Независимый штат самоа. Школьная энциклопедия

Заселенные австронезийскими племенами приблизительно 2000 лет назад, острова Самоа служили одним из центров формирования полинезийской культуры, откуда шло освоение многочисленных островов и атоллов центральной части Тихого океана. К середине XVII века эти экзотические острова превращаются в крупный торговый центр, связывающий заселивших весь регион полинезийцев и активно проникающих в акваторию Великого океана европейских исследователей. Большая часть ранних контактов перерастала в кровавые столкновения между пришельцами и жителями островов, поэтому самоанцы заслужили репутацию враждебных и агрессивных воинов. Однако прибывшие на острова христианские миссионеры обнаружили удивительную лояльность и терпимость островитян, которую они сами объясняли тем, что местные священные тексты предсказывали появление новой религии, которая будет более мощной и более сильной, чем старые боги. Могущество и богатство "палаги" (буквально - "поджигатели небес", так самоанцы прозвали европейцев) были вполне очевидны, и христианство быстро пустило корни в душах местных жителей. Даже сегодня острова Самоа носят неофициальный титул "Библейского пояса Тихого океана".

К концу XIX столетия Великобритании, США и Германия предприняли немалые усилия, чтобы заполучить контроль над этими стратегически важными островами. Однако одновременно собравшиеся в гавани Апиа боевые корабли трех сторон попали под удар мощнейшего тайфуна, чьи волны попросту потопили их все, кроме британского фрегата "Каллиопа". В результате последовавших затем переговоров архипелаг был поделен на две части - западная его часть - современное Независимое Самоа, отошло к Германии, Восточное Самоа попало под власть США, а британцы, как ни странно, вернулись домой с пустыми руками.

Германия допустила классическую ошибку колониалистов и игнорировала местные обычаи и власть племенных лидеров, и вскоре местные жители сформировали мощное движение сопротивления - "Мау", чьей идеологией была не политическая независимость, а сохранение традиционной культуры и образа жизни. Начало Первой мировой войны добавило Германии множество других проблем, кроме непослушных островов, и после её поражения Западное Самоа переходит под контроль Новой Зеландии. Смена метрополии мало что значила для движения "Мау" и большинства западных полинезийцев, которые продолжали бороться за независимость. Наконец в 1961 году острова переходят под опеку ООН, а 1 января 1962 года получают полную независимость.

В отличие от своего соседа - Американского Самоа, так и оставшегося под протекторатом США, Независимое (Западное) Самоа представляет собой мало затронутый цивилизацией уголок Земли. Здесь, среди высоких гор и маленьких рифов, можно найти первоклассные пляжи, увидеть колоритные полинезийские деревушки и познакомиться с множеством древних традиций. Недаром на так называемом "Райском пляже" происходили съемки фильма "Возвращение в рай", а Р. Л. Стивенсон, автор бессмертного "Острова Сокровищ", будучи уже великим писателем, покинул цивилизацию, чтобы провести остаток своих лет на Самоа.

Апиа

Столица Независимого Самоа, крупнейший его порт и единственное место на островах, которое может называться городом, Апиа лежит на берегу одноименной гавани на северном побережье острова Уполу, в устье реки Ваисигано. С юга городскую черту подпирает гора Ваеа (472 м) и два горных хребта по обе стороны речной долины, а с севера в акваторию бухты выступает протяженный мыс, застроенный вполне современными торговыми комплексами и офисами. При всех его современных чертах, вроде банков, офисов и закусочных американского типа, город все еще явно сохраняет обаяние своей длинной истории.

Мулинуу, старая церемониальная столица островов, до сих пор занимает западную часть современного города. Здесь расположены Фале-Фоно (Дом парламента) и старая обсерватория, которая в наши дни является офисом местной метеостанции. Башня с часами в центре Апиа, являющаяся мемориалом жертвам Второй мировой войны, считается ориентиром для всех прогулок в городском центре. К западу от башни раскинулся большой рынок Флеа-Маркет, на котором продают всевозможные товары со всего света, от дешевой одежды и электроники до традиционных местных "сиапо" (окрашенные соком листьев и корой ткани), драгоценных раковин и кокосов. Прямо напротив него, у самой береговой черты, тянется небольшой Фиш-Маркет, куда рыбаки свозят свой улов, а юго-западнее, среди городских кварталов, раскинулся Фрут-Маркет, чья специализация также понятна из названия. Новый рынок Макети-Фоу расположен во внутреннем районе Фугалеи, где, как считается, он гораздо более защищен от ударов тайфунов, чем расположенные у берега старые рынки.

Центр Апиа застроен одноэтажными и двухэтажными домами европейского типа, над которыми возвышаются церковные колокольни. В городе имеются три гостиницы, множество мелких предприятий, многочисленные офисы иностранных компаний и банков, а также правительственные учреждения страны, которые, кстати, выглядят достаточно скромно. Одна из традиций столицы - утренний Полицейский парад, предшествующий церемонии подъема национального флага на правительственных зданиях. Практически все движение на улицах в этот момент замирает, поскольку самоанцы довольно серьезно относятся к своему суверенитету, и многие из них выстраиваются по обочинам Бич-Роуд и поют гимн (впрочем, такое нередко и в домах или прямо на рабочих местах).

Множество старых колониальных зданий рассеяно по всему городу, но наиболее колоритным из них является здание суда, в наши дни размещающее на своем верхнем этаже неплохой исторический музей. Главная улица Апиа - Бич-Роуд, которая повторяет причудливые изгибы широкой опрятной гавани. Маленький Музей островов Самоа на Бич-Роуд содержит коллекцию, посвященную самоанской культуре и реликвиям прошлого.

По городу и вокруг него рассредоточено большое количество церквей, самой большой из которых считается Католик-Черч, расположенная прямо на городском берегу. Англиканская церковь, хотя и меньшая по размерам, имеет прекрасные витражи, а в христианской церкви Конкрегационалистов покоятся мощи преподобного Джона Вильямса - одного из первых миссионеров, приехавших на острова. В 1977-1983 годах в историческом центре столицы возвели еще один культовый объект, являющийся законной гордостью островитян - храмовый комплекс Апиа-Самоа-Темпл.

Единственный пляжный район столицы лежит в 200 метрах от городского центра в Ваиала. Здесь же расположен и небольшой морской заповедник Палоло-Дип-Марин-Ресерв, в пределах которого разрешен сноркелинг. Его главная точка притяжения - глубокая синяя пещера между двумя коралловыми рифами, населенными бесчисленным множеством тропических рыб. Также заслуживает посещения овальный водоем и питающий его водой родник у пещеры Пиула, лежащей на территории Теологического колледжа и церкви методистов в Фатумеа.

От центра столицы на запад тянется череда опрятных деревень прибрежной области, поднимающихся вверх по долинам и склонам холмов. Всего в 4 км от центра города по Бич-Роуд лежит предместье Ваилима ("валлима" или "ваилима" - самоанское название одной из разновидностей скачущих пауков), в котором расположена местная святыня - усадьба известного английского писателя Роберта Луиса Стивенсона, прожившего на острове остаток своих дней. Лежащая в задней части поместья, почти на вершине горы Ваеа, надгробная плита знаменитого писателя как бы смотрит на городок, белоснежный край рифа и отдаленный горизонт. После смерти писателя островитяне работали 24 часа без остановок, прорубая дорожку к вершине холма так, чтобы тело их возлюбленного "туситала" ("рассказчик", так они уважительно звали Стивенсона) могло быть захоронено на следующий день с полными церемониальными почестями. На надгробной плите выбита элегия Стивенсона, его любимые две строчки: "Дом моряка - в море… И охотника дом - в холмах".

Остров Уполу

Остров Уполу (1120 кв. км) находится в 13 км юго-восточнее острова Савайи, на другом берегу пролива Аполима. Остров достаточно горист, по всей его длине тянется хребет Уполу, образованный склонами многочисленных потухших вулканов. Северная и восточная части острова возвышены и сильно расчленены многочисленными горными гребнями и ущельями, а на северо-западе простираются широкие равнины. Исследовать Уполу довольно легко, поскольку все его побережье огибает хорошая дорога, а несколько других радиально разбегаются через центр острова, соединяя Апиа с южным побережьем (весь остров на машине можно объехать всего за 4-5 часов). Здесь можно посетить музей Стивенсона, многочисленные центры традиционного полинезийского искусства и самоанскую деревню-музей, отдохнуть на знаменитом "Райском пляже", понырять с аквалангом, принять участие в океанской рыбалке или поближе познакомиться с природой внутренних районов острова.

Север острова

Дорога по северному берегу бежит вдоль многочисленных заливов и горных хребтов. Множество долин и водопадов этой области формируют захватывающий пейзаж, здесь даже есть несколько хороших берегов и пляжей. Захватывающая и отдаленная область залива Фагалоа с её крошечным островом Альбатрос, изолированными долинами и традиционными деревнями - идеальное место, чтобы погрузить себя в местную культуру. После живописных водопадов Фалефа (65 км от столицы) дорога снова выходит к побережью в Утулоа-Пойнт, считающемся одним из самых красивых мест на островах Самоа, проходит через колоритные поселки Таелефага и Уафато и заканчивается в не менее симпатичной деревне Салетеле. Лесной заповедник Уафато считается одним из последних участков естественного тропического леса на территории Независимого Самоа и одним из лучших мест для наблюдения за птицами. Этот регион также славится своими резчиками по дереву, поэтому стоит посетить деревню Лои в Синас-Бич-Фалес. Главное шоссе обходит стороной эту отдаленную область и уходит вглубь страны через хаос гор вокруг перевала Ла-Мафа-Пасс, откуда открываются превосходные панорамы горных районов и побережья.

Озеро Ланотоo (или Голдфиш-Лейк), лежащее неподалеку от столицы, в настоящее время достаточно малоизвестно, хотя так было не всегда. В период немецкой оккупации островов Самоа озеро было популярным местом для пикников и развлечений. Целые процессии прикрытых по моде того времени пляжными зонтиками молодых женщин сопровождались к озеру немецкими офицерами или изысканными европейскими кавалерами - Ланотоo было чем-то вроде променада, любимым местом отдыха и флирта для множества богатых европейцев. Сегодня воды озера имеют странный зеленый цвет и полны дикими золотыми рыбками, которые до сих пор собираются вокруг берегов озера, по-прежнему ожидая подачек от людей. Озеро имеет странное обаяние, частично из-за его удивительного зеленого цвета и орд золотых рыбок, частично вследствие того, что дна озера так никому и не удалось достичь, несмотря на многочисленные попытки. Неподалеку возвышается храм Бахаии-Темпл, служащий ориентиром при движении к озеру - старая дорога почти заросла, и в наши дни добраться сюда можно только пешком. А в 2 км южнее можно увидеть стометровый водопад Папапапаи-Ута, или Тиави-Фаллс.

Юго-восточное побережье

Юго-восточный берег Уполу - одно из самых популярных туристических мест острова. Здесь можно найти многочисленные пляжи с превосходными условиями для плавания и сноркелинга, обрамленные острыми зубцами окружающих гор. У самого берега возвышаются четыре необитаемых острова Алеипата с охраняемой территорией мест гнездований морских птиц и богатой морской жизнью. Заслуживает остановки деревенька Лаломану напротив острова Нуутеле, славящаяся своим захватывающе-красивым пляжем из белого песка и мелкой бирюзовой лагуной, где можно понырять с маской и трубкой (этот район считается лучшим местом для сноркелинга на острове, поэтому в выходные зачастую переполнен отдыхающими). Здесь протянулась целая череда небольших курортов и ресторанчиков, а каждый из пляжей (на территории вокруг Лаломану их четыре) отличается от соседа только размерами. Неподалеку расположен водопад Фуиписиа высотой 55 метров.

Побережье между Лаломану и Салеапага считается одним из наиболее красивых участков острова, изобилующим роскошными панорамами горных хребтов и изолированными дикими берегами. Особенно хороши пляжные районы возле Бумеранг-Крик, песчаный пляж Фаофао в деревне Салеапага, изолированный и несколько необычный по своему оформлению берег в Вавау (традиционные полинезийские дома с крытыми листьями крышами здесь заменили достаточно урбанистические по местным меркам сооружения из рифленого железа и дерева, но ни сам пляж, ни обслуживание от этого не пострадали). От стен госпиталя Лаломану начинается короткая тропа к давно потухшему вулканическому кратеру, в пределах которого обитает большая колония летучих лисиц.

Главное шоссе сразу за зоной пляжей поворачивает вглубь острова и через несколько километров выходит к живописным водопадам Сопоага, низвергающимся с высоты 60 метров в небольшую зеленую долину. Интересен и другой природный памятник этих мест с забавным названием Папассэа-Слайдинг-Рок ("Папассэа, двигающий скалу") - каскад пятиметровых водопадов, скатывающихся прямо в общий водоем, теряющийся берегами в хитросплетении джунглей.

Южное побережье

Южное побережье острова Уполу - вереница искрящихся берегов, окруженных пальмами, где можно лежать и наслаждаться спокойствием жизни этих идиллических мест. Это одна из наиболее захватывающих дух областей Независимого Самоа с прекрасными рифами, бирюзово-синей водой и восхитительными берегами вокруг. В самом сердце южного побережья можно обнаружить немало отдаленных и вполне "диких" берегов, среди которых контрастом выделяется популярный курортный район Маниноа-Бич с изящной мелководной песчаной лагуной, на территории которого раскинулось два роскошных курорта и несколько вполне демократичных частных пляжей. Вдоль дороги тянется вереница традиционных самоанских деревень - хорошее место для знакомства с местными обычаями и бытом.

Возвращаясь к побережью от водопадов Сопоага, главная дорога пробегает мимо многочисленных традиционных деревень. Одним из популярнейших туристических районов здесь считается деревня Ллиили, вокруг которой можно посетить Национальный парк O-Ле-Пупу-Пуэ со множеством пеших троп, проходящих через небольшой тропический лес, уютный и изолированный Матива-Трихаус напротив крошечного кораллового острова Нуусафее, до которого можно добраться лодкой (пролив между островком и Утолой считается превосходным местом для серфинга), водопады Тогитогига (расположенные здесь водоемы являются одним из немногочисленных мест на острове, где можно поплавать в пресной воде, здесь даже есть душ, что по местным меркам уже необычно) и расположенные поблизости пещера Пеапеа и два заповедника, а также пляж из черного вулканического песка в Аганоа, к которому можно добраться только пешком или на джипе. Неподалеку, в деревне Сиуму, можно увидеть необычный пляж с красным песком.

Самый живописный район протяженных изолированных берегов тянется по юго-западному побережью от Саанапу до Лефага. В 6 км от Саанапу расположен знаменитый Парадайз-Бич ("Райский пляж") - один из самых красивых берегов в южной части Тихого океана, а вокруг самой деревни тянется длинная полоса охраняемых мангровых лесов Саанапу-Ветландс-Ретрит, которые можно исследовать только на лодке, нанятой в любой из местных деревень. Также заслуживают внимания живописная бухта Виргин-Коув с изолированным пляжем (тем не менее здесь есть несколько традиционных ресторанчиков и кафе), курортные районы вокруг деревни Саламуму, популярный серф-курорт Самоана (считается, что здесь работают лучшие инструкторы по этому виду спорта), а также тихий Матарева-Бич.

Западное побережье

Западное побережье Уполу может предложить огромное количество тихих рыбацких деревень, роскошные условия для треккинга и виндсерфинга, но здесь почти полностью отсутствуют удобные для плавания берега и туристическая инфраструктура.

Северо-западное побережье Уполу между аэропортом Фалеало и Апиа - наиболее плотно заселенная область страны с почти бесконечной чередой деревень и плантаций. Здесь можно найти множество живописных церквей или природных бассейнов прямо у скалистой береговой черты, исследовать несколько древних вулканических кальдер "тафуа", пройти вдоль берега на традиционном самоанском каноэ-катамаране, понаблюдать за повседневной деревенской жизнью или сделать столь характерную для этих мест татуировку, но никаких средств размещения или пляжных районов здесь нет.

Остров Савайи

Савайи - один из самых больших и один из наименее населенных островов Полинезии. Этот практически нетронутый и древний остров, мало подверженный влиянию современной цивилизации, давно считается настоящим заповедником полинезийской культуры - жители Савайи сохранили свой жизненный уклад даже более традиционным, чем на Уполу. Здесь можно найти огромное количество первоклассных берегов, которые хороши и для плавания, и для сноркелинга или других видов морского отдыха, однако большинство из них совершенно не обладают какими бы то ни было средствами обслуживания и находятся в практически первозданном состоянии.

Главными достопримечательностями острова считаются: древняя насыпь Тиа-Сеу - самая большая древняя структура во всей Полинезии (её высота превышает 12 метров), водопад Му-Пагоа между деревнями Пулеиа и Гаутаваи, лавовые пещеры Пеапеа (Летуи) и Паиа-Дварфс около деревни Паиа (общая протяженность каждой пещеры превышает километр), несколько неплохих пляжей и древняя звездообразная ритуальная насыпь возле мыса Мулинуу, живописный конус горы Силисили и охраняемая пещера Аопо у её подножия, знаменитая вулканическая каверна Алофаага возле деревни Тага, древняя деревня Фагалоа (местное население считает, что они являются прямыми потомками первых поселенцев острова), расположенные западнее одноименного заповедника лавовые трубы Фалеалупо, способные сравниться по своим размерам с аналогичными природными феноменами Гавайских островов, а также отличный пляж Сатиуатуа с его колоритной деревенской церковью.

Резерват тропического леса Тафуа, находящийся около одноименной прибрежной деревни, считается одним из наиболее красивых и доступных заповедников тропического леса на острове. Расположенный на отрезке побережья с лавовыми полями Матавану, сформированными в начале 1900-х, когда вулкан Тафуа почти непрерывно извергал лаву в течение почти шести лет, он изобилует пещерами и гротами. Впечатляющий лунный ландшафт заповедника является одной из "визитных карточек" острова, а прогулка вокруг кратера вулкана - одна из самых привлекательных экскурсий на Самоа, поскольку здесь разрешается не только увидеть это буйство стихии своими глазами, но и захватить пару лавовых "сувениров" с собой на память.

Другой тропический лесной резерват на Савайи - Фалеалупо имеет уникальный природный объект - зеленый навес над проходом-галереей меж величественных деревьев баньяна, сотканный из тысяч ветвей деревьев. За несколько дополнительных тала здесь можно ощутить себя Робинзоном и остановиться на ночевку прямо в одном из громадных дуплистых деревьев, коими богаты здешние места. Необычным местным способом борьбы за охрану живой природы является и организованная местным Женским комитетом программа "Аула", в ходе которой на пляжах острова собираются раненые или ослабевшие морские черепахи, тщательно выхаживаются и затем выпускаются обратно в море.

Маноно

Маленький вулканический остров Маноно, лежащий в проливе Аполима между Уполу и Савайи, почти неизвестен за пределами страны. На островке всего 3 км в поперечнике расположилось пять небольших деревень (около тысячи жителей, большая часть которых живет здесь нерегулярно), совершенно нет собак, дорог и транспортных средств, что полностью гарантирует абсолютную тишину, нарушаемую лишь шорохом ветра в кронах пальм и мерным гулом волн. Это настолько тихое и мирное место, что многие жители достаточно шумной столицы островов на выходные приезжают сюда на отдых. Люди здесь по-прежнему живут только в традиционных "фале" (крытая листьями крыша-навес на столбах, стены отсутствуют или заменяются плетеными матами) и наслаждаются "полудиким" образом жизни и обилием чистой природы. Главными историческими памятниками острова являются так называемая "Насыпь звезды" на вершине горы Маунт-Тулимануива (110 м) и древняя "Могила 99 камней", созданные, согласно археологическим данным, ориентировочно в IX-XI вв. н. э., в эпоху массового расселения полинезийцев по региону.

На острове немало небольших уютных пляжей, многие из которых обрамлены по берегам пальмовыми рощами и обустроены небольшими "фале" с резными балконами и ступенями. Большинство из них, вроде знаменитой лагуны Ваотууа, расположено на западной стороне Маноно. На дальней стороне острова, в деревне Апаи, находится одно из самых живописных мест на островах - с вершины ближайшего холма открывается уникальная панорама выстроившихся в линию островов - самого Маноно, крошечного Нуулопа, несколько большего Аполима и высоких пиков Савайи, как будто обрамленных синими водами пролива и лазурью небес.

Немалые усилия прилагаются и правительством Западного Самоа, чтобы сохранить хрупкую экосистему Маноно и поддержать дружественные окружающей среде действия населения.

Аполима

Остров Аполима ещё более отдален и недоступен, чем Маноно. Он находится в проливе Аполима, к западу от Маноно, за пределами барьерного рифа, окружающего Маноно и Уполу. Аполима практически целиком сложен вулканическими породами из окаменевших древних потоков лавы - по-сути весь остров представляет собой разрушенный вулканический кратер с крутыми утесами внешнего кольца и небольшим относительно ровным "пятачком" кальдеры. От моря к единственной деревне на острове, где живет всего 150 человек (из них постоянно здесь обитает лишь 50-60 островитян), ведет только один узкий и достаточно труднопроходимый путь, почти перевал.

Это - одно из наиболее нетронутых (сколько раз это слово употребляется по отношению к Самоа?!) мест в Полинезии. Остров лежит вне основных туристических дорог, так что для того, чтобы добраться сюда, лучше получить приглашение от одного из сельских жителей и затем организовать специальный фрахт яхты или лодки из Уполу. Зато в итоге все труды будут с лихвой вознаграждены - те, кому довелось побывать на Аполима, утверждают, что большего ощущения изолированности от мира никто из них не испытывал никогда в жизни. А в сочетании с прекрасной природой, насыщенными жизнью прибрежными водами и здоровым климатом это дорогого стоит для современного человека, уставшего от "щедрот цивилизации".

Другие острова

Лежащий в пределах рифа Уполу, островок Намуа может предложить неплохой песчаный пляж и хорошие условия для сноркелинга. Фануатапу - один из необитаемых островов, лежащих у восточной оконечности Уполу. Это популярное место для однодневных поездок с непринужденным пикником на берегу или купанием среди скалистых рифов. Необитаемый остров Нуулопа расположен с западной стороны Маноно и иногда используется для пикников, сноркелинга и необременительного отдыха на природе. Захватывающий остров Нуутеле с его драматически крутыми утесами встает из воды недалеко от Лаломану, близ юго-восточного мыса Уполу. Остров необитаем, но славится своим диким пляжем, на котором регулярно откладывают яйца морские черепахи. Поблизости лежит крохотный островок Нуулуа , на котором гнездятся морские птицы. А относительно крупный и необитаемый остров Нуусафее , лежащий близ южного побережья Уполу, является популярным местом для проведения однодневных поездок и свадеб.

Подробности Категория: Страны Австралии и Океании Опубликовано 10.08.2013 07:31 Просмотров: 3750

Здесь жил, работал и умер известный шотландский писатель и поэт Роберт Льюис Стивенсон, автор знаменитого приключенческого романа «Остров сокровищ» и других историко-приключенческих произведений.

Широко известна в России баллада Стивенсона «Вересковый мёд», которую изучают в школе в переводе С. Маршака.
Стивенсон был страстным путешественником, хотя с детства страдал тяжёлой формой туберкулёза. Он поселился на островах Самоа в 1890 г., в деревне Ваилима (в 4 км от столицы Самоа Алиа), его вилла в настоящее время является музеем Стивенсона.

Незави́симое Госуда́рство Само́а занимает западную часть архипелага Самоа. Государство расположено на двух крупных островах (Савайи и Уполу) и восьми мелких, из которых заселены только два: Маноно и Аполима . Самоа со всех сторон омывается Тихим океаном. Острова Уполу и Савайи разделены проливом Аполима, в котором и расположены мелкие острова Маноно и Аполима, на которых проживает только 1% населения страны.

Государственная символика Самоа

Флаг – представляет собой красное полотнище с соотношением сторон 1:2 с верхней левой четвертью синего цвета, на которой изображены белые звёзды созвездия Южный Крест. Флаг принят 24 февраля 1949 г.

Герб – передний план гербового щита представляет собой стилизованное изображение созвездия Южный Крест. На щите, имеющем серебристую основу, изображены зелёно-белые морские волны, серебристое небо и кокосовая пальма с золотыми кокосами. Борт щита имеет тёмно-синюю и белую окраску. На заднем фоне щита изображены радиальные узоры, связанные красными концентрическими окружностями, по бокам которых изображены ветви оливкового дерева. Над щитом – тёмно-синий и красно-белый латинский крест с красными лучами. В нижней части герба расположен девиз: «FA"AVAE I LE ATUA SAMOA» (в переводе с самоанского языка: «Бог – основа Самоа»). Герб утверждён в 1962 г.

Государственное устройство Самоа

Форма правления – парламентская республика.
Глава государства – О ле Ао О ле Мало (вождь), избираемый на 5 лет. Фактически, его должность является президентской.
Глава правительства – премьер-министр.
Законодательный орган – однопалатный парламент.

Территория – 2832 км².
Население – 188 540 чел. 92,6% составляют самоанцы и всего 0,4% - европейцы. Более 70% населения проживают на острове Уполу, 28% - на острове Савайи. В стране наблюдается массовая эмиграция, в основном в Новую Зеландию, т.к. у молодёжи практически нет возможностей для самореализации.

Религия – 98% жителей Самоа – христиане.
Официальные языки – самоанский и английский. В основе самоанской письменности – латиница.
Экономика . Промышленность: лесная, развивается легкая, пищевая. Сельское хозяйство: выращивание и экспорт таро, кокосового масла и молока, какао, бананов и копры. Только 35% электроэнергии вырабатывается в стране.
Активно развивается туризм.

Валюта – тала.
Образование – грамотность населения 98,6%. В стране действуют начальные государственные и частные церковные школы, созданные миссионерами ещё в XX в., в которых обучается 3/4 детей в возрасте 7-12 лет. Обязательное образование. Преподавание ведётся на самоанском языке, но при этом усиленно изучается английский язык.

Существуют школы второй ступени (по желанию).
Специальное образование можно получить в Колледже тропического сельского хозяйства, Колледже торговли, а также в нескольких ремесленных и торговых училищах. Многие получают высшее образование за рубежом, в основном в Новой Зеландии.
Высшее образование в стране можно получить в Национальном университете Самоа, Южнотихоокеанском университете, Самоанском политехническом университете и Океаническом медицинском университете.
Спорт – самые популярные виды спорта в Самоа - регби и самоанский крикет. Популярны также профессиональный реслинг, бокс, кикбоксинг и сумо. Страна выступает на всех летних Олимпийских играх с 1984 г.

Известные люди Самоа

Мы уже упоминали шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона.

Малиетоа Танумафили II Сусуга (1913-2007)

Вождь, глава государства Самоа. В 2007 г. Малиетоа Танумафили II являлся старейшим главой государства в мире. Он руководил Самоа 68 лет.

Дэвид Туа (р. 1972)

Самоанский боксёр-профессионал, выступавший в тяжёлой весовой категории. Бронзовый призёр Олимпийских игр 1992 г. в Барселоне.

Марк Хант (р.1974)

Новозеландский боец смешанных боевых искусств и бывший кикбоксёр самоанского происхождения. Славится выдающейся физической силой, нокаутирующим ударом и «железным подбородком» - способностью выдерживать тяжелейшие удары в голову.

Природа Самоа

Острова, входящие в состав Самоа, имеют вулканическое происхождение, но вулканически активным является только остров Савайи. Береговая полоса вся изрезана лагунами и береговыми рифами.
Климат – влажный тропический. Периодически страна подвергается воздействию тропических циклонов. Самым страшным и разрушительным для страны был «ураган столетия» в январе 1966 г., когда скорость ветра достигала 200 км/ч.
В стране действует водопроводная система, но из-за плохой сохранности водопроводов много воды теряется. Много мелких рек и водопадов, кроме западной части Уполу и большей части Савайи. Здесь основными источниками пресной воды являются грунтовые и дождевые воды, хотя во время сухого сезона водоёмы часто пересыхают. Во многих районах количество поставляемой воды недостаточно.

Флора Самоа достаточно разнообразна и насчитывает около 775 видов растений. Две трети поверхности островов занимают влажные тропические леса: обилие древовидных папоротников, ценных пород с очень твёрдой древесиной. Распространены крупнолистные миртовые (мирт, гвоздичное дерево, гуава, фейхоа, чайное дерево и эвкалипт) и орхидеи.

Леса расположены в основном на горных склонах, а на побережье преобладают возделываемые плантации. На вершинах наиболее высоких гор леса сменяют мелколесье и кустарники. 150 видов самоанских растений используют в медицинских целях.

Фауна Самоа относительно бедна. До появления на островах человека из млекопитающих на суше обитали летучие мыши, а в прибрежных водах –дельфины. Собак и свиней привезли сюда полинезийские мореходы, а крупный рогатый скот и лошадей – европейцы. Ну, и крысы, конечно же, проникли сюда с кораблями и расселились по всему архипелагу.
Птицы в Самоа гораздо более многочисленны: медоносы, сорные куры, голуби, мелкие попугаи – всего на острове обитает 43 вида птиц, из них 8 эндемиков, например, зубчатоклювый голубь.

Домашняя птица завезена полинезийцами и европейцами.
Особенно много бабочек: 21 вид. Водятся черепахи и крабы.
В океанских водах много рыбы, в том числе ценной промысловой (кефаль, морские угри). А подальше от берегов водятся акулы, тунцы, макрель, меч-рыба. Коралловые рифы богаты моллюсками.

Достопримечательности Самоа

Город Апиа

Это столица и единственный город и порт Независимого Государства Самоа. Город находится на северном побережье острова Уполу у подножия горы Апиа. Он раскинулся по берегам бухты, отделенной от открытого моря стеной коралловых рифов. Центр Апиа застроен домами европейского типа: с лоджиями, верандами, затененными окнами.
В городе много церквей.

В прибрежном районе построена самая большая церковь Апиа – католическая. Высота её – 90 м.
Немного уступают ей по размерам Англиканская церковь с прекрасными витражами и Христианская церковь конгрегационалистов, где покоятся мощи преподобного Джона Вильямса – одного из первых миссионеров на острове.

Часовая башня в центре Апиа – мемориал в честь солдат, павших во Второй мировой войне.

Здание правительства построено в соответствии с европейскими стандартами.

Национальный музей Самоа

Здесь собрана большая коллекция промысловых и бытовых предметов аборигенов: рыбацкие лодки и сети, керамическая посуда, каменные топорики и ножи, различные предметы декора, циновки, одежда и другие образцы культурного наследия самоанцев.

Особенный интерес представляют татуировки аборигенов, которые до сих пор пользуются популярностью среди местного населения.

Культура Самоа

Большинство населения страны живёт в традиционных овальных хижинах (фале) – крыша из листьев пандануса или кокосовой пальмы на деревянных столбах. Стены отсутствуют, но проёмы между столбами при необходимости завешивают циновками, которые в скатанном виде хранятся под крышей.

Пол выложен ровной крупной галькой. Теперь встречаются фале и с железной крышей.
Основной социально-экономической ячейкой общества Самоа является община (аинга ), которая состоит из трёх-четырёх поколений ближайших родственников по мужской линии и женщин, пришедших в общину по браку (в среднем 40-50 человек). Члены аинги сообща владеют землёй и совместно выполняют все трудоёмкие работы.
Татуировки – культурный феномен страны. Они различаются: для мужчин – татау , они состоят из сложных геометрических рисунков, размещённых от коленей до рёбер; для женщин – малу , они располагаются от верха бёдер до чуть ниже коленей.

Традиционный женский самоанский танец – сива . Он схож с гавайской хулой: танцовщицы плавными движениями рук и ног в такт музыке «рассказывают» свою «историю».

– мужской самоанский танец, в котором ряды танцоров совершают быстрые синхронные движения под удары барабанов или свёрнутых циновок. Его название с самоанского языка переводится как «шлепок», потому что он сопровождается шлепками по разным частям тела.

История Самоа

На архипелаге Самоа найдены древнейшие предметы культуры лапита . Эта культура, по мнению многих археологов, является прародителем нескольких культур в Полинезии, Микронезии и нескольких прибрежных областей Меланезии. В настоящее время открыто более 2 тысяч мест раскопок на протяжении более чем 4000 км от побережий и островов Меланезии до Фиджи и Тонга, самая восточная область расположена в Самоа.
Культура лапита характеризуется керамическими изделиями – плоскодонными или круглодонными открытыми чашами или кубками. На некоторых из них был орнамент в виде прямоугольных меандр, лент, соединяющихся ломаных линий, треугольников, полумесяцев. Орнамент наносился при помощи штампов, которые до сих пор не найдены. Встречались также изображения глаз, концентрических окружностей, налепы из глиняных комочков, лент, насечки на венчиках. Температура обжига керамических изделий была менее 850 °C.
Основным видом хозяйства было морское рыболовство и сбор моллюсков.
В конце I тысячелетия до н. э. и в I тысячелетии н. э. с Самоа были заселены острова Уоллис, Футуна, Тувалу, Токелау, Пукапука и другие полинезийские острова. Существует предположение, что именно Самоа могли являться Гаваиками – легендарной прародиной полинезийцев. Концом этой культуры считается время между 200-400 гг. н.э., после этого начался бескерамический период.

Для этого периода характерно отсутствие компактных поселений, они возникли в период контакта с европейцами. Постройки состояли из жилых домов, общественных зданий (большие общинные дома (фале теле) на платформах, открытые церемониальные площадки (малае) и дома богов (фале аиту). Жилые и общественные постройки имели скруглённые углы или были круглыми. На Самоа не найдено погребальных курганов и открытых храмов.
На рубеже I и II тысячелетий н. э. между Самоа и окружающими островами были налажены активные контакты. Правящая элита Самоа, Тонга и Фиджи вступала в смешанные браки.
В середине XVII в. жители Самоа вели торговлю в регионе с полинезийцами и с европейцами.

Европейцы на Самоа

Европейским первооткрывателем островов стал голландский путешественник в 1722 г.


В 1768 г. на архипелаге побывал французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиль , назвавший его островами Мореплавателей.

Жан-Пьер Франке «Портрет Бугенвиля»
В августе 1830 г. на Самоа начал миссионерскую деятельность Джон Уильямс . Самоанцы тогда считались диким и воинственным народом, у них были частые столкновения с европейцами, которые до конца XIX в. использовали Самоа как дозаправочную станцию для пароходства.
Островами начали интересоваться Гремания, США, Британия. В 1881 г. эти три страны договорились признать самоанским королём верховного вождя Малиетоа Лаупепу, но местные жители не мирились с колониальным гнётом. Король Лаупепа в 1885 г. вступил в открытый конфликт с немцами, они в 1887 г. свергли его и отправили в изгнание, а королём провозгласили Тамасесе. Самоанцев обложили высокими налогами. Во главе недовольных встал вождь Матаафа , пользовавшийся большой популярностью на островах. Германский консул приказал атаковать с моря деревни сторонников Матаафы.

В результате наступила 8-летняя гражданская война, в которой свои интересы отстаивали жители Самоа, Германия, Британия и США. По Берлинскому соглашению 1899 г. Острова Самоа были разделены на две части: восточная группа, известная сейчас под названием «Американское Самоа», стала территорией США; западные острова получили название «Германское Самоа», а Британия перестала претендовать на острова в обмен на возврат Фиджи и некоторых других меланезийских территорий.

Самоа в XX веке

С 29 августа 1914 г. контроль над островами захватили вооружённые силы Новой Зеландии, и с конца Первой мировой войны до 1962 г. Самоа находились под управлением Новой Зеландии.
В начале 1920-х гг. была основана патриотическая организация «Мау» («Мнение») с лозунгом «Самоа для самоанцев», против плохого обращения новозеландской администрации с народом Самоа. Организацией руководил Олаф Фредерик Нельсон , по происхождению наполовину самоанец. Они использовали следующие формы протеста: неуплата налогов, прекращение работы на плантациях, невыполнение решений колониального суда, создание собственных органов управления и др. Нельсон был изгнан из страны в течение 1920-1930 гг., но продолжал поддерживать организацию финансово и политически.
День 28 декабря 1929 г. назван «чёрной субботой», т.к. новый избранный лидер движения Тупуа Тамасесе Леалофи вывел «Мау» на мирную демонстрацию в Апиа, которая была расстреляна полицией Новой Зеландии. Был убит и Тамасесе. Но движение росло.
После Второй мировой войны Западное Самоа было превращено из мандатной в подопечную территорию Новой Зеландии, начались реформы. В 1961 г. был проведён референдум – жители Западного Самоа высказались за предоставление независимости. По соглашению с Новой Зеландией, она взяла на себя оборону Западного Самоа и его представительство в сношениях с иностранными государствами. 1 января 1962 г. Западное Самоа стало первым тихоокеанским островным государством, получившим независимость.
В июле 1997 г. по конституции страны государство с «Западного Самоа» было переименовано в «Самоа». Американское Самоа протестовало против переименования и до сих пор использует термины «Западное Самоа», «западносамоанский» в отношении Самоа и его жителей.
Таким образом, два Самоа принадлежат к одной нации и имеют один язык, но между ними существуют культурные различия. Жители Восточного Самоа чаще эмигрируют на Гавайи и континентальную часть США, принимая часть американских обычаев, например, американский футбол и бейсбол. Жители Западного Самоа чаще эмигрируют в Новую Зеландию, где более популярны регби и крикет.

Справка

Америка́нское Само́а (ранее – Восточное Самоа) – неинкорпорированная неорганизованная территория и не включённая в состав США в южной части Тихого океана. Главный остров Тутуила входит в состав архипелага Самоа. Численность населения Американского Самоа составляет примерно 65 519 человек. Площадь – 199 км².


Улетели из Нади (Фиджи) 30.09, а прилетели в Апиа (Самоа) 29.09 ;) Правда прикольно, дважды прожить сегодня и пропустить завтра;) Мы, собственно, на это и рассчитывали планируя путешествие. Пересечение линии дат, что может быль более загадочнее?! Но самоанское руководство решило перехитрить всех, введя в Самоа новый часовой пояс GMT+14. ;)

Перелеты

Знакомство с Самоа началось в самолёте. Такого собрания тучных людей в одном месте я ещё никогда не видела. Все 10 человек нашей группы были рассеяны по самолету, словно драгоценные семена, хотя просили посадить группу вместе.

Нам с Денисом повезло, и самоанец согласился поменяться со мной местами, хотя жутко начал возмущаться, что у него было место у окна, а сидеть пришлось в середине. Какое окно, ночь на дворе?! На этом везение наше не закончилось, рядом с нами посадили тучную девушку, которая, о радость!, влезла в свое сидение. А вот нашей попутчице не повезло, к ней посадили мужа нашей пышки. Тот поднял, в наглую, разделительную ручку и расселся на 1.5 сидения. Не поверите, никто даже не и не подумал решить эту проблему. Стюардесса только пожала плечами. А ведь на нормальных авиалиниях тучные люди обязаны покупать 2 билета!!!

Назад мы специально попросили, чтобы нас, нашу группу, посадили вместе. И даже такая просьба не была выполнена!!! Нас снова разбросали по самолету. Но на этот раз, мы не отошли от стойки регистрации, пока нам не выдали места рядом!!! Какая беготня началась! При том, что самолёт был наполовину полным и "набит" он был малюсенькими людьми непонятной рассы. Ни то китайцы, ни то филипинцы, но одни мужчины маленькие и худые;) Вид у них был настоящих гастарбайтеров;)

Отели Самоа

Поспать не удалось ни минутки. В отель, а это был замечательный Aggie Gray"s Resort, попали в 5 утра. Не смотря на то, что время check in в любом отеле мира 14:00, нам пообещали, что номера будут готовы к 9.00, поэтому разместились, кто, где нашел место. Но прежде, нас пригласили позавтракать. Шикарный ресторан, скатерти и тканевые салфетка на завтрак - это показатель. Блюда были вкусными и разнообразными, а вот яичница у жарителя не задалась, прилипала и растекалась, а он волновался и от этого получалось ещё хуже. Из-за сдвига во времени, из-за позднего ужина в самолёте, из-за раннего завтрака в отеле разрыв между приемами пищи составил 2 часа. Можно было из-за стола не вставать;)


Ресторан отеля Aggie Gray"s Resort даже в 5 утра готов принять посетителей

А после завтрака наши попутчики разместились на шезлогах у бассейна и расслабились, читай, уснули. Спать-то хочется.

Мы же пошли к океану встречать рассвет и фотографировать. Впечатляет! Белый песок, голубая вода, волны разбиваются о риф где-то вдалеке и у берега вода спокойная как на озере, птички поют, лежишь себе под пальмой, смотришь на какосы и кайфуешь;) И такой сладкий кайф, что прям здесь же и уснули;)


Райское место. Утренние пляжи отеля Aggie Gray"s Resort

А когда проснулись, номера Aggie Gray"s были готовы принять и удивить нас. Уютный просторный номер, светлый сверкающий хирургической чистотой санузел, большая открытая лоджия и потрясающий вид на океан!

Отсыпаться времени не было, в 10.00 начиналось наше знакомство с островом Уполу (Upolu). Остров на самом деле небольшой, хватит и 3 часов, чтобы объехать его вокруг. Но нашим гидам удалось растянуть это путешествие на три дня:) От отеля в одну сторону и пол пути, от отеля в другую сторону и другая половина острова;) Ну а третий день знакомство со столицей Западного Самоа - городом Апиа. Ну городом это назвать трудно, все население острова 125 тыс.

Наш второй отель Tanoa Tusitala Hotel, городской, находился в центре столицы Западного Самоа во дворе правительственного здания. И лежа вечером у бассейна, мы могли беспрепятственно рассматривать, что творится внутри. А на крыльце этого здания играли дети, чумазые-чумазые. Через дорогу своей пугающей высотой (2этажа с крышей), нас радовало своим присутствием министерство (оцените) Женщин, чего-то там ещё и социального развития;)

Быт жителей Западного Самоа

Ну вот. Чтобы вы понимали, что такое Западное Самоа. Это 10 островов. Но мы были только на одном. Остров с бесконечными белоснежными песчаными пляжами окружен голубым открытым океаном. Коралловые рифы спасают пляжи от больших волн настолько, что даже пена не доходит до берега. На побережье живут люди. Их жилища чудовищно бедны и открыты всему и вся.

У них нет стен, нет окон. Только поднятый над землей настил и крыша, покоящаяся на деревянных колонах. От солнца, ветра и дождя жилище защищают тканевые шторки. У домов побогаче есть стеклянные жалюзи вместо окон и стен. Чем ближе подъезжаешь к столице, тем дома становятся другими, потому что богаче (?), у некоторых даже появляются стены;) и уж совсем у богатых людей есть дома поосновательней.

Куда бы вы ни посмотрели, вы увидите коксовую пальму или банановые заросли. Вообще мне показалось, что при прохождении паспортного контроля на въезде в страну им нужно выдавать каски. Потому что кокосы имеют свойство падать, и ходить под пальмами, облеплеными этим с виду добрым и безобидным орудием убийства, поначалу было страшно;) но ко всему привыкаешь и расслабляешься.

Чем здесь занимаются люди я так и не увидела. Людей мы здесь видели мало. В воскресенье все, выряженные в белые одежды, возвращались из церквей, а в понедельник школьники, одетые в пеструю форму (белый верх и розовый или ярко-зеленый низ), шли в школы.

Чумазые дети все так же бегали по банановым зарослям, а женщины тупо лежали на полу своих жилищ. Здесь мужчины ходят в юбках-парео чем-то напоминающих длинные фартуки наших официантов.

И ещё из интересного. Здесь, женщины не пользуются стиральными машинами, все вручную. И если учесть, что в семье 5-6 детей, начинаешь понимать, почему они такие чумазые. Но если стирка удалась, то белье развешено по радуге, в смысле с учетом цвета, тонов и полутонов, со всеми правилами перехода из цвета в цвет. Видать это разновидность мазохизма такая, сначала постирай, а потом развесь. А может это такая любовь к своему острову. В отличие от Фиджи, здесь поразительная чистота, даже в самой глухой деревне.

дальше

Западное Самоа - Независимое государство в западной Полинезии. Занимает часть архипелага Самоа, включающую два сравнительно больших острова - Савайи и Уполу и шесть мелких островов - Аполима, Маноно, Нуусафеэ, Фануатапу, Намуа, Нуутеле, Нуулуа.

В административном отношении делится на 11 округов. На острове Уполу расположены округа Аинга-и-ле-таи, Аана, Нгаэ-нгаэмаунга (часть округа), Туамасанга, Атуа, Ваа-о-Фоноти, на острове Савайи - Ваисингано, Нгангаифомаунга, Нгаэнгаэмаунга (часть округа), Фаасалелеанга, Палаули, Сатупаитеа. Столица государства - г. Апиа (на острове Уполу).

Географические координаты Западного Самоа - 13 - 15°ю.ш. и 171 - 173° з. д. Площадь - 2823 кв. км, из них 1709 кв. км приходится на Савайи и 1114 кв. км - на Уполу (вместе с мелкими островами). Население, по данным на середину 1964 г - 122 тыс. человек.

Савайи, Уполу и Аполима - возвышенные острова вулканического происхождения. Они представляют собой вершины подводного горного хребта. На Савайи высшая точка - гора Маунга-Сили (1857 м), на Уполу наиболее высокая вершина (Вааифету) достигает 1100 м. На Савайи имеются вулканы, причем последние извержения двух из них произошли в начале XX в. Горы занимают большую часть островов, и лишь береговые полосы равнинны. Острова окружены коралловыми рифами.

Климат Западного Самоа - экваториального типа, сравнительно жаркий и влажный. Наиболее высокая средняя месячная температура - в марте (27°), наиболее низкая - в июле (25°). Амплитуда колебаний температуры не превышает 18°. Дождливый сезон длится с ноября - декабря по апрель. В это время преобладают северные и особенно западные ветры и нередки ураганы. Более благоприятен в климатическом отношении период с мая по октябрь, когда дуют юго-восточные пассатные ветры, умеряющие жару. Количество осадков значительно. В Апиа в среднем за год выпадает свыше 2800 мм дождя, на севере острова Савайи - более 3000 мм. Часто случаются ливни.

Реки на островах коротки и имеют крутое падение.

На Западном Самоа распространены красноземные почвы. Наиболее плодородны покрытые слоем аллювия участки, большая часть которых расположена на острове Уполу. Савайи, где значительная часть поверхности занята застывшими лавовыми потоками, обладает более скудными почвами. Внутренняя, горная часть островов покрыта богатой субтропической и тропической растительностью (растут разные виды бамбука, пандануса и т. д.). Особенно ценны встречающиеся на Савайи породы, дающие твердую древесину. Однако на том же Савайи обширные участки лавовых потоков почти лишены растительности.

Западное Самоа - экономически слаборазвитая страна. Решающую роль в экономике играет сельское хозяйство. Основная его отрасль - земледелие. Главные продовольственные культуры - кокосовая пальма, таро, тааму (гигантское таро), ямс, банан, хлебное дерево, папайя, манго, ананас, авокадо, цитрусовые. Кокосовая пальма и банан, а также бобы какао являются важнейшими товарными культурами. В связи с потребностями внешнего рынка производство товарных культур сильно колеблется. Прежде довольно важное значение имела продукция каучука, однако в настоящее время в связи с колебаниями цен на мировом рынке производство этого вида сырья прекращено. В небольшом количестве на островах выращивается кофейное дерево. Большая часть всей товарной продукции производится в мелких хозяйствах; на плантациях выращиваются главным образом бобы какао.

Животноводство имеет в стране лишь подсобное значение. Крупный рогатый скот пасется на участках, занятых кокосовыми пальмами, освобождая островитян от весьма трудоемкой работы - ручной прополки. Животноводство имеет в основном мясное направление, молочное хозяйство развито слабо. Помимо крупного рогатого скота (около 16 тыс. голов в 1962 г.) разводят также лошадей, свиней, домашнюю птицу. Роль рыболовства в настоящее время довольно скромна, раньше же (в середине XIX в.) оно было одной из важнейших отраслей хозяйства.

Промышленность в Западном Самоа развита незначительно и представлена преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья и лесозаготовкой. Имеются две лесопилки. Работали также предприятия по сушке кокосовых орехов и бананов, но затем вследствие конкуренции со стороны других стран, производящих подобную продукцию, эти производства были свернуты. Энергосиловое хозяйство страны состоит из нескольких небольших электростанций. В деревнях значительное развитие получили разные ремесла.

Западное Самоа сравнительно хорошо связано пароходными и воздушными рейсами с Новой Зеландией, отдельными островами Океании и некоторыми другими странами. С помощью катеров поддерживается регулярное сообщение между различными пунктами главных островов. Железных дорог на островах нет. Сравнительно развитой дорожной сетью обладает Уполу. На Савайи дорог немного.

Три основные статьи экспорта Западного Самоа - копра, какао и бананы. От года к году удельный вес каждого из этих продуктов в вывозе заметно варьирует. В небольшом количестве экспортируется также кофе. Экспорт идет главным образом в Новую Зеландию (бананы вывозятся исключительно в эту страну) и Великобританию. Среди стран-импортеров первое место занимает Новая Зеландия, далее следуют Австралия, Великобритания, США.

Археологические раскопки, произведенные в Западном Самоа, показывают, что человек обитал на островах уже 3 тыс. лет назад, однако об этих ранних обитателях мало что известно. В отличие от большинства других полинезийцев самоанцы считают себя автохтонами, что, вероятно, свидетельствует об их раннем появлении на своем архипелаге (сравнительно с прибытием других полинезийцев на острова их современного обитания). Самоанцы совершали неоднократные странствования в разные районы океанийского мира. Население некоторых полинезийских островов и островных групп (Токелау, Эллис, Футуна, Ниуэ и др.) своим происхождением полностью или частично обязано именно этим ранним самоанским мореплавателям. В свою очередь полинезийцы с других островов иногда проникали на Самоа. Так, в XIII в. на Самоа вторглись тонганцы. Сперва они проникли на Савайи, затем - на Уполу, но долго удержаться на Самоа не смогли. Пытались подчинить Самоа и фиджийские вожди. Им удалось утвердиться в восточной части архипелага. Некоторое время фиджийцы даже собирали дань со всего Самоа.

К концу XVIII - началу XIX в. самоанское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя, занимая по уровню своего общественного развития среднее положение между гавайцами, таитянами, тонганцами, с одной стороны, и токелауанцами, ниуэанцами и прочими полинезийцами - с другой.

Основной ячейкой самоанского общества была «аинга» - большая («расширенная») семья, нередко включавшая в свой состав помимо ближайших родственников по мужской линии также отдельных родичей по женской линии и принятых со стороны усыновленных членов. Глава такой семьи - «матаи» избирался ее членами и пользовался довольно большой властью: распоряжался землей всей группы и продукцией, получаемой с этой земли, следил за поддержанием порядка в большой семье, давал трудовые задания ее членам. Несколько десятков подобных семей составляли деревню, возглавляемую советом («фоно») и вождем. В совете заседали матаи. Глава деревни избирался, однако наиболее предпочтительным кандидатом на этот пост считался сын умершего вождя, что в большинстве случаев превращало должность в наследственную. Наряду с вождями очень большую, нередко большую, чем сами вожди, власть имели так называемые вожди-ораторы. Деревни объединялись в более крупные территориальные объединения - округа. На Уполу было три таких округа: Аана - на западе, Туамасанга - в центре и Атуа - на востоке. Однако и эти округа в свою очередь образовывали еще более крупные политико-территориальные группировки. Фактически на всем архипелаге (за исключением островов Мануа, которые были политически обособлены) господствовали две соперничавшие группировки: Тумуа, возглавляемая семьей Тупуа, и Пуле, в которой важнейшую роль играла семья Малиэтоа. Первая группировка пользовалась влиянием в Аана и Атуа, вторая - в Туамасанга, а также на Савайи и Маноно. Отметим, что многие черты этой архаической социальной организации сохранились вплоть до настоящего времени. Так, большая семья и деревня по-прежнему играют роль основных ячеек самоанского общества.

С западной частью архипелага Самоа европейцы впервые познакомились в 1768 г., во время плавания французского мореплавателя Бугенвиля. Уже в начале XIX в. на островах начали селиться отдельные европейские и американские авантюристы. Первыми поселенцами были дезертиры с военных судов, беглые каторжники из Австралии и с Норфолка, а также китоловы и торговцы из США (Новой Англии), Европы и Австралии. Нередко эти поселенцы добивались весьма влиятельного положения в самоанском обществе и пользовались особым расположением вождей. Вожди ценили европейцев как военных советников, которые могли обучить аборигенов обращению с огнестрельным оружием.

В те годы Самоа уже вступило в полосу междоусобиц. В начале XIX в. наиболее видное положение занимала семья Тупуа. Однако вскоре семья Малиэтоа вступила в борьбу с господствующей группировкой. С конца 20-х - начала 30-х годов XIX столетия на Самоа начали проникать и миссионеры. Вкупе с другими эмиссарами колонизаторов они постепенно начали все более подчинять своему влиянию местную родовую верхушку. В 1839 г. английские и американские военные моряки навязали самоанским вождям первые неравноправные соглашения, дававшие определенные привилегии иностранным торговцам. С той поры началась настоящая экономическая экспансия европейцев на Самоа. В развернувшейся на архипелаге торговле участвовали и миссионеры.

Борьба между конкурирующими самоанскими вождями, которая началась еще до прихода европейцев, сильно обострилась. К 1830 г. наибольшего успеха достиг в этой борьбе верховный вождь Савайи и центрального Уполу - Малиэтоа Ваиинупо, который был объявлен верховным вождем всего Самоа. Таким образом, до 1841 г., когда этот верховный вождь (или «король», как его не совсем правильно называли европейцы) умер, Самоа представляло в политическом отношении единое целое. В середине XIX в. три державы Европы и Америки - Великобритания, Германия (точнее, город Гамбург) и США - уже имели на Самоа своих постоянных представителей. Английский миссионер Притчард вынашивал идею об установлении британского протектората над Самоа, но его затея провалилась. Европейские и американские поселенцы в основном были сосредоточены вокруг населенного пункта Апиа. Здесь образовался своеобразный форпост колониального проникновения на Самоа, и фактически вся власть в районе этого поселения уже тогда принадлежала европейцам. С каждым годом поведение колонизаторов становилось все более наглым. Пользуясь полным неведением аборигенов в деле коммерческих операций, европейские поселенцы за бесценок скупали у них землю. С начала 60-х годов по 1889 г. в руки колонистов попали крупные участки самоанской земли. Земля самоанцев отчуждалась и позднее. На захваченных участках организовывались плантации. Особенно много их было создано немцами.

С конца 50-х годов Великобритания, США и Германия стали все активнее вмешиваться в междоусобную борьбу местных вождей. В результате эта борьба начала тесно переплетаться с соперничеством между державами и становилась все ожесточеннее. Она продолжалась с 1841 по 1872 г. и временами принимала форму ожесточенных сражений между двумя соперничавшими группировками. В ходе междоусобицы Великобритания не брезговала и прямым военным вмешательством во внутренние дела самоанцев. Не остались безучастными в этой борьбе также США и Германия.

В 1873 г. на короткий период Самоа вновь стало единым целым. «Королем» был провозглашен Малиэтоа Лаупепа, однако он был марионеткой в руках колониальных держав (прежде всего Великобритании).

Через некоторое время в стране с еще большей силой вспыхнула борьба, подогреваемая колониальными державами. В 1877 - 1879 гг. соперничавшие государства одно за другим добились исключительных прав на пользование гаванями в архипелаге Самоа. Этим было как бы предопределено будущее расчленение самоанского государства. В 1879 г. по договору, навязанному Великобританией самоанцам, суверенитет над Апиа и прилегающим к нему районом фактически был передан в руки колонизаторов.

Соперничество между Великобританией и США, с одной стороны, и Германией - с другой, достигало все большей остроты. Первые поддерживали одного из соправителей (Малиэтоа Лаупепу), Германия - другого (Тамасесе Тупуа). Немцам удалось устранить Лаупепу: он был выслан сначала на Маршалловы острова, затем - в Камерун. Однако в поддержку изгнанного выступил другой влиятельный вождь - Матаафа, придерживавшийся в то время англо-американской ориентации (позже он переметнулся на сторону Германии). Грозовые тучи военного столкновения между державами неуклонно надвигались. Лишь чистая случайность - разыгравшийся в марте 1889 г. ураган, выведший из строя стоявшие наготове у самоанского побережья военные корабли соперников, - предотвратила возникновение крупного военного конфликта. Это непредвиденное обстоятельство заставило колонизаторов пойти на взаимные уступки: было заключено соглашение, по которому Самоа было объявлено «независимым королевством», а фактически поставлено под объединенный контроль трех держав. Соглашение это просуществовало лишь десять лет и в 1899 г. было заменено после новой вспышки борьбы другим, которое не только фактически, но и формально ликвидировало независимость Самоа. Без особых церемоний колонизаторы распорядились судьбой самоанского народа: западная часть страны была передана Германии, восточная - США.

Самоанцы не пожелали мириться с потерей независимости и развернули героическую, неравную борьбу с захватчиками. Уже в 1901 г. германские колонизаторы были поставлены перед угрозой восстания на Савайи. В 1905 - 1906 гг. еще функционировавшие советы самоанских вождей и вождей-ораторов проявили в отношении немецких властей открытое неповиновение. В 1908 г. последовало вооруженное выступление самоанского народа, которое было потоплено в крови германскими войсками.

В 1914 г., в самом начале первой мировой войны, Западное Самоа было занято без сопротивления новозеландскими вооруженными силами, а в 1920 г. Новая Зеландия получила мандат на управление бывшей германской колонией.

В период войны самоанцы надеялись, что ликвидация германского владычества обеспечит им по меньшей мере самоуправление. Однако вскоре после того, как в управление страной вступила Новая Зеландия, им пришлось горько разочароваться и убедиться, что мандат означал лишь смену вывески: колониальный режим фактически остался незыблемым. Возмущение самоанского народа достигло своего предела, и с 1927 г. по всей стране развернулось мощное национально-освободительное движение, которое возглавила патриотическая организация May. Был выдвинут лозунг «Самоа - для самоанцев». Участники движения требовали ухода новозеландцев из Самоа. Методом борьбы было избрано гражданское неповиновение: самоанцы отказывались от участия в официальной политической жизни страны, запрещали своим детям посещать колониальные школы, избегали каких бы то ни было контактов с администрацией. Характерно, что движение было поддержано и частью европейцев, постоянно проживавших на островах.

Борьба принимала все более широкий размах, становилась все ожесточеннее. В 1928 г. обстановка так накалилась, что новозеландские власти предприняли попытку вступить в переговоры с руководителями движения. Однако сразу же выяснилось, что Новая Зеландия не желает идти на какие-либо существенные уступки. Увидев, что колониальные власти не собираются вести серьезных переговоров, самоанцы начали полностью бойкотировать новозеландскую администрацию, отказывались платить налоги.

В этих условиях колонизаторы решили запугать самоанский народ, подавить его волю к борьбе. В конце 1929 г. они организовали нападение полиции на демонстрантов, в результате которого 11 самоанцев были убиты. Кровавая провокация привела к началу вооруженной борьбы. Испугавшись широкого размаха, который приняло национально-освободительное движение, новозеландское правительство послало к берегам Самоа военный корабль. Началась расправа над участниками движения. Несмотря на многократное превосходство в силе, карателям не удалось поставить свободолюбивый народ на колени. Пришедшее к власти в 1935 г. лейбористское правительство Новой Зеландии, поняв, что одной силой оно не сможет «умиротворить» самоанцев, послало в страну «миссию доброй боли» и вступило в переговоры с руководителями May. В ходе переговоров новозеландские правители вынуждены были пойти на известные уступки. Так, они согласились расширить представительство самоанцев в совещательном органе при администраторе. Были удовлетворены и некоторые другие требования руководителей движения, дано согласие на переизбрание «фаипуле» (сохранившегося, но фактически не имевшего никакой власти сословного самоанского собрания). В новом «фаипуле» сторонники May получили подавляющее большинство мест.

Идя на некоторые уступки, новозеландские власти рассматривали их как тактический ход и не отказывались от мысли при более подходящих условиях вновь вернуться к старому курсу. Постепенно активизировали свою деятельность также местные проколониалистские силы. Например, были созданы «объединенная прогрессивная партия», поддерживавшая белых плантаторов, и «рабочая партия», выражавшая по преимуществу интересы зажиточных метисов. В такой обстановке, характеризовавшейся временным равновесием сил, началась вторая мировая война.

Вторая мировая война непосредственно не коснулась самоанской территории, однако военные действия на Тихом океане оказали определенное влияние на жизнь страны. Прежде всего в Западном Самоа были сосредоточены значительные американские и новозеландские вооруженные силы. Кроме того, в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в годы войны, темпы экономического развития страны ускорились. Многие малые семьи начали вести хозяйства самостоятельно с ориентацией на рынок. Несмотря на это, основную роль все же продолжало играть полунатуральное общинное хозяйство.

Победа в войне антифашистских сил, рост во всем мире сил демократии и социализма создали для национально-освободительной борьбы самоанского народа совершенно новые, исключительно благоприятные условия. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Организации Объединенных Наций требование о предоставлении всем бывшим мандатным территориям полной независимости. Колониальным державам удалось все же оттянуть время своего ухода из этих стран и навязать взамен системы мандатов новую систему опеки.

В 1946 г. Западное Самоа стало первой подопечной территорией Организации Объединенных Наций. Однако в роли администратора этой территории по-прежнему выступала Новая Зеландия. Самоанцы энергично протестовали против навязанной им опеки. Уже в 1946 - 1947 гг. в стране развернулось движение за предоставление стране самоуправления. В ООН была направлена соответствующая петиция.

Постепенно стало ясно, что опека - лишь ширма, прикрывающая колониальное господство. «Опекающая» страна - Новая Зеландия - совершенно не заботилась о развитии хозяйства и культуры на подопечной территории. Несмотря на то что земледелие являлось основой западносамоанской экономики, на развитие этой отрасли хозяйства новозеландские власти затратили, например, в 1953 г. лишь 0,82% всего бюджета. Интересно, что примерно такая же доля бюджета была затрачена на поддержание главного административного здания. Не желая по-прежнему жить в условиях колониального режима, самоанский народ начал шаг за шагом отвоевывать у колонизаторов отнятые у него когда-то права. В 1953 г. Новая Зеландия вынуждена была согласиться на созыв «конституционного совещания», которое состоялось в следующем году. С 1 октября 1959 г. Западное. Самоа получило внутреннее самоуправление. Был создан кабинет министров. Второе «конституционное совещание», созванное в 1960 г., выработало проект конституции. В конце мая 1961 г. под наблюдением ООН был проведен плебисцит, во время которого самоанцы большинством голосов высказались за независимость и выработанную конституцию.

Официальное провозглашение независимости состоялось 1 января 1962 г. Новая Зеландия была вынуждена формально уйти из Западного Самоа. Однако, пользуясь экономическими трудностями молодого, небольшого по населению и бедного ресурсами государства, новозеландское правительство навязало Западному Самоа пресловутый «договор о дружбе». Этот договор содержит ряд условий, фактически ограничивающих суверенитет страны. Так, Новая Зеландия, согласно договору, представляет новое государство за границей и в ООН. Еще больше ущемляет независимость Западного Самоа навязанная этой стране система «финансовой помощи». В Западном Самоа сохраняется большое число новозеландских советников, занимающих важнейшие посты в органах управления. По каналам системы «помощи» стремятся проникнуть в Западное Самоа и США.

Под влиянием Новой Зеландии, десятилетиями консервировавшей социально-экономическую отсталость Западного Самоа, государственное устройство этой страны пока еще далеко от подлинной демократии. Западносамоанское законодательное собрание, состоящее из 46 членов, избирается не всеобщим голосованием, а по двум куриям: 41 члена выбирают матаи, 5 делегатов - европейские поселенцы. Во главе государства, согласно конституции, поставлены два верховных вождя с пожизненной властью. После смерти обоих вождей высший пост в государстве предполагается сделать выборным, однако конституционное совещание рекомендовало, чтобы глава государства всегда избирался из числа членов четырех королевских семей - «тамаинга». Глава государства, согласно конституции, назначает премьер-министра, который должен пользоваться доверием законодательного собрания (в настоящее время премьер-министром является также один из представителей тамаинга). С помощью премьер-министра глава государства назначает из числа членов законодательного собрания восемь министров. Большая власть главы государства проявляется еще в том, что ни один закон не вступает в силу без его санкции.

Однако, несмотря на то что Западное Самоа не добилось еще полной политической и экономической самостоятельности, появление независимого полинезийского государства имело очень большое значение. Советский Союз был одной из первых стран, признавших Западное Самоа в качестве суверенного государства. Нет никакого сомнения, что со временем самоанский народ добьется полной и безоговорочной независимости и достигнет немалых успехов в деле прогресса своей родины.

Что же касается экономической структуры Западного Самоа, то она в послевоенный период не претерпела коренных изменений. Тем не менее ряд новых тенденций все же наметился. Прежде всего из состава больших семей выделяется все большее число малых семей, самостоятельно обрабатывающих землю (формально земля продолжает находиться в распоряжении матаи). В ряде случаев дело идет еще дальше, и некоторые самоанцы уже ведут хозяйство плантационного типа, иногда с использованием наемного труда. Неуклонно растет значение товарных культур.

Численность населения Западного Самоа перед началом европейской экспансии неизвестна. Сомнительны и данные, приводимые первыми европейскими мореплавателями, посетившими архипелаг. Например, французский путешественник Лаперуз определял в 1787 г. численность населения для всего Самоа в 80 тыс. человек. Меньше сомнений вызывают более поздние цифры. Так, в 1839 г. население территории, соответствующей теперешнему Западному Самоа, было определено в 47 тыс., в 1845 г. - 40 тыс., в 1849 г. - 32 тыс., в 1854 г. - 29 тыс., в 1881 г. - 28 тыс., в 1886 г. - 29 тыс.

С 1900 г. в Западном Самоа начали проводиться переписи, и данные о численности населения становятся более определенными (см. табл. 55).

Зза 1911 - 1921 гг. произошло значительное снижение численности населения. Это уменьшение было связано с начавшейся в конце 1918 г. довольно сильной эпидемией гриппа.

Основным фактором, влияющим на изменение численности населения страны, является естественное движение.

Средняя плотность населения страны - 43 человека на 1 кв. км. Как отмечалось выше, природные условия более благоприятны на Уполу, и густота населения на этом острове более чем в четыре раза превышает плотность на Савайи (соответственно 77 и 18 человек на 1 кв. км). На обоих островах подавляющая часть населения сосредоточена на побережье. Во внутренних районах островов расположено лишь 16 деревень. Наибольшая густота населения наблюдается в районе Апии и на северо-западном побережье Уполу. В агломерации Апии жило 18,2 тыс. человек, в 1961 г. - 21,7 тыс. По данным на 1961 г., эта агломерация состояла из 52 «сгустков населения» («population clusters») численностью от 23 до 1283 человек. Население Апии увеличивается как в результате естественного прироста, так и вследствие притяжения мигрантов из сельских районов Уполу и с острова Савайи.

Мужское население Западного Самоа превышает женское (соответственно 58 785 и 55 642, по данным переписи 1961 г.). Таким образом, в стране на каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Мужчины преобладают в большинстве возрастных групп. Женщин больше лишь в старших возрастных группах, а также в возрастном поясе от 25 до 34 лет. Последнее, по-видимому, связано с тем, что к этому возрастному интервалу принадлежит основная часть эмигрантов, а среди них преобладают мужчины.

По большим возрастным поясам население распределялось в 1961 г. следующим образом: лица до 14 лет составляли 50,2% населения, 15 - 59 лет - 45,5, старше 60 лет - 4,3%. Таким образом, удельный вес детских возрастов в населении Западного Самоа очень высок, старых - весьма низок.

В 1961 г. 24,4% населения страны было экономически активным. Среди мужчин доля экономически активных была несравненно выше, чем среди женщин (соответственно 42,9 и 4,9%). Согласно переписи 1961 г., 62,3% всего экономически активного населения было занято в «традиционном» деревенском земледелии, 6,2% - в плантационном земледелии, перевозке сельскохозяйственных продуктов и лесном хозяйстве, 7,7% - в торговле и финансово-кредитной системе. Рабочие и служащие составляли в 1956 г. Проводимые в Западном Самоа переписи включают вопрос об этнической принадлежности, однако по принципу этнической принадлежности учитываются лишь самоанцы, для остального же населения фактически фиксируется расовая принадлежность.

Образование в Западном Самоа не носит обязательного характера и в значительной степени еще находится в руках миссионеров. Так, в 1959 г. из 25 тыс. учащихся начальных школ 16 тыс. училось в государственных школах, 9 тыс. - в школах миссионерских. Что же касается школ второй ступени и технических школ, то в учебных заведениях этого типа, контролируемых миссионерами, училось вдвое больше лиц, чем в соответствующих государственных школах. Довольно значительная по численности группа населения продолжает оставаться неграмотной. В 1951 г. неграмотных среди аборигенов старше 15 лет было 14,4% (среди мужчин - 23,1, среди женщин - 5,9%). Образовательный уровень западно-самоанского населения невысок.

Быстрому этническому сплочению самоанцев способствовали единство языка, культуры, тесные хозяйственные связи между отдельными группами населения страны. Уровень этнической консолидации самоанцев довольно высок, и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что самоанцы представляют собой единый народ, говорящий на едином языке.

Самоанцы, как уже указывалось, говорят на одном из западно-полинезийских языков. Письменность на этом языке была создана еще в 1834 г. Самоанский народ отличается высоким этническим самосознанием. Самоанцы гордятся своей самобытной культурой. Они охотно переняли многие элементы европейской культуры, но в то же время сохранили и все те свои культурные достижения и традиции, которые казались им ценными. В настоящее время самоанский народ показывает большую этническую стойкость, ассимиляторские попытки новозеландских властей в период «опеки» ни к чему не привели. Численность самоанцев неуклонно увеличивается. В 1929/30 г. их насчитывалось 41 тыс., в 1940 г. - 57 тыс., в 1943 г. - 61 тыс., в 1947 г. - 66 тыс., в 1951 г. - 80 тыс., в 1953 г. - 86 тыс., в 1954 г. - 89 тыс., в 1957 г. - 95 тыс., в 1961 г. - 101 тыс.

По языку и культуре к «чистым» самоанцам близки метисы, составляющие несколько более десятой части аборигенного населения страны. Подавляющее большинство метисов - евро-самоанцы, но есть среди них и потомки смешанных браков самоанок с китайцами. Практически все метисы хорошо знают самоанский язык, некоторые же из них говорят только по-самоански. В период существования колониального режима новозеландские власти приложили немало усилий к тому, чтобы оторвать метисов (которых они называли «евронезийцами») от остальной части аборигенного населения, воспитать у них чувство преклонения перед всем европейским, создать из них привилегированную прослойку, которая служила бы опорой для колонизаторов.

Так, для большой группы метисов в западной части Уполу было даже создано специальное поселение - Алеиса. Поселение пользовалось известным самоуправлением, во главе его стояли мэр и совет. Благодаря различным льготам оно уже через короткий срок стало выделяться среди остальных деревень Западного Самоа своей зажиточностью. Кроме того, власти установили специальный статус «европейца», который могли получить и все желающие «евронезийцы». Характерно, что очень многие метисы не захотели воспользоваться этим правом, хотя статус и давал известные привилегии. Так, по данным переписи 1956 г., насчитывалось 7900 метисов,

662 европейца и 149 прочих неокеанийцев (они также получили право на статус «европейца»); из всех этих лиц европейский статус приняли лишь 5494 человека. Тяготению метисов к самоанцам безусловно способствует и то, что среди части европейцев распространено расистское пренебрежение по отношению к метисам. Например, браки между европейцами и метисами заключаются значительно реже, чем между метисами и самоанцами. Создание независимого самоанского государства создает благоприятные предпосылки для еще большего сближения метисов с остальным аборигенным населением. Согласно конституции, метисы являются самоанскими гражданами и имеют те же права и обязанности, что и другие аборигены. Большая часть метисов сосредоточена в районе Апии. Смешанное население имеется также на крайнем востоке Уполу (в Алеипата) и на Савайи.

Выше уже говорилось о значительной эмиграции из Западного Самоа в Новую Зеландию. В результате этой миграции в Новой Зеландии образовалась значительная группа самоанцев (в 1961 г. вместе с метисами - 6 тыс.). Большинство их сосредоточено в Окленде. Новозеландские самоанцы заняты преимущественно в промышленности, многие из них работают и на транспорте. Самоанские эмигранты обычно поддерживают тесные связи с родственниками на Самоа.

По данным последней переписи, в Западном Самоа было свыше 500 «прочих океанийцев». Более половины этой группы (около 300 человек) образуют токелауанцы. Остальные 200 океанийцев - выходцы с других островов Полинезии (ниуэанцы, тонганцы, эллисцы, увеанцы), микронезийцы (гилбертцы), меланезийцы (аборигены Соломоновых островов, фиджийцы). Скорость ассимиляции различных океанийских групп неодинакова. Так, полинезийцы ассимилируются быстрее, чем меланезийцы. Особенно быстро растворяются среди самоанского населения токелауанцы. Менее всего подвержены процессу ассимиляции группы, образовавшие компактные поселения. Такие поселения имеются в пределах городской агломерации Апии и поблизости от нее. Это Ааи-о-Фити (фиджийское поселение), Соломона-фоу, Ниуэ, Элисе-фоу. Поблизости от Апии живет небольшая группа увеанцев. Согласно новому закону о гражданстве, статус самоанских граждан получили все полинезийцы-неаборигены, а также меланезийцы и микронезийцы. Это несомненно еще более ускорит процесс ассимиляции мелких океанийских групп близкими им по культуре самоанцами.

«Чистых» европейцев в Западном Самоа сравнительно немного. К моменту провозглашения независимости это была наиболее влиятельная группа населения в стране. Она занимала ведущие позиции в управленческом аппарате страны и в системе западносамоанской торговли. В руках европейцев находилось подавляющее большинство высших административных постов. Европейцами были миссионеры, высококвалифицированные технические специалисты, старший медперсонал, часть учителей. Они жили главным образом вокруг Апии. На Савайи европейцев немного. Среди лиц европейского происхождения наиболее многочисленны англо-новозеландцы. Значительно уступают им по численности англо-австралийцы, американцы, англичане. Совсем небольшие группы образуют немцы (немцев прежде было довольно много, но после первой мировой войны большая часть их была репатриирована), французы (в первую очередь католические миссионеры) и представители других народов. До последнего времени к европейцам примыкали лица смешанного происхождения, имевшие «европейский» статус. Как правило, это была наиболее обеспеченная часть метисов. Она вела европейский образ жизни, старалась во всем подражать европейцам. Именно эта группа являлась проводником новозеландского влияния в стране. В настоящее время, когда все население смешанного происхождения уравнено в правовом отношении с остальными самоанцами, можно ожидать постепенного размывания этой «европеизировавшейся» группы метисов.

Кроме океанийцев и европейцев в стране имеется маленькая группа лиц азиатского происхождения. Это в первую очередь китайцы, японцы и индийцы (с Фиджи). В настоящее время китайцев менее сотни. Некогда их было гораздо больше. Так, в 1914 г. численность китайского населения достигала 3,1 тыс. человек. В 1948 г. все китайцы, за исключением лиц, связанных брачными узами с самоанками были репатриированы. Среди оставшихся китайцев много торговцев.

Из сказанного выше можно ориентировочно определить этнический состав населения Западного Самоа.

Прозелитическая деятельность христианских миссионеров в Самоа уже в середине XIX в. привела к тому, что традиционные верования были почти полностью вытеснены новой религией. В настоящее время около четырех пятых населения страны - протестанты, остальные - в подавляющем большинстве католики. Среди протестантов многочисленны последователи Лондонского миссионерского общества (западносамоанское отделение этого общества получило автономию и было переименовано в конгрегациональную христианскую церковь Западного Самоа); их насчитывалось в 1961 г. 61 тыс. человек (53,5% всего населения). Немало также методистов (16%) и мормонов (6,3%). Католиков - -25 тыс. человек (21,6% населения). Особенно высок удельный вес католиков среди метисов.
читайте так-же