Путешествие по марокко из касабланки. Интересный маршрут по марокко


сентябрь 2009


Сказать о том, что я всю жизнь мечтала съездить в Марокко, было бы нечестно. Более того, до недавнего времени мои представления об этой стране ограничивались лишь фильмом "Касабланка" и стикерами на апельсинах. Но всё это было до того, как я увидела фотографии этого удивительного места и буквально загорелась идеей съездить туда. Притом путешествовать не в составе организованной группы, а как всегда, "дикарем".

Имея большой опыт самостоятельных поездок в Европу, оправляться в арабский мир всё же было волнительно. Но как оказалось, совсем не страшно. Марокко - страна намного более цивилизованная, чем ее восточные соседи (Египет, Турция), и вместе с тем не настолько развращенная массовым туризмом.

Поскольку помимо Марокко, было решено посетить еще и Францию с Испанией, программа пребывания в самом Марокканском Королевстве выглядела так:
1 день: Перелет Париж - Марракеш
2-3 день: Поездка в Сахару: Марракеш - Высокий Атлас - Аит Бенхадду - Варзазат - Загора - Марракеш
4 день: Переезд в Эссуэйру
5-6 день: Эссуэйра. Ночной переезд в Касабланку
7 день: Перелет Касабланка - Барселона

День первый. Культурный шок

Мы с подругой летели в Марракеш из Парижа. Француженка на регистрации долго рассматривала наши российские паспорта, просила показать обратные билеты, объясняя это необходимостью удостовериться, что мы вернемся. Подобная забота Шенгена о нашем возвращении была необычна, но приятна.

Аэропорт Менара расположен в 5 км от Марракеша. В полдень наш самолет оказался единственным на прибытии. Он остановился недалеко от главного здания, и мы бодрым шагом отправились на паспортный контроль. Россиянам при въезде в страну виза не требуется и даже покупать марки для вклеивания в паспорт (как, например, в Египте) тоже не надо. Необходимо только заполнить миграционную карту (в графе "Куда" указывается полный адрес и название гостиницы, в которой будете останавливаться). Такая же миграционная карта заполняется при выезде из страны. Кстати, номер миграционной карты спрашивают во всех гостиницах при регистрации.

В аэропорту мы поменяли деньги (курс везде одинаковый - порядка 11 дирхемов (Dh) за 1 евро). На следующий день нам предстояло отправиться в пустыню, где уж точно обменников и банкоматов не встретишь. Кроме того, наше путешествие происходило во время Рамадана, когда все государственные учреждения, в том числе и банки закрываются в 14:00. Выходя из здания аэропорта, мы морально подготовились к атаке таксистов с завышенной в 10 раз стоимостью проезда (реальная цена до города - 50 Dh). Но они не проявляли никакой активности - Рамадан всё-таки, и силы нужно беречь.

В стороне стоял современный автобус-шатл №19, который ходит от аэропорта по кругу через весь город. Водитель прекрасно говорил по-английски, каждому выдавал карту города, спрашивал название отеля и консультировал, на какой остановке лучше выйти. Из-за этого очередь на вход была медленная, но тем не менее, такое достижение цивилизации радовало. Проезд стоил 20 Dh, водитель настойчиво советовал сразу купить билет туда-обратно за 30 Dh и отстал только после того, как мы сказали, что будем улетать из Касабланки. Кстати, Касабланкой ее никто здесь не называет - именуют просто Каса.

Минут через 15 поехали. Наш отель находился почти в конце пути (остановка №11), так что бонусом нам досталась обзорная экскурсия по городу. Мы сразу поняли, что здесь никто никуда не торопится. По пути водитель останавливался, чтобы поговорить с полицейскими, подсадить других водителей и т.п. Но всё равно было удобно и интересно. Кстати, по Марракешу также ходят двухэтажные туристические автобусы с открытой крышей, хотя особой пользы в них нет - расстояния небольшие и гораздо приятнее гулять пешком.

Многие в отзывах замечали, что каждый город в Марокко имеет свой цвет. Так вот цвет Марракеша - красный, нежно-коралловый. Он как нельзя лучше подходит городу, температура в котором порой зашкаливает за 45 градусов. Крепостные стены, опоясывающие старый город - Медину, административные здания и жилые дома - всё нежно-кораллового цвета. Центральные улицы и площади в Марракеше украшены государственными флагами (красными с зеленой звездой в центре), которые придают ощущение торжественности.

На дорогах поражает необычайная "движуха". Машины, пти такси (кстати, в каждом городе они тоже своего цвета; в Марракеше - желтого), гранд такси, мопеды, ослиные и конные упряжки, велосипеды. На мопедах ездят абсолютно все: мужчины, женщины, дети и даже животные. Перед моими глазами до сих пор стоит образ араба на мопеде, везущего у себя на коленях козла. Светофоры встречаются только на крупных площадях (всего их около четырех) и особой нагрузки не несут. На перекрестках машины сигналят сразу всем, разгоняя зазевавшихся пешеходов и велосипедистов. Пешеходов никто не пропускает. Сначала мы жутко боялись переходить дорогу, но потом приноровились и бодро перебегали даже с чемоданам. Глядя на то, как местные лавируют среди плотного транспортного потока, мы только диву давались, как они до сих пор живы. Впрочем, скорости в городе небольшие, а реакция водителей быстрая.

Наш отель находился в новом городе Гелизе (Gueliz) и назывался Toulousain. Впечатления от отеля остались самые приятные, а стоимость номера в нем была просто смешная (230 Dh за дабл с завтраком). Единственное, что смущало - так это отсутствие кондиционера (но температура +30 переносилась совершенно нормально). Кроме того, отель расположен далековато от старого города с основными достопримечательностями - около получаса ходьбы. Но с другой стороны это даже плюс. Посетив Медину Марракеша, я искренне порадовалась, что мы не поселились там.

Мы разложили вещи и отправились гулять. И тут выяснилось еще одно обстоятельство. Названия улиц в Марракеше вообще никак не отмечены. Карты практически бесполезны, а единственные ориентиры - это площади и 72-метровый минарет мечети Кутубия. Кутубия является главной достопримечательностью Марракеша и одновременно его самым высоким зданием, остальные дома должны быть не выше пальмы. Шпиль минарета увенчан четырьмя золотыми шарами разной величины, поставленных один на другой. По легенде, они были отлиты из украшений жены султана в наказание за то, что она нарушила пост во время Рамадана, съев одну виноградинку. Кстати, минареты других мечетей тоже напоминают Кутубию, только размером поменьше. Вход внутрь не мусульманам строго запрещен.

Рядом с Кутубией расположен Королевский дворец, от которого видны только крепостные стены. Перед входом стоят караульные, все в разных костюмах. Их нельзя фотографировать, но выглядят они настолько забавно, что удержаться сложно. Недалеко от Кутубии раскинулась главная площадь старого города - Джема-Эль-Фна (Place Jemaa El Fna), по-простому - Ля Плас. Именно на эту площадь нас всё время пытались направить местные хелперы, естественно, не бесплатно. Замечено: как только достаешь карту, количество хелперов вокруг увеличивается в разы. Бороться с ними можно несколькими способами:
1) Спокойно отвечать "нет, спасибо". Как писали в одном из отзывов, "эмоционально не вовлекаться". Отстают сами.
2) Вообще не реагировать, как будто не замечать. Увлеченно болтать с собеседником, фотографировать достопримечательности. Хелперы со временем обижаются и отстают.
3) Мы изобрели самый забавный способ. Дело в том, что каждый уважающий себя хелпер знает фразы на разных языках. Русский язык - явно не их сильная сторона, потому что самостоятельно путешествующих русских в Марокко единицы. Многие не видели наших соотечественников ни разу в жизни. Хелпер, не дождавшись ответа на английском, начинает перебирать все возможные национальности и языки. Кем нас только не называли: англичанами, испанцами, французами, даже японцами. Но чаще всего называли "полония" (рассказывают, что пару лет назад у них было нашествие туристов из Польши, с тех пор все люди славянской внешности для них - поляки). Когда же мы в итоге представлялись русскими и делали вид, что больше ни на каком языке не понимаем, хелперы ни с чем уходили. Потому что сказать по-русски им абсолютно нечего.

Рядом с площадью Джема-Эль-Фна находится офис компании Sahara Expedition, в которой мы заранее в Интернете бронировали поездку в Сахару на два дня (65 евро). В офисе сидели женщины в джелябах и работали на компьютерах. Одна из них приняла от нас оставшуюся часть суммы, еще раз показала маршрут и проинструктировали по поводу завтрашней поездки.

Далее мы отправились в сторону рынков (суков), решив отыскать Медресе Бен-Юсуф (Medresa Ben Youssef) и расположенный рядом Музей Марракеша (Mesee de Marrakech). После получаса брожения в непонятном направлении по торговым рядам, подгоняемые сзади лошадиными и ослиными повозками, мы наняли "гида". Найдя с виду приличного парня, который бегло говорил по-английски, мы попросили довести до музея за 10 Dh. По пути к нему присоединился приятель, который потом нагло заявил, что ему тоже положено за работу, но был цинично отшит. Я так понимаю, подобная работа парами в них в норме. Достопримечательности оказались закрыты. Потому что в 15:00 в Рамадан уже ничего не работало. Но прогулка по Медине всё равно была запоминающейся.

На площади к подруге пристал араб, предлагающий сфотографироваться с обезьянкой. На вопрос, сколько будет стоить это удовольствие, получили стандартный ответ "сколько дашь". Никогда не верьте этому - цену надо оговаривать заранее. Тут же подбежал второй араб с такой же обезьянкой и тоже стал маячить перед камерой. А потом, естественно, они уже вдвоем стали просить вознаграждения в размере 20 евро. Получив вместо этого 20 Dh, они состроили такую гримасу, как будто были обижены в самых лучших чувствах.

Вечером отправились отведать местной кухни в ближайший ресторанчик. Как раз было 19:00 и я поняла, что мы попали. Нас сразу предупредили, что придется подождать, так как изголодавшиеся местные жители приступили к "завтраку". Именно к завтраку, потому что настоящий обед в Рамадан у них начинается после 00:00. Но мы уже никуда не торопились, потому что здесь вообще никто никуда не торопится.

В одном из отзывов читала, что Макдональдс в Марокко - это самый дешевый и безопасный способ питания. Насчет безопасный не знаю, но уж точно не из дешевых. Зайдя ради интереса в этот капиталистический рай, мы увидели гамбургеры по 50 Dh. Это составляло практически полную стоимость комплексного обеда в традиционном марокканском ресторане.

День второй. Через горы на восток

В 7 утра мы уже стояли у офиса турфирмы, чтобы отправиться в двухдневный тур на юго-восток через Атласские горы - туда, где начинается пустыня Сахара. Чемоданы мы бесплатно оставили в кладовке отеля. Вместе с нами - трое японцев и уругвайская пара. Забегая вперед, скажу, это мини-путешествие оказалось самым ярким и запоминающимся из всех марокканских впечатлений. Марракеш лежит очень близко к горам Высокого Атласа, поэтому уже через час езды дорога пошла резко вверх, превращаясь в узкий серпантин. Именно он и стал причиной того, что мы не отважились брать машину напрокат для поездки в Сахару. Горная дорога очень узкая, встречные машины разъезжаются с трудом. Внешний край от пропасти вообще ничего не ограждает. В то же время качество дорожного покрытия очень хорошее - дороги в Марокко строили французы. А сами тачки старые, но в таком климате прекрасно сохраняются.

Горные пейзажи восхитительны и разнообразны. По мере приближения к самой высокой точке Tizi N"tichka (2260 м) бурная растительность и кораллово-розовые горы сменяются "лунными" пейзажи. В это время года был сезон засухи, и все уэды (пересыхающие реки) были больше похожи на ущелья. Водитель периодически останавливался со словами "фото" - это значило, что мы приехали на очередную смотровую площадку. На каждой такой площадке стоял стол-раскладушка, на котором разложены продаваемые окаменелости - фоссиль (почему-то с ударением на последний слог). Окаменелые зубы, листочки в камнях, "розы пустыни" и разноцветные камни. Если что-то нравится, покупать лучше там же, потому что потом Вас будут останавливать в специальных местах, где цена подскакивает раза в три и сбить ее нереально.

В 12:00 нас привезли в самую знаменитую касбу Аит Бенхадду и выпустили погулять. Времени было катастрофически мало - около получаса. Поэтому мы по ней скорее бегали, чем ходили. Касбы - это крепости пустыни, построенные из глины и соломы и окруженные деревнями - ксарами. Эти невероятные сооружения являются гордостью Марокко. Они притягивают тысячи туристов и как ни странно, кинорежиссеров. В ксаре Аит-Бенхадду снимали целый ряд голливудских фильмов - "Жемчужина Нила", "Мумия", "Гладиатор" и пр.

Для того, чтобы попасть в ксар, необходимо пересечь речушку. В лучшие времена она разливается и переходить нужно по разложенным поперек камням. А местные дети подрабатывают тем, что помогают идти, держа Вас за руку. Сейчас же речушка заканчивалась через 20 метров после "переправы" и бизнес был явно невыгодным.

Касба - очень необычная, и я бы точно задержалась там на полдня, чтобы осмотреть всё. Но у нас был плотный график, чтобы успеть покататься на верблюдах на заходе солнца, а не в полнейшей темноте.

После посещения касбы нас повезли обедать в Варзазат, местный центр кинематографии, где до сих пор нет кинотеатра, но зато практически каждый житель успел сняться в киношной массовке. На трех местных киностудиях уже сняты эпизоды к 182 фильмам. Все наши опасения по поводу того, что мы, как и местные, в Рамадан будем ходить голодными до 19:00, не оправдались. Туристический ресторан находился на площади прямо рядом с музеем кинематографии. Очень хотелось туда сходить, вход стоил всего 30 Dh, но и на обед нужно было успеть. Всего нам дали полтора часа. Мы решили, чтобы быстро поедим и потом в музей. Но быстро не получилось. Дело в том, что в этот ресторан везли всех туристов по этому маршруту, и обед мы ждали не меньше 50 минут. В итоге посещение музея оставили на следующий раз.

Далее путь лежал через долину Драа, которую иначе называют "Долиной тысячи касб. Там протекает, я так понимаю, единственная река, не пересыхающая летом, и поэтому эта местность отмечена роскошными пальмовыми рощами, а которых выращивают финики.

К 18:00 мы доехали до Загоры, от которой начинаются первые песчаные дюны. Последний цивилизованный пункт перед пустыней состоял из небольшой гостиницы и пары торговых лавок. К одной из них нас подвезли и сказали, что всем просто необходимо купить воды и платок на голову. Вода была у всех, а вот с головными уборами возникли сложности. Ну конечно же, нам готовы были продать платочки и даже профессионально намотать их на голову. Удовольствие это стоило 50-80 Dh. У меня была клетчатая арафатка, привезенная из мото-сафари в Египте. Продавцы вместе с водителем принялись активно убеждать меня в том, что она не подойдет. Между нами разыгрался примерно такой диалог:
- Это неправильная арафатка, тут такая не подойдет.
- Почему не подойдет?
- Она слишком маленькая.
- Пустыня же везде одинаковая. В Египте подходило.
- Ну, покажи, как завязывать.

Отработанным движением я намотала себе на голову арафатку, после чего они с уважением отстали. Нас отвезли к стоянке верблюдов. Всех усадили на верблюдов, и мы поехали, действительно, любуясь закатом.

Езду на верблюде я себе представляла так: сидишь на верхотуре и гордо качаясь, созерцаешь красоты пустыни. На деле всё оказалось не так. Верблюд - животное очень жесткое и даже толстые седла не спасают. А еще он не плывет по пустыне, а как будто прыгает по ней, двигаясь рывками. А ты соответственно, прыгаешь на его горбе всю дорогу в такт. Это оценили все. Но самое веселое началось, когда зашло солнце. Потому что у наших проводников начался "завтрак". Побросав поводья, они сели в кружок на землю и стали жадно есть. Наши верблюды, не обращая внимания, стали двигаться дальше за вожаком. Мы беспомощно кричали, потому что корабли пустыни отказывались понимать наш язык. Только после этого один из проводников отвлекся и остановил наш караван.

Начитавшись, что верблюд обязательно плюнет, если стоять ровно перед ним, мы каждый раз истерически визжали в моменты, когда верблюд поворачивал к нам свою голову, при этом что-то жуя. Остаток пути мы проделали в полной темноте. В какой-то момент к нам из-за угла присоединилось еще три каравана и мы зашагали все вместе. Спустя два часа, мы подъехали к лагерю. Понятие лагерь заключалось в том, что на его территории стояло четыре-пять палаток и больше вообще ничего не было видно. Палатка-бивуак была рассчитана на всю нашу группу, но вообще там могло разместиться человек 15. В центре висела горелка, стояло два стола, а по краям были разложены матрасы. Вот такие спартанские условия.

Нас накормили, а потом пригласили на импровизированный концерт на верхушке одной из дюн. Действительно, пять берберов засели на дюне и стали играть, петь и танцевать. Постепенно туда стянулись обитатели бивуаков. И уже через полчаса все вместе плясали под берберские напевы.

Ночью мы проснулись оттого, что шел дождь. В пустыне! В засуху! И громко капал по крыше.

День третий. Назад в Марракеш

Утренняя пустыня не производила впечатление пустыни: мокрый песок, мелкие дюны. Рядом с одной из них лежали мокрые верблюды и явно были не довольны тем, что их беспокоят. Кстати, экскурсия на три дня (за 100 евро) везет в Мерзугу - вот там настоящая пустыня и настоящие дюны высотой до 150 метров.

После завтрака мы взобрались на верблюдов и поехали обратно. Ехать на верблюде полтора часа уже было не настолько жестко, видимо, привыкли.

Остаток дня предполагалось ехать той же дорогой обратно в Марракеш. Где-то в районе городка со странным названием Агдз нас ожидал сюрприз - огромная пробка на дороге. Оказалось, что произошла авария с участием двух машин, рейсового автобуса и грузовика. В результате столкновения автобус развернуло, и он загородил две единственные полосы движения, перекрыв движение с обоих направлений сразу. Разворачивать его никто не собирался, потому что всех более интересовала судьба грузовика. Ему повезло меньше. Перевернутый грузовик лежал в канаве, его кабина была полностью раздавлена.

Пробку мы объезжали по каменистой пустыне - хамаде. В Марракеш вернулись около 19:00. Мы сразу отправились на автовокзал, чтобы купить билеты на утренний автобус в Эссуэйру. Автобусный вокзал расположен недалеко от отеля (пешком около 15 минут), рядом с крепостными стенами и воротами Bab Doukkala. Как только мы зашли в здание вокзала, на нас набросились местные продавцы билетов. Приличных автобусных компаний в Марокко две - CTM и Supratours, но есть еще куча мелких местных перевозчиков. Продавцы не отставали. После моего ответа, что нужен только CTM, они стали кричать, что они и есть CTM. И не унимались, пока мы самостоятельно не дошли до нужной кассы. В кассе сидел продавец, похожий на Уилла Смита (насколько я потом поняла, у них половина населения похожа на Уилла Смита), у которого мы купили билеты на 12:30 за 80 Dh.

Ближе к 22:00 мы отправились на главную площадь, чтобы посмотреть удивительный спектакль, который там разыгрывается каждую ночь. Огромные ряды с апельсинами, лавки с похлебками, и кучки народа по интересам. В одном кругу заклинают змей, в другом - играют музыку гнауи и тут же под нее танцуют, в третьем - пытаются удочкой выловить бутылки с водой, и т.д. Между всем этим ходят гадалки и татуировщицы. Звучит музыка, в воздухе разносятся ароматы еды и пряностей.

День четвертый. Здравствуй, Атлантика!

После утреннего завтрака мы успели выполнить программу максимум, посетив сад Мажорель. Это единственное место, которое выделяется из красного великолепия Марракеша. Здесь преобладают цвета зелени и голубого неба. Небольшое пространство сада плотно засажено экзотическими растениями: кактусами, пальмами, юкками, бамбуком, есть пруд с кувшинками, распространяющими пьянящий аромат. В саду стоит дом нереально синего цвета, который одно время принадлежал Ив Сен-Лорану. Вход в сад 30 Dh, проезд на такси по городу - 10 Dh. Сад лучше посещать именно с утра, сразу после открытия, потому что тогда в нем еще нет толп туристов, и можно насладиться всей красотой этого места.

Вернувшись в отель, мы собрали вещи и отправились на вокзал. За полчаса до прибытия автобуса нужно было подойти в кассу CTM и купить багажный талон. За оба чемодана с нас взяли 5 Dh, прикрепив на них соответствующие ярлычки. Пришел наш автобус - и я удивилась. Это был стандартный автобус Eurolines, целая куча которых колесит по Европе. Автобус выехал вовремя, после чего отправился на второй вокзал в Марракеше, где стоял еще полчаса. Дело в том, что у CTM в Марракеше есть свой вокзал и на автобус можно садиться прямо там, чтобы не терять время. Официально дорога между городами занимает всего 3 часа, но где-то посередине пути автобус остановился и выпустил всех погулять минут на 40, в результате чего мы приехали в Эссуэйру только в начале пятого.

Эссуэйра расположена на берегу Атлантического океана. Именно поэтому в этом городе преобладают синие ветреные тона. Белые дома с выкрашенными в синий цвет ставнями, бело-синие тротуары, синие такси и рыбацкие лодки. Это город-порт и бывшая португальская крепость. Город чаек и кошек, откормленных портовой рыбой. Город художников, серфингистов и хиппи. Город, где можно залечь в песчаных дюнах на берегу, любоваться Атлантикой и самым фантастическим закатом.

В Эссуэйре мы жили в Медине в уютном риаде Dar Al Bahar на берегу океана. Таксист за 10 Dh довез нас до центральной площади и дальше напутствовал идти пешком, потому что на машине в Медину не заехать. Кстати, по всей Медине бегают носильщики с тачками и помогают туристам доставлять их чемоданы к отелю.

В Эссуэйре чувствовался запах свободы. Здесь было больше туристов. Никто не ходил в джелябах. Всё чаще встречались люди в шортах и коротких майках. Здесь было жарко, а ветер с Атлантики служил лучше любого вентилятора.

Ориентироваться в Медине Эссуэйры было гораздо проще. Во-первых, она небольшая. За полчаса можно пройти от одного края старого города до другого. И сама Медина очень приятная. Тут хочется заходить в лавки, разглядывать диковинные вещи и торговаться за мятным чаем. Никто к тебе не пристает и не пытается направить туда, куда тебе не надо.

Рядом с отелем расположен Бастион Касба (Skala de la Kasbah), нависающий над океаном. Вечером сюда приходят туристы и местные жители, чтобы полюбоваться закатом. И посидеть среди пушек, направленных в сторону океана.

Здесь же стали появляться первые Эссуэйрские типажи. Дело в том, что здесь нет хелперов (как, например, в Марракеше), здесь есть "знакомцы". Имеют к Вам в основном коммерческий интерес: отвести в свою лавку и что-нибудь продать, либо отвести в знакомое кафе, чтобы поиметь с этого откат. Мы выделили три таких типа:
1) "Я родом из пустыни". Отличительные особенности: несмотря на то, что все вокруг в шортах и майках, одет в длинную белую или голубую джелябу с челмой на голове. Легенда: вырос в пустыне, с детства водил караваны, был в Мерзуге и Загоре, набрал там целую кучу серебряных берберских украшений. Пойдемте в мою лавку, покажу.
2) "Музыкант". Отличительные особенности: дреды на голове, яркая свободная одежда в стиле хиппи. Легенда: играю регги или гнауа-музыку, есть своя группа. Давайте отведу в подпольный клуб, где мы собираемся, чтобы поиграть.
3) "Серфингист". Отличительные особенности: загорелый мачо в облегающем гидрокостюме. Легенда: победитель всех возможных чемпионатов, объездил всю Европу. Пойдемте в ресторан.

Я понимаю, что надо верить людям, но когда встречаешь одни и те же типажи с одними и теми же историями, невольно начинаешь задумываться.

День пятый. Наконец-то на пляж

Утром мы пошли в порт для того, чтобы залезть на живописный Портовый бастион (Skala du Port) и полюбоваться открывающимися видами на город и острова. Вход на бастион, как и в большинство музеев Марокко, стоил 10 Dh.

А дальше - на пляж. В Эссуэйре большой прилив. Вечером океан доходит до самих ограждений на набережной, с которых местные ребята прыгают в воду. А утром на этом месте - песчаное дно. Прямо у ворот Медины начинается городской пляж. Можно было залечь и там, но вдалеке виднелись живописные песчаные дюны, и мы двинулись к ним.

Поход к дюнам занял около часа, в конце пути нам предстояло пересечь мелкий уэд с противным каменистым дном, вливающийся в океан. В самом конце пляжа прямо перед уэдом начинались развлечения для туристов - катание на верблюдах, квадроциклах, лошадях. Мы залегли в дюнах на берегу. Периодически мимо прогуливались вереницы верблюдов, пару раз проехали полицейские на лошадях. Но в целом было очень спокойно, чисто и приятно. Вода в океане была теплая, ветра сильного не было. В общем, все радости жизни.

Вечером мы пошли искать автобусный вокзал. Их в городе два: один находится у городской стены и туда приходят только автобусы Surpatours; все остальные автобусы приходят на другой вокзал, который находится дальше. Решено было уезжать завтра ночным автобусом к Касабланку в 23:59 (за 150 Dh), чтобы была возможность еще один день погулять по Эссуэйре. Уж больно город понравился.

День шестой. Рай для серфингистов

Оставив с утра вещи на ресепшне отеля, мы снова пошли на отдаленный пляж. В этот день дул сильный ветер. Как доказательство тому, на океане сразу появилась масса серфингистов, которые еще и жаловались "мол, ветер слабоват, плавать неудобно". Но по мне так ветер был чересчур сильным. Через полчаса лежания на пляже половина моего полотенца была засыпана, а рядышком образовалась внушительная горка песка. Мы решили, что если так пойдет и дальше, то нас засыплет целиком. Весь день мы гуляли по Медине, заходя в сувенирные лавочки и покупая всякие побрякушки.

Нашли рынок для местных, который больше напоминал петербургскую апрашку как по виду, так и по содержанию. Те же китайские майки-футболки, кухонные принадлежности, штаны Abibas и пр. Как будто из России не уезжали. А еще там продавались обалденные финики (около 8 разновидностей) по 20-30 Dh за кг. И совершенно потрясающие сладости по 20-25 Dh за кг. Сладости мы купили в дорогу и уже в России пожалели, что так мало взяли. Они потрясающие: напоминают печенья, сильно пропитанные медом и посыпанные кунжутом. Сочные, сладкие, пальчики оближешь.

Пару часов мы провели в отеле, болтая с владельцами. Ими оказалась очень милая и гостеприимная франко-голландская пара. Потом поехали на вокзал. Автобус был полупустой, с нами ехало еще несколько местных и трое итальянцев. Обозначенное время в пути - 6 часов. Мы расслабились и приготовились опоздать как минимум на час.

В пути я почти не спала. Не могла, потому что смотрела на звезды. Впервые я видела такое низкое небо с огромными сверкающими звездами.

День седьмой. Белый дом

Касабланка, финансовая столица Марокко, в реальной жизни не имеет ничего общего с одноименным голливудским фильмом. Название города переводится как "белый дом". Город, действительно, весь построен из белого камня. В Касабланке прямо на берегу океана стоит мечеть Хасана II, вторая по величине после мечети в Мекке. Больше достопримечательностей нет. Но сама мечеть потрясающая, и одно это впечатление стоит того, чтобы приехать туда.

Вопреки ожиданиям, наш автобус приехал в 04:30, на полтора часа раньше положенного. На местном вокзале я впервые увидела специальные комнаты для молений и чудо человеческой мысли - общественный туалет а-ля дырка в полу. Кстати, наш багаж нам так просто не отдали. Его собрали на специальную тележку, отвезли на вокзал в пункт выдачи багажа и только там начали выдавать по билетам. Мы объяснили, что хотим оставить чемоданы на три часа и только потом забрать (потому что камер хранения на вокзале не предусмотрено). Нам разрешили. Итак, мы совершенно свободны в пять утра в Касабланке. Что делать дальше?

Самолет у нас в 13:30. Лучший способ добраться в аэропорт - на поезде. Пошли искать ж/д станцию, по карте она была недалеко. Сориентироваться помогла проходившая мимо женщина. Она вышла прямо на середину проезжей части и стала показывать, куда именно нужно идти. Спасибо ей огромное, но так рисковать жизнью явно не стоило. Ж/д станция Casa Port оказалась маленькой и невзрачной. Поезда в аэропорт ходят каждый час с 06:30 (1 час 10 минут в дороге), и билет необходимо покупать на конкретное время. В общем, мы решили ориентироваться на 08:30 и за свободное время поехать посмотреть на мечеть Хасана II. Мечеть оказалась на довольно приличном расстоянии от вокзала, таксист (такси в Касабланке белые или красные) довез нас за 20 Dh.

Обратно к станции мы шли пешком, так как был еще целый час в запасе. Вокруг мечети расположены какие-то пустыри и недострои. Видимо, денег хватило только на мечеть. Ничего интересного по дороге не встречалось: белая стена Медины, порт, военно-морские учреждения. Мы еще раз порадовались тому, что предпочли один день в Эссуэйре пребыванию в Касабланке. Забрав чемоданы, мы вернулись на ж/д станцию, купили билет до станции Aeroport MedV на 08:30 за 40 Dh. При выходе на перрон стоял контролер и проверял билеты. Он подсказал, что нужно сделать пересадку на станции Ain Sebaa (то ли следующая остановка, то ли через одну). Поезд пришел на нижний уровень аэропорта, чтобы подняться наверх, нужно было просветить весь багаж. Из-за этого на выходе образовалась большая очередь. Позабавили значки: не проносить оружие и взрывчатые вещества. Судя по всему, это здесь главное. Потому что позднее при досмотре ручной клади, у нас даже воду отбирать не стали. И тут нас ждал последний сюрприз. Нашего рейса на Барселону не оказалось в расписании вылетов. Представитель авиакомпании Jet4You заявил, что наш рейс отменили и мы единственные, до кого они не сумели дозвониться. Но судя по количеству человек у их стойки, мы были отнюдь не единственными. Они могли предложить только места в самолете, который полетит послезавтра. Но от нас так просто не отделаешься. После долгих разбирательств они уже были готовы отправить нас куда угодно, лишь бы с глаз долой. В итоге сторговались до перелета в Мадрид в родственной им авиакомпанией Royal Air Maroc. А наши приключения в Испании - это уже совсем другая история...

И напоследок хотелось бы развенчать несколько заблуждений относительно Марокко, которые я встречала, готовясь к поездке:
1) Торговцы и таксисты не выдают сдачу. Неправда. Даже когда после длительного торга и рассказа о том, что 25 Dh - это наши последние деньги, мы давали продавцу сотку, он покорно отсчитывал сдачу.
2) В отелях нет евро-розеток, а только французского образца с напряжением 110 Вольт. Неправда. Начитавшись таких отзывов, я чуть всерьез не купила в России повышающий адаптер весом не менее 0,5 кг. В нормальных отелях (даже в 2-3*) с розетками всё в порядке.
3) Если Вы не знаете арабский или французский, в Марокко Вам делать нечего, потому что Вас никто не поймет. Полная чушь. Когда арабам надо, они будут разговаривать с Вами на любом понятном Вам языке. Многие частично понимают по-английски, еще больше местных отлично разговаривают по-испански. Чтобы облегчить себе жизнь, Вам достаточно выучить на французском всего несколько выражений. Рыба, мясо, овощи, чай, вода, суп, сок - для ресторана. Числительные (десятки, сотни), вопрос "Сколько стоит?" - для магазинов и такси. Вопрос "Где находится?" - для прогулок. И всё!
4) Антисанитария. Опять же начитавшись отзывов, я набрала с собой кучу одноразовой посуды, стаканчиков, вилок, ложек, гигиенических салфеток. Но вокруг было чисто и в ресторанах еду подавали на чистой посуде. И вообще в марокканских городах не грязнее, чем в России. То же касается рассказов о многочисленных отравлениях. Мне кажется, это исключительно вопрос индивидуальной реакции организма на незнакомую пищу. За все дни пребывания в Марокко, мы ни разу не отравились, хотя ели только местную кухню (включая сладости с рынка и сырые салаты) и пили свежевыжатый сок.
5) Мелкие сувениры (ручки, брелки, календарики) могут заменить оплату. Ни фига. Лучше денег могут быть только деньги. Хелперы ни за что не оценят Ваши магнитики и открытки с видами родного города. Даже дети в пустыне принимая конфеты, просят еще и евро в придачу. Единственное, что они способны оценить - так это зажигалки, даже самые простые. Проверено на личном опыте.

Nadyae
20/01/2010 01:41



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Из Москвы в Марокко регулярно летают самолеты компании Royal Air Maroc. Вылеты производятся из международного аэропорта Шереметьево трижды в неделю. Перелет занимает примерно шесть часов.

Большой популярностью пользуются рейсы Air France с традиционной пересадкой в Париже. Эта компания осуществляет регулярные ежедневные рейсы в Марракеш, Рабат и Касабланку. Стыковки между рейсами редко занимают больше трех часов. Можно лететь и самолетами компании Alitalia с пересадкой в Риме. Многие другие европейские авиакомпании осуществляют регулярные рейсы в Марокко с пересадками в других городах.

Наиболее бюджетные варианты предоставляет компания Ryanair. С ее помощью можно добраться до Марракеша, Феса, Агадира и других городов Марокко из таких мест, как Валенсия, Севилья, Лондон, Марсель, Париж и Дублин. До этих городов можно добраться разными способами, в том числе при помощи бюджетных восточноевропейских авиакомпаний. Если покупать билеты заранее, можно уложиться в двести пятьдесят долларов на одного человека за билеты в оба конца.

Если вы планируете тур по Африке, стоит учитывать, что несмотря на географическую близость Марокко ко многим популярным африканским странам, отсутствие вменяемой конкуренции на маршрутах между странами Западной Африки и Марокко приводит к тому, что авиабилеты могут стоить очень много - до семи-восьми сотен долларов. Перелеты из Британии, Испании, Франции стоят в разы дешевле.

По воде

Существуют регулярные скоростные и автомобильные паромы из Европы в Африку. В основном эти паромы курсируют между испанскими и марокканскими городами. Наиболее часто ходят паромы из Альхесираса до Танжера, не меньше восьми-десяти рейсов в день. Стоимость билета в один конец - около тридцати евро. Из Малаги можно попасть в Мелилью или Надор примерно за сорок евро, паром ходит до восьми раз в сутки. Обычно, если покупать билет в обе стороны, можно получить скидку в двадцать процентов.

Регулярное морское сообщение осуществляется и между Испанией и ее анклавами Мелильей и Сеутой, оттуда можно добраться в Марокко на автомобиле или пешком. Точное можно найти на сайтах паромных компаний. Стоит учитывать, что между Марокко и анклавами осуществляется серьезный пограничный контроль. Для выезда в Марокко необходимо иметь двукратную испанскую визу.

Нужно отметить, что наличие этой визы проверяется еще при оформлении билетов на паром в испанских портах. Если у туриста нет визы, которая дает право на возвращение в Испанию, купить обратный билет не получится.

рассказ писался в режиме реального времени, небольшими заметками, во время пребывания непосредственно в Марокко

Это не пляжный отдых. Мы едем за экзотикой, древней культурой и могучим океаном!

Маршрут поездки (план)

  1. Касабланка. Перевалочный пункт. На осмотр - только день прилета и день перед отлетом.
  2. Переезд в Фес. На этот город планируем 2 дня, не считая дней приезда и отъезда.
  3. Переезд в Шефшауэн. Тоже отводим 2 дня. Хотим насладиться колоритом синего города и горным пейзажем.
  4. Переезд в Рабат. Одного дня вполне достаточно, чтобы осмотреть достопримечательности.
  5. Переезд на побережье Атлантического океана, в маленькое местечко Уалидия. Привлекает морской пейзаж и устричная ферма. Планируем провести здесь 4 дня. Но при этом я безумно хочу вернуться на фантастический пляж Легзира. Останавливает лишь то, что дорога до нее займет почти весь день, а океан разрушил его основную достопримечательность - арку "Слоновья нога". Но место фантастическое!

Если отдых на побережье наскучит, то почему бы и не прогуляться?

Позже маршрут был слегка изменен.

Бюджет поездки

Билеты куплены по минимальной цене 17 тыс. на человека (туда - обратно). Летим Турецкими авиалиниями. Выбрали рейс с длительной стыковой в Стамбуле, чтобы заодно посмотреть и его. Авиакомпания предоставляет своим транзитным пассажирам бесплатные экскурсии по городу. Продолжительность экскурсий разная - 3, 6 и 9 часов. Мы покупали билет за месяц, когда цена была низкая. Потом этот же билет стоил не 17, а 39 тыс.
Включает в себя трансфер, англоязычного гида, завтрак и обед, входные билеты во все основные достопримечательности. И все это абсолютно бесплатно. :-)
Если наш самолет не задержат, то мы успеваем на 6-часовую экскурсию. Если не успеем, то поедем смотреть город самостоятельно.
Если нужна более подробная информация, я напишу.

Отели по маршруту забронированы. Билеты из города в город будем покупать на месте. Планируем перемещаться между городами на поездах и автобусах.

Экскурсия от авиакомпании в Стамбуле при пересадке

Пока все фото будут только с телефона, только для иллюстрации. Мы попадали на 6-часовую экскурсию (с 9 до 16), при условии наличия свободных мест и регистрации до 8:30. Наш самолет прилетел в 7:45, поэтому на паспортном контроле мы переживали, что не успеем. Но все прошло удачно: контроль прошли быстро и мест хватило.

Как попасть на экскурсию. После прохождения контроля выходите из зоны прилета, поворачиваете направо и идете до конца. В самом конце расположен Старбакс. А около него стойка "Туркиш эалайнз". Подаете туда посадочные талоны, они проверяют время вылета и в соответствии с ним предлагают экскурсию. А дальше вы спокойно ожидаете своего часа, попивая ароматный кофе. :-) В 9:00 выходит представитель компании и, выкрикивая имя, возвращает посадочные талоны. Так вы становитесь счастливым членом группы:-)

Экскурсия была замечательная! Жаль, что времени хватило только на то, чтобы осмотреть королевский дворец и окрестности. Много времени заняли завтрак и обед, а также ожидание сбора группы.
Кормили обильно и вкусно. Никогда не думала, что буду фотографировать еду, но чего не сделаешь для отчета.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Еще и десерт:-)

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Но это издержки группового туризма. Жаль, что из-за этого мы не успели побывать внутри голубой мечети. Но дареному коню в зубы не смотрят:-) Оставим ее на следующий раз.

И немного фото с экскурсии.


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Впечатления: экскурсия интересная, хорошо организованная и совершенно бесплатная. Включает в себя англоязычного гида, комфортабельный автобус, плотный завтрак и еще более плотный обед. Очень рекомендую!

Касабланка

День прилета. Касабланка
Перелет из Стамбула до Касабланки занял 5 часов. Паспортный контроль прошли быстро и без проблем.
Из аэропорта до Касабланки 26 км. Каждые 30 мин ходит электричка, связывающая город с аэропортом. Имеет три остановки: Каса Оазис (не знаю, что там), Каса Вояджер (железнодорожный вокзал, с которого можно уехать в другой город страны) и Каса Порт (недалеко от морского порта). Проезд до Каса Порт стоит 43 дирхама (чтобы перевести в рубли, надо умножить на 6, примерно 270 руб.).

Наши планы. Касабланка
На день приезда ничего не планировали - времени оставалось только на сон. Но отель выбрали в шаговой доступности от Каса порт, чтобы наутро прогуляться до океана и посмотреть мечеть Хасана.

День 2. Касабланка - Фес

Для знакомства с городом отвели себе 4 часа. Проснулись рано (спасибо 3-часовой разнице во времени) и в 8 отправились осматривать город. Не за достопримечательностями - нам нужно было настроиться на маршрут, почувствовать дух страны и местный колорит. Поэтому мы хотели просто погулять по улочкам до мечети Хасана.

Утро выдалось хмурым, но это не могло испортить ни наших планов, ни настроения. Поворот - и перед нами океан. Настоящий, могучий! С высокими волнами и суровым рокотом. А на берегу возвышается самая большая мечеть в мире, словно вышедшая из его волн.

Каждый день, кроме пятницы, в мечети проводят экскурсии. Первая экскурсия в 9:00.

Стоит 120 дирхам на взрослого человека (иностранца). В переводе на рубли это примерно 760 руб./чел. Детям от 6 до 12 лет скидка. Есть еще отдельные билеты в музей, но туда мы не планировали.

Впечатления: мечеть посетить стоит однозначно. Внутри она потрясет своим величием и великолепием!

Фес

Переезд в Фес.
Поезда в Фес отправляются из Касабланки с вокзала Каса Вояджер каждый час. Имеют разную продолжительность, в зависимости от того, какие города включает в себя маршрут. Изначально мы планировали выехать в 13:05, чтобы в 16:40 оказаться в Фесе. Но на улице шел мелкий нудный дождь, смотреть в городе было особо нечего, и мы решили уехать на 12-часовом поезде. Его маршрут длиннее, и прибывает он в Фес всего на 20 мин раньше. Но лучше катиться в мягком вагоне, чем сидеть на вокзале. Билеты можно свободно купить либо в кассе, либо в автомате, что стоит тут же на вокзале. Разница лишь в том, что в аппарате я не увидела возможности выбора мест. Стоимость: за 2 билета в первом классе мы заплатили 348 дирхам (примерно 2200 руб.). Билеты второго класса обошлись бы нам дешевле на 80 дирхам.

Железнодорожное сообщение развито хорошо, но поезда часто опаздывают. Первый класс довольно комфортабельный: небольшие купе, отделенные от общего прохода стеклянными дверями, включает в себя два ряда удобных мягких кресел. По 3 в ряд.
Вагоны второго класса продаются без мест (кто успел, тот и сел). Мы видели два типа вагонов. Первый - в точности, как первый класс, только кресла идут не по 3, а по 4 в ряд. Вторые похожи на наши электрички с мягкими сиденьями: 2 ряда по 2 кресла, а между ними проход.
Но у первого класса есть одно важное преимущество: он менее населен. Большинство предпочитает вагоны 2-го класса. А мы с мужем были единственными пассажирами в нашем купе.

Фес

Безумный, невероятный город! Он и встретил нас сюрпризом. Чтобы проникнуться местным колоритом, решили остановиться в Медине. Риад (отель в национальном стиле) оказался великолепным!

Бросив вещи, отправились знакомиться с городом, и тут же попали на праздник - местную свадьбу. Она совсем не похожа на наш обряд: столы не ломятся от яств, и нет ни капли алкоголя. Есть небольшой стол с восточными сладостями, а официанты разносили свежевыжатый сок. Королева - конечно же, невеста. В полном смысле этого слова: она возвышалась надо всеми на великолепном сверкающем троне, и четверо мужчин, нося его на печах, под местную музыку исполняли с ним танец. Думаю, что это были не друзья жениха, а специально обученные нанятые люди. Очень уж синхронно они передвигали трон в такт музыке. Королева-невеста, восседая на нем, исполняла свадебный танец руками. А гости славили её: снимали видео, фотографировали, дарили восхищенные взгляды. Для этого им были установлены ряды стульев, как в зрительном зале.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Мы недолго задержались на свадьбе, так как хотели познакомиться с городом. Ночная жизнь Медины не была праздничной и бурной: уличные кафе и местные лавочки работали спокойно и размеренно. Зазывалы почти не приставали и не были назойливы.

А в 9 вечера все стали закрываться. Так что жизнь эта скорее вечерняя, чем ночная. Но, с учетом трехчасовой разницы во времени, нам это вполне подходило. Дневной Фес мы увидим завтра.

Медина остается неизменной вот уже 1000 лет, так что за два года в ней совершенно ничего не изменилось:-)

В отеле нам предложили гида за 300 дирхам (1800 руб.). При необходимости его можно найти и значительно дешевле: им готов стать любой житель Медины. Но нам он не требовался: специально для туристов в Медине разработаны маршруты, включающие в себя основные достопримечательности и самые интересные места. Их четыре: красный, коричневый, синий и зеленый. Все они обозначены указателями соответствующих цветов и установлены на стенах по ходу маршрутов.

Маршруты часто переплетаются между собой, и поэтому главное - придерживаться определенного плана очередности их прохождения, чтобы ничего не пропустить.
Фес - это город мастеров. Вот уже тысячу лет здесь трудятся столяры, портные, лудильщики, чеканщики, кожевенники, гончары… Всех не перечислить. И среди них есть великолепные мастера своего дела! Целый день мы бродили по запутанному лабиринту древнего города, заходя в мастерские и наблюдая их работу.

Одними из первых просыпаются пекари. Пекарня.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

А это кожевенная мастерская.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Технологии выделки шкур за тысячу лет тоже ничуть не изменились. Это очень тяжелая ручная работа. Но зато кожа получается первоклассная! Из нее тут же шьют всевозможные изделия - одежду, сумки, ремни, кошельки, бабуши (местные тапочки)...


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Столярная мастерская:

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Я уже писала выше, что среди местных ремесленников есть великолепные мастера. Такого мастера встретили и мы - чеканщика, создающего удивительные по красоте изделия из простого толстого листа бронзы.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

И, конечно же, мы не могли пройти мимо знаменитых красилен Шуара. :-)

Красильни Шуара в Марокко представляют собой большой двор, в котором расположены большие глиняные чаны XI века. Сначала во двор на нескольких ишаках доставляют очередную партию шкур с ближайших скотобоен. Подмастерья замачивают шкуры в растворе негашеной извести, после чего очищают их от шерсти. Сбритой шерстью набивают пуфики - популярные марокканские сувениры.
После очистки кожа вымачивается в специальных барабанах в растворе из воды и сока лайма. Вымачивание может длиться несколько часов. Чтобы сделать кожу более мягкой, ее обрабатывают куриным, собачьим или голубиным пометом. Именно поэтому в красильнях Шуара в Марокко стоит зловонный запах. При необходимости вы можете купить пучок мяты, который хоть как-то перебьет этот резкий запах.
Несмотря на то, что большинство кожевенных заводов уже давно используют синтетические красители, в красильнях Шуара окраска шкур происходит исключительно с помощью натуральных компонентов. Для этого подмастерья пользуются секретами своих дедов и прадедов. Согласно старинным рецептам, практически из любого продукта можно получить качественный краситель:
шафран и кожица граната придает изделиям желтый цвет;
паприка - красный цвет;
мята - зеленый цвет;
мимоза - коричневый цвет.
Быстрее всего красится овечья и козлиная шкура, а дольше остальных - верблюжья. В последнее время верблюжьи шкуры редко попадают в красильни Шуара, что связано с ростом спроса на прогулки на верблюдах. После окраски шкуры вывешиваются на стенах или раскладываются на крышах зданий. После высушивания сырье отправляется в местные мастерские.
Источник: http://womanadvice.ru/krasilni-shuara

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

На второй день мы прогулялись по новой Медине (новая потому, что на 300 лет моложе старой. Этой "малышке" 700 лет:-)), еврейскому кварталу и посмотрели на королевский дворец.

А завтра нам предстоит поездка в удивительный по красоте город Шефшауэн. До него из Феса можно доехать на такси. За это с нас попросили 1000 дирхам (около 6000 руб.). Но мы решили отправиться туда на автобусе. Автобусы отправляются с вокзала СТМ 4 раза в день: в 8, 11, 16 и 23 часа. Стоимость билета 75 дирхам (450 руб.).

Про цены на питание.
Питались мы в местных уличных кафешках. Они здесь повсюду. Отличаются лишь интерьером - цены и меню везде одинаковые. Тажин (тушеное мясо с овощами всевозможных составов), кус-кус (мясо с овощами и кус-кусом) стоят 40 дирхам (240 руб.). Свежевыжатый сок 10 дирхам (60 руб.). Вкуснейшие лепешки и маслины прилагаются бесплатно. Мятный чай 5 дирхам. Но в качестве бонуса могут принести и бесплатно.
Мандарины и апельсины от 3 до 5 дирхам килограмм (18 - 20 руб.). Хотя один из продавцов попросил с нас 30 дирхам - 180 руб. за килограмм местных апельсинов, растущих на каждом углу - это было слишком.

Да, еще хочу добавить, что мы решили изменить первоначальный маршрут.
Мы вдоволь насладились древним Марокко, и после Феса нас вряд ли впечатлят медины и дворцы других городов. Поэтому мы решили пропустить Рабат и из Шефшауэна отправиться прямиком в Уалидию, на берег океана. Проведем там два дня и поедем в Мирлефт. Там нас ждут живописные скалы и останки фантастической Легзиры.

Про безопасность .
Узкий лабиринт улочек пугает и создает ощущение опасности. Колоритный вид местных жителей - их жгучие взгляды, неулыбчивые лица и непривычная европейцам одежда - усиливает беспокойство. Но это только видимость. На самом деле люди здесь прекрасные: отзывчивые и очень добрые.

Думаю, что именно для этого и нужен отпуск. Чтобы вырваться из замкнутого круга повседневных проблем и вспомнить, что есть другая, простая жизнь с простыми человеческими отношениями и добрыми порывами. Нормальные человеческие отношения, о которых мы постепенно забываем в битве за выживание и круговороте повседневных дел.

Про автобусы.
Автобусное сообщение развито хорошо и соединяет все города Марокко. Сообщение осуществляется на комфортабельных двухэтажных автобусах. Интересно, что, как и в аэропорту, вы должны сдать багаж. При приемке он взвешивается, и ему присваивается номер вашего билета. За провоз одного места с нас взяли 5 дирхам (30 руб.). Автобусы очень удобные, с мягкими креслами и кондиционерами. Поразил водитель: он был одет в белоснежную рубашку, галстук и строгий черный костюм.

Шефшауэен

Удивительный и неповторимый! Его относят к красивейшим городам мира вполне по праву. А все потому, что вот уже несколько сотен дет люди красят свои дома и улицы в голубой цвет. Вроде бы просто краска, но она создает неповторимую атмосферу гармонии и оставляет неизгладимое впечатление.


фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Город состоит из двух частей - новой и старой. Новая тоже поддерживает традиционные оттенки, но она не имеет колорита старой. В запутанных улочках Медины можно провести целый день, за каждым поворотом открывая новые виды и удивительные картинки.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Городок приютился в живописной ложбине между гор. Прогулку можно разнообразить осмотром окрестных скал. А заодно полюбоваться панорамой города. С высоты он не менее прекрасен.

На это место мы отвели два дня, хотя одного было бы вполне достаточно. Не хотелось превращать отпуск в сплошной переезд, хотелось остановиться и провести некоторое время в горах.
А завтра в 7 утра мы отправляемся на побережье океана, в местечко Валидия.

Утренняя прогулка превзошла наши ожидания: отправились на завтрак, а вместо кафе забрели в горы:-) Сначала один поворот, потом другой, а дальше уже трудно было остановиться:-), так и поднялись на вершину высоченной горы.

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

Наше уютное кафе, к которому мы добрались только к обеду:-)

фото открываются в большом размере при щелчке по картинке

И последняя фотка города. Прощай, чудесный городок небесно-голубого цвета.

Валидия

Это небольшой курортный поселок на берегу океана. Находится между Касабланкой и Эссуэйрой. Все в этом городке создано для туристов - тихого семейного отдыха для гурманов. Здесь есть все:

  • тихая лагуна с чистейшим золотым песком, отгороженная от океана живописными рифами;
  • раскатистый рокот волн, разбивающихся о скалы, и великолепный океанский прибой;
  • свежайшие морепродукты - кальмары, креветки, лобстеры, лангусты, рыба всевозможных видов и, конечно же, знаменитые устрицы. Их здесь продают повсюду. Уличные торговцы останавливают на каждом шагу, предлагая продегустировать их товар. Стоимость одной устрицы от 5 до 7 дирхам (30-40 руб), как сторгуетесь;
  • куча ресторанчиков и кафе с меню на любой вкус - от традиционного европейского до национального марокканского. Рыбу готовят и на пляже, установив для этого мангалы;
  • огромное количество отелей и аппартаментов. Многие отели расположены прямо у самой лагуны, другие же снабжены террасами с потрясающим видом на океан.

Но есть у этого места и свои минусы:

Стоимость питания
Если жилье можно найти на любой кошелек, то с питанием все немного сложнее. Вся кухня нацелена на европейских туристов, которых тут великое множество, поэтому цены в кафе и ресторанах практически одинаковые - в 2 - 2,5 раза выше, чем в других местах Марокко.
К примеру, стакан апельсинового сока стоит 20 дирхам (120 руб.) против обычных 10 дирхам, тажин от 80 дирхам (480 руб.) против 30 дирхам (180 руб.). Цены на блюда из морепроуктов начинаютс от 90 дирхам, лобстеры и омары стоят 200 - 400 дирхам (1200 - 2400 руб.)...
Возможно, этот фактор можно смягчить, если арендовать апартаменты.

Удаленность от основных транспортных узлов

Как добраться:

  • из Касабланки на автобусе СТМ до Эль-Джадиды. Стоит 45 дирхам на человека (270 руб.), едет примерно 2 часа.
  • В Эль-Джадиде необходимо взять Petite Taxi и за 10 дирхам доехать до станции Grand Taxi, откуда, по мере комплектации машины, вас за 1,5 часа довезут до Валидии.

Про такси

Такси в Марокко бывают 2 типов:

1. Петит-такси , на котором можно проехать небольшое расстояние. Им пользуются в городе. Машины оснащены счетчиками, но надо быть осторожными:

  • водители не любят включать счетчик;
  • при включении может высветиться сумма за посадку 9,70 (вместо 1,70) дирхам (60 руб.);
  • сразу оговорить, что сумма по счетчику - итоговая стоимость поездки, так как один раз мы столкнулись с тем, что водитель убеждал нас, что "счетчик считает стоимость проезда на одного человека".

Либо просто договориться о стоимости поездки в твердой сумме. Она может различаться более, чем в 2 раза: за маршрут, который по счетчику стоил 10 дирхам, с нас просили 20, 30 и даже 50.

2. Гранд такси . Используется для поездки на дальние расстояния между городами. Это могут быть как новые микроавтобусы, так и старые разваливающиеся мерседесы.
Стоимость озвучивается на 1 посадочное место в твердой сумме. При этом водитель ждет, либо пока машина не заполнится, либо пока вы не оплатите пустующие места. За поездку в 70 км мы заплатили по 30 дирхам с человека, но стоимость может быть и иной, все зависит от места.
Отдельно отмечу про "заполнение посадочных мест". Водители в погоне за прибылью всеми силами пытаются "впихнуть невпихуемое": 3 места предполагается на заднем сиденье и 2 на переднем. Когда я узнала, что рядом втиснут еще одного пассажира, то тут же заплатила за второе посадочное место.

При всех описанных недостатках, место это прекрасно! Повторюсь, что оно предназначено для спокойного семейного отдыха для гурманов:-)
К сожалению, этот вид не вписывается в наш формат, поэтому мы отвели Валидии всего лишь один полный день. Но и за этот короткий срок она оставила о себе яркие и приятные впечатления.

И наш ужин по-взрослому:

Уличные торговцы в Валидии:

Апартаменты для сдачи внаем.

А сегодня был тяжёлый день: долгий переезд в местечко Мирлефт, где мы и проведём остаток отдыха.

Мирлефт

Несколько фоток из Мирлефта. Сегодняшняя прогулка была чудесной. Здесь есть все, за чем мы так долго ехали: скалы, океан и солнце. Не жаркое, а ласковое и сияющее.

А завтра чуть свет мы отправимся на останки Легзиры. Вернее, на новую Легзиру. Надеюсь, что она осталась столь же прекрасной.

Лезгира

На Легзире осталась только одна арка. Пляж прекрасен, но с потерей "слоновьей ноги" от него не захватывает дух:-(Или это потому, что я вижу его уже второй раз?

Фотография слоновьей ноги, сделанная в 2015 году, в прошлую поездку. Она рухнула в 2016 году.

Сегодня наш последний день в Мирлефте. А вечером предстоит длительный ночной переезд в Касабланку. Автобус СТМ идёт 10 часов и стоит 230 дирхам на человека (около 900 руб.). Специально решились на него, чтобы не тратить целый день отпуска. Да и время летит незаметно, когда спишь:-) А сегодня день прогулки по окрестностям: развалины древней крепости на холме и океанский прибой.

Вот и наступил наш последний день каникул...
Ночной переезд в Касабланку на удивление оказался неутомительным. Чтобы не тратить на такси ни время, ни деньги, отель мы выбрали в шаговой доступности от вокзала СТМ и от железнодорожной станции CASA PORT, с которой в 5 утра мы уезжаем в аэропорт.
Так как времени до заезда в отель было предостаточно (приехали мы в 8, а заселение возможно не раньше 12), то, оставив в отеле вещи, мы отправились бродить по городу. Заглянули в Медину, прогулялись до мечети и попрощались с океаном... День выдался пасмурный и серый, так что фоток сегодня не будет. Да и не хочется ничего снимать: наше путешествие подошло к концу, все, что должно было быть увидено - посмотрено, что могли снять - бережно хранит камера. На каком языке вы там общались?

Все мы пробовали марокканские мандарины, но, увы, не каждому посчастливилось побывать в этой интересной стране с богатой историей. Когда-то ее территория была намного больше. Сегодня на ней располагаются другие современные государства, такие как Ливия, Алжир, Тунис, часть Португальской и Испанской территории.

Что ожидать самостоятельному путешественнику?

Давайте разбираться. Начнём с небольшой подборки тематических статей.


Сезон по месяцам

Марокко, с одной стороны, омывается Средиземным морем, а с другой — Атлантическим океаном, поэтому климат по всей территории страны очень разнообразный.

Зимой со стороны средиземноморского побережья средняя температура воздуха +10 C° — +13 C°. А со стороны Атлантического океана не выше + 5 C°. Идеальное время для осмотра достопримечательностей.

Весной в стране начинается туристический сезон. Это время также отлично подходит для экскурсий, так как днем становится теплее, средняя температура составляет +20 C° — +23 C°, правда, ночи еще холодные температура опускается до +10 C°. А вода прогревается до +17 C°.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.

Лето — отличное время для пляжных развлечений, так как температура не опускается ниже +24 C° — + 32 C°, порой поднимается до +37 C°. Вода прогревается до +24 C°.

Если и подхватить инфекцию, то пейте только бутилированную воду из супермаркета.

Если вдруг в Марокко вас пригласят в гости на чашечку чая, отказаться считается дурным тоном. Отказаться от предложенного чая можно будет после третий чашки. И еще один момент ни в коем случае не дуйте на горячий чай, этим вы можете обидеть своего нового друга. Аромат чая нужно вдыхать и наслаждаться.

Если вас пригласят откушать, тогда будьте готовы к тому, что в стране принято есть руками из одной чашки. И не налегайте особо на хлеб, так как он считается роскошью.

Чтобы не обгореть под ярким солнцем обязательно возьмите с собой средства от загара, и на всякий случай, если какой-то участок тела сильно загорит, тюбик пантенола.

И еще одно, если вы будете обедать в ресторане, к вашему счету примерно 15%..

Боитесь остаться без связи в дороге?

«Куда-куда вы едете?!» - и глаза всех знакомых распахивались от удивления. Идея посетить зародилась в голове давным-давно, но всегда возникали какие-то «но»: то цена на перелет из Киева была заоблачной, то отсутствие четкой информации о стране. Однако в какой-то момент все эти мелочи (разве что кроме стоимости билетов) отошли на второй план. Решено - едем в Марокко!

1 /1


Первое, с чем сталкивается путешественник еще в Украине, - это поиск адекватных по цене билетов и оформление визы (да-да, гражданам Украины в Марокко нужна виза).

Билеты в Марокко

Марокко от Испании отделяет пролив в 14 км, и цены на авиабилеты между этими странами стартуют от $15. Вам остается только найти билеты до Испании и сделать шенген.

Мы пошли по пути наименьшего сопротивления и воспользовались услугами Wizz Air, поэтому маршрут до Марокко выглядел так: Киев–Будапешт (пересадка 7 часов)–Мадрид (ночь в городе)–Танжер.

Единственный минус (а может, и плюс) - это оплата багажа у Wizz Air. Поэтому если вы зададитесь вопросом, может ли девушка выжить 3 недели с ограниченным гардеробом, то ответ «да!». Длительные пересадки воспринимались как возможность посмотреть Будапешт и еще разок съесть пару тапас с хамоном в Мадриде. Однако, думаю, можно найти варианты с минимальными пересадками.

Виза в Марокко

Вот тут-то был сюрприз. Первое, что удивило, - это отсутствие сайта посольства Марокко в Украине в принципе. Нет его и все тут. Окольными путями был найден какой-то таинственный мейл ([email protected]), с помощью которого можно было связаться с работниками посольства и задать интересующие вопросы, что и было сделано.

В ответ они выслали анкету и список необходимых документов. И если вы вдруг допустили мысль, что на этом этапе можно расслабиться, то не тут-то было. Список оказался довольно внушительным - все те же требования, что и для получения шенгенской визы, но неприятным моментом стало требование о наличии финансов из расчета $100 в день на одного путешественника. Подтверждение брони отеля было сделано через Booking.com с дальнейшей отменой (ай-ай-ай так делать).

Записываться на прием в посольство советуют не позже, чем за 2 недели до планируемого путешествия (или даже раньше), поскольку расторопностью в оформлениях виз Марокко не отличается.

Наши документы принимал не очень разговорчивый молодой работник. Он просмотрел документы, положил в тумбочку 500 гривен визового сбора, дал 28 гривен сдачи и на махоньком кусочке бумаги написал номер загранпаспорта и дату готовности визы (в лучшем случае ее оформление займет неделю). К слову, выдаются визы четко под даты с минимальным (1-2 дня) зазором. Никаких проблем с отказами нет, если вы пройдетесь по списку требуемых документов и не поленись сделать их все. Ну вот, самое сложное осталось позади.

Маршрут по Марокко

Теперь только предвкушение восточного колорита со всеми вытекающими отсюда приключениями.

Еще в Украине был набросан приблизительный (немного сумасшедший) маршрут. Посмотреть хотелось все: Танжер, голубой город Шефшафуэн­, Фес, Касабланку, Эссуэйру, пустыню Сахару.

1 /1

Забегая наперед, скажу, что это много. Слишком. Север страны можно было упустить из поездки, но главная загвоздка на севере - это Шефшафуэн. До мурашек хотелось увидеть этот городок. Мечта - никуда не денешься, надо ехать!

Прилет

Ошибка первая и самая дорогостоящая - это прилет в Танжер. Мы хотели сэкономить на авиабилетах (поскольку билеты до Рабата и Марракеша стоили на пару десятков долларов дороже), но в итоге переплатили на аренде машины, но обо всем по порядку. Просто город находится близко к Испании, а значит, достаточно избалован вниманием европейских туристов. Это и отражается на ценах.

На паспортном контроле офицер задал стандартный вопрос о цели посещения страны и проставил на визе ручкой номер. ВАЖНО(!) проконтролировать, чтоб этот номер вам поставили, поскольку в случае непредвиденных обстоятельств (например, штраф за превышение скорости) этот номер обязательно проверят. И если у вас его не будет, могут возникнуть дополнительные проблемы.

Машину мы не арендовали заранее, поэтому до отеля пришлось добираться на такси. На выходе из аэропорта мы были окружены очень активными таксистами. Цена до города была озвучена около $25, но после длительного торга договорились за $10. Уверена, что можно и меньше, но стоять на солнцепеке просто не было сил.

Менеджер отеля после вопроса об аренде машины очень воодушевился и сказал, что у него есть брат сестры зятя его лучшего друга (ну, собственно, мы же в Марокко), который как раз владеет небольшой конторой по прокату.

Аренда машины в Марокко

Мы понадеялись, что в местной конторе цены будут значительно дешевле, чем у больших фирм, но прогадали. Встретившись с ее владельцем и 2 часа послушав его истории о жене-ливанке, детях и всех его родственниках, кое-как удалось сбить цену и арендовать машину. Моим советом будет брать полную страховку, чтобы не пришлось переживать за каждую новую царапину (а они точно будут).

Четко оговаривайте все условия, поскольку марокканцы - любители схитрить, это даже обманом назвать нельзя, просто хитро вывернутая в их пользу ситуация. Плюсом стало то, что не потребовалось блокировать деньги на карте в счет залога, минусом - невозможность заплатить картой, пришлось снимать наличные.

1 /1

Итак, лучше лететь сразу в большие города вроде Касабланки, Рабата или Марракеша, там цены на аренду авто будут однозначно ниже. И торгуйтесь столько, насколько у вас хватит терпения и фантазии, воспринимайте это как игру - и сможете прилично сэкономить.

Дороги

Исключительно хорошие. Нормальное покрытие есть даже в самых богом забытых деревушках. Единственный минус - это дорожный патруль, особенно любящий прятаться в кустах с радаром. Поэтому постарайтесь не нарушать. Если все-таки нарушили, то в большинстве случаев прокатывает вариант «мы туристы» и максимально округлять глаза. Иногда попадаются особо несговорчивые, и тут уж придется платить штраф. Можете вежливо просить квитанцию, есть вероятность, что полицейский не захочет возиться с вами и отпустит с миром.

Валюта Марокко

Прилетев в Марокко, наилучшей идеей будет поменять пару сотен долларов. Курс достаточно выгодный. Рассчитываться картой можно только в больших городах, да и то не всегда. Банкоматы есть практически везде, но курс обычно выше, чем в аэропорту.

Шавен

Итак, машина была арендована, и по плану мы двинулись в сторону Шефшафуэна (или, как называют его местные, Шавен, или «голубой город»). Да, именно тот невообразимой красоты городок цвета неба, так часто мелькающий в списках «обязательных к посещению». Он покорил.

Шавен - это такое тонкое сочетание настоящего колорита и красоты. Ради этого стоит приехать сюда хотя бы разок. Можно бесконечное число раз бродить по сине-голубым улочкам, невежливо заглядывая в приоткрытые двери.

О любви к голубому городу можно петь оды. На мой взгляд, это место стоит посещения. Плюс недалеко от города есть природная достопримечательность - природные ворота между двух гор и водопад. Можно взять гида из местных. Но о цене договариваться сразу (как и везде в Марокко), чтобы избежать неприятных сюрпризов в конце. Торговаться, как всегда, можно и нужно. Склоны возле водопада усеяны коноплей. Как сказали позже туристы из Бельгии, Шавен - это столица гашиша в Марокко. И много европейской молодежи именно по этой причине приезжают сюда. Возможно, именно этот факт делает Шавен таким спокойным, расслабленным местом.

Можно зайти в кафе в медине (традиционная центральная часть городов в Марокко, зачастую исключительно пешеходная и обнесенная стеной по периметру), взобравшись на самую крышу, пить невероятной сладости мятный чай и есть таджин. Кстати, о еде.

Еда

Еда в Марокко - это отдельное удовольствие. Традиционные блюда - кус-кус с разными видами мяса и таджин. Таджин - это такая глиняная тарелка с конусообразной крышкой. При готовке все продукты, которые находятся внутри, пропитываются собственным соком как раз за счет формы этой крышки. Получается невероятно вкусно. Кроме того, чего в Марокко с лихвой хватает, так это морепродуктов. Цены - адекватные. Попробовать можно все, начиная от банальных крабов и креветок и заканчивая икрой морских ежей и акулой.

Отдельного внимания стоит апельсиновый фреш. Купить его можно в любой захудалой деревне и на любой трассе. Цены от 1.90 дирхама за стакан. Но вкус апельсинов совсем не тот, что у нас. Сложно сосчитать, сколько стаканов сока было выпито за всю поездку.

Единственное, о чем придется забыть, - так это о санитарных нормах. Любителям есть суп на причале с моряками или покупать сок у дороги пламенный привет! Мы с вами! Удивительно, что за всю поездку никаких приключений с отравлениями не было, хотя на всяких случай прихватите с собой пару упаковок активированного угля.

Фес

Следующим пунктом стал Фес, город невообразимого запаха, приставал и большой сериальной любви. Медина в Фесе - это какое-то безумное место с 6000 (!!!) хитро сплетающихся улиц, улочек и закоулков. Заблудиться можно просто, если перевести взгляд на один из ярких магазинчиков. Поэтому разумно будет остановиться в городе, а в медину ездить погулять. Собственно, так мы и поступили.

1 /1

Будьте готовы к тому, что приставалы (они же хелперы) в Фесе - одни из самых надоедливых. Поэтому не лишним будет выучить фразу «Лаа, шукран» («Нет, спасибо»). Как показала практика, реагируют они на нее лучше и позитивнее и практически сразу отходят. Если же вам нужна помощь или вы заблудились и не знаете, как выбраться, самый верный способ - это сделать лицо, исполненное страданий и бессилия, и к вам в течение 30 секунд подбежит какой-то резвый парнишка с предложением помочь.

Кстати, есть у них одна уловка для туристов: вы идете в поисках своего отеля или другого места, и перед вами начитает идти человек на расстоянии 1-2 м. Когда вы наконец доходите до конечной точки, он разворачивается и начинает требовать деньги за то, что якобы указал вам путь. Так что будьте осмотрительны.

В медине Феса главной задачей было посмотреть старинные красильни. В Марокко до сих пор продолжают обрабатывать и красить кожу вручную. Делается это на открытом воздухе. На территории красилен стоят каменные чаны, наполненные разными жидкостями: известью, мелом и разными красками. Красильни в медине можно найти по запаху и по указателям (поверьте, вы это можете сделать сами). Тот момент, когда в горле начнет предательски першить, будет верным знаком, что вы приближаетесь.

1 /1

Посмотреть на красильни Феса можно со специальных обзорных площадок, которые чаще всего платные, поскольку находятся на крышах частных домов. Однако есть маленькая хитрость. Часто в этих самых домах находятся магазины по продаже изделий из кожи. Вы можете спокойно зайти в один из них, делая вид, что пришли прикупить сумку или куртку, и таким образом бесплатно поглазеть на красильни. Изделия из кожи в Фесе достаточно хорошего качества, и цену можно сбить до трети от первоначальной, но вот фасоны - на любителя.

Касабланка

Из Феса наш путь лежал в Касабланку, к океану. Увы, в 9 часов вечера, проехав 250 км, глаза слипались от усталости, и мы, не доехав 30 км до города, остановились в курортном городке Мохамедия. Сняли номер в первой попавшейся гостинице и пошли по вечерним улицам в поисках еды.

Мохамедия - это что-то типа Кирилловки в Украине: вечерние аттракционы, отдыхающие и дискотеки. Проснувшись утром, решили все-таки посмотреть на океан. Утром городок показался довольно милым и аккуратным с очень чистым пляжем и отсутствием загорающих. Какие-то дети играли в футбол, кто-то совершал утреннюю пробежку. В метрах 50 наконец увидела девушку в купальнике и решила искупаться тоже, чем привлекла внимание проходящих мимо отдыхающих.

Вообще, в Марокко всегда кто-то смотрит на тебя. Первое время это немного напрягает с непривычки, но потом адаптируешься и понимаешь, что ничего в этом нет. Просто так принято: смотреть, не стесняясь. Рядом в море по колено забегали две молодые девушки в хиджабах, смеялись, брызгались и фотографировались. Неподалеку еще одна марокканка загорала в купальнике.

Касабланка - очень современный город. По субъективным ощущениям - самый современный в Марокко. Мечеть потрясает воображение: огромная, невероятной красоты, стоящая прямо у кромки воды. Попасть внутрь туристам-немусульманам можно только в определенные часы и в составе туристических групп. Темноволосым-кареглазым можно попробовать сойти за мусульман и пройти внутрь в любое время. Пообедав в медине Касабланки, которой всего-навсего лет 200, мы двинулись в путь и уже к вечеру были в Эссуэйре.

Эссуэйре

Оставив машину на стоянке, пошли в медину искать отель, что стало приключением, похожим на квест. Жилье предварительно мы не бронировали, однако по отзывам сохранили названия и адреса парочки отелей. Раза три мы проходили от начала до конца нужную улицу и не находили ничего, даже малюсенькой вывески, отдаленно напоминающей нужное нам название. Все двери были наглухо заперты.

Наконец, навстречу из какого-то кафе вышла женщина, и мы спросили ее, она, в свою очередь, спросила торговца, продающего что-то на углу улицы, и так мы выяснили местоположение нужной нам двери. Но она была закрыта. Стук, звонок, стук, отчаянье, стук. Никто не открывал. Пока из дверей напротив не вышел парень и не позвонил хозяину. Пришел пожилой мужчина, впустил нас внутрь. Но он разговаривал исключительно на французском, поэтому наступила вторая фаза отчаянья.

Мужчина оказался смотрителем, а не хозяином. И мы никак не могли объяснить ему, что хотим снять номер. Он показал нам все номера, и когда уже на пальцах мы пытались донести до него свою мысль, неожиданно услышали с первого этажа русскую речь. Оказалось, что один из постояльцев отеля, который только что вернулся, был из Молдовы. Он помог нам снять комнату, мы наконец бросили вещи и пошли есть… голубя. Нет, вы не ослышались. Голубя. Да, я серьезно. Еще одно традиционное блюдо в Марокко - это сладкий миндальный пирог с мясом голубя. Вкусно, если не думать, что ты ешь птицу - символ мира.

Хорошенько отоспавшись и позавтракав (в стоимость комнаты была включена не только открытая терасса с потрясающим видом на океан, а еще и с любовью приготовленная яичница), мы пошли осматривать город и загорать. Чем однозначно стоит заниматься в Эссуэйре, так это бродить по живописным улочкам медины, есть потрясающе вкусные морепродукты на причале, а также заниматься серфингом.

1 /1

Стоимость обучения в серф-школе достаточно низкая, а уровень инструкторов приятно удивил. В среднем двухчасовой урок обойдется вам в $30-40. Морепродукты требуют отдельной оды: вся морская живность, которая только водится в океане, готова быть съеденной утром.

Возле причала стоят множество импровизированных кафешек, где повар, не особо заморачиваясь чистотой, приготовит на гриле любую рыбку. Конкуренция высокая, поэтому цена будет снижаться с каждым вашим шагом в сторону соседнего прилавка. Самое удивительное, что самой вкусной оказалась самая обычная и самая дешевая сардина. Советую растянуть удовольствие и задержаться в Эссуэйре хотя бы на пару дней.

Марракеш

После релакса у океана Марракеш показался какой-то гремучей смесью повозок, ослов, мотоциклов и невообразимого запаха. Казалось, город не останавливается ни на секунду, и единственный выход - это просто с головой нырнуть в весь этот безумный калейдоскоп.

1 /2