расширения Базилики Святого Петра в Риме (St. Peter Basilica, Rome).

Аббатство Клюни расположено в одноименном французском городе, который возник по ходу истории вокруг самого монастыря. Город Клюни располагается к северу от Леона (Leon), во французском департаменте Сона и Лаура (Saône-et-Loire). Будучи комплексной постройкой, аббатство Клюни было возведено в римском стиле, с тремя церквями, отстроенными в период между 10-м и началом 12-го века.

История Клюни начинается с 910-го, с монастыря, построенного на охотничьих угодьях, пожертвованных Гильомом I Благочестивым (William I the Pious), герцогом Аквитании (Aquitaine) и графом Оверни (Auvergne). Герцог принял решение освободить монахов аббатства от всех налогов и сборов и настоял на том, чтобы они молились исключительно за его душу. Ожидалось, что Гильом не останется покровителем монастыря, однако сохранит свой контроль над ним и будет оказывать влияние на монахов. На деле же, монастырь не подчинялся не только светским правителям, но и самому местному епископу. Монахи из Клюни были подотчетны напрямую папе.

Отделения аббатства Клюни, или его филиалы, стали называть "приоратами", и подобного рода система управления монастырями заложила основы для новой практики. До появления Клюни большинство монастырей были полностью автономны и поддерживали связь друг с другом только неофициально. Тем не мене, "старший" в цепочке других монастырей Клюни наблюдал за тем, что происходит в его филиалах, и эта система прекрасно работала среди монахов аббатства. Около 1016-го такие нововведения позволили существенно расширить власть папы Римского.

30 сентября 1088-го началось строительство третьей церкви аббатства Клюни, часть от которой сохранилась до наших дней. Это была самая большая церковь в христианском мире, и остается таковой по сей день. В 1095-м пять алтарей храма были освящены папой Урбаном II (Urban II).
В течение последующих веков Клюни приобрел своих последователей по всей Европе. В 12-м веке в членстве Клюни насчитывалось порядка 10 тыс. монахов, четверо из которых позже стали верховными суверенными понтификами.

Гугеноты в 1562""-м разграбили аббатство полностью. Однако полный крах Клюни пришел во время Французской революции, когда вернулись "старорежимные настроения" и управляемые толпы крестьян наполовину разрушили монастырь. После продажи комплекс несколько десятилетий служил в качестве каменоломни. В настоящее время большая часть Клюни похоронена в руинах, которые, однако, по-прежнему свидетельствуют о том, насколько велики были размеры монастыря.

В южном крыле, в наиболее сохранившейся части церкви, возвышается Колокольня Святой Воды (The belfry of the holy water) с прекрасными колоннами коринфского ордера. В монастыре также есть готическое здание 13-го века, которое на самом деле служит погребом, над которым находятся склады для муки. Эта часть комплекса в настоящее время превратилась в небольшой музей, где можно увидеть модели аббатства, драгоценные артефакты и те части зданий, которые безвозвратно потеряны.

Сегодня аббатство Клюни считается одним из чудес древнего мира.







Монастырь Клюни находится в 90 км на север от Лиона, недалеко от бургундского города Макон.

Все, кто интересуется историей Средних веков, знают какое влияние и значение имел монастырь Клюни в Х-ХII веках. Без преувеличения можно сказать, что здесь началось духовное возрождение Европы. После развала империи Карла Великого в Западной Европе наступило время междуусобных феодальных войн, продажи церковных должностей, пьянства и разврата. Но всегда находились люди, которых не устраивало такое положение вещей и которые хотели служить Богу.

В 909 году герцог Аквитании Гильом I Благочестивый передал аббату Бернону часть своих владений в Бургундии для основания нового монастыря Клюни, освященного в честь апостолов Петра и Павла. Изначально монастырь Клюни должен был стать образцом для духовного возрождения на Западе.

Монастырь Клюни выводился из какой либо светской или духовной власти и подчинялся исключительно Папе Римскому. В монастыре вводился древний устав Св. Бенедикта. В 931 году началось создание Клюнийской конгрегации – первого на Западе монашеского ордена. Монастырь Клюни получил право принимать в ряды своей братии монахов из других монастырей, недовольных положением дел в их обителях. Вскоре влияние Клюнийской конгрегации распространилось на всю Францию, Италию, Испанию, Польшу и часть Англии. К 1150 г количество монастырей, находящихся под влиянием Клюни достигло 2000.

Монастырь Клюни стал кузницей кадров для Римской церкви. 12 кардиналов и несколько пап, в том числе и Григорий VII были клюнийцами. Пятеро из девяти первых настоятелей монастыря Клюни причислены к лику святых. Монастырь Клюни сразу же стал важным центром образования и паломничества. Школа для детей, библиотека монастыря были крупнейшими в Европе.
Паломники, отправляющиеся в Сантьяго де Компостелла, останавливались помолиться у мощей Св. апостола Петра, находившихся в то время в монастыре Клюни.

Здания монастыря Клюни поражали своим великолепием и размерами. Базилика Клюни III, выстроенная в 1088-1022 гг. оказала огромное влияние на романский стиль. Базилика Клюни III являлась самой большой в мире до 1550 г., вплоть до реконструкции собора Св. Павла в Риме. Длина базилики составляла 187 м, а высота более 30 м.
Но уже к XII веку влияние монастыря Клюни стало уменьшаться, и другие монастырские ордена стали приходить ему на смену — прежде всего орден цистерианцев.

В эпоху религиозных войн в XVI веке монастырь был разграблен гугенотами. Но самый страшный удар нанесла Клюни французская революция. Революционеры сразу же в 1790 году закрыли монастырь, выгнали монахов и разграбили, а затем в 1793 году продали здание главной базилики по частям, на камень и взорвали. А чтобы не было возможности восстановить церковь революционные власти проложили посредине остатков здания базилики улицу. Таким образом, более чем за 100 лет до Октябрьского переворота в России французские революционеры применяли на практике то, что впоследствии с еще большим размахом повторится в России.

Сегодня сохранилось не более 10 % строений от базилики Клюни. Это Башня и Капелла, но и этого достаточно что бы представить, каким грандиозным был замысел средневековых мастеров, и что только с помощью Господа в XII веке можно было возводить такие величественные сооружения.

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей.

Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский, который стал одним из главных действующих лиц Клюнийской реформы. В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Данная привилегия способствовала быстрому росту конгрегации с центром в Клюни, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями. При аббате Одилоне (994-1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей. При настоятелях Гуго Клюнийском (1049-1109) и Петре Достопочтенном (1122-1157) само аббатство достигло расцвета, а конгрегация перешагнула границы современной Франции, клюнийские монастыри появились в Италии, Испании, Англии, Германии и Польше, а общее число их приближалось к 2000.

Монастырь пользовался большим влиянием и авторитетом в обществе. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы, во многом базировавшейся на фундаменте Клюнийской реформы. В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов. В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 927 году. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II). Гигантская базилика, известная как Клюни III, была сооружена в 1088-1095 годах и оказала сильное влияние на романский стиль в архитектуре. Длина базилики составляла 187 м, высота - 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства .

С XIII века начался постепенный упадок аббатства, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к ещё большему упадку монастыря. В 1562 году Клюни было полностью разграблено гугенотами.

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе.

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005