Монумент героям волжской военной флотилии. Монумент героям волжской военной флотилии Назад в настоящее

milutkin ^ Уголки Нижнего. Нижний базар. ч. I . Улица Рождественская

Сегодня хочется рассказать о средней, обновленной части улицы Рождественская, сохранившей купеческий колорит Нижнего Новгорода. Кроме того, несмотря на то, что Рождественская не является центральной улицей, на ней немало прекрасных ресторанчиков и кафешек, которые скрашивают жизнь нижегородцев и туристов.

Заселение берега Оки на месте современной Рождественской улицы началось буквально с момента основания города. Застройка продвигалась достаточно медленно. Известно документально, что уже в XIV веке эта территория входила в границу деревоземляных укреплений, известных под названием Малого Острога. Граница их проходила по линии современной Сергиевской улицы

Но если быть совсем точным, это не была улица в современном понимании этого слова, а узкая извилистая тропинка, протянувшаяся от Зеленского съезда до современного переулка Вахитова. От торговых рядов, располагавшихся под кремлёвским холмом, эта «тропинка» получила название «Зарядье».

XVII век — особый период в истории Нижнего Новгорода. В это время он стал особенно бурно экономически развиваться. И в начале «бунташного» столетия улица стала называться Космодемьянской по стоявшей в центре Нижнего посада церкви Козьмы и Демьяна (сейчас это площадь Маркина, а точнее — место здания «Нижновэнерго»).


Но уже после возведения в 1653 году купцом-промышленником Семёном Задориным каменного Рождественского храма её стали именовать Рождественской. Эта церковь сильно пострадала от очередного пожара, и другой гость, Григорий Дмитриевич Строганов, в 1719 году построил рядом оригинальное в архитектурном отношении здание , которое существует и сегодня.

Сначала застройка Нижнего посада велась хаотично, отдельными группами строений. Но в 1770 году был составлен первый регулярный план Нижнего Новгорода, и в последующей его доработке 1787 года Рождественская улица была определена в прямых линиях. А в начале XIX века, согласно распоряжению инженера А. А. Бетанкура во избежание пожаров эту часть города решено застраивать исключительно каменными зданиями, причём в ходе реализации этого решения улица была, по возможности, выпрямлена за счёт сноса некоторых ветхих строений.

Фамилия знаменитого строителя Нижегородской Ярмарки, конечно, неслучайна. Рождественская улица с 1816 года стала тесно связанной с ярмарочной торговлей. Богатое нижегородское купечество строит на Рождественской гостиницы, доходные дома, банки — постройки каменные, добротные с дорогими лепными украшениями, являвшимися как бы визитными карточками своих хозяев, их высокого социального положения и достатка.

Особенно значительное переустройство улица претерпела в 1835—1839 годах, когда в середине её на месте дома известного купца Софронова была создана Софроновская площадь, ставшая общественно-деловым центром Нижнего базара (современная площадь Маркина). На выходе улицы к Окскому плашкоутному мосту были снесены склады и разбита Алексеевская площадь, названная по стоявшей здесь шатровой часовне во имя Митрополита Алексия (сейчас — Благовещенская пл., названная по соседнему Благовещенскому монастырю).

Во многом изменила облик города Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года. Центральные улицы (и Рождественская в то числе) осветились дуговыми электрическими фонарями, асфальтировались тротуары и дороги, в районе площади Народного Единства и Похвалинского съезда заработали фуникулёры. Напротив плашкоутного моста появилась электростанция, обеспечивавшая город электричеством. Большим событием для Нижнего стало открытие 21 июня 1896 года трамвайного движения. Линия протяжённостью 3,5 версты проходила от Скобы до моста, связывая между собой оба фуникулёра. К открытию выставки на Рождественской улице были построены дом купцов братьев Блиновых («Блиновский пассаж») и биржа. Оба здания украшают современную площадь Маркина.

Таким образом, улица играла роль делового центра города. Здесь стояло шесть храмов. Перечислим их, начиная от Кремля:


  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи (точнее, архитектурный ансамбль, состоящий из храма и двух часовен: «Спасской» (у алтаря церкви) и «Царской» (слева от паперти храма)). Сохранилась


  • Церковь Николая Мир Ликийского Чудотворца «на Торгу» (стояла на месте совр. ТЦ «Муравей»). Уничтожена.


  • Церковь Живоначальной Троицы (пер. Вахитова). Уничтожена.


  • 2 церкви св. бессребреников Козьмы и Дамиана: старая и новая (совр. пл. Маркина). Обе разрушены.


  • Церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы (Строгановская) . Сохранилась.

Улица Рождественская (в советское время: Кооперативная, имени Маяковского, народн.: Маяковка) — вторая по значимости улица города после Покровки , место сосредоточия ресторанов баров и ночной жизни Нижнего Новгорода , вместе с прилегающей полощадью Маркина и Нижневолжской набережной

Одновременно это одна из самых старых улиц города, сохранившая купеческий колорит и "меркантильный дух" центра деловой и торговой части Нижнего.

Не зря район, прилегающий к берегу Оки и Волги , называли Нижним Базаром . Банки, конторы пароходств, магазины, гостиные дворы, рестораны, особняки — и рядом, под Ивановской башней Кремля , знаменитая по рассказам Максима Горького "миллиошка" — район обитания голытьбы, "городское дно".

Эпохи и стили смешались в бывшем торговом и финансовом центре Нижнего. Столичные вкусы, принесённые выставкой 1896 года, щедро наделили купеческие особняки эркерами и куполами, вызывая зависть соседей и и восхищение заезжих гостей.

Концепция благоустройства улицы Рождественской предусматривает разделение ее на две зоны: пешеходную и транспортную. По территории вдоль домов четной нумерации до трамвайной линии организовано движение пешеходов. Благодаря тому, что вторая линия трамвайного пути была разобрана, удалось расширить проезжую часть вдоль домов с нечетной нумерацией. Таким образом, выделилась зона для парковки. Движение трамваев будет реверсивным и по одному пути. Вдоль всей улицы были установлены красивые светильники, лавочки, урны и цветники.

Не остались без внимания и дома, расположенные вдоль старинной улицы. Было принято решение отремонтировать все фасады и оборудовать каждое здание уникальной подсветкой, чтобы памятники архитектуры предстали перед нижегородцами во всей красе.

На обновление дорожного полотна и замену колодезных люков из городского бюджета была выделена сумма в 39 млн. рублей. Капитальный ремонт дорог выполнялся с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона, имеющего высочайшую устойчивость к разрушениям и долговечность. Старые люки смотровых колодцев заменены на «плавающие», которые весят намного меньше своих предшественников, имеют прочный каркас и могут легко регулироваться по высоте.

На улице разместили две скульптурные композиции. В частности, одна из них - памятная плита - находится на месте бывшего кладбища Троицкой церкви в память о найденных захоронениях жителей Нижегородского посада.

Другая скульптура, выполненная в виде чугунных башмаков и мешка соли, посвящена жадности нижегородских купцов, напоминая о деятельности купца Федора Блинова. Она стоит на месте бывшей Соляной конторы.

2 ноября 2012 года глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, губернатор Валерием Шанцев и глава администрации Олег Кондрашов приняли участие в торжественном открытии отреставрированного участка ул. Рождественская.
Реконструкцию всей улицы Рождественской планируется полностью завершить в ближайшие несколько лет.

Блиновский пассаж

Комплекс, который принято называть Блиновским пассажем, строился как крупнейший доходный дом по проекту петербургского архитектора А. К. Бруни и закончен был в 1879 году. Название свое этот дом, выполненный в неорусском стиле, получил по имени владельцев - богатейших нижегородских купцов-промышленников братьев Блиновых, разбогатевших главным образом на торговле хлебом, а также перевозке и продаже соли.

Из всех домов на Рождественской улице - этот был самым многофункциональным и густозаселенным. Разнообразные конторы, магазины, гостиницы, склады размещались когда-то в основном корпусе, выходящем главным фасадом на Рождественскую, и в “дворовых” частях дома. Весь первый этаж занимали дорогие магазины с отдельными входами. В магазины второго этажа можно было попасть по внутренним лестницам. При взгляде на здание с бывшей Сафроновской площади (ныне пл. Маркина) видно, что с левой стороны пятиэтажного корпуса пристроен торец блока, в котором располагались гостиницы, “биржевые номера”. В центральной части на этом уровне был ресторан Пермякова, знаменитый тем, что в нем отмечали отъезд Максима Горького в ссылку.


В правом объеме находился первый в Поволжье телеграф и контора нефтяных магазинов братьев Нобилей. До 1896 года в этом доме располагалась биржа. На первом этаже находился пассаж, давший название всему дому.
В советские годы в доме по прежнему располагались почта, телеграф, магазины, потом разместился ещё и суд. И собственно в наше время так же мало что изменилось - в здании присутствуют и магазины, и рестораны, и различные офисы. Поэтому можно сказать, что задумка братьев Блиновых полностью себя оправдала, хоть теперь и без их капитала…

Пассаж был выстроен в 1876-1878 годы архитектором Р.Я. Килевейном по проекту петербургского архитектора А.К. Бруни. По заказу Блиновых, он представлял собой огромный четырехэтажный корпус пассажа, декоративно-художественное убранство которого стилизовалось под «Древнюю Русь» с использованием ширинок, штучного набора, машикулей в мансардном этаже и т.д. Современники в 80-х годах XIX века отмечали, что при строительстве пассажа «были претензии на изящество… высота громадная, стекла зеркальные», но за всем этим скрывались «рогожные кули, бочки с керосином и бакалейным товаром».

Блиновский пассаж некоторые специалисты считают специфическим доходным домом. В отличие от доходных домов начала XIX века он включал преимущественно торгово-деловые помещения. Центральный объем занимал ресторан, магазины с конторами, банки, на верхнем этаже располагалось доходное жилье. В левом объеме размещалась гостиница, в правом - телеграф.

Периметр дворов составляли двухэтажные лавки с конторами. Главный центральный вход вел в пассаж, который входил в систему дворовых построек и использовался под торговые помещения и биржу.

В 1864 году Нижний Новгород посетил наследник престола Николай Александрович, который удостоил визитом лично Блиновых и их предприятие на Софроновской площади. В честь этого события Блиновы выделили 25 тысяч рублей на устройство общественного банка, который назвали Николаевским. Братья Блиновы вносили крупные суммы в первоначальный капитал банка, финансируя приюты, богадельни, лечебницы, гимназии, училища, библиотеки, на содержание которых банк ежегодно отчислял значительные финансовые средства. Банк также предоставлял деньги на городское хозяйство, в том числе на устройство водопровода, канализации, электричества, телефонной сети, а также выделял средства на стипендии, пособия погорельцам.

В пассаже Блиновых среди прочих работала главная контора акционерного Нижегородско-Самарского земельного банка, открытого в Нижнем Новгороде в 1872 году. Банк обеспечивал возросшую в конце XIX века потребность в ипотеке, совершая свои финансовые операции по всей восточной России. В Блиновском пассаже также размещалась контора Нижегородского почтово-телеграфного округа, который был открыт 1 октября 1886 года первым в Поволжье. Кстати, Блиновы одни из первых в Нижнем завели телефон. Всего же в 1885 году в городе было не больше 50 номеров.

Доходный дом Н. А. Бугрова.

Поистине прекрасным украшением города является доходный дом Николая Александровича Бугрова, обозначенный под № 27 по улице Рождественской. История его постройки тесно связана с подготовкой к проведению в Нижнем Новгороде в 1896 году XVI Всероссийской торгово-промышленной выставки. Приуроченные к этому грандиозному событию крупные градостроительные преобразования напрямую затронули район так называемого Нижнего базара, фактического делового центра города. На Нижне-Волжской набережной и Рождественской улице отстроились помпезные особняки, магазины и здания банков. У многих старых домов появились новые фасады с пышными эклектичными элементами декоративно-художественного убранства.

С середины XIX века место постройки этого дома принадлежало видному купеческому семейству Бугровых, выкупившему его у предпринимателей Пятовых. Бугровы вели здесь активное каменное строительство. Согласно оценочной ведомости недвижимого имущества Рождественской части Нижнего Новгорода (1874 г.), Александру Петровичу Бугрову принадлежало два смежных домовладения, выходивших как на Рождественскую улицу, так и на Нижне-Волжскую набережную. Первое представляло собой трехэтажный каменный дом и одноэтажный каменный флигель. Второе, угловое, домовладение состояло из трехэтажного каменного дома, двух каменных флигелей в три и два этажа, а также каменных и деревянных служебных построек. Эти постройки использовались как торговые и конторские, сдавались по контрактам и приносили владельцам солидную прибыль. Так, например, первое домовладение давало семейству Бугровым не плохой годовой доход до 945 рублей.

Всё бы хорошо, но последнего представителя знаменитой купеческой династии Николая Александровича, крупнейшего нижегородского промышленника, финансиста, мецената и благотворителя, не устраивал «скромный» облик унаследованных им от отца домов на Рождественской. Для разработки проекта парадного здания был приглашен знаменитый столичный архитектор, академик Владимир Петрович Цейдлер (1857 - 1914), прибывший в качестве главного производителя работ на Выставке, автор проектов многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и Анапе.

Дом изначально задумывался как доходный: с магазинами по первому этажу, а главное с конторой Нижегородского отделения Волжско-Камского коммерческого банка на втором, о чем свидетельствуют соответствующие надписи на фасаде, сохранившиеся на проектных чертежах (название банка, имена владельцев магазинов и торговых фирм). Известно, что к этому времени Н. А. Бугров уже много лет являлся постоянным клиентом и влиятельным членом учетно-ссудного комитета этого банка.

Выбор банка не был случайным. Пожалуй, самый известный в дореволюционной России банк был основан в Санкт-Петербурге Василием Александровичем Кокоревым - человеком поистине ярким, самобытным и удивительным. Кокорев происходил из мещан - старообрядцев маленького глухого городка Солигалич Костромской губернии. Одна вера с основателем учреждения, а Бугров, как известно, был старообрядцем, несомненно, вносила определённую симпатию в отношении нижегородского предпринимателя к данному учреждению. Но главным, очевидно, было другое. Волжско-Камский банк был одним из крупнейших в дореволюционной России, поговаривали, что на него перешёл успех основателя.

Из бедного мещанина Кокорев сумел превратиться в одного из самых богатых, влиятельных и известных людей России. Его кандидатура рассматривалась на пост министра финансов империи. Он являлся инициатором и организатором строительства первого в мире нефтеперерабатывающего завода около Баку. Был соучредителем таких известных фирм, как Русское общество пароходства и торговли, пароходства «Кавказ и Меркурий», общества Волжско-Донской железной дороги и др. Занимался развитием золотого промысла, налаживал торговлю между Россией и Персией, участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости, прилагая массу усилий для ускорения этого события. Большую известность Кокорев приобрёл как меценат и благотворитель. Примерно за два десятилетия до Третьякова, Василий Александрович не только открыл первую выставочную галерею молодых художников, но и систематически поддерживал и развивал появлявшиеся в поле его зрения таланты. Заложил основу для изучения национального искусства.

Очередное своё детище, Волго-Камский банк, Кокарев основал в 1870 году, в тот же год его отделение открылось и в нашем городе. Изначально банк въехал в здание на Немецкой площади, но место оказалось крайне неудачным - на самой окраине, вдали от деловых улиц, рядом с кладбищем. Через некоторое время адрес сменили, перебрались за реку к ярмарке, но ярмарка работала только один месяц в году, а в остальное время банковский филиал испытывал те же трудности, что и на старом месте. Переезд банка в Бугровский дом с экономической точки зрения был идеальным, здесь, на Рождественской, круглый год заключались крупные сделки и подписывались миллионные контракты. В этом здании нижегородское отделение банка благополучно просуществовало до самой национализации в революционном 1917 году.


Дом купца Пятова

Пост про дом купца Пятова см. здесь http://milutkin.livejournal.com/56514.html



Торговый дом и банк Рукавишникова

Среди знаковых строений на Рождественской улице одно из видных мест занимает здание банка Рукавишниковых, которое числится сегодня под номером 23 и изначально строилось как доходный дом с банковскими конторами. Банковский комплекс задумывался из двух зданий, так что второй корпус - промышленный - был построен на Нижне-Волжской набережной (ныне дом № 10).

Из всего разнообразного ряда домов на Нижне-Волжской набережной доходный дом Сергея Михайловича Рукавишникова выделяется неожиданной темой «готики» в окружении чисто русской архитектуры. Дом построен в 1911-1913 годах, выдающимся русским архитектором эпохи модерна Фёдором Шехтелем.
Здание обладает сложным силуэтом, так как рассчитано на восприятие с реки. Интересен тот факт, что он выполнен в неоготике, хотя готика практиковалась Шехтелем лишь в 90-е годы девятнадцатого века. Здесь удачно сочетается рационализм и романтизм. Вертикальные стремительные линии, подчиненные динамическому порыву вверх, придают зданию особую выразительность. Это лишь стилевая ассоциация с готикой, которая помогает выявить каркасную структуру здания.

Фасад сочетал мотивы средневекового зодчества и передовых строительных технологий начала ХХ века, с гранеными башенками разной высоты, завершенными металлическими колпачками, формирующими силуэт здания. Такой прием создает сильный мотив, вызывающий ассоциации с мощным органом и способствует восприятию образа как некоего музыкального произведения. В данном случае это не прямое копирование готики средних веков, а живописная композиция, фантазия автора на тему готики.
Органически это здание представляет собой одно целое с банком Рукавишникова, фасад которого выходит на улицу Рождественская. Банк также построен по проекту Федора Шехтеля, но несколько раньше - в 1908 году. В тот раз Шехтель отказался от использования, каких либо исторических стилей и спроектировал здание в образе рационального модерна. Над главным входом располагаются аллегорические скульптуры Конёнкова, символизирующие промышленность и земледелие.


Династия купцов, заводчиков и банкиров Рукавишниковых в XIX веке была одной из самых известных в Нижнем Новгороде. Со временем их известность приобрела и всероссийский масштаб.

Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников, родом из поселка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии, промышлял кузнечным делом. Перебравшись в 1817 году вслед за ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал активно торговать железом. Постепенно количество лавок разрослось, капитал увеличился, и Григорий Михайлович построил собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он получил медаль от департамента мануфактур и внутренней торговли.

После пожара в 1899 году в двухэтажном каменном доме Рукавишниковых с двумя промышленными корпусами на улице Рождественской они обратились в Строительное отделение городской управы с просьбой о ремонте пострадавших строений. Однако восстановленные старые здания имели весьма неприглядный вид, и Сергей Рукавишников в 1908 году обратился к московскому архитектору Ф.О. Шехтелю с просьбой о разработке планов-фасадов для возведения вместо них двух зданий, которые главными фасадами выходили бы на Рождественскую улицу (собственно банк) и Нижне-Волжскую набережную (промышленные корпуса).

Фасады решались в формах неоготики. На набережной - с мощными каркасными лопатками, завершенными «пинаклями», остеклением плоскостей и облицовкой стен полихромной керамической плиткой. Цветная керамика была применена и в облицовке выходящего на Рождественскую улицу корпуса, в убранстве которого широко использовано чугунное художественное литье, в том числе круглые фигуры рабочего и крестьянки, выполненные по эскизам молодого скульптора С.Т. Коненкова.

После завершения строительства возникли проблемы: новые корпуса стали «давить» на рядом стоящие Купеческий банк (ул. Рождественская, 21) и доходный дом Кудряшова-Чеснокова (Нижне-Волжская набережная, 9), в стенах которых появились трещины. На место была направлена специальная комиссия во главе с архитектором А.Н. Полтановым. Спешно принятые меры помогли исправить положение.
Оба здания Рукавишниковых являются ярким образцом рационального модерна. Многие считают построенные в эпоху модернизма нижегородские банки начала XX века лучшими зданиями в городе. Вторая половина XIX века была периодом наивысшего расцвета банковского дела в Нижнем Новгороде: появлялись новые кредитные учреждения, а также представительства известнейших на тот момент российских банков. В 1908 году в здании Рукавишниковых на Рождественской улице разместилось отделение Русского торгово-промышленного банка, который был одним из крупнейших в России. Рукавишниковы были крупнейшими клиентами этого отделения, поэтому в деловых кругах банк даже называли «банком Рукавишниковых», так он и вошел в историю.

http://milutkin.livejournal.com/58025.html

Улица Рождественская — одна из древнейших и красивейших в Нижнем Новгороде. Здесь сохранилось много больших и красивых каменных домов, история которых начинается ещё в середине XVIII века. По официальным данным, здесь насчитывается порядка 35 памятников архитектуры.

Улица Рождественская. Доходный дом Н. А. Бугрова (Справа) в Нижнем Новгороде

Первоначально называлась Большой Козьмодемьянской по храму святых бессеребреников Козьмы и Дамиана. С постройкой в 1653 году купцом Семеном Задориным церкви Рождества Богородицы стала именоваться Рождественской. В советское время переименована в улицу Кооперативную (1924 год), затем — Маяковского (1940). В 1990 году улице возвращено историческое название.

Улица Рождественская — вторая по значимости улица города после Большой Покровской, место сосредоточия ресторанов, кафе и ночной жизни Нижнего Новгорода, вместе с прилегающей площадью Маркина и Нижневолжской набережной. После реализации проекта по реконструкции, Рождественская улица должна стать одним из основных туристических маршрутов.

Улица соединяет площадь Народного единства перед Кремлём с площадью перед Благовещенским монастырём.

В числе главных достопримечательностей — Рождественская церковь выполненная в стиле барокко. Является одним из лучших образцов строгановского стиля, памятником архитектуры федерального значения. Построена в 1697-1719 гг. на средства именитого человека Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Иконостас с тончайшей резьбой и живописью строгановских мастеров являются одним из наиболее высокохудожественных в России.

30 мая Петр I был на службе в Рождественской церкви в день своего 50-летия, после чего церковь, по его указу, была закрыта. Богусложения в ней возобновились только в 1727 году.

В 2012 году завершился первый этап реконструкции улицы. В ходе работ здесь были отремонтировано несколько тысяч километров асфальтового покрытия, выложена брусчатка, установлены ливневые колодцы, малые архитектурные формы, проложены столбики ограждений пешеходной зоны и монтированы опоры наружного освещения на пл. Маркина. Из архитектурно-художественного каслинского литья изготовлены по спецзаказу элементы лавочек. Вдоль всей улицы были установлены красивые светильники, урны и цветники.

Движение трамваев стало реверсивным и по одному пути.

В рамках проекта реконструкции, на улице появилась бронзовая фигура живописца Константина Маковского, написавшего картину «Воззвание Минина», с мольбертом и кистью. Установлена 4 ноября 2013 года, в день празднования Дня Народного Единства.

Скульптура «Художник». Нижний Новгород. Улица Рождественская

Входе реконструкции будут отремонтированы все фасады, а каждое здание будет оборудовано уникальной подсветкой, чтобы памятники архитектуры предстали перед нижегородцами и туристами во всей красе.

Среди главных архитектурных шедевров улицы — Дом Купца Пятова. Это красивый особняк, имеющий восемь приставных ионических колонн, фриз которого украшает тройной венок славы, символизирующий победу России над Наполеоном. Является памятником федерального значения.

Здание бывшего «Блиновского пассажа» — это крупнейший доходный дом в Нижнем Новгороде с претензией на изящество, «высота громадная, стекла зеркальные». Имеет связь с именами таких известных личностей, как Алексей Горький, Владимир Короленко и Василий Калашников.

Желтый дом когда-то относился к усадьбе Строгановых. 2 сентября 1833 года Нижний Новгороде посетил А.С. Пушкин, на улице Рождественской он видел дом С.В. Строгановой, дочери княгини Голициной, послужившей прообразом «Пиковой дамы».

Теперь этот дом украшен цитатами из произведения «Пиковая дама». «Вы можете, — продолжал Германн, — составить счастье моей жизни, и оно ничего не будет Вам стоить: Я знаю что Вы можете угадать три карты сряду…»

«Это была шутка, сказала графиня, — клянусь Вам!» (с) А.С. Пушкин «Пиковая дама»

К сожалению, на момент нашей поездки, здесь еще остались здания — «белые вороны» с обшарпанными и неокрашенными фасадами.

Историческая часть Нижнего Новгорода расположена на холмистой территории, поэтому улицы идут вверх-вниз, дома стоят на небольших горках или, наоборот, в низинах. Так, что от улицы Рождественской можно подняться вверх, либо спуститься вниз к реке.

Обязательно загляните в переулки улицы. Здесь много всего интересного!

Зеркально-космический туннель!

Космические медузы.

К сожалению, сие творчество недолговечно.

Или китайская чайная арка. Картины не закончены.



В конце туннеля милейший чайный магазинчик.

Слева от Рождественской улице находится площадь Маркина и речной вокзал.

Развлечения ради, здесь установлено несколько аттракционов. Один из них «Арка электрических витаминов», которая посвящена эксперименту Алессандро Вольта и закону Ома. Замыкая цепь с разнородными металлами колонн и касаясь партнера кончиком языка, можно ощутить кислый вкус электрических витаминов.

Второй аттракцион — электро-велосипед. Здесь, при прокрутке педалей, механическая энергия преобразуется в в электрическую и зажигаются гирлянды.

Реконструкция Рождественской улицы — один из самых лучших и интересных проектов, реализованных за последние годы в городе. И если вы приехали в Нижний Новгород, обязательно включите это место в свой маршрут.

.
Следующую прогулку посвящаем Нижнему базару, раскинувшемуся у слияния Оки и Волги.

Нижний базар, он же Нижний посад состоит из пары улиц, широкой Нижневолжской набережной и нескольких переулков, упирающихся в крутой склон Дятловых гор. При царе-батюшке в Нижнем Новгороде соорудили аж два фуникулёра, связывавших Нижний базар с Кремлём и нагорной частью города. Но при советской власти оба пришли в упадок и, в конце концов, развалились. Так что вниз мы спускались по лестнице, а вверх ехали на рейсовом автобусе.

Перед Канавинским мостом, выходящим к главной улице Нижнего базара, именуемой Рождественской, установлена стела с гербом Нижнего. Благородного оленя на гербе исстари зовут “весёлой козой”.

На Рождественской улице интересен почти каждый дом. К сожалению далеко не все попали в объектив – холодно было, однако. Да и погреться негде 🙂 – по случаю новогодия все (!) заведения оказались закрыты. Можно было забраться в экскурсионный трамвай, но на Рождественской маршрут не начинается, а заканчивается. И фотографировать из окон несподручно.

Солидный трёхэтажный дом в конце Рождественской улицы принадлежал купцу И.Соболеву. Его построил архитектор Ужедумский-Грицевич в 1860-62 годах. Во флигеле были торговые бани, а в лицевом корпусе располагалась гостиница, считавшаяся одной из лучших в городе. В 1869 году в ней останавливался Лев Николаевич Толстой.

К достопримечательностям Нижнего Новгорода относятся и две роскошные барские усадьбы, принадлежавшие баронам Строгановым и князьям Голицыным. Главный дом и флигели строгановской усадьбы, построенной в 1826 году, выходят на улицу. Усадьбу Голицыных строил Доменико (Дементий Иванович 🙂) Жилярди в 1837 году. Её парадный фасад обращён на реку,а на улицу выходят неприметные надворные постройки.

Главный дом усадьбы Строгановых.В центре фасада виден изящный балкон, отлитый на Уральских железоделательных заводах. Усадьба Строгановых. Слева вдали видны надворные постройки имения Голицыных.

К усадьбе Строгановых примыкает эффектное трёхэтажное здание красного цвета. Наличники, сандрики, лучковые фронтоны, карнизы и руст перого этажа выделены белым. Это не дворец и, даже, не доходный дом, а… завод компании “Добров и Набгольц”, построенный в 1885-86 годах. Он производил паровые машины для мукомольных заводов купцов Башкировых и Бугровых. Именно Емельян Башкиров поставлял муку знаменитому московскому булочнику Ивану Максимовичу Филиппову.
Здесь же производили оборудование для водопроводов в том числе для всей (!) Транссибирской железной дороги.

Напротив стоит самая яркая достопримечательность Рождественской улицы – овеянная легендами .

Любуясь храмом, не забудьте посмотреть на изящный особняк с мезонином, стоящий в глубине участка. Он числится по Суетинской улице, проходящей по Започаинью. Дом стоит на подворье Григория Дмитриевича Строганова. В палатах, стоявших на этом месте, хозяин железоделательных заводов принимал самого Петра I, отмечавшего в Нижнем своё пятидесятилетие в 1722 году. Нынешний дом построили нижегородские архитекторы Иван Ефимович Ефимов и Антон Лаврентьевич Леер в 1828-31 годах. Здесь жил управляющий “соляных и железных караванов” Строгановых.

Неподалёку от Строгановской церкви стоит парочка бронзовых скульптур, представляющих нижегородские типы. Это мальчишка-разносчик с лотком, полным кренделей и баранок

и барин-художник в блузе и берете, стоящий перед мольбертом.

Художник “пишет с натуры городской пейзаж” с домом купца Смирнова, построенным уже знакомым нам архитектором Иваном Ефимовичем Ефимовым в 1823 году. Это типичный для провинции классицистический особняк с мезонином, треугольным фронтоном и пилястровым портиком.

Перспектива Рождественской улицы. Крайний справа – дом купца Смирнова.

Напротив стоит ещё один классический особняк благородных пропорций. Цокольный этаж выделен насыщенным терракотовым цветом, фасад бельэтажа отделан пилястрами и изящными раковинами в лучковых сандриках. Архитектор Антон Лаврентьевич Леер построил этот дом для Купцов Есырёвых в 1832 году.

Соседний дом немного моложе особняка Есырёвых. Ему “всего лишь” около 160 лет. Построил его Николай Иванович Ужедумский-Грицевич, автор гостиницы купца Соболева, в 1853 году. В самом конце XIX века купец Аристарх Андреевич Блинов приказал перестроить его в модном в ту пору стиле эклектики. Широкие окна и декоративные купола появились в 1898 году.

Дом Аристарха Блинова выходит на Софроновскую площадь, переименованную в советское время в площадь Маркина (командира Волжской флотилии во время гражданской войны). Восточную сторону площади занимает пассаж братьев Блиновых. Он и сейчас привлекает внимание. Представьте себе, какое впечатление он произвёл в 1878 году сразу после окончания строительства?
Автор здания пассажа – петербургский архитектор А.К.Бруни, а строил его нижегородский зодчий Роберт Яковлевич Килевейн. В здании находились магазины, склады, конторы в том числе “Товарищества братьев Нобель”, гостиница и трактиры. Здесь некоторое время размещались нижегородская биржа, почта и телеграф. На первом этаже был торговый пассаж – он то и дал имя зданию.

Знаменитый художник Константин Егорович Маковский останавливался в гостинице Блиновского пассажа во время работы над полотном “Воззвание Минина”.
В ноябре 1901 года в одном из здешних ресторанов либеральная интеллигенция Нижнего Новгорода провожала А.М.Пешкова (Максима Горького) в арзамасскую ссылку.
Пассаж принадлежал трём братьям Блиновым: Фёдору, Аристарху и Николаю. Братья Блиновы вместе с не менее знаменитыми купцами-хлеботорговцами Бугровыми и Устином Саввичем Курбатовым пожертвовали 250 тысяч рублей на устройство городского водопровода с единственным условием: “Пользование водой из нового водопровода должно быть для всех сословий Нижнего Новгорода на вечные времена бесплатно”. В память о купцах-благотворителях на Софроновской площади установили роскошный фонтан с мемориальной доской, уничтоженный по решению “партхозактива” в 1960-х годах.
На южной стороне площади помимо дома Аристарха Блинова стоит Нижегородская биржа, построенная ко Всероссийской выставке 1896 года архитектором Карлом Густавовичем (Васильевичем) Трейманом.

Площадь Маркина, южная сторона. Жёлтое здание справа – бывшая Нижегородская биржа.

Стоявшие на Софроновской (Маркина) площади старая и новая церкви Козьмы и Дамиана не сохранились. На их месте построили мрачную сталинскую коробку, занятую Нижновэнерго.

Перспектива Рождественской улицы на север от площади Маркина. Слева фрагмент здания Нижновэнерго

Зато купеческие дома конца позапрошлого века отличаются ярким праздничным обликом.

Особенно хорош доходный дом Николая Александровича Бугрова, внука основателя знаменитой купеческой династии Петра Егоровича Бугрова. Дом перестроил архитектор В.П.Цейдлер в 1893 году. Здесь разместилось отделение Волжско-Камского банка, где Бугров брал кредиты для развития своего хлебного дела.
Н.А.Бугрова очень почитали в Нижнем Новгороде. Половину своего дохода, а в случае стихийных бедствий и до 80% он тратил на благотворительность. Бугров впервые в Российской Империи установил на своих мельницах восьмичасовой рабочий день, учредил пенсионный фонд для больных и престарелых работников и беспроцентную ипотеку для нуждающихся в жилье. Мукомолов бесплатно кормили, выдавали спецодежду, они жили в бесплатных домах при мельницах. На праздники рабочие получали подарки продуктами или деньгами.

Доходный дом Н.А.Бугрова или Волжско-Камский банк. Эркер дома Н.А.Бугрова с монограммой владельца. На заднем плане фрагмент дома И.С.Пятова.

Дом Н.А.Бугрова стоит на углу Троицкого (Вахитова) переулка. На противоположном углу стоит дом купца I гильдии, Почетного гражданина Нижнего Новгорода Ивана Степановича Пятова.
Пятов торговал железом и на свои средства устроил на Нижегородской Ярмарке в Канавино Железный ряд, чем удостоился особого расположения инженера Августа Бетанкура. Именно Бетанкуру Николай I поручил обустройство Ярмарки, переведённой из Макарьева после разрушительного пожара. В 1819 году Август Бетанкур строит для Пятова дом, украшенный по фасаду ионической колоннадой. Фигурный аттик с двумя куполами и декоративными вазами в нишах добавили известные нижегородские домовладельцы И.Кудряшов и Н.Чесноков.

Соседний дом относится к лучшим в России образцам стиля модерн. Это творение гениального Ф.О.Шехтеля – Русский торгово-промышленный банк Сергея Михайловича и Митрофана Михайловича Рукавишниковых, представителей знаменитого “проклятого рода” нижегородских промышленников. Здание на Рождественской улице выстроено в 1908 году в формах рационального модерна. Его отличают широкие оконные проёмы, сочетание декоративной штукатурки и керамической облицовочной плитки.

Чугунные литые скульптуры рабочего и селянки выполнил тогда ещё малоизвестный скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков. Они олицетворяют промышленность и земледелие.

Бывшее владение Рукавишниковых простирается от Рождественской улицы до Нижневолжской набережной. На набережную выходит второе здание ансамбля, спроектированное Ф.О.Шехтелем в стиле модерн с элементами неоготики. Корпус, выходящий на набережную, предназначался для универсального магазина. Его построили в 1913-1916 годах. В советское время там открыли фабрику.

В самом начале Рождественской улицы стоит ещё одно здание в стиле модерн. Это бывший дом Фёдора Петровича Переплётчикова, владельца канатных мануфактур, общественного деятеля и крупного благотворителя. В 1845 году он завещал городу два своих дома с тем, чтобы доход от них шёл в пользу бедных. Дом №6 по Рождественской построил ещё Иван Ефимович Ефимов в 1822 году. Во время Всероссийской выставки здесь останавливались приезжие купцы. Уже тогда стало ясно, что дом нуждается в реконструкции. В 1902 году дом надстроил и перестроил архитектор Анатолий Иванович Шмаков, выходец из крепостных графов Шереметьевых.

Шмаков украсил фасады множеством маскаронов в виде женских головок, увитых цветами. Вертикальные тяги в простенках окон, рисунок наличников, лепнина в сандриках также характерны для провинциального модерна.

Рождественская улица привела нас к бывшему Гостиному двору. К сожалению от него почти ничего не осталось. Однако по П-образному корпусу Мучных рядов это место до сих пор зовётся “Скобой”.

Достопримечательности Нижнего Новгорода. “Скоба” или площадь Народного Единства

Вид со “Скобы” на Рождественскую улицу.

Справа остаётся отстроенная в современном культовом стиле церковь Казанской иконы Богородицы. Её возвели несколько лет назад на месте более ранней церкви, утраченной в советское время.

Торгово-промышленная Рождественская заканчивается. Дальше по Ивановскому съезду и Живоносовской (Кожевенной) улице находилось городское “дно”, также бывшее своеобразной “достопримечательностью” Нижнего Новгорода.
На пригорке под стенами Кремля стоит знаменитый ночлежный дом Александра Петровича Бугрова, рассчитанный на приём 500 человек. Он открылся в 1883 году. На его фасаде была знаменитая надпись “водки не пить, песен не петь, вести себя тихо!” Постояльцы ночлежки могли рассчитывать на бесплатный фунт хлеба и кружку кипятка раз в день. Именно в Бугровской ночлежке Горький услышал, как некий оборванец назвался “бароном”. Позже писатель сделал персонаж барона одним из главных в своей пьесе “На дне”.

Сын Александра Петровича Николай Александрович Бугров вложил в банк 30 тысяч рублей. Проценты шли на содержание ночлежки. В 1885-89 годах Бугров построил рядом торговый корпус, доходы от которого также использовались для ночлежного дома.

Храм Рождества Иоанна Предтечи, существующий с конца XVI века, перестроили в камне в 1683 году на средства посадского человека Гаврилы Дранишникова и восстановили в 2005 году после советских разрушений. У стен одноимённой деревянной церкви Козьма Минин обратился к нижегородцам со своим знаменитым воззванием.

К современным достопримечательностям Нижнего Новгорода относится установленная в 2005 году копия памятника Минину и Пожарскому. Её выполнил известный копиист скульптор Зураб Церетели.

Это место получило претенциозное название “Площадь народного единства”. В 2005 году между церковью и Северной башней Кремля появилась часовня-звонница с набатным колоколом весом 6 тонн.

Дома по Живоносовской (Кожевенной) улице и соседнему Кожевенному переулку напоминают о нижегородской “миллионке”. Так насмешливо называли место скопления босяков, оборванцев и прочего несчастного люда.
Каменные корпуса купца Фёдора Гущина, построенные в 1869-71 годах, прекрасно подходят для декораций пьесы “На дне”.

Дома купца Ф.Гущина стоят на развилке Кожевенной улицы и Ивановского спуска. Слева виден портик дома Ф.П.Переплётчикова.

На Кожевенной улице находится знаменитая босяцкая чайная “Столбы”. Георг Кизеветтер построил этот дом для уже знакомого нам Фёдора Петровича Переплётчикова, бывшего в ту пору городским головой. В 1839 году работа Георга Кизеветтера удостоилась следующей резолюции Государя императора Николая I:

“Кизеветтеру объявить монаршее удовольствие за красоту сего фасада”.

Это один из лучших нижегородских домов, выстроенных в стиле классицизм. В 1901 году его приобрёл пароходчик Дмитрий Владимирович Сироткин, старообрядец и гласный городской думы. Подобно другим нижегородским богачам, он активно занимался благотворительностью и по просьбе Максима Горького предоставил этот дом для народной чайной. Деньги на её обустройство выделил уже известный нам Николай Александрович Бугров. Босяки на простонародный манер прозвали чайную “Столбами” по колоннам на фасаде.

Здесь люди могли сидеть в тепле. Давали им порцию чая за две копейки, фунт хлеба, организовали маленькую библиотеку, поставили пианино и устраивали в праздничные дни концерты…

На музыкальные утренники здесь собиралось до 500 босяков. Нижегородские врачи открыли в “Столбах” бесплатную амбулаторию и аптеку.

Соседнее двухэтажное здание гораздо моложе “Столбов”. Это бывшая гостиница Извольского, построенная в 1905 году.