Где находится камбуз. Кухня на корабле — оснащение оборудованием

Достаточно простоять сутки на камбузе, чтобы потерять интерес к творогу, сметане, к первому, ко второму. На камбузе можно есть только компот. Он из сухофруктов. Там разве что только червячок какой-нибудь сдохший плавает, или, на худой конец, вестовой в лагун рукавом залезет…
А. Покровский «Творог»

Камбуз – это кухня на корабле, для тех, кто не в курсе. В нём готовят то, что на флоте называют едой.
С камбузом я познакомился на военных сборах после пятого курса института. Это когда студенты целый месяц играют в солдатиков, в нашем случае матросиков, чтобы после этого гордо прижать к груди автомат и произнести слова присяги, а, защитив диплом, не менее гордо именоваться офицерами запаса. До этого они вынуждены целых три года идти на ещё более немыслимые жертвы: один день в неделю ходить в голубых тужурках и не опаздывать в эти дни к первой паре. И всё ради того, чтобы не отдавать два года своей жизни Родине, а если и отдать эти годы, то хоть с более весомыми погонами.
Слово «камбуз», конечно же, и раньше знал, и что оно означает тоже. И ожидал даже, что на учебном корабле «Перекоп» придётся столкнуться с неким подобием отсутствия комфорта, хотя наши сборы по сравнению с настоящей службой можно смело назвать отдыхом в пансионате с прекрасным видом на Петровскую гавань города Кронштадта. Тем не менее, камбуз произвёл на меня неизгладимое впечатление, затмившее собой шуршание под койками крыс, аромат девятнадцати пар носок в кубрике, «собачью вахту»1 и храп с соседних коек. А ещё на корабле есть гальюн, но, так и быть, совсем уж о грустном не будем.
Стоит упомянуть о самом корабле. «Перекоп» – корыто восьми тысяч тонн водоизмещения, построенный в социалистической Польше, был, что называется «неходовым». То есть в море он не ходил. Техническое состояние не позволяло. Зато оно позволяло принимать на борт всяких курсантов в количестве до четырёхсот голов, проходящих «корабельную практику», и по этому поводу гордо именоваться кораблём первого ранга, хотя по водоизмещению корабль на этот самый ранг не тянул. Экипаж «Перекопа» состоял из десятка офицеров и двух десятков «нижних чинов». Из ста семнадцати положенных по штатному расписанию. Последние были поголовно «годки» в звании не ниже старшего матроса.
Рядом с «Перекопом» был ошвартован его систершип «Смольный». Он в море ходил, имел полный экипаж, и вскоре после начала наших сборов свалил в Германию с грузом кадетов на борту. Третий пароход из их серии – «Хасан» давно пошёл под резак.
И вот на «Перекопе» появились мы – студенты Корабелки. После погрузки на корабль разношёрстной толпы с баулами явно гражданской наружности, эту самую толпу заставили переодеться в осточертевшие голубые куртки, которые приходилось носить в те дни, когда нельзя опаздывать к первой паре, и назвали ротой курсантов. Мальчиками в голубом нам предстояло быть ещё несколько дней, после нам выдали рабочие платья. Наш взвод поселили в кубрик на третьей палубе по левому борту, иллюминаторы, как я уже говорил, открывали вид на Петровскую гавань.
Сразу же после заселения началось распределение нарядов. Их было довольно много: дежурный по роте, дежурный по столовой (назначались из командиров отделений), дневальный (два человека), накрывальщик-мойщик посуды (два человека) и, наконец, рабочий по камбузу (два человека). Если учесть, что почти каждый день был наряд «на картошку», половине роты скучать не приходилось.
Наш комвзвода Дима, не мудрствуя лукаво, сразу определил меня на камбуз вместе с ботаником Андрюшей с кафедры ядерных установок. Целый месяц тот преследовал меня, стабильно являясь моим напарником по всем нарядам. Всецелое пребывание в собственном внутреннем мире, стойкое неприятие мира внешнего в сочетании с неимоверным занудством делали Андрея чрезвычайно тяжёлым в общении.
- Ну, Андрюха, пошли вкалывать, - сказал я ему, и мы отправились на камбуз, в распоряжение старшины второй статьи Жени, занимающего на корабле высокую должность кока.
Идти далеко не пришлось. Камбуз находился как раз напротив нашего кубрика по правому борту. Предваряло его небольшое помещение с ванной, аналогичной тем, в которых люди совершают омовение, а здесь же она была предназначена для складирования чищеной картошки. Тут же были три мешка с корнеплодом, ожидающие ритуала чистки. Сам камбуз оказался просторным помещением со стенами из белого кафеля и грязно-коричневым опять же кафельным полом. Вдоль борта располагались разделочные столы, напротив них, ближе к диаметральной плоскости ровный ряд больших металлических котлов, а у носовой переборки плита, пенёк для рубки мяса, окошко в столовую для передачи пищи и большая автоматическая мясорубка. В довершении ко всему из угла раздавались какие-то псевдо-музыкальные звуки, там стоял магнитофон.
Среди всего этого великолепия помимо нас с Андрюхой я заметил ещё четверых живых существ: маленького белобрысого кока Женю в белом одеянии, двух матросов в тельниках и большого рыжего таракана, ползущего по плите в направлении норд-вест. Мы тут же всецело завладели вниманием троих из вышеперечисленных представителей фауны, лишь таракан продолжал ползти по своим делам, не отвлекаясь на мелочи вроде нас с Андреем.
- Пацаны, вы кто будете? – спросил Женя.
- Да мы вот... С первого взвода... Нас сюда послали… - я тоже слегка растерялся.
- Послали, говоришь. Хорошо, что сюда послали, а не на х… - изрёк Женя, а матросы заржали. – Хотя, один х…, что туда, что сюда. Вы, наверно, курсанты?
- Ага, курсанты.
- Ну и зашибись. Приступайте к работе. Как вас звать-то, кстати?
- Василий.
- Андрей.
- Меня Женя. Это Дима и Олег, - указал он на матросов.
- Ааа… Что делать-то?
- Вот вам швабра, вот ведро, вот тряпка, а вот пол, - тот, кого представили Олегом, указал себе под ноги. – Вперёд.
Андрей потянулся к швабре.
- Подожди ты, ё… твою! – остановил его Женя. – Переоденьтесь сначала. Эти ваши голубые куртки, ведь парадная форма. Испачкаете ведь.
- Повседневная, - поправил я его, и мы пошли в кубрик переодеваться.
Выражение «ё… твою» на флоте вовсе не оскорбление, а просто обращение к человеку, стоящему ниже тебя в табели о рангах, или равному тебе.
Переодеться мы могли только в тренировочные костюмы. Другой альтернативы наш скудный гардероб не предоставил.
- О, другое дело! – сказал Женя, когда мы вернулись в камбуз. – Теперь за работу.
Мы с Андреем переглянулись. Каждый из нас хотел, чтобы пол мыл не он, а напарник. Несколько секунд между нами шла молчаливая борьба, своеобразная игра в «гляделки». В конечном итоге первым не выдержал Андрюха: с печальным вздохом закатал рукава, взял ветошь и окунул в ведро. Затем стал старательно её выжимать.
- Не так! – остановил его Олег.
Мы удивлённо на него уставились.
- Объясняю. Ты, - он указал на меня, - поливаешь из ведёрка палубу, а ты трёшь её шваброй.
Тут Олег с Димой продемонстрировали, как это всё должно происходить. Палуба корабля не ровная, а выпуклая, так корпус прочнее, поэтому вся грязь и отходы производства вместе с водой самотёком отправлялись в дренажное отверстие в палубе у борта, что не стекало само, заталкивалось туда шваброй. Далее по системе сточной воды всё это оказывалось за бортом.
- А теперь так же от самой носовой переборки, - Костя вручил мне ведро, а Андрею швабру. – Исполнять!
С мытьём палубы мы разделались довольно быстро. Андрей довольно неплохо работал шваброй, только слишком торопился, в результате чего я пару раз плеснул ему на кроссовки.
- Теперь что? – спросил я, когда работа была закончена.
- Ничего, - после недолгих раздумий произнёс Женя. – Отдыхайте пока.
Олег принёс откуда-то из подсобки два стула со сломанными спинками для нас, и поставил их между плитой и пнём для рубки мяса. После того, как мы на них уселись, матросы стали расспрашивать нас, кто мы вообще такие, а мы их, как им служится. А служилось им, как мне показалось, неплохо. Жили матросы по двое в четырёхместных кубриках (после нам их показали, не номера люкс, конечно, но, тем не менее), в увольнение отпускали регулярно. «Неустав» на корабле отсутствовал напрочь по двум причинам: во-первых, за взаимоотношениями личного состава тщательно следили офицеры; во-вторых, как я уже говорил, все срочники были «годки», гонять им было некого.
Пока мы беседовали, Женя стоял за плитой и колдовал над нашим сегодняшним ужином. Пару раз он просил нас набрать в большой лагун воды из котла и подтащить к плите. Пока всё было неплохо, за исключением того, что в магнитофоне крутилась кассета любимой жениной группы «Кабриолет». Тот, кто слышал, поймёт, кто не слышал, послушайте и поймите.
Вскоре на камбуз прибежал Костя, исполнявший в тот день обязанности дежурного по роте. Вслед за ним плелись Малой и Лёня-бильярдист. Оба были одеты в тренировочные костюмы.
- Всё, ваша смена закончилась, - обратился Костя к нам с Андреем. – Теперь Малой с Лёней на камбуз заступают.
- Какая жалость, мы только во вкус вошли, - изобразил я огорчение. – Пошли, Андрюха.
В кубрике я переоделся и завалился на койку с книжкой в руках. На сборы я взял с собой томик фантастики Житинского, его как раз на неделю должно было мне хватить, а на выходные нас обещали отпустить домой. Мои новоявленные «сослуживцы» в основной своей массе расселись по банкам вокруг двух столов, на которые в больших количествах были выложены пакеты с печеньем и сдобой, и ждали, когда закипит вода в электрическом чайнике. Несмотря на то, что наши офицеры настоятельно рекомендовали трёхразовое питание в столовой плюс «вечерний чай», процесс поглощения всевозможных булочек и «дошираков» в кубрике в течение всего месяца почти не прекращался. В результате, кое-кто со сборов вернулся изрядно поправившись.
Через пол часа вновь прибежал взмыленный Костя:
- Б..я, парни! Давайте снова на камбуз.
- Опять мы? – удивился я.
- Опять вы. Вы должны там работать до пяти вечера завтрашнего дня. Я просто всё перепутал.
Пришлось отложить книгу и снова переодеваться, а затем искать Андрея, который успел куда-то свалить. Его я нашёл на шкафуте левого борта, где обычно у нас были построения во время поверок. Андрей сидел на кнехте, устремив свой задумчивый взгляд на отходящий от пристани паром.
- Андрюха! – обратился я к нему. – Лафа закончилась. Пошли обратно на камбуз.
- Как так обратно на камбуз?
- Молча. Легко и непринуждённо. Костян всё перепутал, кулибин клёпаный. Наша трудовая повинность завтра до семнадцати ноль-ноль.
- Подожди, тебе кто это сказал?
- Да он сам и сказал. Бляха муха, Андрюха, заканчивай с занудством и пошли работать. И не сиди на кнехте, ревматизм заработаешь.
Андрей продолжал занудствовать ещё минут пять. Наш вышеизложенный диалог повторился ещё раза три. В конечном итоге, я позвал Костю. Тот был по-спартански лаконичен и убедителен:
- Толстый, кончай пи…ть и дуй на камбуз.
Женя и матросы очень удивились, когда мы вернулись вновь, выгнали с камбуза Малого с Лёней и выразили готовность трудиться дальше.
- Это баранизм нашего начальства, ничего особенного, - сказал я им, и они со мной согласились.
Приближался ужин. Мне поручили резать хлеб на всю роту, Андрею – вскрывать консервные банки.
Я подошёл к стеллажу с хлебом, взял белую буханку. Она была наполовину покрыта плесенью, и показалась мне какой-то лёгкой. Повертев буханку в руках, я обнаружил в ней небольшое отверстие. Тогда я разломил её пополам. Мякоть внутри почти полностью отсутствовала.
- Крысы, - услышал я из-за спины голос Олега. – Что, не видел никогда, как крысы хлеб едят?
- Теперь видел.
- Возьми этот хлеб, - он указал на другой стеллаж. – Он вроде получше. А этот чайкам выбросим.
Я выбрал десять буханок «получше». Затем взял нож и аккуратно срезал всю плесень, после чего начал нарезать хлеб ломтями. Когда я справился со своей задачей, пришлось помогать Андрею, тот всё никак не мог разделаться с консервами. Со стороны окошка, ведущего в столовую, уже раздавались возбуждённые возгласы, «жрать давай» или что-то вроде того. Женя распределял по котелкам гречу и кисель, мы их относили к окошку, где передавали накрывальщикам-мойщикам. Вслед за котелками отправили в столовую консервные банки и кисель.
- Сами жрать будете? – спросил Женя. – Вам тут осталось.
- Будем, - ответил я, - конечно будем.
Мы сходили за своими кружками и ложками в кубрик, миски, заменявшие тарелки, нам выдавали. Впоследствии стали покупать одноразовую пластиковую посуду. Руки мы с Андреем вымыли прямо на камбузе, из котла. Вообще, на корабле с водой было очень тяжело, как, впрочем, и во всём Кронштадте. Её давали три раза в день по пять минут как раз в то время, когда весь личный состав должен быть в столовой. Ещё вечером можно было сбегать на ПЭЖ2 и, угостив вахтенного сигаретой, выклянчить воды в душ. Эх, если б знали вы, насколько добрым и услужливым становится русский моряк, если угостить его сигаретой.
Есть нам, пришлось, держа миски на коленях. Зато вместо киселя в наших кружках плескался апельсиновый сок, а вместо тушёнки семьдесят какого-то года выпуска в миске лежала вполне свежая селёдка. Всё это Женя урвал для нас от офицерского ужина.
Наслаждались своим привилегированным положением мы с Андреем не долго. Накрывальщики-мойщики стали возвращать на камбуз котелки, которые нам предстояло отмывать. Сами они мыли только миски, и у них имелись для этого заблаговременно закупленные моющие средства. Мы же должны были мыть котелки и отдирать пригоревшую кашу в лагуне, имея в наличие только холодную воду. В единственном котле, в котором работал подогреватель, вода закончилась, а пополнить её запасы раньше, чем утром не представлялось возможным.
С котелками особых проблем не возникло, после оттирания ветошью, споласкивания и не очень пристального визуального осмотра можно было считать, что они чистые. С лагуном всё вышло гораздо серьёзнее, пригоревшая греча никак не хотела с ним расставаться. Наконец, я не выдержал, пошёл в столовую и отнял у накрывальщиков-мойщиков нашего взвода «Фейри». Сильно, конечно, сказано – отнял, скорее, позаимствовал, тем более, свою работу они уже заканчивали. Нам с Андреем ещё предстояло облагодетельствовать роту «вечерним чаем».
Помимо традиционных завтрака, обеда и ужина на корабле был предусмотрен «вечерний чай». Ровно в двадцать ноль-ноль личный состав роты (точнее, тех, кого сумеют найти) в четвёртый раз за день сгоняли в столовую и вручали каждому стакан чая и белый хлеб с маслом. Лично меня находили редко, в это время я предпочитал играть в настольный теннис в учебном классе, который располагался палубой выше. А выпить чашку нормального чая с нормальной булочкой без плесени я мог в любое время дня и ночи, было бы желание.
Женя велел нам взять только что отмытый от гречи лагун, высыпать в него большую пачку чая, набрать воды и поставить на огонь. После этого я снова резал хлеб, а Андрей делил масло на каждый из четырёх взводов. Когда жидкость в лагуне закипела, мы спустили его на пол, и Женя стал разливать чай по котелкам огромным алюминиевым половником.
После «вечернего чая» роте предстояла «вечерняя прогулка». Один раз я видел, что это такое. Людей выстраивают повзводно в две колонны, и они наматывают круги по пирсу. Пока наши товарищи «гуляли», мы с Андреем в очередной раз отмывали котелки и лагун.
- На сегодня почти всё, - сказал Женя. – Осталось палубу вымыть и до завтра свободны. Завтра в шесть прих;дите сюда.
До того, как лечь спать я развлёк себя тем, что сходил на построение по случаю спуска флага, хотя, мог этого и не делать, так как официально был в наряде.

Подъём на корабле ровно в шесть утра, но уже за десять минут до означенного времени в кубрике начал раздаваться грохот выдвигаемых из-под коек рундуков. Некоторым товарищам, похоже, не спалось, и они торопились поскорее начать новый день.
Я открыл глаза и обнаружил себя на закреплённой за мной нижней койке, лёжа на спине. Первое что, я увидел, было лицо моего друга Сани, нашего ротного старшины. Он свесился с верхней койки и смотрел на меня. Смотрел долго, вероятно, пытался вспомнить, где раньше видел эту заспанную, мятую рожу.
- Вьетнамец3! – произнёс он, наконец. – Ты зачем меня ночью пи…л?
- Не понял? – тогда я действительно его не понял.
Понимание пришло ко мне несколько позже. Дело в том, что Санёк является обладателем весьма плотной комплекции, и койка под ним значительно провисала. По этому, ворочаясь во сне, я всё время задевал его то коленом, то плечом.
- Команда встать, койки заправить! – возвестила общекорабельная громкоговорящая связь.
Я поднялся с койки, встал на холодную, покрытую синим линолеумом палубу босыми ногами и начал одеваться. Все мои товарищи, также как и я, облачались в тренировочные костюмы, им предстояла утренняя зарядка на пирсе. Я посмотрел в иллюминатор. За ним было хмурое, сырое утро. На набережной не было ни души. Лишь огромный серый кот, презрев непогоду, сидел на баке ошвартованного рядом тральщика и умывался. В этот момент я подумал, очень даже неплохо, что мне не надо идти вместе со всеми на пирс.
Дверь в камбуз была заперта. Но обрадоваться этому обстоятельству мы с Андреем толком не успели, пришёл Женя и открыл её. Оказавшись внутри, я услышал какой-то шорох и грохот падающей на пол посуды. Это крысы, хозяйничавшие в камбузе в отсутствие человека, почуяли его приближение и начали разбегаться по своим норам. Я даже успел заметить в одном из углов лысый крысиный хвостик.
- А что вы кота не заведёте? – спросил я Женю. – На тральщике он есть, сам только что видел.
- Я просил, кстати, их одолжить кота на недельку. Больше и не надо. Потом его все подкармливать начнут, он обнаглеет и крыс ловить перестанет. Пока, вот, не дают.
Женя поставил в магнитофон свою любимую кассету «Кабриолета», нажал на «play» и стал отдавать распоряжения. Андрея он отрядил резать хлеб, а мне указал на чугунную сковороду, покрытую внушительным слоем жира:
- Ночью эти козлы, Дима с Олегом, рыбу ловили и жарили. Отмой, пожалуйста.
На мытьё этой сковороды я убил где-то час. Опять же в моём распоряжении была только холодная вода, а «Фейри» просить было не у кого. Собственно, сковорода так и осталась жирной. Её я задвинул как можно дальше, чтобы меньше попадалась коку на глаза. Затем тщетно пытался отмыть руки от жира.
Пока я возился со сковородой, Андрей успел почистить лук, и теперь доставал Женю вопросом, куда девать ошмётки.
- Без палева в люмик, - ответил кок улыбаясь.
- Куда?
- Да в люмик всё выбрасываешь, только осторожно, - уточнил Женя.
- Куда-куда?
В конце концов, ему пришлось взять у Андрея миску и продемонстрировать, как надо с ней поступить. Он подошёл к иллюминатору, высунул в него голову, убедился, что со «Смольного» в сторону систершипа вроде бы никто не смотрит, и высыпал содержимое миски за борт.
Олег принёс откуда-то брикеты порошкового киселя, высыпал их на стол и стал показывать, что мне с ними делать:
- Берёшь киянку и х...чишь по пачке. Вот так, - последовало несколько мощных ударов по брикету. – Теперь разворачиваешь, разминаешь и бросаешь в лагун.
Мне ничего не оставалось, кроме как мять жирными руками розоватый порошок. Утешала одно, пить этот кисель я точно не буду.
Когда мы с Андреем вовсю наслаждались отмыванием лагунов после завтрака, в камбуз прибежал офицер с погонами капитан-лейтенанта, похожий на разгневанного суслика. Его праведный гнев был направлен на кока Женю:
- Женя, какого х… не был на подъёме флага?!
- Ээээ… Трищ капитан-лейтенант, я большого сбора не слышал…
- Не п...ди! Всё ты прекрасно слышал! К тому же сам за временем следить должен.
- Серьёзно не слышал! – Женя тоже повысил голос. – И вообще, я от плиты отойти не могу, мне роту дармоедов-курсантов кормить надо! Вот всё на х… брошу и пойду флаг поднимать!
- Вы, я смотрю, товарищ старшина второй статьи, совсем ох…и, - офицер вдруг перешёл на «вы», - будете наказаны.
- Да насрать! – отрезал Женя и повернулся к плите.
Кап-лей тоже повернулся и вышел. Я был в шоке. Вот вам и дисциплина с субординацией.
- Мне три месяца до дембеля осталось, - Женя поймал мой недоумевающий взгляд. – Ни х... он мне не сделает.
Несколько минут спустя в камбузе появился ещё один начальник, рангом пониже – старший мичман. Но именно перед ним Женя чуть ли не встал по стойке «смирно».
- Так, - произнёс старший мичман, осмотревшись вокруг. – Кого тут за что вые...ть?
Когда начальник грозится «вые...ть» подчинённого, верить ему не стоит. Не может он этого сделать, такой вид наказания дисциплинарным уставом не предусмотрен.
Взгляд старшего мичмана остановился на нас с Андреем.
- Кто такие? – спросил он.
- Сту... эээ... курсанты ГМТУ, - я постарался на всякий случай сделать лицо посерьёзнее. – На военных сборах тут.
- Ага! Курсанты! – старший мичман заметно оживился. – Ну-ка, за мной, парни!
Он отвёл нас в трюм. Там было очень сыро, едва горел тусклый свет. На полках и стеллажах в огромном количестве располагались консервные банки, а на палубе лежали мешки с различными крупами и картошкой.
Раз в два-три дня к кораблю подъезжал продуктовый фургон со склада Ленинградской военно-морской базы, и продовольственный трюм пополнялся. На разгрузку машины нашу роту отряжали почти в полном составе. Участвовать в этом мероприятии было очень выгодно: проявивших особенное усердие и рвение мичман мог чем-нибудь премировать, скажем, двумя банками сгущёнки. А если скомуниздить ещё пару банок сгущёнки, получалось уже четыре банки... Впрочем, не мне вас арифметике учить.
- Да уж, если от пирса нас оторвёт, с голоду не помрём, - оценил я количество провизии. – Автономность по запасам продовольствия у корабля большая.
- Это точно, - согласился старший мичман. – Только если без кадетов. Эти всё сразу сожрут. Так, парни, берём каждый по мешку картошки и тащим к ванной, знаете, где это.
Несколько дней спустя на корабле появилась рота кадетов, и я убедился, что он не шутил. Кадеты – вечно голодный народ, в отличие от нас всегда требовали добавки в столовой, при этом, так же как и мы, постоянно что-то жевали в кубрике. Один раз сам видел, как мама с папой одного из них подкатили прямо к трапу на «опеле» и вручили своему чаду два здоровых пакета продуктов. Донести до своего кубрика он их не смог, его товарищи растерзали эти пакеты ещё в коридоре.
Мешок картошки, который мне предстояло переть на три палубы выше весил примерно столько же, сколько я сам. Мы с Андреем справедливо рассудили, что гораздо сподручнее будет вдвоём дотащить один мешок, а затем вернуться за другим. И то мы чуть не надорвались. А когда пошли за вторым мешком, дверь в трюм была уже заперта. Нельзя сказать, что мы сильно расстроились этому обстоятельству.
Целый день мы что-нибудь мыли, таскали, оттирали, резали, чистили и снова мыли. И всё под нескончаемые рулады группы «Кабриолет». Когда в семнадцать ноль-ноль пришли наши сменщики со второго взвода, я понял, что на этом корабле мне больше ничего не страшно.
А кисель я потом три дня не пил.

Предпоследний день сборов. Я снова рабочий по камбузу. Снова в напарниках у меня Андрюша. Я только что порезал хлеб, сижу на пне для рубки мяса, смотрю, как кадеты отмывают от каши котёл. Теперь всю грязную работу выполняют они. Рядом со мной магнитофон, я переставляю кассеты, ди-джеем, стало быть, работаю. Кассету с «Кабриолетом» спрятал как можно дальше. Интересно, Женя её потом вообще нашёл?
В камбузе появляются ребята из второго взвода с видеокамерой, фиксируют события «для истории». Я подвожу их к столу для резки хлеба, беру буханку с дырой в боку, разламываю пополам и вплотную подношу к объективу камеры:
- Вот, продукция жизнедеятельности крыс.
- Также прошу зафиксировать, что хлеб плесневелый, - говорит «режиссёр» фильма своему «оператору».
Они уходят, я возвращаюсь в исходную позицию. Ко мне подходит Андрей:
- Надо консервные банки открыть.
- Не видишь, я занят, - меняю в магнитофоне кассету «Кино» на «Короля и Шута» и нажимаю на «play».
Прибегает дежурный по роте:
- Все наряды на сегодня отменены. Приказано всем приводить себя в порядок, готовиться к присяге.
- А жрать мы, что на ужин будем? – в окошке появляется голова дежурного по столовой.
- Кто приказал? – спрашиваю дежурного.
- Акопян.
- Ааа... Акопян...
Капитан первого ранга Акопян – человек серьёзный. Если он приказал, надо подчиняться. Оставляю обоих дежурных препираться друг с другом, сам иду в душ. Наши военные игрища подходят к концу. Завтра присяга, и по домам.
_________________________
1 Период вахты с 3.00 до 7.00 утра. В это время дико хочется спать. Я подпирал дверь табуреткой, чтобы неожиданно не зашёл проверяющий офицер, и ложился, не раздеваясь, поверх одеяла.
2 Пост энергетики и живучести.
3 Одно из моих прозвищ. Ху До Шин.

Сегодня мы с вами обратимся к вечному. Кто сказал: «К Шекспиру»???
Нет. Уважаемого товарища Вильяма Шекспира мы оставим для другого форума. Так что же на судне столь архаично и мало подвержено влиянию прогресса??? И как ни странно, это камбуз!

Вот таким он был на паруснике.

Огонь, котел, и человек который должен в таких условиях обеспечить горячим питанием банду головорезов.
Камбуз- помещение на судне, соответствующим образом оборудованное и предназначенное для приготовления пищи (кухня).
Камбуз и Кок на судне были всегда и во все времена. Почему? Да потому что любой человек от юнги до адмирала и командующего любым флотом хочет есть. Да еще раза 3-4 в день.

Кок - судовой повар. Слово голландское (нидерл. kok), произошло от лат. coquo - варить, печь, жарить.
Кок выполняет задачи по обеспечению питанием личного состава воинской части, корабля. В его обязанности входит приготовление качественного завтрака, обеда и ужина, раздача пищи личному составу, а также приём, содержание и хранение продуктов. Кок должен знать основы кулинарии, правила хранения пищевых продуктов и их стоимость, уметь работать с электропечами.
Военно-учётная специальность - специальности войскового питания.
Штатное воинское звание - матрос, старший матрос.
Для овладения специальностью необходимо начальное или среднее профессиональное образование.
Для назначения на должность необходимо пройти подготовку в учебных отрядах (школах младших специалистов) ВМФ.
И на древних парусниках и на супер современных крейсерах, авианосцах и подводных лодках есть люди занятые приготовлением пищи и помещения для этого самого процесса.
Да, это не канониры, не капитаны. Они не ведут огонь по вражеским кораблям, не принимают судьбоносных решений от которых зависит жизнь и смерть сотен людей. Но от их работы очень сильно зависит как все это будет происходить. Потому что любой человек если его плохо накормить, будет думать не о выполнении боевой задачи, а о посещении, простите, гальюна.

Так вот. Раньше, на парусниках и пароходах работа кока была особенно тяжелой. Представьте. Холодильника нет, плита на камбузе на угле, провизия это солонина или вообще в живом виде на палубе в клетушках квохчет и мычит. А сама палуба под ногами болтается. А нравы просты и безыскусны. Плохо накормишь так и за борт могут выкинуть.
Сейчас конечно за борт не смайнают, но по кумполу тоже настучать могут. Особенно когда рейс или поход длительный и личный состав от этого малость озверевший. Но от лирики давайте перейдем к практики и рассмотрим устройство камбуза конца прошлого века более подробно. Добро пожаловать на камбуз среднестатистического сухогруза или лесовоза времен СССР.

Обычно на 40-50 человек команды пищу готовят 2 повара и 1 камбузник(подсобный рабочий).
Театр начинается с вешалки. А камбуз начинается с продовольственного склада. Или по простому с артелки. Там есть склад для хранения сухих сыпучих продуктов. Сахар, крупа, макароны. Холодильные камеры для хранения бакалеи и морозильные камеры для хранения мяса и рыбы.

Мясо говядина поступает в виде полу туш и четверть туш. Свинина тушами и полу тушами. Баранина тушами. И хранится в морозилке подвешенное на крюках. Самое веселое что загрузка мяса напоминает сказку про Жихарку. Как лиса ее в печку засунуть не могла. Так и тут. Лифт маленький и говядина туда не лезет. Когда народу надоедает с этим бороться то туши просто тащат на трап и при помощи волшебного пендаля отправляют в полет вниз. Главное чтобы из артелки в это время кто нибудь не выглянул.

Крупы и картошка тут проще. Мешки мягкие в лифт вполне нормально влезают. Это потом в рейсе веселее. Дверь лифта она на открытую палубу выходит. А в рейсе как ни странно и шторма бывают. Особенно зимой в Атлантике. В итоге, мешок на спину и полез по 50 градусному трапу.

Но, наш народ, помнится возили сахар в мешках, он и по вертикальному трапу из трюма с мешком радостно лазал. А одна палуба трюма это высота 2 этажного дома. Вот на какие подвиги любовь к холяве людей толкает.
А в ВМФ все еще суровее. Людей много, механизации мало.
Пошла погрузка. Пять "камазов" продовольствия. Горы коробок. Ни спать, ни жрать - грузить! До упора! Упор у нас раздвижной, чтоб ему...
Давай, давай, славяне! Нада! Навалились, оно провались!
Ящики, ящики... ящики...
- Меш-киии! Мешки наверх! Банки... Пакеты... Сахар по палубе... за ним мясо - в грязь, потом пойдет на котлеты...
- Дер-жи! Кто в ЛЮКЕ?!! Какая зараза на подаче?!!
Семь ящиков с сахаром на одной веревке.
- Порвется же!
- Не порвется, закидаем по-быстрому - и спать!
Чуть не улетел вслед за ящиками.
- Па-ра-зи-ти-на! Гробнуться захотел?!!
Семь ящиков сахара - сто пятьдесят кило.
- Эй, наверху, полегче!
- Не держат, заразы!
- Перестаньте бросать!
- Я кому-то по роже сейчас настучу!
Сахар по палубе. Пачки хрустят под сапогами; банки, пакеты, почки, рыба, компот - все это летит вниз, падает, бьется.
Наколотый компот не идет из банки - замерз.
Черт, пить хочется. Куда его теперь, наколотый? За борт!
- Куда бросил?! Отогреть же можно - поставил на трас (трансформатор) - и пей!
- Не сообразил.
Погрузка. Всего будет пять "камазов", закидаем - и спать!
Спать...
День с похмелья. Он еле открывает свои мутные глаза. Хоть спички вставляй.
Полярная ночь. Рассвет в двенадцать, а в два уже темень.
Небритый. Бритый - значит, выспавшийся.
Снег валит. На пирсе гора мусора, занесенная снегом; затоптанные коробки - погрузка идет.
- Давай! Что стоим? Навались, ребята, скоро кончим!
- Когда кончим! Конца не видать.
- Наверху! Заснули, что ли? Сволочи, там же нет никого! Все разбежались. Петров, ядрена корень!
- Да что я, один, что ли, здесь буду, чуть что - сразу Петров, а все спят в каютах, как сурки.
- Михалыч! Играй большой сбор! Нужно пройтись по каютам и шхерам! Пинками поднимай...
В каюте кто-то лежит; темно, как у негра... с пакетника клювик сняли, сволочи, чтоб их не беспокоили. А мы их без света, за ноги - и на палубу...
- Почему спим?!! Там люди уродуются, а у тебя здесь лежка? А ну встать!
На пирсе груда мусора, а завтра - в море. Любовь к морю прививается невыносимой жизнью на берегу.
- Почему сбежали с погрузки? Почему, я спрашиваю?! Так, в трюм его, и чтоб только уши торчали!..
- Боль-ша-я-при-бор-ка!
- Внимание по кораблю! Пришла машина за мусором! Вынести мусор!
Но ладно. Продукты получили. Пошли на камбуз. Дверь здоровая клинкетная на задрайках. Чтобы если что можно было от волны спрятаться. Открываем. Заходим.
Справа лифт в столовую команды и кают кампанию. Лифт червячный до соседней палубы минут 6 едет. Поэтому в столовую команды только первое и нарезку отправляем. А за вторым дневальный по трапу бегает. Ничего он молодой не развалится. Но к раздаче это мы позже обратимся. Сейчас начнем с самого страшного. Чем пугают всех в армии и на флоте. Это с чистки овощей.

Машина картофелечистка. Это она либо на больших круизных лайнерах. Либо на образцово показательных кораблях. А в остальном. Она конечно есть. Но только как памятник самой себе. Почему? Потому что она либо сломана. Либо из экономии. Потому что много воды расходует.

Почему расходует много воды? Потому что она туда непрерывно поступает. Потом после машины картошку все равно дочищать надо. И поэтому чаще всего картошку, морковку лук и прочее приходится чистить в ручную. На 40 человек. Представили? А картошка советская. Такое впечатление что ее специально выращивали в каучуковой кожуре. Которую не то что машина, ножик брать отказывается. А про современные модные картофелечистки я вообще молчу. Она с таким корнеплодом справится в принципе не может. Поэтому у всех камбузников того времени был молчаливый сговор. Смайнать этот корнеплод мейд ин юсср как можно быстрее. Чтобы закупили уже нормальную картошку которую легко и удобно чистить. И летела эта картошка за борт зачастую прямо в мешках. Но это на сухогрузе. А в ВМФ. Что взяли. То и жуем. Особенно на подводной лодке.
Вот картошку с морковкой почистили, теперь надо чистить лук. Что страшно??? На самом деле чистка лука не является большой проблемой. Сам лук до начала чистки глаза не щиплет. После чистки он уже в кастрюле с водой плавает. Тоже фитонциды никуда не улетают. А вот ПРОЦЕСС! По началу бойцы страдают. Но довольно быстро приспосабливаются. Иллюминатор и дверь, или два иллюминатора на разных бортах и сквозняк обеспечен. Он и относит едкие фитонциды в коридор. Но это уже не наша проблема. Особенно, если вместе с ароматом борща. Пусть народ в машине слюной захлебнется. :trollface:
Отлично. Корнеплоды почищены. Надо приступать непосредственно к приготовлению пищи.
Для варки бульона в больших количествах используем препаровочный котел. Вот такой монстроузный агрегат. Черти в аду обзавидуются.

Это все здорово, на картинке. В реальности же предохранительный клапан травит. Крышка нормально не закрывается. И если таких котлов несколько, то варочное помещение все в пару что твоя баня.
Теперь понимаете почему на броненосцах камбуз устроен вот так?

Иначе там долго просто не выдержишь. А надо там работать каждый день. Без выходных и праздников. Весь поход. А это несколько месяцев.
ОК пока у нас бульончик варится надо сделать пассировку. То есть пожарить лук, морковочку для заправки. На больших кораблях есть специальные машины овощерезки. Как правило это привод и на него сменные насадки чтобы можно было и овощи порезать и пюре протереть. Да. Это конечно не ручная нарезка. Но если надо накормить тысячу человек то без машин никак. Итак! Берем бак морковки, берем 20 литровый котел. Котел под рабочую камеру, машину включили, морковку высыпаем в приемную воронку. Высыпали. И пригнулись. Я сказал пригнулись!!! Потому что бывает что корнеплод из этого устройства вылетает не только вниз в порезанном виде, но и в лоб зазевавшемуся коку. Процесс нарезки занимает секунды. На обычных сухогрузах. Все прозаичнее. Сейчас обходятся кухонными комбайнами, а раньше все в ручную. Нож, доска и руки. Морковку порезали. Можно засыпать в сковороду. И заняться нарезкой лука. Подающую воронку снимаем. Снимаем нож которые резал морковку соломкой, и ставим нож для нарезки пластиком. Подающую воронку на место. Нож в мойку, камбузнику. Водичку из котла где плавал лук слили. Котел где была морковка под рабочую камеру. Врубаем. Глубокий вдох. Вываливаем в этот шайтан агрегат лук. И отходим на безопасное расстояние. Потому что по сравнению с тем что сейчас выдаст эта машина. Газовая атака это так. Детский лепет на лужайке. Килограмм 5 -7 лука порезано почти моментально. Площадь его соприкосновения с воздухом огромна. Фитонциды из разрушенных клеток выделяются интенсивно. В общем вдохнули. Подошли, взяли кастрюлю с нарезанным луком и вывалили в сковороду. Крышку закрыли. Можно из шланга сполоснуть машину. Чтобы лук особо не благоухал. Разобрали. Отдали камбузнику. Пусть моет. Теперь крышку на сковороде открыли. Помешали. А сковорода у нас вот такая.

Со сковородой все просто. Выставил нужный температурный режим. И она тебе его поддерживает. После жарки/тушения. Саму сковороду помыли слил из нее грязную воду. Чистой ополоснул и хорошо.
Там же можно яичницу, котлеты, отбивные и зразы жаренные готовить. В общем сковорода и сковорода просто большая. Пассировочка делается и теперь можно готовый бульончик из котла слить в 50 литровый котел. Котел под кран. в котел дуршлаг с марлей чтобы фильтровалось. И потек бульончик. Крышку открываем чтобы доступ воздуха нормальный был и сливалось веселее. А в котле из бульон свиная голова проступает вся в клубах пара. Картинка, Хичкок отдыхает. Бульон слился. Кости вытаскиваем. Мясо отделяем. А оно горячее с салом. Но ничего, раз горячо. Два горячо. Потом адаптируетесь. Кости в лагун и на выброс. Мясо порезать и отложить в сторонку. А 50 литровый котел с бульоном ставим на плиту.
Камбузная плита.
Камбузная плита она в общем ничем не отличается от обычной плиты на предприятии общественного питания. Единственное ее отличие это специальные бортики и распорки которые не дают во во время качки котлам перемещаться по плите. Сама плита может выглядеть, например, вот так.

Бортики они ставятся только во время качки. Потому что плиты делал один НИИ, котлы другие. В итоге после установки распорок на плиту помещается ровно половина от ее штатной загрузки. Сама плита, сами понимаете, далеко не металла керамика. А старые кондовые конфорки с тенами. Причем тены где то греют как не в себя, а где-то они уже частично скончались. И поэтому меняют не нагрев конфорки, а перемещают котел или сковородку на ту конфорку которая дает нужный нагрев. ОК обед готовится. Давайте поговорим о хлебе насущном.
О хлебе насущном.
Во время рейса или дальнего похода хлеб выпекают прямо на корабле. Для этого на всех судах и кораблях которые предназначены для дальних походов есть пекарни. Размер пекарни зависит от расчетного количества личного состава. Чем больше народу тем больше требуется хлеба. Тут еще вот какой ньюанс. Печь в походе можно только белый хлеб. Ржаное тесто от вибрации на корабле не поднимается. Поэтому ржаной хлеб берут с собой в замороженном виде. И кстати в таком виде он вполне нормально хранится. До полу года без проблем. А перед подачей на стол его надо просто разморозить и разогреть на паровой бане. Это так называется хитро, а на самом деле все просто. Большая кастрюля. В ней дуршлаг и крышка сверху на крышку кладем буханки, на кастрюле сверху полотенце. И хлеб из мороженного становится вполне нормальным. А вот белый хлеб мы уже печем.

В пекарне, она же кондитерская у нас по идее должна быть тестомесильная машина, тестораскаточная машина отдельный холодильник и естественно печи. Но это в идеале. В реальности. Тестомесилка у нас сломалась еще при царе горохе и запчастей нет и никогда не будет. Поэтому ставим опару для хлеба. А потом добавляем муки и начинаем замес. Все в рукопашную. Часиков этак в 5 утра. Месить тесто для хлеба это тяжелее чем железо в качалке таскать. Поэтому бицепсы у нас будут красивые и рельефные. Тем более что происходит это все рядом с пекарным шкафом который уже начинает разогреваться. В режим он войдет где то через час. А мы хорошо, если в Арктике. А если в тропиках? За бортом +30 в пекарне +50, а работать надо. И кондея нет. И так изо дня в день. Потом тесто дозируем. В формы и пусть поднимается.

А как поднимется. Так в печь. Печь у нас тоже греет криво, с одной стороны слишком жарко. С другой не очень. В итоге формы надо поворачивать. И все это вручную и в горячей печи. Жонглер с горящими факелами нервно курит в сторонке. И при этом нельзя форму стукнуть. Иначе хлеб опадет и станет плоским и не пышным. И кто его в таком виде есть будет? Нет матросам срочникам это конечно скромить можно. На первом году и не такое сметут. А вот офицерам и гражданским такое не прокатит. Поэтому аккуратность, аккуратность и еще раз аккуратность.
Вот друзья, мы охватили основные моменты камбуза. За бортом пока остались холодный и мясной цеха. Но на сухогрузе их отдельных, просто нет. Поэтому если у вас будут вопросы. Задавайте. Расскажу. Значит так. Хранение, очистку, приготовление, выпечку хлеба рассмотрели. Теперь пора переходить и к раздаче пищи.
Раздача.
Это опять же зависит от размеров и типа нашего корабля. По идее, стараются делать камбуз и столовую на одном уровне. Но не всегда получается. Поэтому как я уже говорил выше часто дневальному приходится сайгачить с подносом по трапу. Потому что лифт медленный и маленький.
А на боевых кораблях делают отдельную столовую для экипажа. Где раздача напоминает обычную столовую.

После приема пищи, естественно всю посуду надо помыть и высушить. Котлы и сковороды тоже. Палубу на камбузе надо мыть минимум 2 раза в день. После обеда и после ужина. Причем драится палуба до идеальной чистоты. Поэтому друзья, помните всегда о тяжелой работе тех кто готовит для вас еду. И если что то у них и не получается. Поймите и простите их. И по мере возможности помогайте. Даже просто помогите маме на кухне, даже когда она не заставляет.
Наша небольшая импровизированная экскурсия подошла к концу. Традиционное СПАСИБО всем, кто дочитал до конца.

Кухня на корабле (камбуз) ­­– место особое. От его обустройства и профессионализма кока зависит результат плавания. В небольшом по площади помещении смонтированы энергоемкие приборы. Кухня в корабле предусматривает современные технические решения: возможность испечь хлеб и кондитерские изделия, приготовить кофе, предложить в меню диетические блюда, накормить команду и пассажиров судна пищей из свежих продуктов.

Система жизнеобеспечения любого корабля не может обойтись без камбуза. Занимаемая площадь и комплектация камбузного помещения зависят от функций, возложенных задач на плавсредство и его типа. Обойтись без оборудованной корабельной кухни нельзя.

Три основных наименования

Номенклатура оборудования камбуза утверждена требованиями СанПин 2.5.2-703-98. Механизация кухни для кораблей предусматривает наличие трёх компонентов, обязательных при комплектовании камбуза. Поговорим о них ниже.

Плита

Кухня в корабле оснащена устройствами, конструкция которых, например, плит для кухни мало отличается от обычных. Важными аспектами такой плиты являются:

  • Компактность – на судне рассчитан каждый сантиметр площади;
  • Прочность – агрегат должен выдерживать долгие рабочие циклы с максимальной нагрузкой;
  • Приспособления против опрокидывания (держатели) – во время качки посуда не съезжает с нагревательной поверхности и не падает с плиты;
  • Регулировка нагрева;
  • Готовка сразу не менее трех блюд в достаточном количестве, для команды корабля;
  • Выпекание хлеба в духовке плиты;
  • Теплоизоляция наружных боковых поверхностей (до 45ºС).

Конечно, плита на камбузе траулера будет сильно отличаться от устройства на кухне ресторана круизного лайнера. Но общие черты, приведённые выше, всё равно сохранятся. Плиты для камбуза монтируются на кораблях разных типов и служат для приготовления полноценного питания.

Электроплиты на камбузе должны работать в жёстких условиях тропиков (+ 45ºС) и при низких температурах (– 10ºС). Уровень влажности должен сохраняться в 75%. Максимально возможный (98%) приведёт к снижению верхней границы положительных температур (35ºС).

У малогабаритных моделей плит элементы системы управления (пакетные переключатели) встроены в корпус. Такие плиты запитываются простой штепсельной вилкой. Остальные образцы управляются аппаратурой установленной на отдельных щитах. Приборы подключаются к электросети судна с помощью выводных колодок (размещены на внешнем корпусе).

Кипятильник (бак для нагрева воды)

Кухня в корабле, как и любая другая, не обойдётся без горячей воды. Кипяток – это универсальный продукт. С его помощью готовят блюда, обрабатывают продукты перед нарезкой и закладкой, моют посуду, используют как питьё (для заварки).

Особые качества судовых кипятильников соотносятся с параметрами камбузных электроплит. Но в первую очередь обращать внимание нужно на производительность бака. Прибор должен выдать потребное количество горячей воды за определённое время. Объём производимого кипятка рассчитывается индивидуально для каждого корабля.

Кипятильник – емкость с нагревателями внутри. Облицовка, нанесённая снаружи, исключает контакт с горячей поверхностью. Бак устанавливается вертикально и фиксируется. Исключительно удобен на камбузах с небольшим помещением. Быстро нагревает воду, поддерживает её температуру.

Облегчит обслуживание бака:

  • Наличие дополнительного крана для слива воды;
  • Полуавтоматическая система управления;
  • Защита от случайного включения бака без воды.

Ценный параметр кипятильника – антикоррозийное покрытие. Разность жесткости пресной воды, поступающей на борт из разных источников, оказывает негативное воздействие на конструкцию бака. Качественное покрытие обеспечит кипятильнику долгий срок службы.

Холодильник

Сохранение продуктов во время рейса – основная задача камбузной холодильной установки. С этой ролью может справиться обычный бытовой холодильник. Однако, в большинстве случаев, морозильные агрегаты бытового уровня на судах не используются.

Кухня в корабле требует установки холодильника с надёжной фиксацией (системой крепежа), чтобы не произошло смещения его корпуса от вибраций судна. На дверях морозильных камер рекомендована установка запорных устройств, во избежание случайного открытия.

Необходимый рабочий объём холодильной установки определяется соответственно количеству экипажа/пассажиров и типу судна (грузовое/пассажирское). Разработаны корабельные специализированные хладоприборы с различными типами заморозки: водяной и воздушной.

Плюс два агрегата

Развитие техники позволило обеспечить кухни для кораблей новейшей многофункциональной аппаратурой. Наибольшее распространение получили два вида оборудования.

Печь СВЧ

Микроволновки можно встретить почти на каждой кухне. Свою нишу они заняли и на камбузах. На кораблях встречаются микроволновые печи профессионального уровня и обще-бытовые образцы. Это связано с тем, что СВЧ-печи не входят в обязательную номенклатуру оборудования, но кухня в корабле может комплектоваться подобными приборами по мере необходимости.

Владелец судна/капитан сам принимает решение о наличии такого устройства на камбузе. Этот факт не оказывает особого влияния на популярность использования микроволновок во флоте. Каких-то специальных камбузных характеристик для печи со сверхчастотным излучением нет. Главное, чтобы для неё нашлось место.

Пароконвектомат

Диапазон функций устройства чрезвычайно широк. Благодаря пароконвектомату можно:

  • Термически обрабатывать пищу: сухим и влажным способами;
  • Приготовить полный набор блюд категории «второе»;
  • Запечь мясо;
  • Заняться выпечкой (хлеб, кондитерские изделия).

Корабельная кухня, с пароконвектоматом, имеет целый ряд преимуществ:

  • Кок затрачивает меньше времени на готовку;
  • Включение в меню диетических блюд;
  • Возможность значительно расширить рацион;
  • Готовить более сложные кушанья.

Всё оборудование на камбузе обязательно сертифицируется Российским Морским Регистром Судоходства и Российским Речным Регистром.

Производители камбузных механизмов в России

Морской тематикой кухонного оборудования в чистом виде не занимается ни один производитель. Отечественных поставщиков камбузной техники очень мало. Среди них можно выделить три предприятия:

  1. Концерн «Термаль» (Нижний Новгород) ­– поставщик большого количества различных приспособлений и устройств для камбузов. Более того, предприятие самостоятельно разрабатывает образцы оборудования, отдавая предпочтение отечественным комплектующим. Более 15 единиц техники находится в стадии проектирования и модернизации. Фирма организовала дилерскую сеть в странах СНГ, активно развивает сотрудничество с государствами дальнего зарубежья.
  2. ОАО «Чувашторгтехника» – серийно выпускает две модификации пароконвектоматов в морском варианте. Российские модели значительно дешевле импортных (в 3-4 раза). Предприятие может изготовить и другие устройства.
  3. ООО «Планета» (Санкт-Петербург) – поставляет широкий ассортимент камбузного электрооборудования на протяжении 20 лет. Вся информация о продукции фирмы размещена на её сайте.

Кухня в корабле нуждается в качественном оборудовании, простом в эксплуатации и эргономичном.

Приготовить выпечку и кофе

Камбузные механизмы пекарско-кондитерского типа имеют отличия от сухопутного оборудования: они малогабаритны и высоконадёжны. Профессиональное оборудование кухни для кораблей прекрасно решает задачи по отдельному приготовлению пиццы, кондитерских изделий, выпечки, хлеба.

Поставщики предлагают широчайший выбор печей различных размеров и модификаций. Рабочий цикл таких печей позволяет выпекать сразу несколько разных изделий, либо большую партию одного наименования. Система автоматизированной самоочистки (установлена не на всех моделях), сделает работу с печкой максимально удобной.

Аппараты для изготовления кофе не являются дефицитной продукцией. Проблема высокой цены на кофейное оборудование решается приобретением техники уже бывшей в эксплуатации, но не растерявшей свои рабочие качества.

Вспомогательное оборудование

Существует обширный класс приборов на электрической тяге или с ручным приводом. Самый полный набор такого оборудования имеется на больших кораблях (лайнерах, паромах), где требуется сервис ресторанного уровня и надо накормить большое количество людей. Такая кухня в корабле может быть укомплектована устройствами для замешивания теста, мясорубками, слайсерами (приборы для нарезки), машинами очистки картофеля.

Список агрегатов довольно длинный. Какие конкретно приборы будут смонтированы на камбузе зависит от проектировщиков судна. За владельцем корабля остаётся право на модернизацию пространства и оборудования камбуза.

Камбузная мебель

Специфика мебели для камбуза – эксплуатация в условиях длительного воздействия агрессивной среды. На камбузную утварь постоянно попадают: влага, частицы моющих средств, соляного раствора и специй. Механические нагрузки испытывают рабочие поверхности столов для разделки. Поэтому проектируется мебель для корабельной кухни с тщательной подборкой прочных материалов, способных противостоять агрессивной среде и не получать механических повреждений.

Производство немеханического камбузного оборудования освоено на многих заводах на территории России. Сегодня отечественные производители успешно конкурируют с заграничными фирмами. Качество поставляемой на суда специализированной мебели для камбуза не хуже импортных образцов. Цена на российскую продукцию ниже. И военные и гражданские судостроители предпочитают работать с поставщиками камбузной мебели внутри пределов РФ.

Российскими производителями разработано множество изделий судовой мебели, в том числе и камбузной:

  • Приготовительные камбузные столы;
  • Хлеборезные столы и лохани;
  • Мойки различных вариантов с разным количеством раковин (1-3);
  • Шкафы для хранения продуктов, посуды, шкаф-ларь;
  • Полки (ставить тарелки, разделочные доски, другую камбузную посуду);
  • Ящик, где лежит соль;
  • Доска, чтобы записывать раскладку продуктов.

Конструктивные особенности мебели для корабельной кухни учитывают объёмы помещений для камбуза, численность экипажа, режим автономности, обеспечение пайком. Эти факторы влияют на выбор готовых образцов оборудования или разрабатываются индивидуальные эскизы. Принимаются во внимание разные варианты компоновки кухни для корабля.

Помыть посуду и очистить воздух

Посудомоечная машина и вытяжка – устройства, не предназначенные для хранения и готовки пищи. Но без них современную оборудованную кухню трудно представить. Первая экономит время работников камбуза (они не отвлекаются на мойку посуды). Вторая даёт возможность готовить в комфортных условиях, устраняя неприятные запахи и микрочастицы пищевых ингридиентов.

Корабельные модификации приборов создаются по тем же принципам, что и остальное оборудование для камбуза. Основные требования – компактность, долгий срок эксплуатации, невосприимчивость к негативной среде.

Пример комплектации

Яхты – небольшие маломерные суда имеют собственную классификацию. Количество членов экипажа может достигать двух десятков человек. Соответственно площадь, выделенная под камбуз, совершенно мала. Но и на таком, незначительном пространстве размещается порядка 7-10 приборов. Количество и функционал оборудования, с одной стороны, обусловлен необходимым минимальным набором техники, с другой – пожеланиями членов команды и возможностями хозяина судна.

Класс яхт создан для морских путешествий. Набор приборов необходимых для создания комфорта на борту в длительных рейсах и стоянках далеко от земли может выглядеть так (приведено оснащение камбуза яхты «Николаев»):

  • Духовой шкаф;
  • Посудомоечная машина;
  • Холодильник;
  • Стеклянная панель для нагрева пищи;
  • Генератор льда;
  • Кофемашина;
  • Морозильная камера.

Корабль как жилище

Причины использовать корабль как дом, а не как плавсредство могут быть разные: экономические, политические, романтические. Обустраивать такое жилище нужно серьёзно. Кухня в дом-корабль приобретается в обычном мебельном салоне.

В отличие от камбуза судна бороздящего водные просторы, кухня дома-корабля не требует жёстких характеристик от оборудования и мебели. Чисто морские варианты приборов устанавливать необязательно.

Профессиональное оборудование можно заменить на обычное бытовое. Есть повод воспользоваться услугами дизайнера. На кухне с малыми габаритами в корабле могут разместиться холодильник, духовка и мойка. Можно организовать достаточно места, чтобы хранить посуду. Использовать столешницу как полигон для готовки, при необходимости подключать кухонный стол.

В дизайн может вписаться выдвижная корзина. Пространство под духовым шкафом функционально задействовано: туда помещается посуда, используемая для выпечки. Интерьер кухни компонуется с учётом пожеланий заказчика. Большинство оборудования можно закрыть красочными фасадами. Выбор цветовой гаммы останется за клиентом – владельцем дома-корабля.

Да, хочется поговорить о камбузе, потому что это более весомая вещь, чем сухопутные аналоги. Реально, еще древние римляне или греки, путешествовавшие по своему плоскому миру, были бы со мной согласны в плане того, что на суше все проще. А с триремы или любой другой посудины хрен ты куда денешься.


Между тем кухня, то есть камбуз на корабле – это не старое дело. Люди плавали по морям сотнями лет, а вот готовить на них еду начали сравнительно недавно. Те же древние греки и римляне, путешествовавшие вдоль берегов, на ночь обязательно приставали к берегам и там разводили огонь и готовили себе пищу.

А сам камбуз появился много позже. И сразу обрел жутковатую славу. Чего стоят названия «Чистилище», «Комната страха», «Царство скверны».

Доподлинно известно, что камбузов не было и на судах Колумба. Каких-то там 400 лет тому назад. Ежедневной раздачей пищи, занимались провиантмейстер, называемый также засольщиком, и баталер, ведающий бочонками с водой, вином и бренди.

Чем кормились матросы? В зависимости от состояния кармана судовладельца.

Сухари. Это была основа. Понятно, что на деревянных парусниках печей для выпечки хлеба не предусматривалось, а если бы и были, сколько бы пришлось тащить с собой угля и дров? Так что да, морские сухари.

Здоровенные ломти, такие твердые, что их едва удавалось разбить молотком. В зависимости от муки, используемой для их изготовления, сухари различались по виду и по вкусу. Английские были светлыми, так как выпекались из пшеницы и кукурузы.

Шведский «кнекброд», "хрустящий хлеб" за свою твердость и конфигурацию получил название "оселок", поскольку имел форму бублика. Немецкие "кналлеры" ("трескуны") выпекались из ржи и были излюбленным сортом сухарей у моряков.

Кроме того, имелись также особые сухари двойной закалки. Для самых далеких путешествий. Их называли также бисквитами, что по-французски означает: "печенные дважды".

Но даже высушенные до предела, до звона, сухари, в условиях моря-океана, под действием постоянной сырости быстро плесневело. Или привет черви и прочие простейшие. И это несмотря на то, что уже в 18 веке сухари начали укупоривать в банки.

В таких случаях пораженные червями сухари просто слегка размачивались морской водой и снова пропекались в обычной печи. Ну как бы получались те же сухари, но с мясной приправой в виде печеных червей. Приятного, так сказать, аппетита.

Вообще корабельный сухпай состоял из простейших вещей, которые не требовали особых условий хранения. Вяленое или соленое мясо, соленое сало, сухари, твердый сыр, растительное масло, алкоголь, сушеные овощи, уксус.

Кстати, уксус – это был не приправа, а средство обеззараживания. Приправой было вино, пока не прокиснет и превратится в уксус, и чуть позже (через 300 лет) – ром или аквавит.

Кстати, рецептик такой под ром могу подкинуть. Британский. Назывался десерт «собачье пирожное». Был весьма популярен на флоте Ее Величества королевы Виктории.

Сухари, точнее, их остатки, растирали в мелкую крошку, далее в крошку добавляли сало и сахар, перетирали в ступке (например, для табака) и разбавляли все это водой. Получалось жирновато-сладковатая паста, которой дали довольно диковинное название "собачье пирожное".

Есть мнение, что морской пудинг произошел именно от «собачьего пирожного», поскольку ну есть что-то общее в рецептах.

Приготавливался пудинг из муки, сахара, изюма и топленого сала, замешанных на воде. Затем это тесто закладывалось в парусиновую сумку. Сумку завязывали, прикрепляли к ней опознавательную бирку и вместе с пудинговыми сумками других бачков опускали в большой камбузный котел. Но это появилось тогда, когда на кораблях прочно приписались котлы для приготовления пищи.

Ну, вообще, лет 400 назад на корабле редко варили еду, а съедобную и того реже. Первое изобретение для камбуза - это открытый очаг с кирпичным подом, засыпанным песком. Обычно подвешивался один котел, в котором и готовилось едово.

Самым распространенным рецептом была полукаша-полупохлебка (в зависимости от количества воды, которую можно было на блюдо потратить) их крупы и солонины.

Можно было варьировать. Горох, чечевица, перловка, бобы, рис, просо – в зависимости от региона. И солонина. Можно было добавить при наличии оливкового и иного масла.

На кораблях старых времен была такая должность – бачковой. Это по-своему несчастный человек, в обязанности которого входило получение на некоторое число матросов пищи и – самое главное – мясной порции.

Ром баталер выдавал лично каждому матросу. Как говорится, ром – это святое.

А вот кок в морском фольклоре не пользовался авторитетом. Даже наоборот, прозвища, которыми награждали его, обычно были более чем обидными.

Но тут стоит просто разобраться в том, почему кок был осуждаемой фигурой. Наверное, стоит ради справедливости отметить, что корабли того времени не отличались огромными размерами и были реально ограничены в грузоподъемности.

Каким был камбуз в условиях вечной нехватки пресной воды?

Грязное, зловонное помещение, посередине которого стояла кирпичная плита. На остальной площади размещались кухонные столы, колоды для рубки дров и разделки мяса, бочки и баки, котлы, полки с горшками, поленницы дров, мешки и запасы провизии.

И посреди всего этого ада царствовал кок. Точнее, пытался что-то такое приготовить. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев для команды также готовили всего одно блюдо. И не лучшего качества.

Отсутствие воды порождало антисанитарию. Отсутствие нормальных условий хранения порождало толпы крыс. Ну и так далее.

Кок на парусном корабле был фигурой одиозной. Неуважаемой, проклинаемой, часто коков топили (по глупости в основном), но положения дел это не улучшало. Понятно, что шеф-повар из ресторана не пойдет служить коком на парусник.

Тем не менее, кое что готовили. Приведу несколько рецептов в довесок к «собачьему пирожному» и гороху с солониной.

Кстати, на второй день после гороха с солониной вполне могли подать солонину с горохом. Морской юмор, да. И одновременно реалия жизни.

Русские корабельные щи.

Берем котел. Он у нас один, потому все делаем в нем. Для начала валим в котел свиное сало, квашеную капусту, репчатый лук, морковь и корень петрушки и все это обжариваем.

Рыбу (вообще неважно какую, какую смогли поймать) рубим на куски и тоже слегка обжариваем в этой красоте.

Затем добавляем воду и доводим до кипения. Добавляем растительного масла, соли, перца и в принципе зовем бачковых. Щи готовы.

Нормально? Ну знающие скажут – есть можно. Соглашусь. А как насчет потажа? Ладно, его на десерт оставим.

Похлебка.

Берем котел, забрасываем в него сало или масло и лук. Много лука. Есть чеснок – много чеснока. И полезно, и надо будет запах отбить. Обжариваем. До румяного цвета.

Потом заливаем воду и кидаем куски солонины. Не очищая и не вымачивая, ибо вода – это ценность. И так сойдет. Варим час-полтора.

Когда солонина разварится до состояния, что ее можно жевать, идем в баталерку и берем мешок. Неважно с чем. Горох, чечевица, перловка. Любое, что можно сварить. Засыпаем, как есть, с червями и личинками, нечего белком разбрасываться. Варим!

Потом самое сложное. Надо взять из запасов перца и лаврухи и добавить ровно столько, чтобы отбить запах. Все, норм. Еда готова.

Понятно, что при таком «меню» приход цинги - вопрос времени. И тогда в бой идет еда, которую легко мог проглотить любой цинготник с кровоточащими деснами и шатающимися зубами.

Лабскаус.

Говорят, рецепт от викингов еще пришел. Не верю, этим бравм парням проще было пришибить заболевшего, недели так заморачиваться.

Берем пайку солонины и развариваем. Это часа 2-3. Разваренную солонину мелко-мелко режем, добавляем также мелко порезанную соленую селедку и растираем пестиком в ступке. В получившееся нечто валим от души перца (соли там уже достаточно), разбавляем водой и ромом. Первое – чтобы можно было проглотить, второе – чтобы не воняло так.

Правда, стоит отметить, что лабскаус вопроса избавления от цинги не решал совершенно. В море солонина все равно постепенно протухала и воняла как покойник. Да, когда при Наполеоне в обиход вошли мясные консервы, их не зря в британском флоте прозвали "дохлый француз".

Ну и конечно, потаж. Самое проклинаемое блюдо каперов, пиратов и чайных клиперов. Блюдо готовилось, когда запасы провизии подходили к концу, а пополнить их возможности не было.

Потаж готовился очень просто. Брался котел воды, куда закидывалось все, что оставалось на борту. Крысы, червивые сухари, червивая мука, объедки, рыбьи хвосты и так далее.

Обычно за приготовлением потажа следовал бунт команды, но…

Мир парусных кораблей несколько отличался от цивилизованного мира. И в первую очередь – едой.

Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь. Во время еды каждый матросик поочередно запускал ложку прямо в общий бачок. Тот, кто не выдерживал ритма и лез вне очереди, получал ложкой по пальцам или по лбу.

В целом, все так санитарно и гигиенично, что слов нет.

Но это половина апельсина! Ладно, качество еды. А как насчет качества воды? Понятно, что чаще всего команда получала дешевые и не совсем доброкачественные продукты. Солонина, бобы, крупы, сало… Но и вода, которую в основном набирали в лучшем случае, из потровых колодцев, а в худшем – из ближайших речек, тоже не была подарком.

Главное – ее не хватало. И она довольно быстро портилась в единственной на то время таре – деревянных бочках.

Учитывая, что самым распространенным консервантом была соль, то и вопрос съедобности соленого мяса тоже не стоял. Просто потому, что его по-хорошему надо было вымачивать все в той же пресной воде. Которой напрочь не хватало, и которая к тому же быстро портилась, особенно в жарких широтах.

С каждым месяцем плавания вода становилась все более густой и вонючей. В дальнейшем деревянные водяные цистерны были заменены железными. Однако до сих пор вода на корабле считается ценностью: человек может неделю, а то и больше преодолевать голод, но ежедневно должен выпивать некоторый минимум воды.

В целом же приготовление еды на кораблях прежних времен было делом не самым забавным и благодарным. И тут даже не в кораблях и коках дело.

Точнее, в основном, в кораблях. Еще точнее, как я уже заметил – в их размерах. Если у нормального и любящего людей кока нет должного количества кухонной посуды, то никакими карами не заставить его творить чудеса. А нехватка воды сводит на нет все мечты о «вкусной и здоровой» пище.

Я вот не знаю, как у англичан было с их традиционным «файв-о-клоком», то есть, вечерним чаем на кораблях. Наверное, это был не самый вкусный напиток. Повторяющий то, что было на обед, только в разбавленном виде.

Плюс постоянная экономия воды.

На судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

680 граммов сухарей;
- 453 грамма солонины;
- 1 литр воды,
- 40 граммов уксуса,
- 20 граммов масла оливкового,
- лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Наверное, потому Васко да Гама вернулся обратно. А вот пример еще одного рациона. Матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти", которая закончилась мятежом и высадкой капитана:

3 килограмма 200 граммов галет;
- 1 фунт солонины (450 грамм);
- 160 граммов вяленой рыбы;
- 900 граммов гороха или круп;
- 220 граммов сыра;
- вода, ром.

Могу для сравнения привести паек русского матроса времен Екатерины Второй. С «Баунти» в одно время фактически.

Русскому матросу на месяц полагалось:
- 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
- 18 кг сухарей;
- 4 кг гороха;
- 2,5 кг гречки;
- 4 кг овса;
- 2,5 кг масла;
- более 0,5 кг соли;
- 200 г уксуса;
- 3,4 л водки (28 чарок).

Потаж на русских кораблях не варили…

- (голл. kambuis). Кухня или чугунная печь на корабле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМБУЗ гол. kambuis. Кухня или железная печь на корабле. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

- (Galley, cooking range, caboose, cook room) чугунная плита для приготовления пищи личному составу судна, помещавшаяся на парусных судах в носовой части (на кораблях и фрегатах на опер деке, на малых судах на нижней палубе, а на торговых судах на… … Морской словарь

КАМБУЗ, камбус муж. кухня на корабле, железная печь, с котлами и пр. Камбузный, к камбузу относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

камбуз - а, м. cambuse f. харчевня; камбуз> гол. combuis. 1. Судовая кухня. БАС 1. Камбуис. Регламент шхиперам и протчим приходящим на торговых кораблях в порты Российского государства. 1724. ЭС. 2. На корабле чугунная или железная печь с котлом. БАС… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

камбуз - и устарелое камбуз … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

- (от нидерл. kombuis) судовая кухня … Большой Энциклопедический словарь

КАМБУЗ, камбуза, муж. (голланд. kombuis) (мор.). Кухня или чугунная печь с котлом на судне. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КАМБУЗ, а, муж. (спец.). Кухня на судне. | прил. камбузный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 2 германизм (176) кухня (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

А; м. [голл. kombuis] Кухня на судне. ◁ Камбузный, ая, ое. К ые печи. К ая труба. * * * камбуз (от голл. kombuis), судовая кухня. * * * КАМБУЗ КАМБУЗ (от нидерл. kombuis), судовая кухня … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Цивилизация людей рухнула под собственной тяжестью… Небольшие человеческие общины борются за выживание, окруженные полчищами живых мертвецов. Правда, неизвестно, кто хуже - обыкновенные…