Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия. Гибель «Пахтакора» и месть диспетчеру

Много лет прошло с тех пор, как над Германией столкнулись грузовой "Боинг" и российский пассажирский самолет. Но для людей, потерявших в той катастрофе над Боденским озером близких, боль не утихла. Масштабная трагедия унесла жизни не только взрослых, но и детей.

Участники катастрофы

Катастрофа над Боденским озером произошла в ночь с первого на второе июля в 2002 году. Она унесла жизни 71 человека. В памяти людей событие навсегда останется как одна из масштабнейших трагедий, забравших жизни сразу 52 детей. В небе над Германией столкнулись два самолета. Один из них - Ту-154М - принадлежал «Башкирским авиалиниям» и следовал из Москвы в Барселону. Второй участник происшествия - грузовой "Боинг-757" - летел из Бергамо в Брюссель. Если на борту "Боинга" находился только экипаж, то на российском лайнере было 57 пассажиров и команда.

Самое ужасное, что в катастрофе над Боденским озером (фото приведено в статье) погибло 52 ребенка. Среди пассажиров было лишь пятеро взрослых. Школьники из Башкирии летели в Испанию на отдых. Путешествием в теплые края были премированы самые талантливые ученики, которым комитет по делам ЮНЕСКО и выдал путевки.

Череда нелепых событий

Башкирские дети прибыли в Москву и должны были отправиться авиарейсом в Испанию. Но по какой-то случайности сопровождавшие их взрослые перепутали аэропорт. А потому вместо Домодедово дети оказались в Шереметьево. Ошибка выяснилась достаточно поздно, поэтому вся группа просто опоздала на свой рейс. Казалось бы, что в этом такого? Да, просто досадная случайность. Конечно, дети были расстроены, но, по логике, они должны были просто отправиться домой. Тогда бы катастрофа над Боденским озером не случилась.

Однако стоит сказать, что в группе учеников были дети высокопоставленных людей. Поэтому влиятельные родители решили направить в Москву борт «Башкирской авиалинии». Самолет должен был чартерным рейсом переправить школьников в Испанию. Экипаж лайнера возглавил Александр Гросс, который неоднократно летал в данном направлении и хорошо ориентировался в маршруте.

После того как детей посадили в самолет, оказалось, что еще остались свободные места. А потому было решено реализовать семь билетов. Так на борт попали совершенно случайные люди. Среди них оказалась семья Шисловских (жителей Беларуси). Они тоже опоздали на свой самолет, а потому вынуждены были приобрести новые билеты. Оставшиеся три места достались семейству Калоевых из Северной Осетии. Светлана Калоева вместе со своими детками летела к мужу в Испанию, который уже достаточно давно работал в этой стране. После катастрофы над Боденским озером (фото останков самолета см. ниже) имена этих людей даже не сразу были выяснены.

Работа диспетчерской службы

В ночь катастрофы над Боденским озером два лайнера (грузовой "Боинг" и российский Ту-154М) находились в воздушном пространстве Германии. Однако по непонятным причинам координация их движения была передана швейцарской организации «Скайнайд» в Цюрихе. В диспетчерском центре фирмы обычно в ночное время дежурит не менее трех человек. Но в ночь трагедии на рабочем месте оказался всего один - Питер Нельсен. Впоследствии его имя станет известно всем. Находясь один на дежурстве, диспетчер был просто вынужден одновременно отслеживать два терминала. Видимо, это и привело к трагедии.

Питер Нельсен слишком поздно обнаружил сближение двух самолетов. До катастрофы над Боденским озером оставалось не более минуты. Но и в критической ситуации можно было предотвратить беду. Однако дальнейшие действия Питера Нельсона, наоборот, усугубили положение. По непонятным причинам диспетчер дал неправильную команду, которая привела к крушению двух лайнеров.

Действия пилотов и диспетчера

Обнаружив, что самолеты идут на сближение и их курсы пересекаются, Питер Нельсен предпринял попытку спасти ситуацию. Он дал указание российским пилотам пойти на снижение. Но в это же самое время экипаж башкирского самолета уже сам обнаружил приближение другого самолета с левой стороны. Пилоты могли успеть сделать маневр во избежание столкновения.

После команды диспетчера о снижении на борту сработала система TCAS, оповещающая об опасности столкновения. Именно система предписывала набирать высоту.

Точно такая же система сработала и на "Боинге", предлагая команде снизить высоту. Если бы пилоты самолетов выполнили инструкции TCAS, возможно, и не было бы катастрофы 2002 над Боденским озером.

Один из пилотов российского борта обратил внимание экипажа на тот факт, что команда диспетчера противоречит предписанию системы. Но было принято решение выполнять инструкции с земли. Тем более что прозвучала повторная команда.

Кто виновен в трагедии?

Экипаж российского самолета действовал строго по инструкции, предписывающей ориентироваться на команды наземных диспетчеров. Не секрет, что бортовые приборы могут выходить из строя. Поэтому пилоты всегда ориентируются на мнение диспетчеров. Аппаратура центров отслеживания полетов намного точнее и надежнее, нежели бортовые системы, подверженные сбоям при работе в сложных условиях. Времени на раздумья в критической ситуации просто не было, поэтому пилоты выполнили команду Питера Нельсена. Именно она и стала причиной трагедии, что и было доказано комиссией, расследовавшей катастрофу.

Расшифровка черного ящика позволила доказать, что диспетчер просто дезинформировал пилотов. Экипаж, ориентируясь на его слова, посчитал, что справа от них имеется еще один самолет, а их система показывает только борт справа. Следовательно, TCAS дала сбой. Логичные действия пилотов вполне укладываются в рамки инструкции. Единственное, что остается загадкой - почему экипаж не обратил внимание Нельсена на противоречие его команд предписаниям системы безопасности. Скорее всего,у пилотов просто не было на это времени, а потому они выполнили указания диспетчера. Ведь оставались считанные секунды до катастрофы.

Столкновение над Боденским озером

Команда Питера Нельсена привела к неизбежному столкновению "Боинга" и Ту-154М. Оба самолета шли на снижение. При этом российский лайнер выполнял предписание диспетчера, а Боинг - инструкцию бортовой системы безопасности. Экипажи двух самолетов сообщили о своих действиях диспетчеру, однако он не услышал кого-то из них, из-за того, что одновременно выходил с ними на связь. Если бы в ту роковую ночь на месте было два сотрудника службы, то информация была бы вовремя услышана и катастрофы на Боденским озером (2002 год) не было.

Уже в последние секунды пилоты лайнеров пытались уйти от сближения, отклонив свои штурвалы. Но самолеты столкнулись почти под прямыми углом. А точнее сказать, "Боинг" врезался в российский лайнер, разрубив его на две части на высоте около десяти тысяч метров. Рухнув вниз, Ту-154М разломался на четыре части. Его обломки разлетелись в окрестностях Иберлингена. Остатки грузового "Боинга" были найдены всего в семи километрах от российского самолета.

Расследование авиакатастрофы

Катастрофа над Боденским озером долгое время расследовалась для выявления ее причин. Поскольку трагедия произошла в небе над Германией, то и расследование вело немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссия опубликовала лишь спустя два года. Была доказана вина диспетчера, не сумевшего вовремя дать правильные команды. А вот с российских летчиков в последствие были сняты все обвинения. Хотя изначально шведская компания обвинила во всем именно экипаж Ту-154М, который якобы неправильно повел себя, поскольку не понимал команд Питера Нельсона на английском языке.

В ходе следствия был установлен ряд поразительных факторов некомпетентности работы шведской компании. Оказалось, что на момент катастрофы в центре управления полетами была отключена система экстренного оповещения о сближении и телефонная линия. А также не функционировал и резервный телефон. Почему так произошло - неизвестно.

Дополнительные неполадки системы

Диспетчер из Карлсруэ заметил катастрофическое сближение лайнеров и пытался об этом сообщить на пункт фирмы «Скайгайд», но его попытки были безуспешны, поскольку все каналы связи были отключены.

После катастрофы Питера Нельсена отстранили от работы, а в отношении организации «Скайгайд» велось следствие.

Судьба диспетчера

Однако на этом не закончилась история катастрофы над Боденским озером. Список погибших пополнился еще одним именем. Это печально известный Питер Нельсен, который официально не признавал своей вины. Диспетчер, по чьей вине погибло такое количество людей, был убит Виталием Калоевым, семью которого унесла трагедия. Дело Калоева с учетом всех обстоятельств рассматривали в течение целого года. И в 2005 году Виталий был признан виновным в убийстве, его приговорили к восьми годам лишения свободы. Но, учитывая крайне сложное психическое состояние мужчины, срок уменьшили до пяти лет. А впоследствии он был выпущен через три года за примерное поведение. После всех событий Калоев вернулся в родную Осетию.

Мемориал погибшим

На месте трагедии в 2004 году установили памятник погибшим пассажирам, который выполнен в виде разорванной нити жемчуга. Идея такого мемориала зародилась из-за найденного жемчужного ожерелья дочери Виталия Калоева. Скульпторы возвели увеличенный прототип жемчужин на месте катастрофы над Боденским озером.

Фото погибших людей навсегда увековечены в Уфе на Южном кладбище, где были похоронены практически все жертвы трагедии. Могилы расположили в той последовательности, как дети сидели в салоне самолета.

В Цюрихе еще один мемориал напоминает о трагических событиях 2002 года. Напротив печально известной компании «Скайгайд» установили памятник из камня и стекла. Осколки в виде спирали на мемориале символизируют 72 свечи - 71 жертва катастрофы и убитый диспетчер.

Экранизация истории

Жуткая трагедия заставила американских режиссеров снять фильм про катастрофу над Боденским озером. Лента получила название «Последствия». Сюжет и некоторые нюансы истории немного изменены. Действие картины происходит в США. Здесь работает главный герой (праобраз Виталия Калоева) - Роман Мельник. Он с нетерпением ждет, когда к нему прилетит беременная жена и ребенок. Главную роль в фильме сыграл Арнольд Шварценеггер, что еще больше привлекло внимание общественности к этой трагедии.

Гибель семьи в автокатастрофе заставляет героя метаться в поисках виновников. Из счастливого человека Роман Мельник в одно мгновение превращается в одинокого загнанного волка. А вместо извинений и соболезнований от компании, виновной в катастрофе, главный герой лишь получает непонятные для него предложения об отступных. Все это еще более усугубляет психическое состояние Романа Мельника, пытающегося найти справедливость, ведь виновник трагедии преспокойно находится на свободе и не понес наказания. Его разум не в состоянии понять, почему так все происходит… В итоге Мельник отправляется с ножом к диспетчеру авиакомпании. В киноленте все происходит в точности так, как это было в реальной жизни. Конечно, некоторые детали и имена были изменены режиссером. Но главная задача, которую он преследовал, была выполнена. Режиссер сумел на экране передать всю глубину человеческой трагедии и внутренних переживаний главного героя.

Прошло 15 лет со дня трагедии над Боденским озером. Фильм «Последствия» вновь напомнил всему миру о поступке безутешного отца Виталия Калоева. Тогда общественность разделилась на два лагеря. Одни оправдывали его действия тяжелейшим состоянием и аффектом. Другие считали жестоким убийцей, который убил диспетчера на глазах у жены и детей. Как сейчас живет потерявший всю семью Виталий Калоев, и чем закончилась эта ужасная история? Узнаем все подробности и попробуем разобраться в этом неординарном происшествии.

Биография

Родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (Владикавказ). Отец был школьным учителем - преподавал осетинский язык. Мать работала воспитательницей в детском саду. Виталий был младшим в многодетной семье - всего было три брата и три сестры. Школу окончил с отличием и пошел учиться искусству архитектора. Во время учебы подрабатывал на стройке прорабом. До перестройки трудился архитектором и принимал участие в строительстве военного городка «Спутник».

В тяжелые годы после распада СССР собрал собственный строительный кооператив. С 1999 года проживал в Испании, где проектировал дома для своих соотечественников.

Семья

Виталий Калоев женился в 1991 году на Светлане Пушкиновне Гагиевой. Девушка окончила экономический факультет и успешно построила карьеру. Начав с должности простого сотрудника банка, она дослужилась до начальника отдела. 19 ноября 1991 года в семье появился первый ребенок. Мальчика назвали Константином в честь деда по отцовской линии. 7 марта 1998 года родилась Диана. Имя сестричке выбирал Костя. В школе мальчик хорошо учился и тянулся к космонавтике и палеонтологии.

Несчастливый рейс

Виталий Калоев девять месяцев не видел родных и с нетерпением ждал их прилета в Испанию. Он успешно работал в Барселоне и к прибытию семьи успел сдать проект. Светлана с детьми никак не могла купить билеты в Москве, пока не появились места на том самом самолете «Башкирских авиалиний».

Поздней ночью 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета: пассажирский «ТУ-154» и грузовой «Боинг-757». Погибли оба экипажа, погибли дети - 52 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет. Почти все они были учащимися уфимской школы для особо одаренных детей. Они летели в Барселону. Путевками их наградили за успехи в учебе и блестящие результаты в школьных олимпиадах.

Столкновение

Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации XXI века. Столкновение самолётов произошло в небе над Германией, поэтому следствие проводилось немецкой прокуратурой и федеральным бюро по расследованию авиапроисшествий. Потребовалось два года, чтобы установить причину катастрофы. Для немцев главными были два вопроса - каким образом произошло опасное сближение двух самолетов и почему система предупреждения столкновений не смогла предотвратить катастрофу?

Комиссия установила, что столкновение самолетов стало следствием ошибки диспетчера компании «Скайгайд», противоречий в инструкциях международной организации гражданской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений. А также из-за неверных действий экипажа «ТУ-154». Дальнейшее расследование доказало несостоятельность обвинений в адрес российских летчиков, и вина за столкновение с них будет снята. Однако судьба другого россиянина, суд над которым состоялся в конце октября 2005 года, уже ясна. лишила его семьи и веры в справедливость.

При самом поверхностном взгляде на выводы комиссии видно, что результаты расследования крайне противоречивы. Если в момент катастрофы пилоты следовали указаниям диспетчера, то виноват диспетчер. Если в критической ситуации летчики действовали вопреки указаниям с земли, значит виноваты сами летчики, а диспетчер тут совершенно ни при чем. Этот странный факт так и остался бы незамеченным, если бы не одно драматическое происшествие в маленьком швейцарском городке Клотен.

Убийство Петера Нильсена

24 февраля 2004 года в пригороде Цюриха Клотене на пороге собственного дома был зверски убит некий Петер Нильсен. Убийца нанес жертве многочисленные удары холодным оружием, которое позднее обнаружили недалеко от места происшествия. Им оказался сувенирный нож стоимостью 54 Соседка убитого показала, что какой-то незнакомец за несколько минут до происшествия спрашивал у нее на плохом немецком языке, где проживает Петер Нильсен.

По горячим следам был составлен фоторобот подозреваемого. Однако свидетелей преступления найти не удалось. Это было странно, потому что Клотен представляет собой небольшую деревню, в которой дома стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Улицы, подходы и подъезды видны из окон, как на ладони, а вся жизнь протекает на виду у соседей. Версию об ограблении швейцарские полицейские сразу отбросили. Преступник или преступники ничего в доме не тронули. Для чего тогда нужно было лишать жизни простого жителя швейцарской деревушки?

Установление личности убийцы

Ответ пришел в тот момент, когда стало понятно, что Петер Нильсен и есть тот самый диспетчер, чьи ошибочные команды привели к столкновению двух самолетов. Уже на следующий день полиция арестовывает российского гражданина Виталия Константиновича Калоева. Согласно данным швейцарского следствия, обвиняемый накануне вечером направился к дому диспетчера и имел разговор с соседкой. Мужчина позвонил в дверь, и когда хозяин дома вышел, то попытался с ним поговорить. Затем произошла ссора, и Калоев первый достал нож. Виталий Калоев убил диспетчера, нанеся ему 12 ножевых ранений. Изначально первым подозреваемым стал другой россиянин - Владимир Савчук. Он тоже потерял всю семью в авиакатастрофе, но имел железное алиби. В день убийства он находился в России.

Причины и мотивы

Мотивом преступления, по мнению швейцарских правоохранительных органов, могла стать личная месть россиянина. В Калоев потерял всю свою семью - жену и двоих детей. Но своей вины в убийстве диспетчера он не признал. Из материалов следствия. «Я постучал, назвал себя и жестом показал, чтобы меня пригласили в дом. Он не захотел меня приглашать и принял вызывающий вид. Я промолчал, достал из кармана фотографию моих мертвых детей и протянул ему, сказав, чтобы он посмотрел». Что было после этого, Калоев не помнит. На допросе он заявил: «Я не помню, что на самом деле произошло. Но когда я вижу доказательства, то думаю, что это я убил мистера Нильсена». Швейцарская прокуратура посчитала эти слова россиянина официальным признанием своей вины. Однако часть фактов вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему Калоев ехал убивать диспетчера, прихватив с собой неудобный перочинный нож? Почему Нильсен ждал, пока убийца вытащит оружие и раскроет его, вместо того, чтобы скрыться в доме?

Трагедия Виталия Калоева

Россиянин в числе первых прибыл на место крушения самолета и рвался обследовать место аварии вместе со спасателями. Узнав, что этим рейсом летела вся его семья, ему дали разрешение пройти на оцепленную территорию. Он долго бродил между обломков самолета, пытаясь найти жену и детей. Наконец в трех километрах от места падения он нашел бусы младшей дочери, а затем и саму Диану. Чуть позже он же обнаружил тело своего сына. Позднее выяснилось, что мальчик упал прямо рядом с перекрестком, мимо которого проезжал Виталий, но он не узнал в нем своего ребенка. Свидетели и видеосъемка служили лучшим доказательством невыносимого горя мужчины: он задыхался в рыданиях и буквально не владел собой в эти страшные дни. Он до последних часов не покидал место авиакатастрофы. Виталий Калоев не просто потерял свою семью - он потерял свою жизнь.

Поддержка и помощь

Калоев отлично помнит все моменты нахождения на месте трагедии. Он вспоминает, как сначала его не хотели допускать до поисков, но потом ситуация изменилась. Волонтеры и полиция просто не выдерживали нахождения на этой территории. Люди падали в обморок, и их отстраняли. Когда он обнаружил место падения своей Дианы, то стал трогать землю, пытаясь понять, здесь осталась душа его ребёнка или уже ушла на небо. Пальцами он нащупал бусинки и спросил у немецкой женщины, можно ли поставить памятник Диане на этом месте? Мгновенно начался сбор средств и позднее архитектор поставил на этом месте памятник всем жертвам катастрофы. Он представляет собой разорванную нитку бус.

Сомнительное лечение

После задержания Калоева поместили в психиатрическую больницу. За все время пребывания там Виталия не было ни одной независимой экспертизы, которая объективно оценила бы состояние россиянина и методы его лечения. Целый год он провел в клинике. Что за это время стало с его памятью? Ясно одно - даже после многих месяцев лечения, Калоев Виталий Константинович так и не взял на себя ответственность за гибель диспетчера Нильсена. По версии следствия, россиянин хотел отомстить за смерть жены и двоих детей. Это серьезный мотив. Но почему же тогда Калоев тянул с местью почти полтора года, ведь имя диспетчера он узнал в первые дни после катастрофы?

Приговор

26 октября 2005 года история Виталия Калоева вновь появилась на страницах всех печатных изданий. Россиянина приговорили к восьми годам лишения свободы. Мировая общественность снова вспомнила те страшные дни и трагедию над Боденским озером. Сами жители Швейцарии не ожидали такого сурового приговора. В тюрьму к россиянину пачками приходили письма, в которых люди выражали свою поддержку и желали ему скорейшего освобождения. С некоторыми людьми он вел переписку, в частности с одной швейцарской женщиной. Она слала ему открытки и подбадривала все эти два года. Дети ее подруги рисовали ему картинки. На родине в Осетии народ негодовал и требовал пересмотра дела. На одних только косвенных уликах и без признания Калоева лишили свободы на целых восемь лет.

Освобождение

Швейцарские власти не стали препятствовать освобождению россиянина после двух лет заключения. За примерное поведение он был отпущен на свободу и вернулся домой. В Северной Осетии его встречали как национального героя. Первый делом мужчина поехал на кладбище, где долго плакал у могилы жены и детей. Годы не смогли стереть из его памяти и сердца всю боль и обиду. Теперь он мог спокойно рассказать о том, что ему пришлось перенести за те полтора года. Ему не нужна была денежная компенсация. Все, что он хотел, - услышать слова извинения от самой компании. Не добившись от них и слова раскаяния, он отправился домой к диспетчеру. Но тот повел себя нахально и выбил из его рук фотографии мертвых детей. Дальнейшие события он не помнит, но даже если его руки действительно в крови, то сделал он это отнюдь не ради забавы. Судьба Виталия Калоева была очень тяжелой, и он сполна заплатил за это преступление.

Другая жизнь

Вернувшись домой, Калоев получил должность заместителя министра архитектуры и строительной политики республики. Он живо принимал участие во многих общественных мероприятиях. Все, кто знал и общался с Виталием, характеризуют его, как доброго и отзывчивого человека. Никогда не пройдет мимо чужого горя. Во время войны в Южной Осетии он был замечен в рядах ополченцев, но подтверждать эту информацию никто не стал.

Многих интересует, где проживает Виталий Калоев и что с ним сейчас происходит. На данный момент в его жизни произошли благоприятные перемены. В 2014 году Виталий Калоев женился второй раз. Его супругой стала добрая, порядочная женщина. Он не разглашает подробности своей семейной жизни. Известно только, что он по-прежнему живет в том же доме, где проживала его прежняя семья. В свой юбилей (60 лет) он получил медаль «Во славу Осетии». На все вопросы о его поступке и семье Нильсена он отвечает так: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?». Каждый сам для себя решает, насколько сильна вина Виталия Калоева перед другой семьей.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Экипаж судна был достаточно опытным. Командир - А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в "Башкиравиа" уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий - (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

Пассажиры Ту-154

На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

Практически все летевшие были из столицы Башкирии - Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината "Дарьял". Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

Boeing 757

Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна - с 1991 года.

Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

События перед трагедией

Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым "простым гражданам" эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

Летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

Столкновение

В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

На "Боинге" сработал сигнал "Опасное сближение" и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот "Боинга" начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, - тоже.

Нильсен также ввел в заблуждение экипаж дав неверные сведения о местоположении "Боинга". Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

Расследование

Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

Также были отмечены неправомерные действия компании "СкайГид", которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

Суд

Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

Так, компания "Башкирские авиалинии" подала иск в суд на "СкайГид", а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

"СкайГид" был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

Память

На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.

На высоте 4,3 тысячи метров в самолете «Суперджет», направлявшемся в Шереметьево, сработала система оповещения об опасном сближении с другим воздушным судном - «Боингом», который должен был совершить посадку во Внуково. «Суперджет» выполнял рейс из Таллина в Москву, «Боинг» летел из Мурманска. Авиалайнеры разошлись в небе на расстоянии около 600 метров друг от друга благодаря слаженной работе диспетчеров на земле и пилотов в небе. В результате инцидента никто не пострадал.

За сближением самолетов следит электроника

Опасным сближением воздушных судов называют ситуацию, при которой возникает угроза столкновения с учетом расстояния между самолетами, их скорости и местоположения в небе. Условия опасного сближения и допустимые расстояния между самолетами устанавливаются законом и варьируются в зависимости от ситуации. Как правило, угроза для воздушных судов возникает при неправильном расчете маршрутов и при ошибке диспетчера или пилота.

Для предотвращения столкновения в небе на всех современных воздушных суднах установлена система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System). Она обозревает воздушное пространство вокруг самолета и при возникновении опасности подает пилотам сигнал, а также выдает рекомендации о предпочтительных действиях.

Для пилотов в приоритете показания бортовой системы, а не указания диспетчера

При одновременном получении противоречащих друг другу указаний от диспетчера и системы оповещения приоритетной считается инструкция TCAS. Однако иногда капитаны воздушных судов принимают неверное решение и делают то, что рекомендуют им с земли. Известно, что люди ошибаются чаще, чем техника, поэтому такие ошибки иногда приводят к трагическим последствиям.

Подобные инциденты происходят во всем мире

Подобный случай произошел, например, 31 января 2001 года в небе над заливом Суруга (Япония) в префектуре Сидзуока: едва не столкнулись два лайнера компании Japan Airlines. На высоте более 10 тысяч метров пилот рейса 907 проигнорировал систему оповещения об опасном сближении, которая дала команду на набор высоты, и продолжил снижение по команде диспетчера. Одновременно на той же высоте выполнял снижение рейс 958. За секунды до возможного столкновения диспетчер дал верную команду на набор высоты, однако выполнить команду пилот рейса 907 не успел, потому что увидел летящий наперерез другой самолет. Он чудом увел борт от столкновения, «поднырнув» под самолет рейса 958. Из-за резкого маневра пассажиры рейса 907 получили серьезные травмы: многих подбросило под потолок, один ребенок перелетел через четыре ряда кресел, у некоторых людей были переломы конечностей. В результате расследования инцидента суд признал виновными диспетчеров.

Довольно часто опасное сближение происходит без каких-либо последствий для пассажиров. Например, в 2016 году два «Боинга» опасно сблизились над Ивановской областью. Тогда один из пилотов принял решение совершить . Второй самолет в это время набирал высоту, но благодаря сработавшим системам предупреждения трагедии не произошло.

Некоторые сближения заканчивались катастрофой

Так, 1 июля 2002 года над Боденским озером (Германия) произошла трагедия, которая потрясла мир. В небе столкнулись грузовой «Боинг», совершавший рейс Бахрейн - Бергамо - Брюссель, и Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», направлявшийся из Москвы в Барселону. В результате катастрофы погиб 71 человек - все пилоты и пассажиры обоих судов. На борту Ту-154 летели 52 ребенка, которых отправили на отдых в Испанию в качестве поощрения за хорошую учебу в специализированной школе ЮНЕСКО. Жизни детей тогда оборвались на самом взлете.

Причиной катастрофы также стала ошибка диспетчера: он несвоевременно предупредил пилота Ту-154 об угрозе столкновения с «Боингом» и сообщил неверные сведения о положении судов относительно друг друга. Командир Ту-154 проигнорировал команду TCAS на набор высоты, подчинившись диспетчеру, который дал указание снижаться. Самолеты столкнулись на высоте 10 634 метра и развалились в воздухе на несколько частей.