Петров вал история названия проспекта пионеров. Расписание поездов: Петров Вал

На территории нашего района в Петровом Вале находиться уникальный исторический памятник Нижнего Поволжья – канал Камышинка-Иловля, сооружённый в конце XVII – начале XVIII веков. Над памятником пронеслись столетия, однако он хорошо сохранил строгие пропорции своих земляных сооружений.

Этот редкостный памятник истории вызывает неизменный интерес у жителей города и района, у пассажиров железнодорожных поездов, всех любителей истории. И сам посёлок и железнодорожный узел основанные в годы Великой Отечественной войны, получили своё название в честь этого знаменитого сооружения в честь петровской эпохи.

История памятника такова. Летом 1695 года Пётр I отправляясь в поход против турок проследовал по Волге до Царицына. Здесь его войска совершили сухопутный переход до села Паньшино (ныне Иловлинский район), откуда по Дону добрались до Азова.

Изучая местность по картам, Пётр обратил внимание на междуречье между Камышинкой и Иловлей. Год спустя, 4 ноября 1696 года, на совещании царя с боярами в Москве было принято решение соединить Волгу с Доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Чёрное море. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военно-хозяйственное значение.

Об истории создания этого гидротехнического сооружения писали один из строителей канала и шлюзов английский инженер Джон Пери, видный историк Н.М. Карамзин, русский специалист Н.Дуров, старший научный сотрудник архива академии наук СССР В.Ф. Гнучева, главный геолог Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС В. Галактионов и другие.

Историк Н. М. Карамзин считал, что первоначальные работы по сооружению канала следует относить к 1569 году, когда, по его мнению, канал был прорыт турецким султаном Селимом II, выполнявшим замысел своего отца Сулеймана Великого. Сооружением такого канала можно было действительно закрепить владычество Крымской орды на Каспийском и Азовском моря, создав этим постоянную угрозу России.

Мнение Карамзина было опровергнуто учёным И.Х. Штукенбергом, указавшем в своём исследовании, что султан соединить две реки не мог, так как, по имеющимся сведениям, войска Селима II пробыли в сентябре 1569 года на Камышинке всего восемь дней, совершенно недостаточных для такой огромной работы. Дошедшие до наших дней остатки двух каналов, один из которых нередко называется «турецким», пишут Н. Дуров и В.Ф. Гнучева, легко объяснить ходом выполнения проектов, задуманных Петром I. Техническое обследование, так называемого «турецкого» канала также, как пишет и Штукенберг, убеждает в том, что он мог быть сооружён только на рубеже XVIII века.

… в 1696 году был уже составлен проект канала и, как сообщает Н. Дуров в своей статье, Пётр послал его на обсуждение во Французскую академию наук. Работы начались в 1697 году под главным начальством астраханского губернатора князя Б.Н. Голицына. Помощником Голицына «по шлюзному и перекопному делу на Камышинке» был назначен инженер Брекель.

В 1698 году часть канала была вырыта, а на Камышинке был построен Брекелем шлюз, сообщает Н. Дуров. Но Брекель не сумел достаточно укрепить основание шлюза: когда он был наполнен и ворота заперты, то вода из камеры, размыв основание вышла из закрытого шлюза. Брекель спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу. Для оправдания он написал Петру I письмо, в котором жаловался на князя Голицына, который по его словам недоброжелательно относился к делу, тормозил работы на канале и так далее.

Приглашённый в 1698 году английский инженер Джон Пери приступил к работам на Камышинке и сразу же признал, как указывают выше указанные авторы, направление выбранное Брекелем, неудобным. Он составил проект канала по новому направлению и представил его Петру в том же году. Пётр I утвердил проект Перри, и к работам приступили летом 1699 года. Этим объясняется наличие остатков двух каналов.

Однако и Пери не закончил работы. Огромное количество требовавшихся ему денег и. главное рабочей силы, было несовместимо с расходами на начавшуюся новую войну со Швецией. Работы продолжались с перерывами до 1704 года.

Сооружение, начатое Петром I, после его смерти было надолго забыто. Только в 1768 году Академия наук дала поручение обследовать реки Камышинку и Иловлю в целях определения возможности их соединению небольшому астрономическому отряду профессора Г. М. Ловица и адъюнка (впоследствии академика) П.Б. Иноходцева.

Начатые Ловицем и Иноходцевым в 1771 году и продолжившиеся с большими перерывами до лета 1774 года нивелировочные работы на камышинке были прерваны смертью Г.М. Ливеца 8 августа 1774 года.

Строительство в XVII – XVIII веках шлюзного канала Камышинка – Иловля интересно для истории гидротехники вообще и истории сооружения на Волге в частности.

Сегодня, Петровальский канал уникальный из числа себе подобных сооружений, и пожалуй, единственный, дорог нам как памятник труду и дерзости наших предков.

К сожалению, этот исторический памятник у нас не берегут. Он не отмечен памятной доской, во многих местах изуродован безжалостным ножом бульдозера, петровальское железнодорожное депо сливает на дно канала промышленные стоки.

История Петров Вала.

В 1580 году с Иловли в Камышинку волоком переправился со своей армией Ермак. Отсюда он ушел покорять Сибирь. А в 1667 году этим же путем вышел на Волгу с тысячным войском Степан Разин. И сразу же, перехватив торговый караван судов патриарха и купца Шорина, разграбил его. А после струги Разина уплыли вниз по Волге...
Имя Петра 1 навечно запечатлено на карте нашего края. Рядом с Камышином небольшой городок. Имя ему – Петров – Вал. Почему же он так называется? На территории Петров Вала находится уникальный исторический памятник Нижнего Поволжья – канал Камышинка - Иловля, сооруженный в конце 17 – начале 18 веков.
На плечи молодого Петра, на всю Россию в конце 17 века тяжким бременем легла русско-турецкая война. Летом 1695 г. Петр 1 отправляясь в поход против турок, проследовал по Волге до Царицына. Здесь его войска совершили сухопутный переход до села Паньшино (ныне Иловлинский район) оттуда по Дону добрались до Азова.Чтобы сражаться с турецкой армией и флотом на Азовском и Черном морях, нужно было быстро перебрасывать тяжелые грузы, сна¬ряды и припасы из глубины России к Азову. Изучая местность по картам, Петр обратил внимание на междуречье между рекой Камышинкой и Иловлей
Река Камышинка была известна исстари как удобное место для переброски легких судов с Волги на Дон. Им овладела дерзкая мысль: соединить эти две великие реки каналом и шлюзами через их притоки Иловлю и Камышинку, они ведь отстоят друг от друга не более чем на четыре версты. Год спустя, 4 ноября 1696 г. на совещании царя с боярами в Москве было принято решение соединить Волгу с доном каналом между притоками этих рек – Камышинкой и Иловлей, для чего следовало соорудить систему шлюзов. Соединились бы Каспийское и Черное моря. В связи с длительными военными действиями с Турцией каналу придавалось большое военное значение.
В 1696 г. был уже составлен проект канала. Петр посылает на Камышинку своего сподвиж¬ника, князя Б. И. Куракина, которому было велено осмотреть местность, возвести валы, частоколы, башни, «поставить» город..
Работы начались в 1967 г. под главным начальством астраханского губернатора князя Б,А,Голицына. Помощником Голицына был назначен немецкий инженер Брекель. Как военный строитель он был пригла¬шен на службу в Россию. Очевидно, Брекель кое-что понимал в строительстве военных укреплений, но в гидротехнике был новичком.
Под руководством Брекеля в 1698 г было прокопано около четырех километров канала и выстроен один шлюз. Но Брекель не сумел достаточно укрепить основание шлюза: попытка пропус¬тить через него воду окончилась неудачно: шлюз сорвало. Бре¬кель, испугавшись последствий своего незнания в гидротех¬ническом строительстве спешно и почти тайно, в отсутствие Петра выехал за границу.
Петр в это время был за границей. Узнав о событиях на Камышинке, пригласил на службу в Россию английского капи¬тана, известного строителя кораблей, каналов и шлюзов Джона Перри. Перри признал направление канала инженера Брекеля неудобным. Он составил свой проект канала по новому направ¬лению и занимался строительством около трех лет.
На карте видно, что в месте соединения канала с Иловлей планировался полушлюз, другой - выше, так, что вместе они образовывали камеру шлюза. На кон¬це, обращенном к Волге, канал входил в ручей Грязнуха, впадающий в Камышинку. На Камышинке 5 шлюзов ука¬заны, но не были построены. В нижней части Камышинки, близ Волги, были построены 4 шлюза".
На плане показаны места лагерей: лагерь Перри располагался в месте, где канал соединялся с Иловлей; у входа к Волге - укрепление с надписью «Петр - Град»"; напротив - город Дмитриевск или город Камышин.
Общая длина канала 3,73 км. Ширина канала 47 м. На 100 м справа и слева канал окаймляли валы.
Летом 1699 года стройка закипела вновь. На прорытии канала трудились солдаты, крестьяне из внутренних губерний. По Волге доставлялись строительные материалы для шлюзов, землеройные машины (прародители современных скреперов, грейдеров, бульдозеров и экскаваторов, но на них использова¬лась мускульная сила людей и животных). Увеличилось насе¬ление, прибавилось иностранцев. Над Камышинкой раздавались звуки команд: это забивали сваи для шлюзов.
Однако и Перри не закончил работу. Огромное количество требовавшихся денег и главное рабочей силы было несовместимо с расходами на начавшуюся новую войну со Шведами. В конце 1701 года Перри получил приказание прекратить на время работу, а самому явиться в Москву. Война со Швецией тяжело отразилась на жизни России. Вовсе приостановились работы на Камышинке.
Что же стало с поселениями? На месте лагеря Перри остались некото¬рые работные люди, которые вызывались на работу и увольнялись по окон¬чании службы с правом «пахотных солдат». Их называли «лопатниками».
После отъезда Перри в 1701 году шли незначительные работы по консервации канала. Перри оставил здесь своих помощников наблюдать за делами. «Лопатники» работали на канале, а после завершения всех работ занялись крестьянством. «Лагерь Перри» был при постройке обнесен палисадом, помещались здесь тысячи рабочих. Позже осталось небольшое поселение, по некоторым источникам называлось оно Валы. В последующие годы численность населений в Ва¬лах была незначительна. Потомков «лопатников» можно встретить в отчетах Саратовского магистра и в конце 18 века.
«До сих пор по берегам Камышинки видны насыпи и рвы, а в самом русле еще не сгнили огромные дубовые сваи, которыми устраивались шлюзы». И даже в конце 19 века у нарытых огромных валов, которые народ называл «петровскими», находили много человеческих костей.
Что представляет собой сегодня канал, спустя три века после начала его строительства? Это валы, окаймляющие прорытый канал, почти соединяющий реки Иловлю и Камышинку. Канал, который не был завершен; кото¬рый ни дня не эксплуатировался, сегодня является памятником тех далеких дней и сегодняшнего разительного невнимания к делам предков. Многочисленные обращения ученых, краеведов так и не изменили статус этого сооружения, как памятника истории. Валы разрушаются бульдозера¬ми, застраиваются хозяйственными постройками, сам канал заполняется отходами. В валах находят останки его, строителей, вещи той далекой эпохи.

Шли ожесточенные бои Великой Отечественной войны. После того, как летом 1942 г. гитлеровцы, вышли на рельсы железной дороги, связывавшей Сталинград со столицей, город на Волге оказался отрезанным от Москвы и от всех других промышленных центров страны, а без железной дороги снабжение наших войск в районе Сталинграда представить было очень сложно. Нужна была магистраль, проведенная с севера, со стороны Саратова.
Как и почти 300 лет назад, здесь был определен кратчайший по эксплуатационной длине железнодорожный путь от Камышина до Сталинграда по долине реки Иловли. 15 февраля 1942 года решением Государственного Комитета обороны был утвержден проект.
Люди ехали строить железную дорогу - Сталинградскую рокаду. День и ночь, в любую погоду на рокаде велись работы. Жители города Камышина, в основном женщины и подростки, а также крестьяне из деревень Камышинского района участвовали в сооружении рокады. Они терпели испепеляющую жару июльского лета и жестокие авианалеты немецких асов, которые неоднократно бомбили многокилометровую стройку. За время сооружения дороги, за 103 дня, её строители переместили свыше двух миллионов кубометров грунта, построили 209 различных инженерных сооружении: мостов, водопропускных труб. Уложено было свыше 150 километров рельсовых путей.
7 августа 1942 года уже было открыто движение поездов. А дальше эстафету у строителей переняли железнодорожники рокады. Они внесли свой вклад в победу под Сталинградом.
За первые 20 дней эксплуатации участок, Петров Вал - Иловля обеспечил вывоз из-под Сталинграда 17 тысяч вагонов и 300 паровозов, а затем ввоз резервов для разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию уча¬сток Петров Вал - Иловля с 23 сентября 1942 года, а участок Саратов - Петров Вал с 24 октября 1942 года.
Железная дорога на все последующие десятилетия определила жизнь петроввальцев. Дорога оснащалась для постоянной эксплуатации, строи¬лись вокзал, депо, жилье, обустраивался поселок, складывались рабочие династии - гордость петроввальцев. С дорогой связано экономическое и социальное развитие города и сегодня.
Поселок появился на карте. Первыми жилыми помещениями для рабочих были землянки. Затем, постепенно, вырастали домики путейцев. Поселок быстро стал расти. К 1950 году в Петров Вале было 500 индивидуальных домов, 7-летняя школа, клуб, вокзал, 5 магазинов и т. д.

Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости. Выберите подходящий поезд и места. Оплатите билет одним из предложенных способов. Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure: Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора. При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты. После оплаты для посадки в поезд нужно либо пройти электронную регистрацию, либо распечатать билет на вокзале. Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать. Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

Петров Вал - небольшой населенный пункт Камышинского района, столица муниципального образования - городского поселения. Город раскинулся на левобережье р. Иловли в на расстоянии 185 км к северо-востоку от областного центра. Данный населенный пункт - маленький город с населением около 13 тыс. человек. Площадь - всего 29 кв. км. Климат умеренно-континентальный с засушливым летом и морозной зимой.

История

История города начинается во времена Великой Отечественной войны. Изначально, поселок был построен специально для того, чтобы снабжать провизией войска, участвующие в Сталинградской битве. Название городок получил благодаря водному мосту Петров Вал. Он находился поблизости. Судоходный канал, который должен был соединить Волгу и Дон, приказал построить еще Петр I. Однако после того, как Российская империя завязала войну с Турцией и Крымом, эту идею пришлось отложить. А после начала Северной войны со Швецией, от нее отказались и вовсе, ввиду прекращения финансирования. Сейчас город Петров Вал имеет лишь только ямы и овраги, напоминающие о начавшейся стройке. Уже в наши дни каналу присвоили статус исторического памятника. А в самом городе установили стелу. До 50-х годов все жилые здания городка располагались в укрытых землянках. И лишь в середине ХХ столетия появились первые кирпичные сооружения и дома.

Развитие

Во время войны была построена железнодорожная станция «Петров Вал», а в 1947 г. - локомотивное депо. Город - узловая станция. Соединяет такие населенные пункты, как Камышин и Балашов.

Статус города населенный пункт получил лишь в 1988 г. В 2005 г. согласно референдуму было принято решение создать муниципальное образование, в состав которого, кроме города, входит еще поселок Авиловский. Вся экономика в настоящее время крепко держится на работе железнодорожной станции и обслуживании локомотивного депо.

Что есть в городе?

Здесь немного крупных улиц: проспект Пионеров, ул. Крупской и Ленинская. Большая часть домов - частные, но имеется несколько многоэтажек. Недалеко от города расположен военный городок Лебяжье, на территории которого построен одноименный аэродром.

Достопримечательности

В туристическом плане Петров Вал не удивит достопримечательностями. Из природных - только остатки канала, окрестности близ реки Иловли. А из архитектурных - здание Дома культуры и железнодорожный вокзал.

В 6 км на восток от города находится интересный ландшафтный участок - Камышинские уши. Он представляет собой сглаженные валуны высотой около 50 м, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Посреди камней возвышается холм, который в народе называют «лоб». Это природоохранная территория регионального значения с 2011 г. В данном месте на поверхность выходят скальные породы, создавая уникальный рельеф местности. Скалы представляют собой третичные отложения

На территории ландшафтного памятника природы в городе Петров Вал Волгоградской области обитают представители флоры, некоторые виды папоротников и голосемянных, которые занесены в Красную книгу. Один из видов - камышинская магнолия - эндемик. Ранее она произрастала только в этой местности, однако ученым удалось найти лишь окаменелости. Сам цветок давно перестал существовать.

Хоть достопримечательностей здесь достаточно мало, ежегодно сюда приезжает несколько тысяч путешественников. Причем встречаются как люди из России, так и жители соседних стран. Петров Вал - действительно очень красивый и интересный город, не стоит забывать о нем! Если есть возможность, лучше всего съездить и убедиться в этом лично.