Теплоходы. Теплоход федор шаляпин Пароход федор шаляпин

Люкс Евростандарт.
Однокомнатная каюта класса «Люкс" с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: два кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна.

Люкс А,Б.
Двухкомнатная каюта класса «Люкс А, Б», расположенная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.

Люкс.
Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на шлюпочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.

Категория 1А.
Двухместная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2А. Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2Б.
Двухместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2В.
Трехместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Повышенной комфортности.
Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, два больших обзорных окна.

Категория 2Г.
Трехместная двухъярусная каюта на главной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Это уже пятая встреча команды турбохода. 23 марта Одесса была в эпицентре урагана. Но это вряд ли кого-нибудь могло остановить. Одни рассказывали, что сбежали из клиники, некоторые добирались из других городов и даже стран! Встретившись раз, эти люди каждый год продолжают традицию, вспоминают морскую жизнь большого экипажа известного лайнера, благодаря которому они навсегда остались «шаляпинцами». И это гордо повторяют все, кто хотя бы один рейс поработал на белом пароходе.

Окунуться в молодость на этот раз спешили все участники встречи. Собираться начали чуть ли не за час до назначенного времени.

Первой появилась Татьяна Зинченко (в центре) из Николаева. На турбоходе встретила свою судьбу, муж пел в художественной самодеятельности. Плавать семьями запрещалось и Татьяне пришлось уйти на другой «пассажир». Встречались с мужем в заграничных портах, судно к судну.

Он всегда приходил ко мне на борт с букетом цветов, - вспоминает Татьяна. - Встречались в портах Барселоны, Стамбула. Иногда неожиданно. Стоим у причала - заходит теплоход. И там он.

Мы завоевали марку для «Федора Шаляпина»

Татьяне посчастливилось быть на «Шаляпине» с самого начала, с приемки судна.

Приняли его в не очень приглядном состоянии, - вспоминает Татьяна. - Мыли, драили, перестраивали, чтобы завоевать марку. И это получилось.

Судно Советскому Союзу досталось в результате конфликта между компанией «Cunard Line» и Национальными морскими профсоюзами Британии , требовавшими повышения зарплаты и улучшения условий труда экипажа. Из-за чего пришлось «Franconia», так раньше лайнер назывался, продать Министерству морского флота СССР. Судно нарекли «Федор Шаляпин» и передали Дальневосточному морскому пароходству.

Конечно, сервис, который был тогда в ЧМП, на Дальнем Востоке и не снился, - включается в разговор Константин Бахарев , электромеханик, прослуживший на флоте 18 лет. - Что сказать, если в баре кофе наливали из чайника. И вот получили мы судно, подремонтировались и пошли с новой скоростью 18 узлов. В океане у нас начались проблемы с котлами. Один выводили из эксплуатации, чинили. Потом другой. Но наступил момент, когда отказали все.

Помню, был июнь, духота страшная, - продолжает Татьяна Зинченко. - Мы под белым флагом. Штиль. И на выручку нам пришел теплоход «Леонид Собинов» (из той же серии).

Именно тогда, встав на ремонт, лайнер «Федор Шаляпин» был переоборудован по последнему слову.

Капитан Чернышев обладал большим художественным вкусом, - отмечает Константин Бахарев. - Под его эгидой теплоход был преобразован. Практически одна треть его была заменена новыми материалами. В Батуми закупили бамбук, сделали интерьеры. Построили сауну, бассейн. По левому борту устроили променад.

Для просмотра регистрация не нужна

Стояли креном почти вертикально, пока задраивали пробоину

«Федор Шаляпин» очень любили немецкие пассажиры. Всем туристам-путешественникам выдавался паспорт туриста. У некоторых было по 13-15 отметок круизов на этом лайнере. Но в основном путешествовали люди пожилого возраста. В Германии пенсии высокие и аренда квартиры тоже: сдавали жилье и колесили моря и океаны, некоторые клиенты - до конца жизни.

У нас был случай, шли три месяца в кругосветке. На судне умерла пожилая пассажирка, - вспоминает машинист Василий Василюк . - Сделали запрос в Германию. Оттуда отвечают: есть завещание - хороните по морским законам. Был немецкий капеллан, прочитал молитву. Завернули старушку в полиэтилен и опустили в море. Записали координаты в вахтенный журнал. Все как положено.

Пассажиры, полюбив «Федор Шаляпин», прощали ему все. И вместе с экипажем стойко переносили трудности мореплавания, когда таковые случались. В 1983 году, когда был запланирован банкет, судно стояло в океане практически вертикально.

Пассажиры спрашивали меня: «Что, «Шаляпину» капут?», - делится Татьяна Зинченко. Мы как могли, объясняли, что все нормально. Правда, освещение выключили, горели только сигнальные огни. Потом уже на собрании я узнала подробности.

При переходе Атлантики в машинном отделении лопнул трубопровод по шву конденсатного насоса, - объяснил главный механик Георгий Пуленко . - Начала поступать вода. Крен 12 градусов. Силами машины задраили пробоину. Откатали воду. Оперативно сделали ремонт и пошли дальше. Наши механики такие мастера, блоху могли подковать, чудеса делали!

В этом году Георгий Иванович отмечает юбилей - 40 лет морского стажа, из них 30 главным механиком, дед, одним словом.

Золотые правила для меня высокий профессионализм, выдержка, никогда не суетится, держать ситуацию под контролем. И всегда быть начеку. Все 24 часа слушаю пароход, где какой шорох, шум возникнет. Расслабляться в рейсе никак нельзя.

С особой теплотой говорит о коллективе старпом Анатолий Хаустов . На своем веку попадал в жестокие шторма, что гнуло морду пароходу. Но и человек, и судно выдерживали эти натиски бури.

Я работала в столовой, когда разыгрался самый сильный ураган в моей жизни, - замечает Наталья Берджиева . - Это было в Лионском заливе. Сносило буквально все. В одночасье меня сбило со стула. Сижу на палубе, рядом разбитая тарелка, солянка. Кастрюля с компотом по камбузу катается.

Чтобы удержать тарелки на столе, мы накрывали мокрыми простынями, - со знанием дела говорит повар Надежда Баженова , удостоенная тогда звания «Ударник коммунистического труда». - Бывало, в шторм опрокинется кастрюля с супом, варим опять. Но всегда успевали накормить и пассажиров, и экипаж. За это получали благодарности и даже подарки от пассажиров.

Конечно, судьба не обошла судно чрезвычайными ситуациями. Но экипаж всякий раз выручал свое судно из беды.

В 1990-м, 19 февраля мы вернулись в Одессу из рейса, - вспоминает Татьяна Горецкая , около четырех лет проработавшая дневальной на «Федоре Шаляпине». - На причале встречающие. У нас эйфория. Мы дома! И тут удар. В нас врезался зерновоз, протаранив каюту бортпроводницы. Капитан сухогруза не справился с управлением. Благодаря умелым действиям лоцманов трагедии удалось избежать.

Испытания, выпавшие на долю «шаляпинцев», пройдены и вписаны в историю. Это и пожары в комнате музыкантов, и возгорание мусора, в котором оказался окурок. Было все. Но все это удалось преодолеть.

Для просмотра регистрация не нужна

Попугай Гоша срезал все пуговицы с пиджака туриста

Были на судне свои приколы и шутки. Лидия Килинич, отдавшая лайнеру 22 года вспоминает, как на Кубе им подарили двух попугаев Клару и Гошу - красной и синей окраски.

Мы выпускали их на променад, - рассказывает Лидия, закрывали дверь, чтобы никого там не было в это время. Но так случилось, что вошел немецкий пассажир. И наш большой Гоша садится к нему на плечо - мгновенно все блестящие пуговицы с пиджака на полу.

Лидия тоже встретила на пароходе свою судьбу. Матрос Виктор Мищенко попал в распоряжение прачечной, а заодно и симпатичной красотки, которая распорядилась им очень верно. Супруги поступили правильно. Долгое время не расписывались, чтобы плавать на одном судне. Но когда об этом узнали, Виктор ушел на «Леонид Собинов».

Романтическая история у курсанта Андрея Чернорая и Дуси Куликовской . За полгода молодой человек не только познакомился с профессией судоводителя, но и нашел жену. Супруги потом работали на разных судах. И каждая их встреча в море была праздником.

На борту «Федора Шаляпина» его дочка и Высоцкий с Мариной Влади

Много друзей на «Федоре Шаляпине» обрела Марина Равчеева . Именно тут, наконец, выяснила вопрос, который оставался непонятным четверть века.

Помню, в 1988 году праздновали в Аркадии. Я танцевала с моряком Васей. Но он быстро так куда-то исчез. И вот через 25 лет встречаю его и спрашиваю: «Куда ты тогда исчез?». А он мне: «Срочно вызвали на «Белоруссию», в рейс на 8 месяцев».

Василий Кубко работал на «Шаляпине» официантом. Сейчас держит кафе, в котором уместился (до сотни) экипаж за щедро накрытым столом.

Даже бывший директор ресторана «Шаляпина» Вили Устян был в восторге от его стола. А готовили на теплоходе изысканно. Фирменным блюдом был суп по-берлински. В почете всегда была украинская кухня. Борщ с пампушками иностранцы уплетали за две щеки. Частыми гостями на судне были звезды эстрады: Кобзон, Шифрин, Державин.

Старпом Хаустов вспомнил, как во Франции на борт поднималась дочь Шаляпина, внимательно изучила музей отца и осталась довольна. Частыми гостями были Муслим Магомаев, путешествовали на лайнере Владимир Высоцкий с Мариной Влади.

Но они всегда держались очень просто, не как сегодняшние звезды. А мы ко всем пассажирам относились с уважением.

Отличались «шаляпинцы» не только дружным, сплоченным, высокопрофессиональным коллективом. Но и тем, что первые стали отстаивать свои права.

Мы первыми заявили о необходимости повышения зарплаты экипажа, - отметил председатель профсоюза Станислав Добровольский . - Боролись за право свободного выхода в город. Мы уже не молчали, когда выдвигали на собраниях недостойные кандидатуры. И это было началом демократии.

«Лицо» лайнера и чемпион мира по карате

На судне, конечно, были свои герои. Так, Борис Бакал был признан лучшим спортсменом судна. Чемпион мира по карате, неоднократный победитель турниров тренировался в перерывах между работой и приносил славу «шаляпинцам». Елена Федорченко, бортпроводник, стала в свое время «лицом» судна, ее фото печаталось в газете «Знамя коммунизма». Елена успела в непогоду (москвичам не повезло) приехать на встречу из Ростова передать привет от папы Одессе-маме.

Славное прошлое у теплохода «Федор Шаляпин». Его фото весь вечер висело над стойкой бара, напоминая о плавучем доме, соединившем всех под одним именем «шаляпинцы». Немного лирики внес Константин Бахарев, прочитав стихотворение своего коллеги Вани Никулина. Пронзительный стих Измаила Гордона читала Людмила Чупринова , известная на судне как «радистка Кэт».

По имени меня никто не называл, обращались «Катя», - смеется женщина. В свои 70 лет с небольшим она прекрасно танцует в паре с мужем. И даже участвовала в конкурсе «Таланты твои, Украина».

Людмила прочла стихотворение о том, как резали судна, как болью отдавалось происходящее в сердцах моряков. «Федор Шаляпин» со своей английской высококлассной машиной смог бы, по словам главного механика, проходить еще лет 25. Но в силу финансовых недоразумений был продан по цене металлолома. Машинист Сергей Зинченко провел его в последний путь в индийский порт Аланг, где судно было выброшено на берег и распилено, как и другие турбоходы той же серии.

Его выбросили в 4 утра. Мы смотрели, как винты черпают песок, - потупив взгляд, рассказывает Сергей. - И это было все.

Пройдя великолепную школу на «Федоре Шаляпине», многие продолжили свою профессиональную деятельность на других судах. И до сих пор бороздят моря и океаны, не забывая каждый год встречаться с теми, кто с гордостью носит имя «шаляпинцы».

Инна Ищук, Анатолий Венгрук

Комфортабельный четырехпалубный теплоход Федор Шаляпин проекта 92-016, построен на верфях Чехословакии в 1977 году. Количество посадочных мест – 300

На борту теплохода: 2 ресторана, диско-бар, ночной бар, пивной бар, конференц-зал, музыкальный салон, читальный салон, сауна, солярий, гладильная комната, медицинский пункт.

Схема теплохода:

На теплоходе существуют каюты:

Шлюпочная палуба

  • ЛЮКС «А» И ЛЮКС «Б» - Двухкомнатная каюта класса «Люкс А, Б», расположенная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.
  • Категория «ЛЮКС» - Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на шлюпочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.
  • ОДНОМЕСТНАЯ КАЮТА категория «1» - Одноместная каюта на шлюпочной палубе с одним спальным местом. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
  • ДВУХМЕСТНАЯ ЯРУСНАЯ КАЮТА категория «2А» - Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
Прогулочная палуба
  • Категория «ЛЮКС» - Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, раскладывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.
  • ЛЮКС «Евростандарт» - Однокомнатная каюта класса "Люкс" с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: два кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна.
  • КАЮТА «Повышенной комфортности» - Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, два больших обзорных окна.
  • ДВУХМЕСТНАЯ ОДНОЯРУСНАЯ КАЮТА категория «1В» - Двухместная каюта на прогулочной палубе с двумя нижними спальными места. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
  • ДВУХМЕСТНАЯ ЯРУСНАЯ КАЮТА категория «2Б» - Двухместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
  • ТРЕХМЕСТНАЯ ЯРУСНАЯ КАЮТА категория «2В» - Трехместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
Главная палуба
  • ОДНОМЕСТНАЯ КАЮТА категория «1Г» - Одноместная каюта на главной палубе с одним спальным местом. В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
  • ДВУХМЕСТНАЯ ЯРУСНАЯ КАЮТА категория «2Б» - Двухместная двухъярусная каюта на главной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.
  • ТРЕХМЕСТНАЯ ЯРУСНАЯ КАЮТА категория «2Г» - Трехместная двухъярусная каюта на главной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Турбоход Ivernia являлся вторым судном серии четырёх однотипных лайнеров – Saxonia ”, “ Ivernia ”, “ Carinthia ”, Sylvania ”, построенных для компании Cunard Line с 1954 по 1957 год.

Все четыре лайнера строились на верфи John Brown & Company , Limited , Clydebank , в Шотландии. Киль судна Ivernia заложили 19 октября 1953 года, спуск на воду произвели 14 декабря того же года. В церемонии крещения и присвоения судну названия Ivernia принимала участие жена министра торговли Канады, госпожа C .M . Howe . Все работы завершили 16 июня 1955 года, а 1-го июля 1955 года Ivernia вышла в первый коммерческий рейс из порта Гринок в Квебек и Монреаль, имея на борту около 900 человек пассажиров и членов экипажа.

Первые два года эксплуатации Saxonia и Ivernia совершали рейсы в Канаду совместно со старыми судами – Scythia 1921 года постройки,Franconia 1922 года и Ascania 1925 года.

Валовая вместимость судна составляла 21717 б.р.т, в процессе эксплуатации, в результате реконструкций, валовая вместимость увеличилась до 21370, а позже до 22296 б.р.т. Водоизмещение в грузу 23545 тонн, в балласте 15073 тонн, дедвейт 8472 тонн, длина 185.38 метра, ширина 24.4 метра, осадка 8.70 метра. Силовая установка – паровые турбины суммарной мощностью 24500 лошадиных сил. Четыре паровых котла фирмы Ярроу вырабатывали пар с рабочим давлением 40 кг/см. 2 и с температурой 800 градусов по Фаренгейту. Общая поверхность нагрева котлов составляла 714 м 2 , площадь пароперегревателей 167 м 2 . Запас топлива 2600 тонн, при суточном расходе на полном ходу 170-180 тонн, а во время стоянок в портах около 40 тонн. Суточный расход пресной воды от 220 до 280 тонн, котельной воды около 70 тонн, при общем запасе пресной воды 3000 тонн. Два гребных винта обеспечивали эксплуатационную скорость 19.0 узлов, максимальную 21.5 узла, при 4-х работающих паровых котлах.

Судно имело пять грузовых трюмов, три в носовой части и два в корме. Суммарная вместимость трюмов составляла 3827 м 3 в кипах или 3352 м 3 в зерне, вместимость рефрижераторных отсеков 400 м 3 в зерне. Для обеспечения рейдовых стоянок на реке Святого Лаврентия предусмотрели три якоря – два в носовой части и один в корме. Пассажирская вместимость составляла 110 человек в первом классе и 833 человека в туристическом классе. Спасательные средства состояли из двенадцати спасательных шлюпок. Отличительной особенностью экстерьера всех четырёх судов являлась громоздкая цилиндрической формы дымовая труба с чёрным куполом, что делало их силуэты легко запоминающимися. Интерьеры лайнера оформили в традиционном английском стиле, подобно всем судам компании Cunard Line .

В летний период турбоход заходили в порты Квебек и Монреаль, а в зимние месяцы, когда залив Святого Лаврентия замерзал, следовал в Галифакс и Нью-Йорк. Начиная с 1957 года Ivernia совершала попутный заход в Гавр, а Saxonia в Роттердам. До конца пятидесятых годов суда были успешными и приносили доход компании. Однако в начале шестидесятых годов пассажиры начали отдавать предпочтение авиации, и с июня 1962 года компания Cunard Line ощутила существенные финансовые потери. Компания Кунард Лайн приняла решение, что два лайнера – Saxonia и Ivernia будут подвергнуты переоборудованию на заводе John Browns с целью сезонного использования в круизном бизнесе. К тому времени Ivernia совершила 109 круговых рейсов через Атлантику. Реконструкцию начали в октябре 1962 года и продолжали до конца июня следующего года. На месте двух кормовых грузовых трюмов оборудовали большой танцевальный салон с великолепно оформленным баром, бассейн и летний бар. Все помещения обновили, установив низконапорную систему кондиционирования воздуха, работавшую бесшумно, что обеспечивало комфортабельность в пассажирских помещениях. Пассажирская вместимость была уменьшена до 119 человек в первом классе и 728 человек в туристическом классе. Количество спасательных шлюпок 10 единиц, рейдовых катеров 4 единицы. Шлюпки номер 1, 2 были вёсельными с вместимостью по 45 человек, шлюпки 3 и 4 моторными с вместимостью по 136 человек, шлюпки номер 5, 6, 9, 10, 11, 12 имели вместимость по 146 человек, а катера номер 7, 8, 13 и 14 по 60 человек. Корпус лайнера покрасили в светло зелёный цвет, подобно зелёной королеве Caronia , а название судна изменили на Franconia .

В июле 1963 года турбоход вышел в свой первый круизный рейс после переоборудования. С 1963 год по 1967 год, в зимние месяцы, Franconia совершала круизы на Бермуды из Port Everglades , а с апреля начинала рейсы из Нью-Йорка. Однако новые правила безопасности и санитарные нормы США к морским судам, перевозившим американских пассажиров, возрастали с каждым годом, и оба переоборудованных лайнера перестали соответствовать предъявляемым к ним требованиям.

В 1967 году Franconia совершила 28 круизов из Нью-Йорка на Бермуды и один незапланированный круиз в Канаду. В ноябре 1967 года судно выполнило один рейс из Ливерпуля в Канаду, и это был последний пассажирский рейс судна компании Cunard Line из Ливерпуля. В 1968 году начались рейсы из Роттердама в Канаду, а в 1969 году лайнер отправили на ремонт и частичную модернизацию, в результате которой пассажирские помещения считались помещениями одного класса.

В 1971 году началась всеобщая забастовка моряков торгового флота, и все четыре однотипных лайнера оставались на приколе в Саутгемптоне и Ливерпуле. В июле рейсы возобновились, но к тому времени финансовое положение компании оставалось мало стабильным и председатель компании Cunard Line , господин Basil Smallpiece , объявил о прекращении регулярных пассажирских перевозок судами компании, за исключением трёх лайнеров Carmania ”, “ Franconia и нового судна Queen Elizabeth 2” .

Тем не менее, дальнейшая работа “Франконии” была финансово убыточной, и 2 октября 1971 года лайнер выполнил последний рейс на Бермуды, а затем семь месяцев совместно с турбоходом Carmania оставался на приколе в порту Саутгемптон. Позже их переместили на реку Fal , где они были ошвартованы лагом совместно, с выведенным из эксплуатации, лайнером Southern Cross .

В 1973 году оба турбохода купило Министерство Морского Флота СССР для Дальневосточного морского пароходства, переименовав – “Франконию” в “Федор Шаляпин”, а “Карманию” в “Леонид Собинов” . Советский флаг на судах подняли в порту Ньюкасл 16 ноября 1973 года, и Советско-Британская компания СТС арендовала суда для рейсов из Англии в Австралию и для круизов в Тихом океане – с ноября по май, а в июне-июле по портам Европы. На каждом из судов выполнили поверхностный профилактический ремонт основных механизмов и систем на заводе Swan Hunter , South Shields , и получили документы английского классификационного общества. В процессе приёмки судов ММФ СССР приняло решение – передать “Леонид Собинов” Черноморскому морскому пароходству, и в Англию направили две группы черноморцев. Первая группа состояла из механиков и одного радиоспециалиста, её возглавил механик-наставник Бондарев Андрей Зиновьевич. Вторую группу, прибывшую позднее, возглавил дублёр капитана Дерновой Григорий Тимофеевич.

Затем турбоход “Фёдор Шаляпин” прибыл в Калининград для снабжения и комплектации экипажа, состоявшего, в основном, из дальневосточных моряков. Первый коммерческий рейс “Фёдора Шаляпина” под советским флагом начался из Саутгемптона на Восток.

Дальневосточным морякам пришлось
хорошо потрудиться для приведения лайнера в надлежащее техническое и санитарное состояние. После 2-х летней стоянки без должного обслуживания суда требовали основательного профилактического ремонта некоторых вспомогательных механизмов и систем, воздуховоды вентиляции имели значительные отложения легковоспламеняющейся пыли и сажи, а внутренние помещения – коридоры, салоны, рестораны, бары и каюты с их ковровыми покрытиями, мебелью и переборками нуждались в основательной чистке. В Австралии судно начало совершать круизные рейсы в Полинезию и по странам Дальнего Востока.

В 1975 году компания СТС временно передала турбоход в субаренду компании Shaw Savill Holidays , однако, английская компания неожиданно прервала контракт после встречи лайнера с советской подводной лодкой, и он был возвращён компании СТС. В декабре 1979 года правительство Австралии ограничило заходы советских пассажирских судов в свои порты, из-за начавшейся войны в Афганистане, и судно было возвращено на Дальний Восток.

1 января 1980 года турбоход передали ЧМП, а затем отправили на ремонт. 5 июня того же года лайнер прибыл в Одессу, начав совершать круизные рейсы по Средиземному морю и вдоль побережья Западной Европы. К услугам пассажиров были предоставлены – кинотеатр вместимостью 260 мест, магазин, дискотека, 2 бассейна, спортзал, сауна, две парикмахерские, волейбольная и теннисная площадки, два ресторана – “Дунай” и “Россия” на 160 и 460 посадочных мест, семь баров – “Лидо”, “Аркадия”, “Мефистофель”, “Одесса”, “Аркадия”, “Океан” и ночной клуб “Хаджибей”. Великолепно оформили музыкальный салон вместимостью 520 мест и зимний сад.

В начале 1983 года, по инициативе экипажа, на судне открыли комнату музей Фёдора Ивановича Шаляпина. Все материалы для музея собрали члены экипажа, а часть экспонатов получили от Ленинградского музея Ф.И. Шаляпина. Через год после открытия музея, в 1984 году, на борт “Фёдора Шаляпина” прибыли дочь и сын Ф.И. Шаляпина – Татьяна Фёдоровна и Фёдор Фёдорович. Они были младшими детьми, близнецами, родившимися в 1905 году от его брака с солисткой Мамонтовской оперы, итальянской балериной Иолой Игнатьевной Торнаги. Шаляпин обвенчался с ней 7 июня 1898 года, в деревенской церквушке села Путятино, Ярославской губернии. Гости рассказали морякам несколько интересных эпизодов из жизни великого певца. Благодаря этому визиту судовой музей пополнился новыми сведениями о старшем сыне певца – Борисе, дочерях Лидии и Ирине. Именно Ирина Фёдоровна, в 1973 году, когда судну присвоили имя “Фёдор Шаляпин” , на приёме, организованном по этому случаю, в Министерстве морского флота СССР, передала в дар экипажу несколько личных вещей отца, ставших первыми экспонатами судового музея.

Следующий визит состоялся во время захода с
удна на Мадейру, в порт Фуншал. На борт лайнера прибыла Марфа Фёдоровна, дочь Шаляпина от второго брака с Марией Валентиновной Петцольд, урождённой Элухен. Она родилась в Казани и происходила из знатного австрийского рода, её обрусевший отец был генералом. В восемнадцать лет Мария Валентиновна вышла замуж, и ко времени знакомства с Шаляпиным была вдовой с двумя маленькими детьми. Фёдор Иванович Шаляпин жил со второй семьёй в Петербурге, но не прерывал отношений с первой семьёй, оставшейся в Москве, постоянно заботился об Иоле Игнатьевне и детях. Со временем у двух приёмных детей Шаляпина – Эдуарда и Стелы, в 1909 году появилась сестрёнка Марфа, чуть позже Марина, последним ребёнком была, родившаяся в 1922 году Дассия.

Когда Марфа Фёдоровна увидела в судовом музее фотографию отца, скопированную с портрета Б. Кустодиева, где Шаляпин был изображён в шубе на фоне русской ярмарки, она рассказала: “Когда художник писал этот портрет, я была ребёнком, но одна деталь осталась в памяти. В Петрограде было сложно достать краски, и их разводили. Потом картину пришлось реставрировать. Позже мы с Мариной и Дасc ей решили подарить портрет Ленинградскому театральному музею”.

Когда Шаляпин поселилс
я за границей, он забрал с собой девятерых детей, и только дочь Ирина осталась в Москве с матерью – Иолой Торнаги-Шаляпиной. Марфа Фёдоровна рассказала, что отец привык жить широко, и материальное благополучие многочисленной семьи целиком зависело от его заработков. Обычно за завтраком в Париже за столом сидели человек 20-25. Однако в деньгах Шаляпин ничего не понимал, и этим пользовались окружавшие его дельцы от искусства. В 1929 году, во время большого экономического кризиса, он потерял все денежные сбережения, и ему пришлось колесить по свету ради гонораров. Марфа Фёдоровна, выйдя замуж, поселилась в Англии, в Ливерпуле, на родину никогда не приезжала, только осенью 1984 года вся семья певца собралась в Москве по случаю перезахоронения праха отца.

Войдя в состав флота ЧМП “Фёдор Шаляпин” совершал рейсы по Чёрному, Средиземному, Эгейскому, Мраморному и Адриатическому морям. По заданию Советского правительства выполнял специальные рейсы на Кубу. Обычными стали длительные круизы в Атлантику, к экзотическим островам Карибского моря, в фиорды Норвегии и по столицам Балтийского моря. Долгие годы капитаном турбохода был Виктор Васильевич Чернышов – художник и писатель, а главным механиком опытный судовой инженер, волевой руководитель Сергей Владимирович Макозов, именно ему поручили восстановление после пожара первого советского супертанкера “Крым” . Первым помощником капитана, до развала СССР и ЧМП, был Валентин Кузьмин, в прошлом механик ЧМП, приложивший много усилий к сплочению экипажа и созданию дружеской атмосферы в громадном по морским меркам коллективе.

В начале 80-х годов судно арендовалось немецкой компанией “Jahn Reisen GmbH ” для круизов по Средиземному морю и на восток. В 1992 году турбоход передали организации “Odessa Cruise Company ”, зарегистрированной на Мальте, однако базовым портом оставалась Одесса. Собственником судна стала подставная компания “Ukpass Inc Cable Navigation Ltd ”, и на турбоходе подняли флаг Антигуа, Вест Индия. Летом 1994 года лайнер совершил рейс из Санкт Петербурга в 20 портов Европы и Средиземного моря, завершив круиз в Одессе. Это был последний рейс “Фёдора Шаляпина” . С 1995 года турбоход поставили на отстой в Илличёвском судоремонтном заводе, где он оставался до 2004 года.

Проблема заключалась в том, что в начале 90-х годов Черноморское морское пароходство задолжало большие суммы финансовых средств различным компаниям. Долги возникали в результате несвоевременной оплаты за снабжение судов – продуктами питания, запасными деталями, водой, топливом, за обслуживание в портах заходов и по многим другим финансовым статьям. В те годы увеличивалось число частных компаний, пытавшихся арендовать у ЧМП пассажирские и грузовые суда. Новые украинские бизнесмены очень быстро нашли общий язык с нечистыми на руку чиновниками пароходства, и процесс пошёл с ускорением. Океанские лайнеры – “Казахстан”, “Азербайджан”, “Леонид Собинов”, “Дмитрий Шостакович”, “Алексей Толстой”, “Шота Руставели” и многие другие были отданы в аренду малоизвестным, ничем себя не зарекомендовавшим компаниям.

Турбоход “Фёдор Шаляпин” забрала в аренду компания “Ксимекс Тур”. Естественно, что контроль со стороны службы технической эксплуатации ЧМП за соблюдением своевременных профилактических ремонтов и осмотров механизмов отсутствовал. Приходилось полагаться только на добросовестность администрации, которой передавались в аренду суда. Техническое состояние турбохода “Фёдор Шаляпин” ухудшалось с каждым днём, так как основная часть прибыли оседала в руках фрахтователей, мало заботившихся о поддержании лайнера в хорошем техническом состоянии.

В 1996 году компания “Ксимекс Тур” оказалась неплатёжеспособной. Лайнер находившийся в Илличевском судоремонтном заводе, якобы для ремонта, не получая финансирования, и ремонтные работы не начинались. Судно оказалось брошенным на произвол судьбы, а незначительная часть экипажа оставалась на борту, выполняя охранные функции, при этом состав охраняющих постоянно менялся. За четыре года стоянки пассажирские помещения были опустошены. Все, что представляло хоть какую-то ценность, оказалось в домашних хозяйствах некоторых из охранявших его людей и рабочих илличёвского судоремонтного завода.

В 1998 году компания “Ксимекстур” получила кредит в 1800000 гривен, в одном из одесских банков, на восстановление судна. Залогом стал сам турбоход “Федор Шаляпин”, оцененный на тот момент в 3750000 гривен. В 1999 году транспортная прокуратура Ильичевска возбудила уголовное дело против компании “Ксимекстур”. В процессе судебного разбирательства было установлено, что еще в 1992 году лайнер был заложен под другой кредит, и к моменту получения нового кредита уже принадлежал некой мальтийской компании, часть акций которой загадочным образом очутилась у ЧМП. Более того, туристическая компания “Ксимекстур” начала расходовать полученный кредит на потребности, не связанные с ремонтом судна. Как и следовало ожидать, дело было прекращено “за отсутствием состава преступления”. Компания “Ксимекстур” должна была возвратить полученный кредит, а турбоход передали Министерству транспорта Украины. Лайнер, как и прежде, оставался у причала илличёвского СРЗ.

В 2004 году турбоход переименовали в “Salona” для перегона в индийский порт Аланг, куда судно продали по цене лома металла. 6 февраля лайнер прибыл на рейд Аланга, а 11 февраля был выброшен на песчаную отмель, где индийские рабочие демонтировали механизмы, оборудование, мебель и т. д. К началу 2005 года корпус турбохода был полностью разрезан на части и отправлен для переплавки.

Братушенко Валерий Сергеевич

Бывший старший механик УПФ ЧМП

Описание теплохода «Фёдор Шаляпин»

Комфортабельный четырех палубный теплоход проекта 92-016, построен на верфях Чехословакии. Количество посадочных мест - 300.
К Вашим услугам имеются одно-, двух- и трехместные каюты со всеми удобствами, а так же 11 кают класса "Люкс" и 8 кают повышенной комфортности (ПК). В каждой каюте душ, санузел, кондиционер, радио, большое обзорное окно. В каютах имеются розетки.
На борту теплохода- 2 ресторана, диско бар, ночной бар, конференц-зал, музыкальный салон, читальный салон, сауна, солярий, гладильная комната, медицинский пункт

Однокомнатная каюта класса «Люкс" с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на прогулочной палубе и рассчитана на размещение 2 человек. Комфортабельная и уютная комната с современным интерьером: два кресла, диван, мебельная стенка, журнальный столик, телевизор, видеомаг-нитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, три больших обзорных окна.

Двухкомнатная каюта класса «Люкс А, Б» , располо-женная на шлюпочной палубе, с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная с современным интерьером: мебельная стенка, два кресла, раскла-дывающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. Просторная спальная комната с двуспальной кроватью и с двумя обзорными окнами.

Двухкомнатная каюта класса «Люкс» с удобствами (душ, санузел, кондиционер). Располагаются на шлюпоч-ной палубе и рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. Комфортабельная гостиная, оборудованная мягкой мебелью и стенкой: два кресла, расклады-вающийся диван, журнальный столик, телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, холодильник, радио, два больших обзорных окна. А также спальная комната с двуспальной кроватью и с одним обзорным окном.

Категория 1А. Двухместная каюта на шлюпочной палубе

Категория 2А. Двухместная двухъярусная каюта на шлюпочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2Б. Двухместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с двумя спальными местами (одно нижнее, второе верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, зеркало, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория 2В. Трехместная двухъярусная каюта на прогулочной палубе с тремя спальными местами (два нижних и одно верхнее). В каждой каюте: шкаф для одежды, трюмо, радио, кондиционер, душ, санузел, большое обзорное окно.

Категория повышенной комфортности. Просторная однокомнатная каюта с удобствами (душ, санузел, кондиционер), расположенная на прогулочной палубе. Рассчитана на размещение от 2 до 4 человек. В каждой каюте: четыре спальных места (2 нижних и 2 верхних откидных), мебельная стенка, журнальный столик, шкаф для одежды, холодильник, зеркало, радио, два больших обзорных окна.