В кандалакшский каменный лабиринт через японию. Каменный лабиринт под воронежем Исторический памятник каменный лабиринт расположен в поселке

Лабиринт «Вавилон» (Кандалакшский лабиринт)

На берегу губы Малый Питкуль, в 4 км от города Кандалакша находится каменный лабиринт «Вавилон», возраст которого достигает 4000 лет. Административно принадлежит Кандалакшскому району Мурманской области.

Вход в лабиринт найти сможет далеко не каждый - незнакомый с местностью путник его просто не заметит.

Считалось, что кандалакшский лабиринт создан первобытным человеком и представляет собой схему ловушки, используемой для лова рыбы. Ученые полагают, что здесь проводились религиозные церемонии - древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле.

Во всех "вавилонах", действительно, запутанные, замысловатые ходы, выложенные особым образом из камня. Спирали можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых.

Лабиринт выложен некрупными камнями на берегу Кандалакшского залива. Поморы называли его «Вавилон», т.е. извилистый, волнистый. Но мнения о происхождении такого названия расходятся. По одной версии поморское название лабиринта «Вавилон» является слегка искажённым кельтским термином. Остров (город) Авалон, где обитают феи, остров блаженных, который открывается только избранным, известен в Кельтской мифологии. Само название волшебного города оказывается производным от кельтского слова яблоко (abal, atal), что идеально согласуется с формой лабиринта, очень похожей на схематический разрез яблока. Если же добавить, что в кельтских легендах об «острове блаженных» повествуется о замечательных яблоках, дарующих бессмертие, то название, форма и легенда древнего сооружения оказываются тесно связанными между собой. Тогда получается, что лабиринт издревле считался указателем на близость иных пространств и измерений.

Для чего предназначались лабиринты? Этот вопрос считается открытым до сих пор. Версий существует великое множество – от вполне земных, до самых фантастических. Многие исследователи считали, что это обычные жертвенники, используемые древними людьми при совершении каких-то обрядов. Другие доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в какие-то иные миры. Несомненный интерес представляет предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Одно можно сказать совершенно точно: каменные спирали в буквальном смысле пусты. Многие исследователи пытались найти под ними какие-то доказательства своих версий, но тщетно: там оказывались либо нетронутый галечник или скала.

В районе Кандалакши летом 2011г. была обустроена туристическая краеведческая тропа «Кандалакшский берег» – трёхкилометровый маршрут оборудован указателями и табличками с описаниями достопримечательностей, сделано несколько туристских стоянок. В числе других объектов тропы, на ней находится и данный лабиринт.















‘Мостищенское городище и лабиринт «святилище» расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань. Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени — Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены всего остатки шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек вообще находится на самом его краю. Все юрты схожи и площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре. В одной из них обнаружены следы очага, а на полу юрты были найдены некоторые шерстяные волокна. Археологам удалось определить и вход в помещение, он направлен в сторону склона мыса. Из за того что жилые постройки находились почти на склоне, жителям приходилось углублять место для выравнивания пола. Такие же постройки были обнаружены археологами и на раскопках Городище Россошки 1 «Крутцы» . Но на Мостищенском городище жители не использовали для строительства центральную, почти ровную часть городища. Похоже жителей «смущали» остатки каменных выкладок более древнего лабиринта, или возможно ими лабиринт охранялся?! Очевидно, что сам выбор мест для постройки жилищ были подчинены и схожы с охранными функциями городища. Вокруг центральной части городища (включая и древний лабиринт) были найдены хозяйственные ямы, их более 60, половины из них - зерновые. По всем признакам ямы не использовались одновременно (учитывая два периода в жизни городища), как и сами жилища. Судя по размерам жилищ, в каждом из них могло проживать от 4 до 8 человек, а в трех, следовательно, не более 25 человек. Такая цифра не может соответствовать численности ни родовой, ни соседской общины.

На площади мостищенского городища обнаружен могильник, который включал пять захоронений: трех взрослых, подростка и младенца. Из заупокойных вещей обнаружен железный акинак и нательный костяный амулет. Захоронения совершены на древнем горизонте и завалены камнями.

Вероятнее всего предположить, что обитатели Мостищенского городища несли здесь главным образом сторожевую службу. В таком случае городище могло принадлежать представителям власти - вождям племен или же жрецам. Возможно жителями городища были и зависимые люди: соплеменники нижнего сословия, может быть рабы. Здесь проводились общественные собрания и судя по размерам внешних от жилищ за пределом городища (на юг) остатков гарищ (костров - очагов) какие то празднества, обряды жертвоприношений или другие церемонии; Здесь могли укрываться на случай опасности жители из близлежащих поселений. Что же касается оборонительных укреплений, они возводились возможно усилиями нескольких соседских общин или руками… рабов или плененных с других племен. Возможно защитникам Мостищенского городища и лабиринта не удалось отбить неожиданное нападение кочевых скифов, которые обсыпав буквально из луков городище стрелами, при нападении изменили и уклад жизни в городище и от которых пострадали и стар и мал. Следовало жителям ожидать новых набегов, и нужно срочно спасать другое богатство - зерно, размещенное в ямах. Оставшимся в живых нужно было и похоронить погибших, и незаметно вывезти зерно. Естественно, у них не было времени рыть могилы и соблюдать погребальные церемонии. Так, вполне вероятная причина ухода людей из городища - осложнения, вызванные военной обстановкой.

Наряду с обычными для скифского времени находками, выявлены обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры. На верхней площадке мыса на фоне материка рельефно выступают развалины кольцевых каменных кладок. Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. Планировка поселения включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад-восток достигает 40 метров. То есть до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно сложным и системным, что не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем - лабиринтом. http://vk.cc/4ecyuO

Шесть каменных колец, закопанных в землю, некоторые называют магическим лабиринтом и потому приезжают в Воронежскую область, чтобы зарядиться от него энергией.

Многие помнят миф о Минотавре или слышали про знаменитый английский Стоунхендж. Между тем, вполне возможно, свой лабиринт есть и у нас, совсем недалеко от Воронежа - в Острогожском районе, рядом с хутором Мостище. Кто и для чего создал это чудо? И удастся ли найти ответ хотя бы на одну из многих его загадок?

Над тремя реками

Хутор Мостище раскинулся между трёх меловых холмов. С вершин открывается удивительной красоты вид на долину трёх рек - Дона, Потудани и Девицы. Такие места издревле привлекали к себе людей. Вокруг - богатые добычей леса, обилие рыбы и привольные пастбища. А если насыпать вал, установить частокол, поселение на холме превратится в надёжную крепость, неприступную для недружественных соседей.

От лабиринта в Мостище сейчас мало что можно разглядеть. Он был сильно разрушен, а то, что осталось, археологи постарались закопать под землю. На поверхности можно найти лишь отдельные белые камни, едва видные в траве. Но судя по плану, созданному археологами, сооружение было крупным и сложным.

Неудивительно, что археологи давно приметили это место. Ещё в 1957 году экспедиция Института археологии Академии наук открыла на центральном холме древнее городище эпохи скифов, обосновавшихся в южнорусских степях в VI-IV вв. до н.э.

А в 1983 году археологическая экспедиция ВГПУ под руководством Арсена Синюка нашла следы более древних племён, населявших эти места ещё в III тысячелетии до н.э. От той эпохи осталось немного - скопление камней. Но вскоре учёные поняли, что камни эти вовсе не разбросаны в беспорядке, а образуют шесть концентрических колец-эллипсов. Тогда и родилась смелая гипотеза: старинное сооружение - не что иное, как лабиринт, единственный в средней полосе России.

Эллипс лабиринта вытянут по линии северо-восток - юго-запад, внешние границы сооружения составляют 26x38 м. Большинство камней - меловые, но встречаются и гранитные валуны - порода, не характерная для этих мест.

Консерваторы с Иванова Бугра

Для чего было построено это необычное сооружение? Исследователи сходятся на том, что лабиринт мог быть древним святилищем. При этом есть версия и о его астрономическом назначении. Дело в том, что гранитные валуны чётко указывают направление на север, точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Арсен Синюк полагал, что святилище построили представители так называемой иванобугорской археологической культуры. Впервые её следы были найдены на Ивановом Бугре - отсюда и название. Иванобугорцы были лесными охотниками и рыболовами и при этом общались с населением степи.

Народом были весьма консервативным, не пользовались достижениями соседей и даже в бронзовом веке сохраняли образ жизни, характерный для неолита - нового каменного века. Кроме как в Мостище и на Ивановом Бугре, эта культура не встречается больше нигде.

Место силы

И всё-таки то, что мостищенская находка представляет собой лабиринт, - лишь гипотеза. Беда в том, что памятник дошёл до нас сильно разрушенным: ещё скифы начали растаскивать камни на стройматериалы.

Хоть и прошло с тех пор 2,5 тыс. лет, уверенности в том, что наши современники отнесутся к сооружению более бережно, у археологов нет: в итоге было решено вновь закопать древние камни. Турист не увидит в этом месте ничего, кроме поросшего степными травами холма.

Место силы притягивает множество любителей эзотерики

Тем не менее холм с зарытым в нём лабиринтом сегодня очень популярен и, прежде всего, у энтузиастов, увлечённых поиском паранормальных явлений. По мнению эниологов - сторонников теории об энергоинформационном взаимодействии на тонком уровне, - Мостищенский лабиринт представляет собой «место силы», обладающее особой энергетикой.

«Излучение лабиринта ощущается на расстоянии до 2 км и охватывает близлежащие посёлки, - рассказывает Александр Сухоруков, председатель комитета по изучению аномальных явлений в природе. - Находясь в эпицентре, люди чувствуют сонливость, лёгкое головокружение, приятное покалывание по всему телу, особенно вдоль позвоночника, и входят в состояние эйфории, повышенной активности, включаются процессы оздоровления организма.

Происходит лёгкое покачивание. Всё это может даже сопровождаться видениями. Важно вовремя выйти из резонанса, ведь энергетика очень сильная. Через некоторое время после расслабления наступает состояние повышенной активности».

Лабиринт приобрёл даже международную известность. Так, сюда на групповую медитацию приезжали туристы из Германии. По мнению немецких поклонников эзотерики, Воронеж и 100 км вокруг города - «сердечная чакра Европы».

«Я в это не очень верю, но мегалиты, действительно, обладают удивительными энергетическими свойствами», - говорит Александр Сухоруков.

Неразгаданная тайна

Узнаем ли мы что-то новое о лабиринте и его строителях? Или покров тысячелетий навсегда скрыл от нас истину? Археолог Валерий Березуцкий, один из открывателей лабиринта, оптимизма не испытывает.

«Вся площадь, занятая камнями, уже исследована, - рассказал Валерий. - К тому же не все исследователи считают это сооружение лабиринтом. Сомнения есть и у меня. Например, мы раскопали, как нам казалось, один из витков лабиринта, а потом выяснилось, что это природный выход мела. В археологии так часто бывает.

Может быть, это открытие. А, может, и неправильно понятый объект. Сложность в том, что после иванобугорцев там жили, по меньшей мере, два-три народа. Только от скифов осталось 126 хозяйственных ям, вырубленных в мелу. И уловить среди нагромождения камней лабиринт очень и очень непросто».

К тому, что паломничество в Мостище с каждым годом набирает обороты, археолог тоже относится скептически.

«Да, я общался с людьми, которые говорят, что к ним на этом месте приливает энергия, - говорит Валерий Березуцкий. - Может быть, это и правда. Но нет никаких гарантий, что она идёт из лабиринта».

Словом, верить в лабиринт и его магические силы или нет, каждый решает сам. Вряд ли будут найдены доказательства, способные убедить упрямого скептика. Энтузиастам же достаточно и хрупкой гипотезы, открывающей простор для воображения. Как бы то ни было, важно, что ещё одна тайна пробуждает интерес к бурному прошлому лесостепных просторов воронежского края.

Про то, что в Воронежской области есть каменный лабиринт, построенный на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры (!!!), я вычитал на местном форуме ещё зимой и, конечно же, пометил данное обстоятельство в Планы.txt. Понемногу я собрал необходимый минимум инфы, чтобы попытаться его разыскать и ждал только нужного стечения обстоятельств, чтобы тут же рвануть на его поиски.

И вот, 9 мая 2010 года, когда вся общественность, включая легион жж-фотографов, заваливших потом мою ленту унылыми картинками с военных парадов, синячила и толкалась на главных городских улицах, я со своим вечным напарником по всяческим авантюрам Лёхой решили, наоборот, уехать в этот день куда-нибудь подальше, а лучше в абсолютную глушь. После закупки провианта мы выбрались на старой Лёхиной "пятёрке" за город и взяли курс на .


01 . Острогожская трасса до неприличия живописна, пуста и почти не контролируется доблестной ДПС. Каждые 5-10 км мне приходилось бороться с желанием остановиться и что-либо сфотографировать. Но впереди, по моим прогнозам, нас ожидало что-то совсем уж запредельное и поэтому мы летели к намеченной цели без остановок. Пока не увидели лошадь.
( Место на карте мира )

02 . Вот вы поди заленились сходить по ссылке выше и поглядеть, где же именно мы встретили такого зашибенского коника, а между тем его даже видно на гуглмапс (!). Поэтому вот вам ещё евойный плечевой портрет. У модели насморк, не обращайте внимание.

03 . Это, если вы всё же не пошли по ссылке, село Девица. Точнее самая его окраина.
( Место на карте мира )

04 . Ещё один абориген, но пока неизвестный гуглю.

05 . Там за деревьями небольшая речка Потудань.
Её участок от села Солдатское до впадения в Дон называется урочище "Мордва" и считается одним за красивейших мест в Подонье.
( Место на карте мира )

06 . Луга заливные, то и дело объезжаем сырые участки, но, в конце концов, таки встреваем. Проклянаю полчища комаров-людоедов и задний привод в автовазовском исполнении, но кое как выталкиваю "пятёру" из лужи. Уффф....

07 . Хутор Мостище, в окрестностях которого и был обнаружен археологами каменный лабиринт, буквально в полутора километрах. Решаем пробиваться дальше. Отбиваясь от комаров, я почавкал впереди машины, выбирая места по суше. Внезапно вокруг образовалось целое поле колокольчиков.

08 . Так уж вышло, что до этого я видел колокольчики только на картинках, поэтому их присутствие, конечно, немного скрасило мою штурманскую долю.
( Место на карте мира )

09 . И тут новая засада. Мост через Потудань, отмеченный в навигаторе как действующий, на деле оказался в аварийном состоянии.
( Место на карте мира )

10 . Местные мужички, приехавшие порыбачить, сообщили, что по нему давно никто не ездит и существует другая дорога к хутору. Я был категорически против и предлагал вернуться через колокольчики и топи, но Лёха таки решает форсировать мост. Ниже можно посмотреть короткий видеоролик как это было. Лёха едет, я руковожу операцией, мужики тупо в шоке. Миль пардон за тряску (камера просто болталась на шее), дрожащий голос и мат - было действительно ссыкотно, что мы невзначай утопим машину.

11 . Чтобы немного перевести дух и дать остыть дрыгателю, побродили вокруг моста. По легенде, Потудань была границей, севернее которой татары не собирали дань. Отсюда и название означающее, что по ту сторону реки необходимо башлять кровные.

12 . Между прочим, эта речка дала свое имя рассказу Андрея Платонова "Река Потудань", по которому позже сняли фильм "Одинокий голос человека". А ещё отдельные исследователи считают, что именно на берегах Потудани произошла битва русичей с половцами, описанная в "Слове о полку Игореве" и что именно Потудань это древняя река Каяла. Почему бы и не поверить, я считаю, тем более вокруг такая лепота.
( Место на карте мира )

13 . Следы жизнедеятельности бобров.
Как-то по осени я посетил , желающие могут ознакомиться.

14 . И вот, наконец, мы въезжаем в хутор. Он почти весь заброшен и, в основном, состоит за вот таких вот древних заброшенных избушек.
( Место на карте мира )

15 . Удивительным образом сохранились не только таблички с номерами домов...

16 . ...Но и с названиями улиц.

17 . Встречаются дома по новее, если вообще можно применить такой синоним к мостищенским хибарам, но, по больше части, тоже нежилые.

18 . Начинаем кружить по хутору в поисках сабжа. Неправильно трактую имеющуюся у меня информацию о лабиринте и путаю его с заброшенным огородом. Дело в том, что после раскопок археологов, местные додумались растаскивать древние камни на свои хозяйственные нужды. Люди науки почесали репы и не придумали ничего лучше, кроме как снова завалить свою находку толстым слоем грунта.
( Место на карте мира )

19 . Есть версия, что лабиринт "работает" до сих пор и является действующим местом силы и гармонизатором окружающей среды. На огороде растёт гигантский укроп и не ловят мобильные телефоны, поэтому некоторое время я уверен, что мы бродим прямо над лабиринтом.

20 . Позже таки выясняется, что я слишком схематично ткнул пальцем в навигатор и мы бродим по огороду, а гигантский укроп весьма распространён и называется фенхель.

21 . Мы решаем забраться на гору, знакомую вам по двум предыдущим фотографиям, но берём неверное направление и снова выезжаем на сырые берега Потудани.
( Место на карте мира )

22 . Понимаем, что тупанули, начинаем разворачиваться и встреваем уже по полной. Вокруг не то чтобы болото, но лысая резина совершенно не желает хоть как-то сцепляться с сырой землёй. Я начинаю кипишевать, потому что вытолкнуть машину в одно лицо уже не получается, ветки тоже не помогают и вот Лёха начинает обувать "пятёру" в цепи.

23 . Мне же он предлагает подождать и увидеть как играючи он выберется из засады, как только закончит свою инсталляцию. Я, немного успокоившись, начинаю коротать время, фотографируя всякую шляпнину. Вот, например, трутовик.

24 . Неожиданно (в такой-то глуши) мимо коптит мужик на мотоцикле с фотографии номер 9. Спрашивает у меня нужна ли помощь, я честно отвечаю, что не знаю. Мол, водила сказал, что сейчас всё будет в лучшем виде без всякой посторонней помощи. На наше счастье мужик всё равно остаётся поглазеть на бесплатный цирк, а Алексей даёт газку, потом газу, а потом и гари и окружающую действительность заволакивает белым дымом. Когда он рассеивается, мы с мужиком уже видим "пятёру" занявшую круговую оборону в свежевыкопанной траншее. Вылазит Алексей и сообщает, что запамятовал опустить ручной тормоз. Я говорю, что сам он это слово и с удесятерёнными данной стрессовой ситуацией силами и, конечно, с помощью мужика, всё же выталкиваю "пятёру" на подсохшую почву. На картинке ниже Лёха уже отмывает свои чресла и чудо-цепи в реке. Слева. Метрах в пяти.
( Место на карте мира )

25 . Тут уже, пожалуй, пора сделать лирическое отступление и рассказать, что же это, собственно, за лабиринт-то такой. Обнаружили его в конце 1980-х. Подобные каменные сооружения хорошо известны в Англии (кольца Стоундхенджа, например), Швеции, Дании, Средиземноморье, а так же на севере России, в Карелии и у берегов Белого моря. Тем удивительнее наличие подобного мегалитического сооружения в средней полосе России. На сегодняшний день это единственная такого рода археологическая находка в наших широтах. Мостищенский лабиринт имеет форму овала размерами 26 на 38 метров, выстроенного из меловых камней. Относительно того, кто и зачем возводил подобные каменные святилища у науки пока точного ответа нет. А уникальность Мостищенского лабиринта, кажется, вообще повергла учёных мужей в состояние когнитивного диссонанса и они предпочитают по большей степени умалчивать даже о его существовании. Ниже картинка того, что удалось раскопать археологам. Обращаю внимание, что в некоторых источниках хутор именуют Ма стище, а лабиринт, соответственно, Ма стищенским.

26 . А мы продолжаем наши поиски.
Хутор, как видно ниже, раскинулся между меловыми мысами (горами). Мы забираемся на один из них.
( Место на карте мира )

27 . По правую руку от этого места, насколько я понял (увы, уже дома) и расположен Мостищенский лабиринт. Видите столб ЛЭП? Вот где-то там.

28 . В сырую погоду забраться наверх на автомобиле практически нереально. Посмотрите на угол спуска/подъёма и какие ямища размывает стремящаяся вниз вода. К слову, это и есть та, другая дорога на хутор Мостище, про которую нам говорили рыбаки. Если продолжать ехать по ней, она полями приведёт к большому селу Коротояк.

29 . На соседнем холме тоже были обнаружены каменные сооружения, но уже не в форме эллипса, а прямоугольные. Повторюсь, что скомпилил в мозгах прочитанное и увиденное я уже дома, а в тот момент, забравшись наверх и вдруг увидев живописный заезд на соседний холм, я сделал вывод, что самое интересное будет именно там и мы решаем вернуться по размытой дороге вниз и попытаться вскарабкаться туда по заросшей грунтовке. Кстати, это место называют гора Городище, потому что на ней было обнаружено ещё и древнее, извините за тавтологию, городище. Естественно не такое древнее как лабиринт, но тем не менее.
( Место на карте мира )

30 . Мы съезжаем вниз (бедная "пятёра"!), чуть петляем по хутору и заползаем на Городище. По внутреннему распорядку у нас уже давно время обеда. Лёха начинает готовиться к трапезе, а я внезапно нахожу кучу камней. Естественно, начинаю подозревать местных, что они таки дорылись до лабиринта и разбирают его на свои никчемные аборигенские нужды или даже барыжат камушки конторам, промышляющим ландшафтным дизайном.

31 . Внезапно небо темнеет и становится очевидным, что уверенно надвигается дождь, а то и гроза. Помня предупреждение рыбаков о последующей непроезжабельности спусков и подъёмов, быстро собираем разложенные было манатки, в ужасе ретируемся и несёмся без остановок к ближайшему асфальту в районе упомянутого Коротояка. Нервно обедаем уже в машине - дождь всё же начинается. Решаем выдвигаться в сторону родных пенатов, но по пути нам открывается дивной красоты панорама. Останавливаемся. Где-то слева остался хутор Мостище. На фото видно, что там льёт уверенный дождь.

32 . За деревом что-то белеет и я сползаю по мокрой траве по-ближе к обрыву. Это меловой утёс, слегка погрызенный аборигенами.

33 . Взгляд вдоль русла Дона в направлении Мостища.
Лепота - гроза уходит, но начинается закат.
( Место на карте мира )

34 . Скользя, ползём наверх к машине. Дождик ещё моросит и ЛЭП натужно гудит по этому поводу. Мозг тоже. Пора домой.

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта – каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня – именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния – то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно – добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов – священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках – это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.