Португалия – страна великих мореплавателей и западная окраина Европы. Город Порту, Португалия: достопримечательности, описание и интересные факты Что типичного поесть


Порту, давший имя стране (и напитку портвейн), - второй по величине город Португалии после Лиссабона.
Это очень старинный город, основан в 12 веке. он расположен в 270 км севернее Лиссабона. Его называют северной столицей Португалии.
Центральная часть Порту - самая главная достопримечательность. Город старинный, необычный и очень интересный. Конечно же в городе масса "официальных" достопримечательностей, много красивейших церквей, очень интересный железнодорожный вокзал, потрясающая набережная, и, конечно же, винные подвалы. Все это я покажу позже, а сегодня мы просто погуляем по городу.

Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.
В историческом центре города находится кафедральный собор XIII в. - Церковь Сан-Франсишку (Святого Франциска). Одной из самых ярких достопримечательностей Порту является барочная башня Клеригуш — самая высокая в Португалии — 76 метров или 225 ступеней. Строительство под руководством итальянского архитектора Никколо Назони было начато в 1754 году и завершено в 1763. Из современных зданий выделяется своей необычной формой Дом музыки.

А еще очень важной достопримечательностью Порту являются его мосты.

Через Дору перекинуто множество мостов, связывающих Порту с городом-спутником Вила-Нова-де-Гайа. Некоторые из них являются уникальными для своего времени технологическими решениями. Например, железнодорожный мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа, возведённый в 1876—1877 по проекту Гюстава Эйфеля, был одним из первых проектов, принёсших его автору всемирную славу. Позже те же технологические решения были использованы Эйфелем при строительстве Статуи Свободы (1884—1886) и Эйфелевой башни (1889). Ещё одним уникальным для своего времени сооружением стал двухуровневый металлический мост Понте-де-Дон-Луиш, возведённый в 1881—1886 по проекту ученика и компаньона Эйфеля Теофила Сейрига.
Сооружён по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига в 1886 году. Назван в честь короля Луиша I.


Понте-де-Дон-Луиш является своеобразным символом города Порту. Его изображение часто можно встретить на этикетках местного портвейна.
Мост имеет длину 385,25 м и весит 3045 тонн, длина же арочного пролёта равна 172 м, а его высота — 44,6 м.


Прямо по курсу -башня Клирегуш.




Перед нами - церковь Do Carmo. Этот очень симпатичный храм в архитектурном духе классицизма и барокко был воздвигнут в середине XVIII века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Каменный фасад украшают скульптуры пророков Илии и Елисея и статуи четырех евангелистов работы мастера итальянского барокко Николау Насони. Еще одна примечательная часть декора - огромное мозаичное полотно нежно-голубого цвета, изображающее сцены основания Ордена кармелитов.


































Порту был первым городом на Иберийском полуострове, где было организованно трамвайное движение. В Порту и Лиссабоне ходят вот такие маленькие трамвайчики. Другие просто не развернутся на узких улочках городов.


















Церковь Клеригуш была построена архитектором Никола Насони в период с 1732 по 1750 годы. Возводилась церковь специально для братства Клириков. Со временем архитектор сам вступил в Братство, и после своей кончины покоится в церковном склепе.
Башня Клеригуш находится за этой церковью, но в этом ракурсе в кадр не вошла.






Церковь и Башня Клеригуш.






Памятник Педро IV, первому королю Бразилии и Португалии, находится на площади Свободы в центре города.


Памятник разносчику газет












































Величественный и прекрасный собор Сэ в Порту возвышается над городом. Это самый старый собор в Порту, построенный в романском стиле.
Собор возведен как крепость и вокруг него строился весь город.
Самое ценное в соборе - его алтарь, на который было использовано 800 кг серебра. Чудесный внутренний дворик с азулейжуш, большая площадь с великолепной смотровой площадкой, где есть смотровые бинокли, чтобы любоваться на красные крыши домов и реку Дору.















































Интересная особенность почтовых адресов в Порту: у них нет номеров домов. Название улиц тоже, как правило, на домах не пишут, - только в начале и в конце улицы. А бывает, что просто начале улицы стоит столбик с табличкой, на которой написано ее название. Все. Больше нигде оно не упоминается.
Вдоль улицы нумеруются не дома, а парадные - входные двери. Сквозная нумерация вдоль всей улицы. На этом снимке это видно - номера над дверьми. Дальше адрес будет гласить, к примеру: второй этаж, 1-я квартира направо.
И ничего, находят.
Был случай. Мы взяли такси и поехали смотреть на океан (он в 7 км от города), а именно, на закат - как красиво солнце опускается в море. Такси отпустили, закатом полюбовались, а а после решили пройтись до отеля пешком и заблудились. Когда попытались сориентироваться по карте, где находимся, оказалось, что это сделать совершенно невозможно. Решили, что лучше мы будем искать не место нашего текущего нахождения, а сразу наш отель. Опять облом - португальцы, очень доброжелательные люди, размахивая руками, увлеченно рассказывали нам дорогу, но уследить за повествованием на португальском и воспользоваться советами, как оказалось, тоже нереально. Между тем дело двигалось к вечеру, даже к ночи, и вопрос возвращения домой встал остро. Просто так такси поймать невозможно, - надо вызывать на указанный адрес. Увидели балетную школу, зашли "на огонек", чтобы попросить их вызвать нам такси на свой адрес (по крайней мере, они его знают).
Кончилось тем, что одна из балерин доставила нас в отель на своем автомобиле. Глядя из окна автомобиля на дорогу, мы поняли, что сами бы мы туда не дошли ни в жизнь, и по прибытию в отель счастливее нас людей не было.






Характерная особенность архитектуры Португалии - облицовка зданий изразцами. Это не только красиво, но и очень полезно - летом изразцы защищают дома от жары, в межсезонье - от сырости. Дома в Португалии чаще всего отопления не имеют, поэтому во все сезоны белье сушат на улице.


На этом фото видим выход на набережную реки Дору. Ее я покажу в другом посте, а заодно и на кораблике по ней покатаемся.


Слева - кафедральный собор Святого Франциска, справа - дворец Болса. Дворец Болса - это Фондовая биржа, а также место, куда можно прийти, чтобы полюбоваться дворцовыми интерьерами, созданными местным архитектором Жоакимом да Коста Лима Жуниордля в середине XIX века для обычных коммерсантов. Сейчас это - своего рода музей, где экспонаты: разные скульптуры, фрески, картины, мебель, посуда и прочие специально подобраны и вписаны в интерьеры залов. Так, наиболее симпатично выглядят Арабский зал с золотыми арабесками, Дворик Наций под восьмиугольным стеклянным куполом, зал Трибунала, зал Собрания, Золотой зал и лестница из гранита и мрамора. Списано из интернета, ибо вовнутрь мы не заходили. Ну может кто-то из читателей заинтересуется и посетит.

Порту - один из старейших европейских городов, сохранивший в своем облике черты различных эпох. Местные жители говорят, что Порту работает за всю страну, и они правы. В городе огромное количество туристических мест, промышленных предприятий, мест торговли и развлечений. Северная столица Португалии, от которой государство и получило свое название, привлекает своим многоликим образом, глубокой стариной и современностью, колоритом древности и модерна. И наконец, это столица знаменитейшего в мире портвейна, поставляемого во все страны, привлекательный и незабываемый город, откуда начинался путь многих знаменитых людей прошлого и современности.


География

Северная столица Португалии расположена в месте впадения реки Дору (или Дуэро) в Атлантический океан. До Лиссабона расстояние составляет всего 270 километров. Сам Порту размещен на правом берегу реки, тогда как его пригороды на левом. Развитие происходит также преимущественно на север и восток, так как на западе, всего в нескольких километрах, начинаются океанские просторы. Рельеф местности, где расположен город, довольно холмистый, со значительными перепадами высоты - от набережной Доры до наивысших точек, высотой более 100 метров над уровнем моря. Это сказалось на архитектуре и общем расположении улиц, извилистых, с множеством ступенек. Население самого города составляет чуть менее 250 тысяч человек, а вот всю агломерацию Большой Порту населяет более 2-х миллионов человек. При своем огромном значении и влиянии на экономику, культуру и туризм в Португалии, город имеет площадь всего в 42 квадратных километра, а плотность застройки достаточно высокая. В административном плане, разделение на районы сохранилось историческое, со своим древним центром и более новыми частями города. Всего в городе 15 районов, и расположены они достаточно компактно. Порту находится на нулевом меридиане, а потому время не отличается от гринвичского.


Климат

Всего несколько километров по прямой улице Avenida da Boavista отделяют город от Атлантического океана, а потому климат здесь полностью морской с усиленным влиянием теплого течения Гольфстрима. В Порту часто бывают осадки и небольшие штормы, чей сезон, традиционно, припадает на зимние месяцы. При этом жара в Порту практически не чувствуется, из-за довольно высокой влажности и приятного ветра с океана. Влияния континентального климата практически не чувствуется. Зима считается самой дождливой, но довольно теплой, особенно для российских туристов. Средняя температура с декабря по февраль не опускается ни +5°С, но случаются ветры. Заморозков в Порту не бывает, а минусовые температуры наблюдаются крайне редко. Весна и осень отличаются переменной дождливостью и изменением температуры, которая происходит практически незаметно, так как за два месяца падает (или поднимается) со стабильными показателями. Наиболее популярным временем посещения Порту является летний период, который, номинально, длится с мая по сентябрь со стабильными показаниями термометра от +17°С утром, до +28°С днем. При этом перепады температуры в течение суток могут практически отсутствовать, а осадков практически не бывает.


История

Первые поселения на месте современного Порту историки относят к периоду кельтских народов, обосновавшихся здесь в 300 году до нашей эры. До римского завоевания в 136 году до н.э. это была обычная деревня, которую преобразовали в форт с различными постройками военного и торгового значения - имя дали Portus Cale. Со временем, при изменении языков и произношений это название превратилось в Португалию, как именуется вся страна. После завоевания вестготами в 540-м году, здесь была возведена крепость и основано епископство, а город стал центром небольшой области. До 1096 года, когда город и все окружающее герцогство было унаследовано Генрихом Бургундским, Порту находился попеременно, то под властью мавров, то Королевства Леон. Каждый период наложил свой отпечаток на архитектуру, культуру и искусство. По историческим данным последние рыцари тамплиеры бежали именно в Португалию от Римского Папы и французского короля. В 1387 году в Порту состоялась свадьба короля Жуана Первого и британской принцессы - что стало основой самого длительного договора о мире и партнерстве за всю европейскую историю - между Англией и Португалией. Этот документ открыл невиданные возможности в торговле с Британскими островами, а впоследствии, и с Британской империей.

В процессе своего развития Порту, даже утратив звание столицы королевства, постоянно развивался. В 1763 году началось возведение знаменитой башни Клеригуш, которая была ориентиром для кораблей, заходящих в порт. В 1762 году основана мореходная академия, преобразованная в университет, второй по величине, после Лиссабонского. В 1876-1877 в Порту работал Густав Эйфель и его ученик, спроектировавшие два знаменитых металлических моста через реку Дору. В 1872 открылось постоянное трамвайное сообщение между районами города. Единственная война, которая непосредственно затронула территорию города - наполеоновское вторжение в 1809 году, но оно не продлилось долго, так как англичане быстро освободили Порту и он вернулся к мирной жизни. Вторая мировая война обошла стороной всю страну, которая была нейтральной и помогала беженцам.
Значительное влияние на развитие Порту оказала промышленная революция - здесь организовалось большое количество мануфактур и предприятий, которые и составили основу сегодняшнего промышленного потенциала агломерации. Порту всегда был в авангарде новаторства, оставаясь аутентичным историческим городом, чей центр полностью занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Достопримечательности Порту

  • Первое, что заметит посетитель города Порту - это постоянное использование декоративных изразцов в украшении фасадов домов. Еще чаще стали использовать изразцы бразильские иммигранты в 19 веке, что ознаменовало золотой век украшений португальских фасадов. Сначала изразцы расписывались вручную, позже, в связи с индустриализацией, ручные работы были заменены на механическую печать изображений. Самым ярким примером использования изразцов азулежу можно назвать часовню "Капелла душ" (Capela das Almas). Часовня была построена в 18 веке и не отличалась ничем особенным. Но в 1929-м году стены часовни были украшены 16 тысячами изразцами азулежу, после чего эта достопримечательность Порту стала самой "голубой" среди всех церквей города.

  • Главной достопримечательностью города Порту и его символом является титанический мост короля Луиша I, построенный по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля - Тиофила Сейрига в 1886-м году. Мост, построенный за 7 лет до Эйфелевой башни, достигает в длину на 80 метров больше чем сама башня - 385 метров и весит при этом более 3-х тысяч тонн, высота моста - 44,5 метра. Это грандиозное творение имеет два уровня - нижний предназначен для автомобилей, а по верхнему курсируют поезда метрополитена. На обоих уровнях имеются дорожки для пешеходов.
  • Визитной карточкой города Порту так же является колокольня церкви братства Клириков. Строительство архитектурного комплекса состоящего из церкви и колокольни было начато в 1732 году церковным братством, и закончено в 1750 году. Над строительством ансамбля трудились разные люди, но особенно следует отметить Никколо Назони и каменщика Антонио Перейра. Колокольня, которая венчает постройку с западной стороны, считается одним из шедевров Никколо Назони и признается одной из главных достопримечательностей города Порту. Благодаря тому, что колокольня достигает в высоту 76 метров, она является самой высокой церковной башней Португалии. Стоит отметить, что именно в церкви братства Клириков и похоронен знаменитый архитектор Никколо Назони.
  • Церковь Санто-Ильдефонсо была построена неизвестным архитектором между 1730-м и 1737-м годами. Несмотря на сдержанный фасад, ретабло алтаря демонстрирует изысканность и элегантность постройки. Работы по гравировке были выполнены мастером Никколо Назони. В 1932-м году церковь Санто-Ильдефонсо была украшена изразцами работы Хорхе Каласо. Изразцы изображают жизнь церковного заступника - святого Ильдефонсо, в честь которого и была названа церковь.
  • Еще одной достопримечательностью Порту являются церковь Карму и церковь Кармелиток (Igrejas do Carmo и das Carmelitas). Их особенность состоит в том, что эти две церкви расположены так близко друг к другу, что их можно принять за единое сооружение. Мужская церковь Карму (расположенная справа) была построена во второй половине 18 века по проекту архитектора Хосе Фгейредо Сейкаса. Облицованный камнем фасад венчает франтон, внутри которого находятся фигуры евангелистов. Боковые фасады церкви были облицованы изразцами азулежу в 1912-м году. Слева находится женская церковь Кармелиток. Примечательно, что церкви разделены домом, ширина которого всего один метр (один из самых узких домов в мире). Появление этого дома обязано закону, согласно которому две церкви не могут иметь общую стену.
  • Вокзал Сан-Бенту в Порту был построен в начале 20 века на месте Бенедиктинского монастыря Святой Марии. Весттибюль Вокзала покрыт 20-ю тысячами изразцов азулежу (эти изразцы - одно из высших художественных достижений в Португалии 20 века). Композиции из изразцов показывают сцены, связанные с железной дорогой и историей транспорта, а так же с известными событиями из истории Португалии.

События и фестивали

  • В Порту часто проводятся разнообразные мероприятия и торжества, которые приурочены тем или иным праздникам. Как бывшая столица Португалии, город довольно помпезно отмечает национальные даты - например, День Независимости (1 декабря) и День Республики (5 октября). Вместе с тем, в городе часто проходят другие фестивали, приуроченные, по большей части, к религиозным праздникам.
  • Самым популярным и колоритным мероприятием в Порту является День святого Хуана - покровителя города. Ежегодно 23-24 июня весь Порту украшают в праздничные цвета, повсюду устраивают ярмарки, шествия, театрализованные представления и угощения под открытым небом.
  • Рождество (Натал) и Пасха традиционно самые любимые праздники в Португалии, и Порту не является исключением. Повсеместные празднования, парады, представления и ярмарки - это лишь малая толика того, что происходит в городе на протяжение нескольких дней (или целый декабрь, в случае с новогодними праздниками).
  • Не менее популярна в Португалии и коррида, имеющая свои особенности и отличительные черты, более гуманная и, в некотором смысле, зрелищная. Даты открытия и закрытия сезона всегда являются общегородскими праздниками со своими ритуалами и четко регламентированными действиями.
  • Начало осени также характеризуется повсеместными винными фестивалями, которые для города, где родился портвейн, являются очень важными. Во время ярмарок представлены молодые и выдержанные вина, лучшие сорта и марки портвейна, бренди.
  • Кроме главных праздников, в Порту постоянно проходят разные мероприятия, посвященные музеям (День открытых дверей), кино (фестиваль научной фантастики Фантаспорту), музыке, архитектуре, книгам и прочим направлениям в искусстве.
  • В феврале, как и во всей Европе, в Порту проводится семидневный Карнавал, с шествиями, парадами, представлениями и прочими увеселительными мероприятиями. Еще один заметный праздник проходит в сентябре - Международный фестиваль кукольных театров - занимательное действо для взрослых и детей, когда со всего мира съезжаются лучшие труппы для представления своего мастерства.


Рестораны и кафе

Как и во всей Португалии, в Порту можно встретить самые разные заведения общественного питания - как обычные кафе с минимальными ценами, так и дорогие рестораны с Мишленовскими звездами. Местная кухня довольно простая и сытная, так как, в большинстве своем, сложилась исторически и основана на морепродуктах. Однако есть одно блюдо, которое отличает город от всех остальных. Неофициально, жителей Порту называют Tripeiros, дословно - «поедатели требухи» - чем многие гордятся. Действительно, местным фирменным блюдом является «Трипаш» - приготовленное из говяжьей требухи с разнообразными овощами. Также нельзя обойти стороной «фейжоаду» - мясо, приготовленное с рисом и фасолью; «франсезинью» - аналог сэндвича с ветчиной, жареной говядиной и колбасой с томатно-пивным соусом. Основная масса меню любого заведения состоит из морепродуктов, так как ежедневно в город поставляется свежий улов, где можно встретить не только традиционные типы рыбы, но и вполне экзотические - например, морского черта, подаваемого в некоторых ресторанах. На улицах, набережной и во многих районах есть небольшие кафе и бары, где можно сытно и недорого поесть, и попробовать какой-нибудь из сортов знаменитого портвейна.


Шоппинг

История и развитие города Порту тесно связаны с торговлей, а потому не удивительно, что здесь есть масса мест, где можно купить разнообразные товары. Туристам рекомендуется обязательно посетить старый и колоритный рынок «Боляу», расположенный на Ria de Sa da Bandeira, где постоянно продают свежие морепродукты, овощи, фрукты и разнообразные товары. В Порту большое количество торговых центров, брендовых бутиков, магазинов и аутлетов, которые представляют, как именитые торговые марки, так и местных производителей. Часто встречаются семейные магазинчики, где можно купить различные изделия народного промысла. Из северной столицы Португалии обязательно нужно привезти на память или в подарок:

  • портвейн - город является столицей этого напитка, в окрестностях которого производят десятки видов и сортов. Настоящий портвейн лучше покупать в специализированных магазинах, или в погребах производителей - куда устраиваются экскурсии с дегустациями;
  • азулежу - знаменитая керамика, традиционная только для Португалии. В Порту ею украшают практически все - от фасадов зданий, до небольших шкатулок, брелоков, сундуков и прочей утвари;
  • изделия из пробкового дерева - еще один символ Португалии и Порту в частности. Страна занимает одно из ведущих мест по выпуску такого вида древесины, а местные мастера предложат разнообразные поделки из пробки, включая обувь, сумки, аксессуары;
  • ювелирные украшения - наследие мавров, римлян и прочих народов, населявших местность, оказало влияние на ремесла. Серебряные и золотые изделия из местных мастерских привлекательны, самобытны, необычны и великолепны. Разновидностей ювелирной бижутерии очень много, и выбрать можно товары по любой цене;
  • оливки, сыр, хамон, яичный крем, вино - традиционные гастрономические сувениры из Португалии;
  • фигурки и товары с изображениями исторических достопримечательностей - таких товаров во всех сувенирных лавках очень много, и она отличается оригинальностью, разнообразием;
  • футбольная символика - город является домом знаменитых клубов «Порту» и «Боавишта» - их атрибутику можно купить во многих сувенирных лавках и фирменных магазинах.


Как добраться до Порту?

Из России в далекую Португалию добраться быстро можно только на самолете - прямые рейсы в Лиссабон летают практически из всех крупных городов. Стыковочные маршруты также есть и они могут занимать довольно продолжительное время, так как требуют пересадки в Германии, Франции и Испании. В самом Порту есть большой международный аэропорт Франсишку ди Са Карнейру, расположенный в 11 километрах от центра, принимающий самолеты со всей Европы, в том числе и лоукосты, но отдаленность страны накладывает свой отпечаток на поездку. Из Лиссабона можно добраться на поезде и автобусе. Также этими видами транспорта можно доехать и из России, но с многими пересадками в больших транспортных хабах, вроде Цюриха, Мадрида, Барселоны и прочих. Время в пути занимает очень много времени и иногда требуется транзитная виза для пересечения некоторых стран. На собственном автомобиле доехать до Порту можно, но сложновато, хоть город и находится на одной из важнейших магистралей на Пиренейском полуострове. Придется пересечь минимум пять стран, чтобы добраться до Португалии. Все-таки самым быстрым средством является авиация, будь то прямые перелеты до Лиссабона, или стыковочные рейсы в других городах мира. Как правило, при использовании недорогих авиакомпаний, долететь до Порту можно максимум за 30 часов.


Транспорт

Город Порту славится тем, что стал одним из первых в Европе, где был проложен трамвай, несмотря на довольно холмистую местность. По сей день в исторической столице Португалии действует разветвленная сеть общественного транспорта:

  • метрополитен - пять веток, проложенных под городом, объединяют все его районы и позволяют добраться не только до главных достопримечательностей, но и к основным транспортным узлам. Например, в аэропорту, на вокзале - сразу есть остановка метро, позволяющая быстро доехать до любой точки города;
  • трамвай - исторический вид транспорта, сам по себе являющийся достопримечательностью. Маршруты, а их всего три, проложены достаточно мудрено, но опоясывают весь Порту, а большинство проходит по историческому центру, что позволит насладиться видами города во время поездки из одного конца города в другой;
  • автобус - популярный и очень распространенный вид транспорта, который охватывает Порту, автобусы объединены с пересадочными узлами метрополитена и трамвая. Даже в аэропорт ходит три регулярных маршрута, что намного облегчает передвижение по городу. В ночное время также курсирует несколько автобусов, и проблем добраться до отеля не будет;
  • велосипед - набирающий популярность вид транспорта, который можно арендовать в десятках прокатных пунктов. Для Порту есть одна оговорка - из-за холмистости рельефа, на байке будет достаточно сложно передвигаться, особенно неподготовленному человеку;
  • такси - черно-зеленые и кремовые машины есть везде, и стоимость их вполне демократическая. Можно вызвать автомобиль по телефону или поймать на улице - цена не будет отличаться. Таксисты, пожалуй, самые вежливые и случаев накрутки тарифа очень мало;
  • авто в аренду - несмотря на размеры Порту, в нем случаются пробки и затрудненный траффик, но очень много бесплатных парковок по всему городу, а на платных стоимость не сильно «кусается». В городе работают, как международные, так и национальные компании по прокату автомобиля. Машину стоит взять, если вы планируете посетить живописные пригороды, что нужно сделать обязательно при посещении Северной Португалии.


Проживание

Столь исторический город, где проживали короли и аристократия, предлагает большой выбор гостиниц различного класса, многие из которых расположены в древних особняках и резиденциях. В Порту представлены все направления отелей - от эксклюзивных пятизвездочных, вроде Torel Avantgarde, до хостелов за 10 Евро в сутки. При этом поселиться можно в любой части города, так как он небольшой, а развитая сеть общественного транспорта позволит быстро добраться до места проживания. В Порту представлены отели всех знаменитых мировых сетей - Hilton, Sheraton, Radisson, а также огромное количество больших и малых гостиниц с различным уровнем сервиса и обслуживанием. В самом историческом центре, традиционно расположены самые дорогие места проживания, и чем дальше к окраинам, тем стоимость ниже. В пригородах также есть большой выбор приличных гостиниц, а доехать от них до центра не составит особого труда. Среди четырехзвездочных стоит обратить внимание на гостиницу Porto A.S. 1829 Hotel, как один из самых старых в городе, а выбор трех-и двухзвездочных поражает своим разнообразием, как по расположению, так и по ценам. Стоит помнить, что в сезон нанять номер довольно сложно, а потому лучше бронировать его заранее, чтобы не переплачивать.


Связь

В Порту довольно распространена обычная телефонная связь, не только в отелях, ресторанах, но и просто на улицах - звонки в Россию стоят достаточно недорого, а ночью действуют дополнительные скидки. Мобильные операторы местного и международного масштаба широко представлены в городе, а покрытие обеспечивает нормальное соединение в любой точке Порту. Беспроводной доступ к интернету Wi-Fi есть практически везде, и он, как правило, бесплатный - в отелях, ресторанах и барах, торговых центрах, в общественном транспорте, возле большинства достопримечательностей. Трафик позволяет без проблем отслеживать изменения в социальных сетях, общаться через Скайп, смотреть потоковое видео.

1. Обязательно прокатиться на раритетных трамваях по центру города, посмотреть на все достопримечательности.
2. Посетите знаменитый книжный магазин Livraria Lello, ставший прообразом многих мест из знаменитого романа про Гарри Поттера. Здесь же можно приобрести разнообразные книги, любой тематики и направления.
3. Еще одно место для обязательного посещения - маленькое аристократичное Café Majestic, бывшее некогда местом сбора аристократии и богемы, а сейчас радующее приемлемыми ценами, оригинальными интерьерами и вкусными блюдами.
4. Пользуйтесь общественным транспортом с карточкой Анданте - аналог проездного с ограниченным сроком действия, но дает возможность здорово экономить во время передвижения по городу, особенно при желании осмотреть как можно больше интересных мест.
5. Зимой и осенью стоит постоянно носить с собой зонт, так как ветры и дожди могут возникать довольно внезапно.
6. Пользуясь такси, лучше выбирать водителя, знающего английский, и с которым легче договорится. В машинах всех служб стоят счетчики, но иногда водитель может намотать больше кругов, чтобы увеличить стоимость поездки.
7. Поднимитесь на башню Клеригуш, высотой в 75 метров, которую видно из любой точки Порту, и она является символом города. Вход на смотровую площадку стоит около 2 евро.
8. Прогуляйтесь по Понте де Дона Мария Пиа и Понте ди Дон Луиш Первый - мостами, спроектированными и построенными Эйфелем и его учеником Сейригом еще до того, как началось строительство знаменитой башни в Париже.
9. Для тех, у кого не так много времени на подробный осмотр всех достопримечательностей Порту отлично подойдет экскурсионная прогулка на катере по реке Доуру, которая поможет ознакомиться с основными достопримечательностями города и, при этом, сэкономит время.

Порту на карте, панорама


Не от вида ли набережной реки Дора, с разноцветными домами ячейками старинного района Рибейра? Яркие краски домов, шумные таверны, построенные прямо на остатках городской крепостной стены. То тут, то там, снующие мимо лодки "рабелуш", те самые, которые использовались в прошлом для перевозки бочек с портвейном. Стоящие вдоль набережной Кайш лотки торговцев, торгующих всякой дребеденью...


01. В прошлый раз, описывая свою прогулку по , я остановился на колокольне церкви Клеригуш, откуда открывается замечательный вид на главные символы города.

04. Генрих Мореплаватель конечно знатный путешественник...
Авторы памятника, как бы невзначай, направили его указующий перст на

05. здание Биржи! Туда, откуда путешественник, символически черпал финансы на свои путешествия. И пусть Вас не смущает тот факт, что здание было построено спустя 430 после смерти Генриха, памятник ему авторы, поставили еще позже!

06. Покрутившись по узким улочкам Рибейры,

07. я наконец вышел на набережную реки Дора,

08.И замер от удовольствия, внимательно рассматривая детали ярких домов.

12. На другом берегу - другой город! Вила-Нова-ди-Гайя. Здесь находятся знаменитые винные погреба с португальским портвейном.

13. Пройдя по набережной Кайш, не смог отказать себе в удовольствии подняться на мост Луиша I

14. Самый известный символ Порту, построенный в 1886 году учеником Гюстава Эйфеля (того самого), бельгийским инженером Теофилем Сейригу. Двухуровневый мост, заменил мост Пенсил (1841 год), от которого остались памятные колоны (справа).

15. Вид на винные погреба (слева) Вила-Нова-ди-Гайя и на монастырь ордена святого Августина, расположенный в Сьерра-дель-Пилар. Дело в том, что Вила-Нова-ди-Гайя - это не только соседний город, но и старинный конкурент Порту. Чем больше вина хранилось в погребах города, тем богаче он становился. А монастырь, должен был украсить город, и стать достойным конкурентом противоположной Рибейры. Монастырь, действительно красив, а какой вид открывается оттуда на оба берега реки Дора! Это последнее обстоятельство, способствовало росту популярности монастыря, в том числе и у военных. Так, в 1809 году, еще только будущий герой битвы при Ватерлоо, - Велингтон, отрабатывал здесь планы португальской военной компании британской армии против наполеоновской армии. Да и сегодня, большая часть монастыря занята военными, и закрыта для доступа.

16. Пора подняться по лестнице в Небо

16.По пути встретиться дивные жилые улицы, можно даже посидеть и отдохнуть от утомительного подъема.)

18. К сожалению, Рибейра находиться в очень плачевном состоянии: Дома обветшали, и сегодня в них живут беднейшие слои общества. Поскольку район находится под охраной ЮНЕСКО, власти города обязаны сохранить и реставрировать Рибейру. Благодаря этому, состав населения района постепенно меняется, прежние жители перебираются в другие районы города.

19. А пустые дома, ждут своего часа реставрации и возвращения былого блеска, под охраной грозного рыцаря Вимара Переша , который однажды в 868 году отстоял город перед мусульманскими войсками.

20. Здесь же, на площади у Кафедрального собора Се, расположена колона Pelourinho - некогда позорный столб, служащий местом публичного унижения осужденных.

21. Ныне символ правосудия.

22. Кафедральный собор Порту выглядит как крепость, впрочем когда его начинали строить в XII веке, разница между собором и крепостью была невелика.) К собору прилегает дом церковного капитула , построенный в 1717-1722 годах, в тени остался дворец Епископа...

23. Так что Вимару Перешу есть что охранять на здешних холмах!

24. Ну вот наконец и верхний уровень моста Луиша I, по которому ходят трамваи Metro do Porto (рассказ будет!) .

25. С высоты почти 45 метров,

26. хорошо видны лодки "рабелуш" с бочонками португальского вина;

27. И словно игрушечные дома, на набережной Кайш-да-Рибейра;

28. И остатки крепостной стены, разрушенной в ходе перестройки городского вида в далеком XVIII веке;

29. И бегущие воды петляющей реки Дора, стремящиеся к океану, между двух огней конкурирующих соседей.

30. Красивый мост. Верхний уровень растянулся на 392 метра, нижний поскромнее, всего 174 метра.

31. Наконец, мы и добрались, до красивых, протокольных видов на Рибейру, которые открываются со строны Вила-Нова-Ди-Гайя.

31. Узнаете Кафедральный собор Се на холме? Именно с этого собора и начинался город Порту. Впрочем, жители Порту, особенно в присутствии лиссабонцев, не согласятся с нами, справедливо считая, что жизнь здешнего поселения началась задолго до прихода римлян...

32. Однако, Порту, как город, официально начал свой отсчет в XII веке, с момента постройки крепости-собора, известного сегодня как Кафедральный собор Се. Вокруг него начались строиться дома, распространяя городскую жизнь все дальше и дальше...

33. Сегодня Порту - второй по величине город Португалии. Численность населения - около 240 тысяч человек. А в агломерации Большой Порту (включая все окружающие города) - 1,75 млн человек. Почти мегаполис.

35. Sandeman - один из символов современного Порту. Этот товарищ очень известная личность, его силуэт можно увидеть то тут, то там, и везде с бокалом вина... Кто бы это мог быть?

Порту. История города.

Порту, второй по величине город Португалии с 500 тысячью жителей, дал название не только портвейну, но и всей стране. Когда-то на левом берегу Дору находилось римское поселение Портус (латинское "гавань"), а на правом - Кале (греческое "калос" - прекрасный). По названиям этих поселков мавры стали называть страну между Дору и Минью - Портукале. После изгнания арабов в XI веке здесь возникло христианское графство Портукалиа, ставшее впоследствии королевством Португалия.

Порту всегда жил торговлей. В 1050 году он стал важнейшим экономическим центром на севере страны, в XIII и XIV веках поддерживал морские торговые связи с Англией, Фландрией и городами Ганзы.

Тесные отношения с Англией, на поддержку которой король рассчитывал в борьбе с враждебной Кастилией, были упрочены Виндзорским договором 1386 года и бракосочетанием короля Жуана I с англичанкой Филипой де Ленкастре, состоявшимся в соборе в Порту. В 1394 году у них родился в Порту сын, ставший позднее Генрихом Мореплавателем.

Английские купцы, промышлявшие торговлей колониальными товарами, такими, как табак и сахар, издавна чувствовали себя в Порту как дома. Еще и сегодня в городе сохраняется британское влияние, корни которого в печально известном кабальном договоре с Англией 1703 года. Этот договор открыл английский рынок для португальских вин и обеспечил английским торговцам монопольное положение в сбыте портвейна. До сих пор некоторые крупные фирмы-производители портвейна носят английские названия.

В противоположность Лиссабону тон в Порту всегда задавала городская торговая элита. С раннего средневековья и вплоть до XVII века действовал закон, запрещавший аристократам строить здесь дворцы и вообще находиться в городе более трех дней. Даже король не имел в Порту своей резиденции и проживал на правах гостя в Епископском дворце. Городу удалось отвоевать многие гражданские свободы у епископа, но сопротивление лиссабонским властям было, конечно, безуспешным. Так, например, протест против виноторговой компании, основанной маркизом де Помбалом, был подавлен силой, а в Порту прислали генерал-губернатора Жуана де Алмада. Однако он сам и его сын Франсишку сделали для города немало хорошего. Именно им обязан Порту успехом работ по благоустройству и расширению города во второй половине XVIII века.

В XIX веке Порту был оплотом либеральных сил, деятельность которых вела к свержению монархии. Здесь в 1822 году провозглашена первая конституция. В Порту произошло первое, хотя и неудачное, восстание республиканцев. Диктаторский режим Салазара с самого начала не пользовался в этом городе никакой популярностью.

Сейчас Порту - промышленный центр, а его гавань Лейсойш - второй по величине порт Португалии. Горожане отличаются своим трудолюбием и неприхотливостью. Каждому португальцу известна поговорка: "В Лиссабоне кутят, в Порту работают, в Коимбре учатся, а в Браге молятся".

Порту — город похожий на этнографический музей. Он дал название не только всей стране, но и знаменитому крепленому вину Портвейн.

Порту, фото Benjamin Gillet

Порту (Porto) – город на севере Португалии, в устье реки Дору, недалеко от Атлантического океана. По величине и значению он числится вторым после Лиссабона. Старый город Порту находится на правом берегу реки. С 1996 года он носит статус объекта ЮНЕСКО. Архитектура старого центра формировалась несколько веков и полностью сохранилась. Город по количеству достопримечательностей и красоте может соперничать со столицей.

Современный Порту – развитый промышленный центр. В городе с населением около 240 000 жителей с 2002 года действует метрополитен. Через Дору построено шесть уникальных мостов. Гавань Лейшоеш (Leixoes) – важный грузовой порт страны. В Порту работает крупнейший университет Португалии.

Как все начиналось

История города начиналась с римского поселения, в V веке. На левом берегу реки Доуру жило племя Портус, на правом – Кале, поэтому территорию назвали – Портукале (Portucale). В VIII столетии поселение было захвачено маврами. В X веке мусульман изгнали, возникло новое христианское графство – владение Генриха Бургундского (отца Афонсу Энрикеша).

В эпоху Великих открытий Порту пережил расцвет. XIII-XIV века – это время сотрудничества Португалии, Англии и других стран ганзейского союза. Порту был торговым, буржуазным и промышленным городом. Он всегда стремился к автономии от центральной власти и противостоял Лиссабону. В XV веке стал центром судостроения. Местные жители всегда отличались бунтарским характером. Здесь не раз вспыхивали восстания.

Именно в Порту была принята первая португальская Конституция.

Достопримечательности Порту

Мост Луиша I

Кафедральный собор Порту

Церковь св. Ильдефонсо

Музей современного искусства

Художественный музей

Музей электрического транспорта

Музей транспорта и связи

Музей портвейна

Кафе Мажестик

Квартал Рибейра, фото Mariana Daher

Старинный квартал Рибейра (Ribeira) на берегу реки – сердце Старого Порту. Его узкие улицы с пестрыми фасадами домов перепутаны, словно лабиринт, некоторые дома до сих пор стоят на римском фундаменте. Многие здания красиво украшены «азулежу», традиционной керамической плиткой в бело-голубых тонах. Здесь всегда шумно — многочисленные рестораны и кафе, колоритные таверны открыты до позднего вечера.

Набережная Рибейра, фото AN07

Каиш-да-Рибейра (Cais da Ribeira) – пестрая набережная вдоль реки Дору. Здесь можно увидеть фрагменты древней крепостной стены и старинные грузовые суда, которые раньше перевозили портвейн, а сейчас «служат» прогулочными кораблями. На набережной вы сделаете отличные фотографии и купите сувениры.

Мост Луиша I ученика Эйфеля

Мост Луиша Первого, фото Małgorzata Kaczor

Мост Луиша I (Ponte de D. Luís) (1886 г.) — одна из визитных карточек Порту. Это двухуровневый мост, построенный на месте старого каменного. Архитектор — ученик и компаньон Гюстава Эйфеля, Теофил Сайриг. Нижний уровень — для автомобилей, он соединяет район Рибейра с погребами и винными складами города-спутника Вила-Нова-ди-Гая (Vila Nova de Gaia). Верхний - для метро, он связывает район железнодорожного вокзала Сан-Бенту, с верхней частью Вила-Нова-ди-Гая. Пешеходы могут ходить по обоим уровням. Мост Луиша I — одна из лучших смотровых площадок в Порту. Недалеко от моста находятся фуникулер и остатки крепостной стены Фернандины (XIV в.)

Кафедральный Собор Порту

Кафедральный Собор Се, фото E Assad (Massad)

Кафедральный Собор Порту (Sé Catedral do Porto) – храм, перестроенный из романской крепости в XII веке. Массивные зубчатые стены и две внушительные башни и сегодня придают собору черты оборонительной цитадели. В одной из часовен храма находится уникальный алтарь, изготовленный из 800 кг серебра. В 1809 году защитники города уберегли его от наполеоновских солдат.

Епископальный дворец

Епископский дворец, фото rangaku1976

Епископский дворец (Paço Episcopal) находится рядом с Собором Се. Это двухэтажное романское здание XII столетия, реконструированное в духе барокко и рококо.

Церковь Святого Ильдефонсо, фото ChihPing

Церковь Санто-Ильдефонсо (Igreja de Santo Ildefonso), XIII век. Перестроена в начале XVIII в., оформлена азулежу, на покрытие стен ушло более 11 тыс. плиток. В убранстве храма сохранились восемь оригинальных витражей и орган 1811 года.

Церковь Клеригуш, фото Dan

Игрежу-душ-Клеригуш (Igreja dos Clérigos) – барочная церковь Братства Клириков, построена в 1750 году. Главный фасад и тимпан оформлены статуями и рельефами, неф здания в плане имеет овал. К церкви пристроена 76-метровая кампанила Торре-душ-Клеригуш (Torre dos Clérigos), возведенная в период 1754–63 гг. Это самая высокая колокольня страны, много лет она служила ориентиром для моряков. На шестом ярусе Торре-душ-Клеригуш оборудована превосходная смотровая площадка.

Ратуша

Городская ратуша, фото Diego Delso

Строительство городской ратуши Порту (Câmara Municipal do Porto) началось в 1920 г., но использоваться для муниципальных целей она стала лишь с 1957 г. Шестиэтажное монументальное гранитное здание имеет подвал, два внутренних дворика, башню с часами-курантами высотой 70 м, на которую можно взобраться, преодолев 180 ступеней. Внутри находятся торжественно украшенные залы. Интерьер здания выполнен из мрамора и гранита.

Площадь Свободы, фото Diego Delso

Площадь Свободы (Praça da Liberdade) – архитектурный комплекс XIX–XX вв. в южной части Порту. Здесь установлен монумент королю Педро IV, даровавшему Португалии конституцию; стоит дворец Cardosas. К площади примыкает Центральный вокзал (Estação São Bento). А саму площадь окружают банки, гостиницы, рестораны и многочисленные офисы.

Вокзал Сау-Бенту

Вокзал Сан-Бенту, фото Concierge.2C

Центральный железнодорожный вокзал Сан-Бенту (Estação São Bento) (1916 г.) – гимн красоте португальского азулежу. Из бело-голубых изразцов выложены великолепные панно на стенах здания на сюжеты из самых ярких эпизодов истории Португалии.

Национальный музей

Суариш-душ-Рейш, фото Alegna13

Суариш-душ-Рейш (Museu Nacional de Soares dos Reis) – Национальный музей, открыт в 1833 году, он занимает неоклассическое здание дворца Карранкаш (Palácio das Carrancas). Основа собрания – коллекция работ скульптора Соариша дуж Рейша. Кроме скульптур здесь представлена богатая коллекция португальской живописи XIX–XX вв., собрание живописи XVII–XVIII вв., серебро, керамика, предметы интерьера, текстиль, стекло из Португалии и стран Востока.

Для ценителей искусства и истории в Порту открыто множество самых разнообразных музеев. Наиболее интересные:
музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea de Serralves),
художественный музей — дом-мастерская Антонио Карнейро (Casa-oficina António Carneiro),
музей электрического транспорта (Museu do Carro Eléctrico),
музей транспорта и связи (Museu dos Transportes e Comunicações),
музей портвейна (Museu do Vinho do Porto).

Кафе Мажестик

Кафе «Мажестик», фото Lilly Darma

Кафе «Мажестик» (Majestic Café) – самое знаменитое заведение города, работает с 1921 года. Здесь помпезные интерьеры в стиле ар-деко, богатое меню, огромный ассортимент кофе и десертов. Говорят, что именно в кафе Мажестик британская писательница Джоан Роулинг начала писать о Гарри Поттере.

Португальский портвейн

Португалия – родина портвейна (Vinho do Porto), это известно всем. Именно Порту был главным центром производства и транспортировки «национального достояния» с XII века. Название вина защищено по происхождению: только ликерные вина из винограда, взращенного в долине Дору, проданные в Порту, могут именоваться «порто». Подлинность и качество португальских портвейнов охраняются государством. Происхождение напитка подтверждает гарантийная марка, выданная Португальским институтом виноделия. В городе работает множество винодельческих компаний – крупных и маленьких. Самый известный бренд портвейна выпускает семейная винодельня Calem. Фирма основала даже собственный музей – «Porto Calem».

Развлечения и праздники

В Порту любят веселье и развлечения. Карнавалы, шествия, костюмированные балы здесь проходят постоянно по любому поводу. Сопровождаются они фейерверками, обилием угощений, музыкальными представлениями.

В феврале в Порту проходит карнавал.

В июне празднуют дня Святого Антония, центром событий в эти дни становится Кафедральный собор.

В ночь на 24 июня местные жители прыгают через костер и устраивают фейерверк – так проходит католический праздник рождения Святого Иоанна (São João do Porto).

В сентябре в городе проводится Международный фестиваль театров кукол – публика приезжает со всей Европы.

Дом музыки, фото Marinhopaiva

В городе построен масштабный Дом музыки; в двух его залах возведены прозрачные стены.

Ночная жизни в Порту также насыщенная. В городе множество ночных клубов, в которых можно хорошо повеселиться и отдохнуть. Большая часть таких заведений находится на набережной Рибейра и в пригороде Матозиньюш (Matosinhos).

Любители природы и неспешных прогулок по достоинству оценят Ботанический сад, самый старый в Португалии.

Что с погодой?

Зима в Порту теплая и мягкая, температура около +14°. Лето довольно жаркое и влажное, воздух прогревается до +25°. Наибольшее количество осадков выпадает зимой. Комфортным и теплым месяцем считается август. Средняя температура воды летом — +17°.

Что типичного поесть?

Португальская кухня проста и сытна, ее еще называют «крестьянской». В ней используются рыба, морепродукты и мясо, а гарниром обычно выступает рис с овощами. Обязательно попробуйте: говяжьи потроха; фейжоаду (блюдо из мяса, риса и красной фасоли); картофельный суп-пюре с капустой; тушеную треску с горошком; запеченую форель; икру из оливок. Из экзотики: морской черт, волчий окунь, козий сыр с толстой коркой.

Сладкие блюда почти все готовятся с добавлением миндаля и корицы. Среди десертов разнообразные торты и пирожные, муссы и пудинги, хрустящее печенье и фруктовые салаты.

Сувениры

Подарки и сувениры для родных и друзей лучше покупать в магазинах на улице Santa-Katarine. Именно там находится множество сувенирных лавок, уличных базаров и антикварных магазинов.

Самый популярный подарок из Порту — бутылка португальского портвейна. Стоит обратить внимание на керамику, изделия из коры пробкового дуба, фигурки петушков, обувь и текстиль.

Транспорт в Порту

Старинный трамвай в Порту, фото Andreas Nagel

До любой городской достопримечательности, которая находится в пределах города, довезет метро, состоящее из трех линий. Это оптимальный транспорт для туристов в Пору.

По городу можно передвигаться так же на автобусах и трамваях. Работает ночной транспорт. Альтернатива общественному транспорту — такси.

Но что надо обязательно сделать в Порту, так это проехаться в старинном трамвае 1930 г. и увидеть Атлантический океан из его окна. Салон трамвая обшит деревом, водитель управляет вагоном стоя, т. к. сидений нет.